реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблема перенаселённости Земли. История вопроса от Мальтуса до наших дней

рождаемости и смертности.

Однако миграция внутри страны, особенно из сельских местностей в

города, играет важную роль в динамике численности городского и сельского

населения. Эта миграция влияет на характер расселения жителей в пределах

страны.

Фертильность. Уровень простого воспроизводства. СКФ.

Помимо общего коэффициента рождаемости на численность населения в

стране влияют ещё 2 коэффициента, описывающие воспроизводство.

Уровень простого воспроизводства – число детей, которое должна иметь

супружеская пара, чтобы обеспечить замену. На первый взгляд может

показаться, что каждой паре достаточно иметь двух детей. Однако коэффициент

среднего уровня простого воспроизводства в действительности немного выше,

так как некоторые девочки умирают, до достижения возраста фертильности. В

развитых странах этот средний коэффициент равен 2,1 ребёнка на семью, а в

развивающихся странах с высокой детской смертностью он равен 2,5.

Наиболее точным показателем фертильности для расчётов будущих изменений

численности является Суммарный Коэффициент Фертильности (СКФ). Он

представляет собой среднее число живых детей у одной женщины, которое она

может иметь в течение детородного периода (15 – 45 лет) в соответствии со

средним коэффициентом рождаемости данного года.

Возрастная структура населения.

Возрастная структура по Миллеру играет одну из главных ролей в

изменении численности населения. Например, возьмём пример Турции и Мексики.

Это две страны с наиболее молодым населением. Что из этого выходит? Это

значит, что население этих стран продолжит увеличиваться, несмотря на любые

искусственные меры по сокращению рождаемости. Это происходит оттого, что

если есть очень большое число девочек до 15 лет, это будет означать, что

каждый год будет увеличиваться число женщин фертильного возраста (способных

рожать), и каждой из этих женщин можно иметь хотя бы одного – двух детей,

чтобы население стабильно увеличивалось в течение 60 – 70 лет – т.е.

средней продолжительности жизни.

Или обратный случай. Население стареет, как это показано на примере США. В

США с 1945 по 1965 наблюдался так называемый «бэби-бум», резкий рост

рождаемости. А с 1985 наблюдается спад рождаемости. Отсюда автор делает

вывод, что когда поколение «бэби-бума» состарится поколение

демографического спада войдёт в трудоспособный возраст и тут возникнут

проблемы с пенсиями, когда небольшому числу трудоспособного населения

приходится работать на спокойную старость большему числу пенсионеров,

отсюда повышение налогов, доминирование пенсионеров на выборах, снижение

материальной базы для заведения ребёнка. До того, как представители периода

снижения рождаемости войдут в период трудоспособного возраста, государству

необходимо будет содержать армию, а так как людей будет не хватать

«старшее» поколение преподнесёт неприятный сюрприз молодому, виде

ужесточения набора в армию.

Выводы.

Четыре основных фактора определяют численность народонаселения и

скорость её изменения: разница между коэфф-тами рождаемости и смертности,

миграции, фертильность и количество жителей в каждой возрастной группе.

Пока коэффициент рождаемости выше коэффициента смертности, население будет

увеличиваться со скоростью, которая зависит от положительной разницы между

этими величинами. Среднегодовая величина изменения численности населения

отдельной страны, города или любой области определяется по соотношению

(новорожденные + иммигранты) – (умершие + эмигранты).

Численность населения зависит от суммарного коэфф-та фертильности и его

положения относительно уровня простого воспроизводства (норм. – 2,1). При

достижении уровня простого воспроизводства требуется время для стабилизации

роста населения. Это зависит, прежде всего, от количества женщин в возрасте

фертильности и количества девочек, не вступивших в этот возраст. Чем больше

количество девочек, не достигших возраста фертильности, тем длиннее будет

период достижения нулевого роста.

Регулирование численности населения

В своей книге Миллер уделяет очень большое внимание проблеме

регулирования численности населения на Планете. По его мнению, есть два

пути, по которым можно контролировать прирост населения: воздействовать или

на коэффициент рождаемости или коэффициент смертности. Во-первых, по его

мнению, можно ничего не предпринимать, чтобы снизить прирост населения, и

позволить миллиардам людей умереть после того, как будет превышен

максимально допустимый уровень возможной численности населения. Во-вторых,

можно разработать глобальную антикризисную программу по снижению прироста,

с тем, чтобы предотвратить катастрофу и гибель людей. Миллер предлагает 3

способа снижения прироста и численности населения в рамках второго пути:

регулирование через экономическое развитие, через планирование семьи, через

социально-экономические изменения.

Регулирование через экономическое развитие.

