реферат бесплатно, курсовые работы
 

Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие

3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и

спецдепозитария;

4) заключены договоры между Пенсионным фондом РФ и управляющими

компаниями на управление накопительной частью пенсии;

5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г.

средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора

управляющей компании;

6) подписаны соглашения об удостоверении подписей на заявлениях о

выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и

Пенсионным фондом РФ.

В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые

проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:

1) технические проблемы в Пенсионном фонде с рассылкой писем гражданам

привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы. В результате задержки

рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для

пенсионной реформы;

2) отсутствие информационной кампании о пенсионной реформе ведёт к

тому, что большая часть населения не очень хорошо знает, как можно

распорядиться накопительной частью своей пенсии;

3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает

число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными

накоплениями;

4) отсутствие механизма раскрытия информации о деятельности частных и

государственных управляющих компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ

приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее

эффективного инвестирования пенсий;

5) отсутствие закона о методике расчёта размера пенсии в зависимости

от суммы накопленных средств на индивидуальном счёте сокращает прозрачность

пенсионной реформы и ограничивает мотивацию граждан к участию в пенсионной

реформе;

6) юридическая неопределённость статуса Внешэкономбанка в качестве

государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного фонда РФ

повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частными

управляющими компаниями и гражданами;

7) недостаточно жёсткие требования к частным управляющим компаниям

позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно,

не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не

будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений.

Единая пенсионная система государственных пенсий в России не

состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы

для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему

уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным»

пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются

пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться

чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически

оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся

процесс обесценения рубля.

Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного

обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился

к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает

падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая

за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и

практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию.

Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в

частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых

заболеваний, включая психические.[6]

В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий,

ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным

минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой её

компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в

уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности

трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада),

заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России

установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно

различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой

оплатой трудился человек[7].

ГЛАВА І І. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1. Направления совершенствования пенсионного законодательства

Законы и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные

положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они

устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы

формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных

законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в

Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой

пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и

обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при

наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система

России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность,

всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и

норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение

властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство,

финансовая устойчивость системы.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации пенсионное

обеспечение относится к предметам совместного ведения России и её

субъектов.

Устанавливаются следующие виды пенсий: по старости, или по возрасту,

пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери

кормильца и социальная пенсия. Система пенсионного обеспечения состоит из

обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное

пенсионное обеспечение осуществляется посредством нестрахового

государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного

страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется

посредством коллективного и индивидуального пенсионного обеспечения и

страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.

Базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное

обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума

в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень

пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником

финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства

федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий,

формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть единого

социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на

очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное

обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и

иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное

пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по

размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную

систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые

трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное

страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей

народного хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий

осуществляется за счёт части единого социального налога, пеней, штрафов,

налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учёт

пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного

накопления.

За последние десять лет в России получило развитие дополнительное

пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе

негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Закон «О

негосударственных пенсионных фондах» закрепляет сложившуюся практику этого

уклада и разделяет его на дополнительное коллективное и дополнительное

индивидуальное пенсионное обеспечение и страхование, которые осуществляются

негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и

специализированными паевыми инвестиционными фондами на основании договоров

о дополнительном пенсионном обеспечении.

Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре основные

функции: аккумулирование средств, учёт пенсионных прав граждан, назначение

и выплата пенсий, управление финансовыми потоками и резервами пенсионной

системы. Управление системой пенсионного обеспечение базируется на принципе

разделения властных и финансовых функций.

Для управления пенсионными потоками и резервами обязательного

пенсионного страхования создаются специализированные финансово-кредитные

учреждения. Они осуществляют аккумулирование средств, размещают резервы и

управляют финансами.

Основой существовавшей в течение последних лет пенсионной системы

являлся Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20

ноября 1990 г. №340-1. Социальная сущность данного закона заключалась в

солидарности всех застрахованных и всех страхователей, в солидарности

поколений. Эта пенсионная система называется распределительной

(нефондируемой).

В течение последних десяти лет в Закон 1990г. был внесён целый ряд

изменений и дополнений, принято несколько новых законов в пенсионной сфере,

на правительственном уровне были разработаны Концепция и Программа

пенсионной реформы в России. Основная цель этих изменений – усиление в

пенсионном обеспечении страховых начал.

Важную роль в развитии пенсионной системы играет принятый в 1996г.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе

государственного пенсионного страхования». Он явился основой создания новой

инфраструктуры пенсионной системы, безусловно необходимой для

материализации страхового аспекта а построении пенсионного обеспечения.

Для упорядочения деятельности негосударственных пенсионных фондов

большое значение имеет Федеральный закон «О негосударственных пенсионных

фондах» от 7 мая 1998г. №75-ФЗ. Он создал основу регулирования деятельности

негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и установил основные принципы

государственного контроля за их деятельностью.

