реферат бесплатно, курсовые работы
 

Молодежь как группа

минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно

излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику,

обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и

нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность,

насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным

обогащением. Специфической чертой наркомании общества является

формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с

особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание

затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих

наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто

первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма

характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.

В своей работе я не буду заострять внимание на данной проблеме. Ей

можно посвятить отдельную работу. Но здесь я только хочу привести немного

статистики, ужасающей, но реальной.

По оценкам экспертов Национального антикоррупционного федерального

комитета, к концу 2001 года в России будет зарегистрировано более 5 млн.

человек, употребляющих наркотики. К 2005 году при существующих темпах

распространения наркомании прямо или косвенно вред будет нанесен 38 млн.

человек. Кстати, более 80 % среди этой статистики занимает доля молодежи.

Это очень страшные цифры.[14]

2.10.Молодежь и социальное неравенство

Совершенно очевидно, что проблема бедной и богатой молодежи появилась

не сейчас. Она существовала давно, но не приобретала столь выраженного

очертания, которое имеет место на стыке тысячелетий. Каждая из этих групп

(назовем их «бедная» молодежь и «богатая» молодежь), кроме ряда трудностей,

возникающих внутри самой группы, вступает в конфликт между собой, выставляя

положение, в которой она оказалась, более худшим и достойным сожаления.

В условиях социально-экономического кризиса современной России в

исключительно сложной ситуации оказались многие юноши и девушки.

Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское

общество неравномерно. Верхние слои (до 8% населения) все резче отдаляются

от массовых слоев, концентрируя в своих руках экономическую и политическую

власть.[15]

По такой же схеме происходит усиление различий жизненных позиций

молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное поведение, диктуемое занимаемым социальным положением,

статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные

точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные

вопросы. Разные ценности, совершенно противоположные идеалы и стремления —

вот то, что отличает «бедную» и «богатую» молодежь.

Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфере неоспорим. Он

выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по

социально-экономическому расслоению в молодежной среде получить сложнее,

чем в отношении взрослого населения: кроме обычных трудностей, связанных с

неясностью социальной статистики, неопределенностью истинной картины

доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подработок, здесь

возникает проблема самостоятельности молодого человека. Становится

проблемой, что брать за основу расчетов — собственные доходы или доходы

родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длительные связи

материального характера даже при раздельном проживании? Столь же

неопределенна в молодежной среде фиксация данного показателя по

субъективным оценкам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: молодой

человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и

расходы родительской семьи.

Особую сложность составляет усугубление социальных различий по

территориям. Молодежные проблемы по-разному проявляются в столице,

областном центре, малом городе и на селе, в разных регионах России.

Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая его часть) уже

четко сформировало свое мнение в области основных принципов организации

хозяйственной жизни.

Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее

учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей

знаменуется долгожданным побегом из дома, даже если университет или другое

учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже

если у родителей нет проблем с жилплощадью и пр.

Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает квартиру, а некоторые,

объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый

непременно желает иметь отдельную комнату. Это же правило распространяется

и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым

родители покупают квартиры. Например, в Ростове снять жилье за умеренную

плату не так-то просто. Сейчас осталось совсем мало студентов, способных

прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить

деньги на жизнь у родителей.

Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно

«бедные» студенты) ищет себе работу. Сделать это нелегко, так как желающих

достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за

уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточном киоске или

обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказавшись в положении

самостоятельного и независимого человека, студент начинает привыкать ко

взрослой жизни. И у молодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит

намного быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у

родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная» молодежь через какое-то время может заработать себе на жизнь.

Естественно, это не такие уж и большие суммы, но минимумом можно себя

обеспечить. Но некоторые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь

постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и

привлекательнее, и дороже — одежда, мебель, бытовая техника и т.д. Многие

молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одежду. У

других молодых людей ситуация сложнее.[16]

Отсутствие связи между уровнем образования и размером доходов молодежи

уже давно и четко усвоилось. Высшее образование дает более широкий выбор

видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Однако

тут же возникает другая проблема — невостребованность достаточно высокого

трудового потенциала современного молодого поколения. Каждый третий

безработный — молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую

стабилизацию молодежной безработицы в последние два года, она остается

значимым фактором социального исключения большой группы молодых людей. Если

в экономически более развитых обществах проблема труда наиболее остро

встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются

образованные, дипломированные специалисты.