Правительство может повлиять на общую численность населения,

стимулируя изменения в трёх главных демографических категориях:

рождаемости, смертности и миграции. Почти все страны, за небольшим,

исключением, снижают прирост населения, ограничивая иммиграцию, а в ряде

случаев, поощряя эмиграцию в другие страны. Увеличение коэффициента

смертности не является приемлемой альтернативой. Таким образом, именно на

снижении коэффициента рождаемости сосредоточиваются основные усилия по

снижению численности населения.

В этом разделе будут рассмотрена позиция Миллера в части экономических

методов снижения численности населения.

Экономическое развитие и переходный период естественного движения

населения. Демографы изучили темпы прироста и убыли населения

западноевропейских стран, которые индустриализировали свою экономику в 19-

ом столетии. На основе полученных данных они разработали модель снижения

численности населения, получившую название «переходный период естественного

движения населения». Её основная идея состоит в том, что, когда государства

переходят в разряд промышленно развитых, сначала в них резко падает

смертность, а вслед за этим рождаемость. В результате быстрый рост

замедляется, а затем показатели рождаемости и смертности выравниваются и

постепенно численность населения сокращается.

Таким образом, переходный период состоит из 4х ярко выраженных стадий:

допромышленная (высокая рождаемости + высокая смертность = низкий прирост),

переходная (резкое падение смертности и потом сокращение рождаемости =

увеличивающийся, высокий, сокращающийся прирост), индустриальная (низкая

рождаемость, приближающаяся к коэфф-ту смертности = низкий прирост),

постиндустриальный (снижающаяся рождаемость, порой опускающаяся уровня

смертности = очень низкий или отрицательный прирост).

Итак, объясним эти этапы: первый этап – допромышленный. На этом этапе

промышленное развитие на низком уровне, санитарные и гигиенические нормы

очень низкие, эффективных лекарств и системы медицинского и социального

облуживания плохи или отсутствуют – высокая смертность. Население - в

основном в сельской местности, труд – тяжёлый физический, смертность –

высокая. Люди стремятся иметь много детей т.к. нужны рабочие руки, много

детей в будущем обеспечат родителям старость, нужно страховать высокую

детскую смертность «лишними» детьми, очень сильны культурные и религиозные

убеждения, восхваляющие многодетность, отсюда высокая рождаемость. Если из

высокой рождаемости вычесть высокую смертность – получится низкий прирост.

Переходный этап. Население урбанизируется, развивается промышленность,

экономика, санитарные условия и социальная система – резко падает

рождаемость. Культурные традиции ещё очень сильны, сельского населения ещё

много и оно может пользоваться достижениями цивилизации, тяжёлый физический

труд перемещается в города и помощники в семье ещё очень необходимы, нет

системы пенсий, и дети остаются единственной надеждой родителей на

спокойную старость. Вычтем из высокой рождаемости низкую смертность и

получим высокий прирост. Индустриальный этап – население урбанизируется,

санитарно-гигиенические нормы сильно улучшаются и систематизируются, тяжкий

труд заменяется интеллектуальным – смертность стабилизируется на очень

низком уровне. В городах людям занятых в интеллектуальном труде дети не

подспорье, их обучение в конкурентной экономике довольно дорого,

развивается система пенсионного обеспечения, смертность на низком уровне –

страховаться не надо, отсюда быстрое снижение рождаемости. Вычтем низкую

смертность из низкой рождаемости – получится низкий прирост.

Постиндустриальный период. Престиж семьи с детьми падает, развивается

эмансипация, феминизм, женщины уходят из дома на работу, пенсионная система

полностью обеспечивает безбедную старость, ритм жизни ускоряется –

рождаемость продолжает падать. В постиндустриальном обществе уровень

девиации снижается, войны практические не ведутся, медицина развивается,

продлевая жизнь, человек всё меньше зависит от природы – население стареет,

при малом количестве людей моложе 15 лет, которые должны воспроизводить

население.

Этот тип развития, по мнению Миллера, самым активным образом должен

пропагандироваться в развивающихся странах. Но тут возникает проблема

сокращения переходного периода! Культурная и социальные системы медленней

всего приспосабливаются к экономическим изменениям и поэтому

традиционность, религиозность, медленно вытесняются экономикой на второй

план. Сейчас сложилась ситуация, когда развивающиеся страны имеют

возможность пользоваться всеми благами цивилизации, что сильно снижает

уровень смертности, но на культурном уровне эти страны ещё долгое время не

будут соответствовать экономическому развитию, что продлит на долгие годы

период резкого роста населения.

С другой стороны снижающаяся численность населения в развитых странах

обусловливается снижающейся рождаемостью, которая в условиях

постиндустриального общества не поддаётся искусственному стимулированию,

объективно поднять рождаемость нельзя из-за условий жизни семьи в

сверхмобильном обществе с бешеным ритмом жизни. В этом случае развитые

страны могут прибегнуть к стимулированию иммиграции в свои страны, но это в

свою очередь может подорвать национальную и этническую целостность этих

стран.

