реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социально-психологических методов управления

определить способы ее достижения. Решительный человек способен в нужный

момент отбросить все колебания и сомнения и твердо остановиться на

конкретной цели или выбрать средство ее реализации.

Настойчивость. Это волевое свойство личности проявляется в способности

длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с

намеченной целью. Настойчивый человек не останавливается перед неудачами,

не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а снова и снова

мобилизует свои физические и психические силы для выполнения поставленной

цели.

Под выдержкой (или самообладанием) понимается волевое свойство

личности, которое отражается в способности сдерживать физические и

психические проявления (поступки, эмоции), мешающие достижению цели.

Выдержка особенно необходима в сложных, экстремальных условиях, угрожающих

здоровью и жизни человека, его чести, достоинству и т.д.

Самостоятельность представляет собой волевое свойство личности,

выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить

средства их достижения. Самостоятельный человек не ждет указаний от других

людей, не надеется на подсказку, а сам принимает решения и реализует их на

практике.

Следующим элементом социально-психологической структуры, который

играет стимулирующую роль в активности личности, являются эмоции и чувства.

Чувства представляют собой сложные, устойчивые свойства личности,

проявляющиеся под влиянием каких-либо воздействий. Переживания личности,

отражающие определенные воздействия, являются эмоциями. Эмоции являются

психическими процессами, на основе которых образуются чувства как свойства

личности.

В психологии различают следующие чувства личности: моральные

(нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.

Моральным чувством называется эмоциональное; отношение личности к

поведению людей и своему собственному. Такие чувства возникают и

развиваются в процессе совместной деятельности людей и отражают

нравственные нормы, принятые в обществе, в конкретном коллективе. Эти

переживания представляют собой результат оценки поступков, их соответствия

или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для

себя и других. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии,

уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Высшими моральными чувствами, обусловленными мировоззрением личности

(системой взглядов и убеждений), являются Интеллектуальные чувства

представляют собой переживания, возникающие в процессе умственное

деятельности. К основным интеллектуальным (познавательным) чувствам

относятся: любознательность, радость и восхищение, гордость в связи с

решением задачи, сомнение и разочарования в случае неудачи, вдохновения и

др. Особенно важно развитие в человеке (прежде всего в условиях перехода

экономики на рыночные отношениям чувства нового как мотива поиска новых

приемов и методов работы, борьбы за внедрение нововведений (инновации) и

практику, формирование рыночного мышления. Интеллектуальные чувства очень

тесно связаны с моральными чувствами. Так, стремление познать истину

определяется не только интеллектуальным чувством, но и диктуется моральным

долгом человека.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании

человеком прекрасного. Воспринимая красивое (например, шедевры искусства),

человек испытывает эстетическое чувство прекрасного, которое вызывает

желание любоваться им, побуждает ко все новым и новым встречам с ним.

К системным качествам личности относят всю совокупность характеристик,

отражающих ее социальность, принадлежность к человечеству. К этим качествам

можно отнести такие обобщенные характеристики, как мировоззрение,

убеждения, патриотизм, гражданская ответственность и т.д.

Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие

"роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности,

соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее

статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание

связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном

предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом

процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их

трудовое поведение регламентируется соответствующими документами

(положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль -

это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими

одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются,

следовательно, социально- типические аспекты поведения.

Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две

функции:

1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента,

покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);

2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее

исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение

партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива

определяется; должностными инструкциями ( продавца, бригадира и т.д.) в

которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его

официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные

требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная

инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения

функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических

исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника

не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать

известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления

инициативы и творчества.

Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение)

социальной роли. В нее входят следующие элементы:

1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения,

требования конкретной профессии, должности и т.д.);

2) ролевые ожидания;

3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);

4) оценка ролевого поведения;

5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом

структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например

линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют

неодинаково, является понятие "ролевое поведение".

Вышеописанные особенности социального поведения личности ярко

проявляются в группах.

Группа - реально существующее образование, в котором люди собраны

вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной

деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства,

определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

К элементарным параметрам любое группы относятся: композиция группы

(или ее состав), структура группы групповые процессы, групповые нормы и

ценности, система санкций Каждый из этих параметров может приобретать

совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так

например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того,

значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные,

профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть

дан единый рецепт описании состава группы в связи с многообразием реальных

групп, в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная

группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс,

спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу

задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в

зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана.

Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых

социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует

несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые,

правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура

предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект

деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-

видимому, в данном случае самое главное - это анализ структуры групповой

деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в

этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой

является эмоциональная структура группы - структура межличностных

отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой

деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто

рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является

система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что

всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно

воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что

от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых

функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих

функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих

каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В

ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые

имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением,

реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система

ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно

важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют

собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в

целом и социальных групп и их членов. поведения».

В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила,

которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться

поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы

выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой

деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила

могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-

то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на

основании выработки определенного отношения к социальным явлениям,

продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее

опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии,

для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми

установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная

значимость разного рода цен Настей для групповой жизнедеятельности,

различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об

относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и

т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для

всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности

общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных

явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают

различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп

могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о

ценностях общества. Специфика отношения к каждой и таких ценностей

определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы,

естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила

обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики

группы Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы и

специфические, выработанные именно данной группой Все они, в совокупности,

выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая

упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда

выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой

группы, причем в конкретном типе общества.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных

исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом

групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности,

явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только

при условии выявления того, какие нормы группы принимает, и какие

отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение,

когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда

группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами

общества.

Важная проблема - это мера принятия норм каждым членом группы: как

осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них

отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и

«личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых)

норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества

«адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной

группы, общности, общества». При этом необходим анализ санкций -

механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь

соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и

запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не

для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы

обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при

условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с

содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых

осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь

определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще

предстоит.

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы

четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной

«подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того

чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать

классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках

социальной психологии.

Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на

условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных

группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно

фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные

группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-

психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей

реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные

группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти

естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые»

группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. Что же касается

больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует

особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также

представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют

солидную традицию исследования (это по преимуществу большие,

неорганизованные, стихийно возникшие труппы, сам термин «группа» по

отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно

существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее

представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь

смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует

включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут

быть подразделены на две разновидности: становящиеся труппы, уже заданные

внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной

деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня

развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно

представлена в следующей схеме. Все, начиная с рубрики «реальные

естественные группы» является объектом исследования социальной психологии.

Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме.

Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей

должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти

закономерности приобретают свое особое содержание.

Отсюда - содержание второго узла: что же именно исследует социальная

психология в области межгрупповых отношений? Принципиальное отличие

социально-психологического угла зрения на проблему заключается в том, что

здесь в центре внимания (в отличие от социологии) стоят не межгрупповые

процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными

отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.е. когнитивная сфера,

связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия. Социально-

психологический анализ концентрирует внимание на проблеме отношений,

возникающих в ходе взаимодействия между группами, как внутренней,

психологической категории. Однако в отличие от когнитивистской ориентации

такое понимание предполагает не только самую тесную связь субъективного

отражения межгрупповых отношений с реальной деятельностью исследуемых

групп, но и детерминацию ею всех когнитивных процессов, сопровождающих эти

отношения. Так же, как и при интерпретации самой группы, здесь причинно-

следственные зависимости, обусловленность когнитивной сферы параметрами

совместной групповой деятельности выступают главным направлением изучения

всей области. В данном случае уместно рассуждение по аналогии: группы

существуют объективно, и для социальной психологии важно, при каких

условиях группа превращается для индивида в психологическую реальность;

точно так же межгрупповые отношения существуют объективно (их исследование

с этой точки зрения - дело социологии), и для социальной психологии важно,

как этот факт отражается в сознании членов групп и предопределяет их

восприятие друг другом.

Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем

дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в

единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами,

принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество,

групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками: для группы-

субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень

совпадения представлений членов этой группы о другой группе («все» и так-то

или «не все» думают о другой группе так-то). Относительно группы-объекта

восприятия это «унифицированность», которая показывает степень

распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов («все»

в другой группе такие или «не все»). Целостность и унифицированность -

специфические структурные характеристики межгруппового восприятия.

Динамические его характеристики также отличаются от динамических

характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-

перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью,

ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и

формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный

процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого

члена группы, так и опыт «жизни» группы. Диапазон возможных сторон, с точки

зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по

сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ

другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций

совместной межгрупповой деятельности.

Эта совместная межгрупповая деятельность не сводится только к

непосредственному взаимодействию (как это было в экспериментах Шерифа).