Как неизбежное следствие этих процессов, происходит духовная и

профессионально-квалификационная деградация части молодежи как субъекта

труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение

отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким примером служит

криминальный бизнес.

Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными

возможностями социальной мобильности. Относительно 1990 г. удельный вес

тех, кто отличался высоким уровнем профессионального статуса, сократился в

конце 1994 г. более чем в полтора раза. Во столько же раз выросла доля

низкостатусных групп молодежи.[17]

Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует

нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост

непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как

постоянного источника социальной нестабильности.

Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть небольшую, но по-

настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал

положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и

бизнесменов. Они составляют около 70% «новых русских». Основной же части

молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в

инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных предприятиях и

не сумев занять высокое положение, большинство из них вынуждено пойти по

пути криминальной деятельности..[18]

Образование должно быть всеобщим и бесплатным — так считает каждый

второй молодой студент. На вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что молодежь

лучше приспособилась к условиям российской действительности, чем

представители старших поколений?» были получены в 1.997 г. следующие

ответы: скорее да — 76,1%, скорее нет — 9,2%, затрудняюсь ответить — 14,7%.

Оценивают свое материальное положение как бедственное — 10,8%, с трудом

сводят концы с концами — 31,5%, доход обеспечивает нормальную жизнь —

52,9%. Сказали: я вполне самостоятельный человек — всего 4,8%[19].

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства.

Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу,

которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В анкету был также включен вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока.

А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных

группировках?» Ответили: это для меня приемлемо — 66,5%, если жизнь

прижмет, то можно этим заняться — 21,7%, сегодня это вполне нормальный

способ заработать деньги — 10,4%.

И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без

надежды даже в условиях глубокого кризиса общества и социально-

экономической нестабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во

многом зависит от инновационных способностей России, от умения так

сформировать политический и экономический потенциал общества, чтобы новое

поколение не чувствовало превосходства или, наоборот, низости друг перед

другом.

Глава III. Молодежь и становление новой России.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в

90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие

российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают

процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более

зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в

условиях радикального преобразования российского общества происходят

глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей

которой является социальная поляризация, основанная на имущественном

расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей,

банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и новых бедных.

Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с

отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего

класса, крестьянства углубляются различия в доходах, экономических и

политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени

принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критериями социальной

дифференциации юношества выступают социальное происхождение и собственное

социальное положение молодых людей. Обладая социальными признаками разных

общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным

ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей

характеристикой современной российской молодежи является возросшее

расслоение по социально-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только

социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют

такие типы дифференциации, как возрастной и субкультурный. Среди

молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений,

особенности формирования потребностей и целей, роли и места различных

слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из

важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем,

проведению социальной и молодежной политики.

Вместе с тем был и остается не менее актуальным ценностный подход к

изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого

поколения, как органического субъекта развития общества. Именно такой

подход отличает ряд крупных работ вышедших в 90-е годы. В них молодежь

рассматривается как социально-демократическая группа с характерными для

нее социальными, возрастными, психологическими свойствами и

социальными ценностями, которые обуславливают уровнем социально-

экономического, культурного развития, особенностями социализации в

российском обществе. Такой взгляд способствует более глубокому осмыслению

молодежных проблем, дифференцированному подходу молодежи как внутренне

неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе.

Однако, справедливо отмечают уральские исследователи Вишневский Ю.Р., Шапко

В.Т., усиливающаяся дифференциация молодежи актуализирует проблему

выявления интегрирующих факторов, признаков и целостности.

Среди факторов социологического определения "молодежь" исследователи

устойчиво выделяют:

- возростные границы и социально-психологические особенности.

- специфику социального статуса, социально-культурное поведение.

- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в

индивидуализации.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный в 1993 году,

остается в силе: "Каждое последующее поколение российской молодежи по

основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего".

Это выражается прежде всего в тенденции сокращения количества молодых

людей, что ведет к старению общества и следовательно, снижению роли

молодежи как социального ресурса в целом.

С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем

за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет

уменьшилось на три миллиона человек.

Демографическая ситуация осложняется новым в российской

действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди

молодежи.

Причина - возникновение сложных личных и жизненных ситуаций.

Имеются тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков.

Растущее поколение менее здоровое физически и психически, чем

предыдущее. В среднем по России лишь 10% выпускников школ могут считать

себя абсолютно здоровыми, 45-50% из них имеют серьезные

морфофункциональные отклонения.