Планирование семьи.

Суть планирования семьи позаимствована у Мальтуса, который говорил:

«Семья должна иметь ровно столько детей, сколько она может прокормить…» Но

в то же время методы, которые сейчас для этой благой цели применяются

контрацепция и даже аборты, были неприемлемы для него.

Планирование семьи основано на просветительских программах с одной

стороны информирующих людей о демографической ситуации в их стране, с

другой - показывающая причины этого на примере людей, с которыми ведётся

просветительская работа. В программу просветительской работы входят:

пропаганда контрацепции как мужской, так и женской, обучение эффективному

дородовому кормлению и уходу за родившимся ребёнком, планирование

нормального количества детей для каждой отдельной семьи. В программу также

входит медицинское обслуживание.

Действенность такого метода неоднозначна. В таких странах как Китай и

Индонезия эти меры позволили снизить темпы роста рождаемости, а таких

странах как Индия, Бразилия, Бангладеш, Пакистан и страны Африки этот метод

к особенным результатам не привёл. Автор приходит к мысли, что

действенность этого метода зависит от политической воли государства и

наличии достаточного финансирования институционализации планирования семьи

как социального инструмента сокращения рождаемости.

Экономическое стимулирование сокращения рождаемости и др. факторы.

Кроме вышеуказанных способов (экономическое развитие и планирование

семьи) существуют чисто экономические и социальные методы сокращения

численности населения. В некоторых странах семьям выплачиваются

вознаграждения за «не рождение» ребёнка, мужчинам выплачиваются

вознаграждения за стерилизацию. Например, в Китае семьи даже штрафуются,

если родился незапланированный ребёнок. С одной стороны эти меры могут

возыметь действие на сознательные слои населения, с другой – существует

множество уловок, как, например, в случае со стерилизацией и

вознаграждениями. Человек может нарожать 3-4 детей и уже потом законно

потребовать деньги за стерилизацию. Или, например, люди, имеющие столько

детей, сколько захотят вполне могут получить вознаграждение за то, что

больше не будут иметь детей. В результате такие меры могут иметь нулевой

эффект.

Опыт свидетельствует, что экономические вознаграждения и штрафы,

предназначенные для сокращения фертильности, лучше воздействуют если они:

? Скорее слегка подталкивают, а не заставляют людей иметь меньше детей;

? Усиливают существующие обычаи и традиции иметь небольшие семьи

? Не наказывают людей, которые уже создали большие семьи до принятия

программы

? Увеличивают доход и размеры землевладения бедной семьи.

Изменение роли женщины

Другой социально-экономический путь сокращения численности населения –

улучшение условий жизни женщины. Сейчас в развивающихся странах женщина

проводит время в основном только в семье, среди детей и очага, что

естественно способствует увеличению рождаемости. Труд женщин по дому

оценивается в 4 трлн. долларов ежегодно, они составляют 44% процента

рабочей силы США, но получают в среднем на 30% меньшую плату, чем мужчины.

Несмотря на огромную экономическую и социальную роль в жизни общества,

женщины в развивающихся странах не имеют юридических прав на владение

землёй или получения кредитов для повышения продуктивности

сельскохозяйственных работ, 60% процентов неграмотных на земле составляют

женщины, в развивающихся странах, особенно в исламском мире, женщина

последней получает еду в семье.

Многочисленными исследованиями доказано, что образованность главный

фактор, заставляющий женщин меньше рожать.

Согласно высказыванию сотрудника института Worldwatch Дж. Джекобсона,

«улучшение статуса женщины – а точнее, снижение их экономической

зависимости от мужчин – кардинальный аспект экономического развития. До тех

пор, пока женское образование не получит широкого распространения, до тех

пор пока женщины будут лишены по крайней мере частичного контроля над

ресурсами, определяющими их экономическое существование, высокая

фертильность, бедность, деградация окружающей среды будут усиливаться во

многих регионах мира».

2.5. Особый взгляд на проблему академика Капицы С.П.

Профессор Сергей Петрович КАПИЦА применил методы теоретической физики в

неожиданной сфере — к проблемам... демографии. Его доклад «Сколько людей

жило, живет и будет жить на Земле» вызвал интерес не только коллег-физиков,

но и других универсантов, пришедших в Петровский зал специально, чтобы

послушать С.П.Капицу.

«Проблему перенаселенности Земли первым поднял Римский клуб еще лет 30

назад. Когда я был членом Римского клуба, там дискутировались глобальные

проблемы: гонка ядерных вооружений, противоракетная оборона и другие. Тогда

же стало ясно: главная проблема — проблема роста человечества. Сегодня нас

на Земле 6 млрд. человек. Почему так много? Ведь если бы мы были животными

(биологически к нам ближе всего свиньи: они питаются тем же, чем мы, и

образ жизни у них близкий к нашему), то нас было бы всего около 100 тысяч.