Существовавшая нормативно-правовая база пенсионной системы позволяла

Правительства РФ проводить работу по частичному улучшению пенсионного

обеспечения в стране. Однако коренного прорыва в этом вопросе не могло быть

в силу ограничений, диктуемых распределительной сущностью действующей

системы и рядом объективных внешних факторов. Внесение в Государственную

Думу пакета законопроектов, направленных на создание новых принципов

функционирования пенсионной системы, стало следующим этапом проведения

пенсионной реформы. Среди них стоит выделить следующие законы:

1) «Об обязательном страховании в Российской Федерации», который

устанавливает общие основы обязательного пенсионного страхования;

2) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который регулирует права

граждан на трудовую пенсию по старости, по инвалидности и по случаю

потери кормильца;

3) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,

который устанавливает порядок предоставления пенсий государственным

служащим, военным, а также гражданам, которые не приобрели права на

трудовую пенсию;

4) «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской

Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о

налогах и сборах», который затрагивает платежи на обязательное

пенсионное страхование;

5) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части

трудовой пенсии в Российской Федерации», который устанавливает

принципы управления направляемой на накопление частью пенсионных

взносов.

Устойчиво функционирующая пенсионная система – залог социальной

стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно работающая

пенсионная система порождает опасную социальную напряжённость.

Соотношение между населением трудоспособного и пенсионного

возрастов, от которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы в

нашей стране, является менее благоприятным, чем в подавляющем большинстве

развитых стран (за исключением Франции и Италии). Это происходит, несмотря

на то, что Россия в настоящее время существенно отстаёт от развитых стран

по средней продолжительности жизни.

Столь низкое соотношение между лицами трудоспособного возраста и

пенсионерами вызвано не только демографическими факторами и уровнем

занятости в экономике, но и широким распространением в России практики

досрочного выхода на пенсию, по существу снижающим фактический возраст

выхода на пенсию по сравнению с общеустановленным на 1,5-2 года. До 25 %

общей численности пенсионеров получили пенсию досрочно. В частности, в

целях привлечения работников на должности, связанные с неблагоприятными

условиями труда, а также в районы Крайнего Севера, принят целый ряд

нормативных правовых актов, предусматривающих снижение общеустановленного

пенсионного возраста на 5, 10 или даже 15 лет. Также существенную роль

играет более низкий в России возраст выхода на пенсию по сравнению с

некоторыми другими странами. За границей этот показатель в основном равен

65 годам для мужчин и для женщин[8].

Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за

выслугу лет. Такие пенсии нередко назначаются трудоспособным лицам в

возрасте около 45 лет (педагогическим работникам, работникам учреждений

здравоохранения, творческим работникам театров и других театрально-

зрелищных предприятий и коллективов и т. д.), причём многие из них

продолжают трудовую деятельность, получая и пенсию, и зарплату.

Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит в неравные условия

трудящихся и создаёт ситуацию, когда лица, меньше платившие взносы,

получают более высокий размер пенсии.

Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения

с каждым годом возрастает. Уровень пенсионного обеспечения падает, число

пенсионеров растёт, число же занятых в различных сферах налогоплательщиков,

наоборот, снижается.

Современный уровень пенсионного обеспечения большинства населения

Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения

поддержания необходимого уровня жизни пенсионеров. Углубившейся в августе –

сентябре 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним резкий скачок

цен на потребительские товары привёл к существенному ухудшению финансового

положения самого уязвимого социального слоя – получателей государственных

пенсий, для которых пенсия является единственным источником существования.

Сложившаяся в Российской Федерации пенсионная система имеет

государственный и всеобщий характер.

Пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе,

насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов.

Подавляющее большинство лиц, достигших пенсионного возраста обеспечивается

пенсиями в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных

пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, военнослужащие,

государственные служащие, лица, пострадавшие в результате аварии на

Чернобыльской АЭС и некоторые другие категории пенсионеров получают пенсии

на основании других законодательных актов.

Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней

нестабильностью. После принятия в 1990г. Закона «О государственных пенсиях

в Российской Федерации» в него более 30 раз вносились изменения и

дополнения, а в последующие годы был принят ряд других крупных законов,

регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий

граждан[9]. Пенсионное законодательство становится всё более громоздким и

сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии

на основе введённого с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального

коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным

каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными

нормативными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга

граждан.

Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и

увеличения государственных пенсий» дана новая редакция статьи 7 Закона «О

государственных пенсиях в РФ», регулирующая исчисление и увеличение пенсий

в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая

ранее существовавший и, безусловно, несовершенный порядок исчисления

размеров пенсии. Этим законом с 01.02.1998г. введён порядок исчисления

государственных пенсий путём применения так называемого индивидуального

коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в статье 7 положения,

согласно которому не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или

компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

К Закону «О государственных пенсиях в РФ» непосредственно примыкают

законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.1993г. № 5318-1 «О

выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы

Российской Федерации», Закон РСФСР от 19.04.1991г. № 1032-1 (с последующими

изменениями и дополнениями) «О занятости населения в Российской Федерации»,

предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения

работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от

14.07.1992г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном

образовании», также предусматривающий возможность досрочного пенсионного

обеспечения высвобождаемых работников.

Ряд законов регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан,

подвергшихся воздействию радиации.

Прежде всего, это Закон РФ от 18.06.1992г. № 3061-1 «О внесении

изменении и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан,

подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС», регламентирующий особый порядок пенсионного обеспечения данной

категории граждан с учётом степени радиационного воздействия.

2.2. Перспективы реформирования пенсионного законодательства

Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства,

которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как

минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это

законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и

тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую

деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан

сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к

сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.

Положение с пенсиями в течение девяностых годов нельзя было назвать

стабильным. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда

реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не

удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние три

года ситуация стала выправляться, но, по большому счёту, долгосрочные

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.