Также наблюдаются тенденции расширения процесса десоциализации,

маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих

асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной

степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные

нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях,

которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу

общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и

криминализация молодежи.

Также видны тенденции снижения возможностей участия молодежи в

экономическом развитии, тенденции падения социальной ценности труда,

престижа ряда важных для общества профессий.

Социологические исследования последних лет констатируют, что в

трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду,

направленному на получение материальной выгоды. "Большая зарплата" -

этот мотив оказался решающим при выборе места работы.

Конечно, все, что сказано подтверждают цифры, и цифры, не вселяющие

оптимизм. Но все же надо верить в лучшее, тем более, что оптимистические

прогнозы по отношению к молодежи основаны не на беспочвенных высказываниях

оптимистов, а на других цифрах, эти цифры не столь велики, но на их основе

можно сказать, что у современной молодежи в России есть будущее. Ведь

именно сейчас мы видим насколько самостоятельными становятся подростки, как

быстро они приспосабливаются к меняющимся условиям. Много стало молодых

людей, желающих учиться.

Все это говорит о том, что современная молодежь является будущим нашей

страны и это будущее конечно светлое.

Заключение

Каковы же причины тяжелого положения молодежи?

Основные причины связаны с проблемами „жизненного старта“ - с уровнем

материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением

образования, началом трудовой деятельности и т.д. Очень мала стипендия

студентов. Молодежь в России (это 32 млн. человек в возрасте 14-29 лет) -

наиболее образованная часть общества. Удельный вес работников с высшим

образованием, незаконченным высшим и средним образованием в составе

работающей молодежи в возрасте до 29 лет составляет 92%.

Самостоятельность - статус взрослого, означает способность обеспечить

себя средствами существования, быть независимым от родителей. Недостаточная

материальная обеспеченность, вынужденное использование материальной помощи

родителей нередко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Труд

перестает занимать важное место в структуре ценностей, усиливаются

потребительские установки.

Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного

образования содержанию реально выполняемого труда. Это приводит к падению

престижа ряда важнейших для общества профессий, обесценивается образование,

наблюдается ухудшение материального положения молодых людей, большинство

живет за чертой бедности. Сокращается доля молодых во властных структурах

на всех уровнях.

Говоря о причинах кризиса социализации молодежи надо помнить, что он

возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с

„контркультурой“ Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации

современной цивилизации.

Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных,

идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых

общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся

стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее

интегрированные группы общества, в частности, молодежь.

Кризис социализации молодежи связан и с таким важным каналом ее

формирования, как семья. Значительно уменьшается в современном обществе

роль семьи и родства. Изменились социальные функции семьи: на первом месте

у молодых не продолжение рода, не экономическая стабильность, а реализация

потребности в духовной близости, эмоциональном комфорте. В ранговой шкале

системы жизненных ценностей молодежи на первом месте - здоровье, на втором

- счастливая семейная жизнь, на третьем - любовь.

Специального анализа требуют и такие причины кризиса социализации

молодежи, как миграция из села в город, влияние средств массовой

информации.

Мигранты из села заимствуют прежде всего внешние образцы поведения.

Данные социологических исследований показывают, что у мигрантов даже во

втором и в третьем поколении сохраняются ориентации на ценности

патриархальной культуры.

В городах выделяются два типа культуры: традиционная городская и

культура мигрантов. Последних часто отличает демонстративный, вызывающий

характер поступков из-за внутреннего дискомфорта. Такое поведение хорошо

прослеживается у учащихся ПТУ, СПТУ, мигрирующих из сельской местности с

целью получения образования.

А в чем все же проблемы?

Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем:

определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места

в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов

деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей;

анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической

адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных

организаций, неформальных объединений, движений.

Позиция молодежи в социальной структуре общества, с одной стороны,

проявляется в повышении личной ответственности за свою судьбу, за свой

выбор социальных ценностей, за выбор своей профессии. С другой стороны,

утрата надежных мировоззренческих, нравственных ориентиров, распад

традиционных институтов социализации - пионерской, комсомольской

организации, невысокий авторитет вновь возникающих молодежных объединений

как политического профиля (народные фронты, клубы избирателей, молодежный

союз „Яблоко“, базирующийся на ценностях социал-либерализма и просвещенного

патрио-тизма), так и общественно-нейтральных (панки, хиппи, металлисты и

др.), превращение товарно-денежных отношений в приоритетный критерий

человеческих интересов - все это приводит к росту бездуховности, к

углублению процесса маргинализации молодежи. А отсюда - один шаг к аномии

(нарушению культурного единства), девиантному поведению, а затем и

делинквентному (противоправному) образу жизни. Фиксируются увеличивающиеся

масштабы криминализации подрастающего поколения, типичные проявления

тотальной фрустрации молодежи - скука, апатия, иждивенческие настроения,

утрата смысла жизни, нарастающая агрессивность. И если не так давно

молодежь верила в „светлое будущее“, в комсомол, партию, то сейчас из

опрошенных верят только в себя - 37,4%, в друзей - 17,2%, в родных - 12,7%.