Межгрупповые отношения и, в частности, представления о «других группах»,

могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между

группами, как, например, в случае отношений между большими группами. Здесь

в качестве опосредующего фактора выступает более широкая система социальных

условий, общественно-историческая деятельность данных групп. Таким образом,

межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного

взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных

безличных формах, например, через обмен ценностями культуры, фольклора и

т.п. Примеров такого рода отношений можно найти очень много в области

международной жизни, когда образ «другого» (другой страны, другого народа)

формируется вовсе не обязательно в ходе непосредственного взаимодействия,

но на основе впечатлений, почерпнутых из художественной литературы, средств

массовой информации и т.п. Как сама природа межгруппового восприятия, так и

зависимость его от характера культуры обусловливает особо важную роль

стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип -

явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны:

стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать

воспринимаемую группу, т.е. отнести ее к какому-то более широкому классу

явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает

относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип

другой группы наполняется негативными характеристиками («все они такие-то и

такие-то»). он начинает способствовать формированию межгрупповой

враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений. Как уже

отмечалось, особенно жестко эта закономерность проявляется в межэтнических

отношениях.

Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением

лидеров в малых группах и в целом в коллективе. Лидерство - это

естественный социально-психологический процесс в группе, построенной да

влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. 3. Фрейд

понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны,

групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит

способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать

чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и .той же

личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять

типов лидерствам

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе

строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить

отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на

основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний,

соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака -

носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим

чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-

тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и

подчиняются ему.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для

поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает

чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях

других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне

подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает

напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно

в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие

ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой

увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для

бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его

любят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козел отпущения».

Существует различие между «формальным» лидерством - когда влияние

исходит из официального положения в организации, и «неформальным»

лидерством - когда влияние исходит из признания другими личного

превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния

переплетаются в большей или меньшей степени.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает

преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще,

нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус

в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение,

несколько отличное от положений неформальных естественных лидеров. Прежде

всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его

отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с

группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная

привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на

этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации -

источник удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не

поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой

руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает

все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Формальные лидеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно

достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и

направляют работу подчиненных в соответствие с детально разработанными

планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с

окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей,

стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной

организации, в которой должны господствовать определенный порядок и

дисциплина.

В противоположность этому неформальные лидеры определяют, к каким

целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в

излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их

взгляды и готовы за ними идти, невзирая на трудности, а лидеры при этом

оказываются в роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые

обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В

отличие от формальных неформальные лидеры не контролируются окружающими, а

строят отношения с последователями на доверии к ним.

Для обобщения сказанного воспользуемся таблицей, в основу которой

положены материалы О. Виханского и А. Наумова. [2]

|Формальный лидер |Неформальный лидер |

|Администратор |Инноватор |

|Командует, убеждает |Вдохновляет, призывает |

|Выполняет указания других |Реализует собственные цели |

|Действует на основе расчета |Действует на основе видения |

|Ориентируется на организацию |Ориентируется на людей |

|Контролирует |Доверяет |

|Поддерживает движение |Дает импульс движению |

|Принимает решения |Реализует решения |

|Делает, как нужно |Делает, что нужно |

|Пользуется уважением |Пользуется любовью |

В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, неформальный лидер

чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или

эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В

коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего

интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным

проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и

организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют

свои мысли и поступки.

Поскольку неформальный лидер отражает интересы коллектива, он является

своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого

из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство

группы. В необходимых случаях он может вступить в связи с этим в конфликт с

администрацией, санкционируя, даже в сфере производственной деятельности,

только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им

коллектива. Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление

на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его

противостояние администрации.

Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможности с

неформальным лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно

официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.

Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и

неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его

члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях

лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять

коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать интересами

коллектива ради интересов официальной организации, на что люди, доверяя

ему, согласятся. Однако при этом официальные решения приходится все же

корректировать с учетом интересов коллектива, ибо злоупотреблять его

доверием опасно.

В крупных масштабах и на систематической основе изучение лидерства

было предпринято с начала 1930-х гг. Тогда была поставлена цель выявить те

личностные характеристики людей, которые делают их лидерами. Ими оказались

такие качества: уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность,

здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность и пр. Однако

исходящая из них "теория великих людей" не могла объяснить, например,

почему стал лидером Сталин, явно не отвечающий подавляющему большинству

перечисленных требований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996

Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М., 1996

Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. -М., 1997

Основы психологии: учебное пособие. - М.,1986

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие. -

Ростов н/Д, 1997

Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. - М., 1997

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.