Откуда такое различие на пять порядков? Четыре миллиона лет назад, когда

человек начал эволюционировать из обезьяны, нас и было 100 тысяч, во

времена Христа на Земле было 100 млн. человек, во времена Пушкина — 1

млрд., а сейчас — 6. Откуда такой нелинейный, взрывной рост (скорость роста

пропорциональна квадрату числа людей на планете)?»

Докладчик коснулся сложностей обсуждаемых проблем. Во-первых, невысока

точность данных о населении планеты. Для всего мира погрешность около 3—4%,

то есть плюс-минус 200—250 млн. человек. «Это не значит, что можно сбросить

со счетов такую страну, как Россия или США, эти 200 тысяч «размазаны» по

всему земному шару...» Вторая сложность: «Демография — это секс в политике.

Как раньше в СССР нельзя было обсуждать вопросы секса, так и сейчас

обсуждать вопросы демографии надо очень осторожно...» Как выглядят

демографические данные, докладчик показал на примере Франции, население

которой изучено наиболее точно. С 1750 г. до настоящего времени кривая

сначала плавно растет (прирост 0,5%), проходит через максимум и начинает

неуклонно снижаться. И такая же картина наблюдается для других стран — нам

показали графики для Швеции, Германии, СССР/России, США и развивающихся

стран — Маврикия (Африка), Шри-Ланки (Азия) и Коста-Рики (Америка). У всех

кривая роста проходит через максимум, причем максимумы у разных стран — в

разное время: у развитых стран в 1950-е годы, у остальных — на 50 лет

позже. У России самый резкий прирост (2%) был в начале ХХ века, у

развивающихся стран — сейчас (3—4% в год). И кривая для роста населения

всего мира выглядит точно так же — после роста резкий спад. С.П.Капица

назвал эту особенность «явлением демографического перехода» (по аналогии с

физическим явлением фазового перехода).

«Сегодня население мира растет только за счет роста населения

развивающихся стран. По данным польских ученых, уже сейчас на Земле 57%

азиатов, 21% европейцев, 14% американцев и 8% африканцев, причем 30%

бледнолицых и 70% цветных. А что будет завтра?»

Профессор С.П.Капица вывел достаточно простую формулу, описывающую рост

населения Земли. Кривая, после резкого взрывного роста в ХХ веке, переходит

к столь же резкому «плато». Докладчик успокоил слушателей: «В ближайшее

время нас ждет увеличение населения до 10—12 млрд. человек, после чего

всякий прирост прекратится, практически мгновенно...» Вычислил он и время

перехода — «мгновение» равно 45 годам, всего-навсего. Т.е. сравнимо со

средним возрастом человека. Самое любопытное, что мы сейчас находимся в

середине этого процесса перехода. Год 2000-й, по его теории, оказался

переломным годом для человечества за последние четыре миллиона лет!

«Имея такую кривую роста, можно произвести разнообразные подсчеты.

Можно узнать время появления человека — 4-5 млн. лет назад, и даже возраст

Вселенной — 20 млрд. лет. А сколько человек было в самом начале истории? У

С.П.Капицы получилось 100 тысяч человек. Ту же самую цифру ему назвал

известный французский антрополог Коппенс, профессор Коллеж де Франс,

который исследовал в Африке самые древние останки человека, возраст которых

1,5 млн. лет. Антрополог — не физик, он полевой исследователь, и считал

просто: около 1000 стоянок по 100 человек на каждой — вот и 100 тысяч. Что,

отмечает С.П.Капица, совпадает с численностью животных такого же размера,

близких нам биологически — волков и медведей в северных широтах или обезьян

— в южных.

Проинтегрировав кривую, можно подсчитать, сколько человек всего жило на

планете. По данным С.П.Капицы — 100 млрд. человек, по данным антропологов —

от 80 до 150 млрд. чел. Причем 1000 лет назад прирост человечества был 0,1%

в год, 200 лет назад — 0,5%, а 100 лет назад — уже 1%. Это сжатие

исторического времени ощущали многие историки.

Какой же механизм за всем этим кроется? Почему население Земли, которое

так круто росло в последние сто лет, вдруг перестанет это делать? Римский

клуб утверждал: не хватает ресурсов. Но, отметил профессор С.П.Капица, в

этой модели ресурсов вообще нет, а модель работает — так что недостаток

ресурсов тут ни при чем! По его мнению, причина демографического перехода —

информационный кризис! Миллионы лет информационное взаимодействие лежало в

основе быстрого роста человечества — темпами значительно более быстрыми,

чем у животных. Потому что только у человека есть два способа передачи

информации: через геном и через речь, культуру. Только человек откладывает

свой репродуктивный период на 20—30 лет и тратит это время на обучение,

образование, программирование ума. Только у человека объем мозга от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.