Студенты и отсутствие денег

Сложная ситуация складывается у молодежи- экономический кризис и, как

следствие, низкий уровень жизни, рост поляризации общества по доходам.

Если в 1991 году соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных по

уровню доходов у нас составляло 4 : 1, то в 1992 году - 16 : 1. Нужно ли

говорить о том, что на эту пропорцию влияет доход студентов. Растет

безработица. В 1993 году число безработных достигло 1,1 млн. человек (1%

всего трудоспособного населения). Причем 45% из них имеют высшее и среднее

образование. Происходит широкое перемещение из научной сферы в другие.

Официальная статистика свидетельствует об уменьшении численности занятых

наукой на 14 - 16% за год.

Образование

Складывающаяся система образования не гарантирует свободы выбора и

возможности социального продвижения молодых людей. Исследования показали,

что распределение молодежи в системе образования жестоко социально

детерминировано. А переход к платному образованию ужесточит этот процесс.

Быстро растет такая группа молодежи, как маргиналы. Как правило, это

юноши и девушки, ведущие асоциальный образ жизни, не участвующие в

материальном и духовном производственном труде, эгоистически и

потребительски относящиеся к другим людям, к обществу. В.И. Чупров и Е.Д.

Ишгханян в исследовании „Социально-профессиональный статус молодежи России“

анализируют „четкую тенденцию люмпенизации молодежи“. Численность молодежи,

которая нигде не работает и не учится, перевалила за 1 млн., из которого

около 30% можно отнести к безработным.

Знание причин кризиса процесса социализации и социального статуса

сегодняшней молодежи позволяет определить направления и механизм

осуществления молодежной политики, способы и методы разрешения социальных

проблем молодежи.

Формирование молодежной политики в России, определение нравственности,

а также юридических, экономических и политических механизмов ее реализации

нуждаются в критическом анализе не только кризисных явлений, с которыми

столкнулось наше общество, но и содержания принципов, на которых оно

строило отношения с подрастающим поколением. В разные периоды нашей истории

экономические и политические противоречия общества в целом фокусировались в

молодежной политике, накапливались в исторической памяти поколений,

определяя характерные черты их социального облика.

В каждом новом поколении неразрешимые противоречия не исчезали, а

накапливались, предопределяя тем самым характерные черты сегодняшней

молодежи.

Поэтому, говоря о современной молодежной политике, было бы одинаково

ошибочными как однозначный возврат к ленинским принципам, которые

формулировались применительно к качественно иному поколению в условиях

конкретной исторической ситуации, так и отказ от того немалого опыта, в том

числе и негативного, накопленного за всю историю существования советского

государства.

Список использованной литературы

1. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

2. Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in

America, Britain and London.

3. Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях

молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и

интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань

1996.

4. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993.

5. Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14

6. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях.

М. 2000

7. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования

Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999

8. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред.

В.Т.Лисовский. М., 1994

9. Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997

10. Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001

11. Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.

12. Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России //

Социс. 1998. № 10

13. Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 №

12.

14. Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс.

1998. № 8

15. Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. №

11

16. Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5

-----------------------

[1] Большая Российская энциклопедия. М. 2001

[2] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

[3] Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in

America, Britain and London. P. 23

[4] Сергеев С. А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях

молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и

интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 1996. С.

50

[5] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993. С. 128

[6] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования

системы. СПб., 1993. С. 132 - 133

[7] Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14

[8] Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования

Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 1999

[9] Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М.

2000

[10]Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред.

В.Т.Лисовский. М., 1994,

[11] Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.

[12] Иваненков С. П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 1997

[13] Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001

[14]Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г.

[15] Голенкова З. Т. Динамика социокультурной трансформации в России //

Социс. 1998. № 10

[16] Меренков А. В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 1998 № 12.

[17] Зубок Ю. А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998.

№ 8

[18] Осипов П. Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 1998. №

11

[19] Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.