реферат бесплатно, курсовые работы
 

Молодежь как группа

непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют

специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли,

кооператора. Другие профессии, в первую очередь рабочие специальности,

остаются, по оценкам подростков Петербурга, вне рыночных отношений (опрос

ИС-ЭП РАН, 1995 г.). В поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу

все или ничего. На вопрос: «Ваше отношение к труду?»—40% выбрали ответ:

«Считаю себя трудолюбивым, работа в целом нравится», еще 40% высказали

мнение, что трудиться «в принципе не любят, но приходится». Еще 20%

признались: «Любая работа вызывает у меня лишь отрицательные эмоции». Вне

зависимости от «любви к труду» не более половины опрошенных (по самооценке)

отдают своей работе большую часть личной энергии и творческих сил.

2.5. Ценностные ориентации современной молодежи

Интеллектуально-образовательные ценности

Результаты социологических исследований свидетельствуют: свои

интеллектуальные, творческие способности молодые люди оценивают весьма

низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют

себя талантливыми.

Столь низкая самооценка характеризует неверие юных в свои силы, и это,

естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального

труда. В глазах молодежи продолжает быстро падать ценность умственного

труда, образования и знаний. Даже студентами обладание знаниями ценится

весьма низко.

В связи с усилением социального и имущественного неравенства возрастает

и неравенство образовательное, вследствие чего сужается социальная база

развития интеллектуального потенциала молодежи. Серьезной угрозой обществу

стала «утечка умов» за границу. Тем самым продолжается процесс

интеллектуального оскудения, умственного вырождения российской нации.

Культурные ценности современной российской молодежи

Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и

философией своего существования, формирует соответствующую культуру и

жизненные потребности молодых людей.

Усваивая поведенческие стандарты доминирующих социальных отношений,

молодой человек может определить границы своей высшей идентификации лишь в

рамках массовой культуры, унифицирующей его духовные потребности, выводя их

в основном в рекреативную сферу. Подобная высшая идентификация носит

конформистский характер и формирует установку на квазипотребление духовных

ценностей. Внешняя идентификация не всегда переходит во внутреннюю, т.е. в

самоидентификацию, обретение индивидом осознанных убеждений и ценностных

ориентации, определяющих его социальную роль.

Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и

приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять

ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также

становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия»,

«родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, как духовно близко

им понятие «Россия», 36,3% — идентифицируют себя с соотечественниками по

признаку «единая культура», 27% — по признаку «историческое прошлое». На

вопрос: «Ощущаете ли вы себя гражданином России?» утвердительный ответ п

'учен у 19% опрошенных молодых людей, остальные ответили или отрицательно

(9,3%) или согласились с тем, что не задумывались об этом (19,8%)'.

Социологический анализ проблем культурной идентификации молодежи выявил

тенденцию к усилению процессов стандартизации культурного потребления и

досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительского отношения к

культуре.

Большая часть молодежи, отдавая дань месту и роли культуры в жизни

общества, считает, что сейчас для этого нет условий. Так ответили почти 70%

из тех, кто подчеркивал приоритетное знание культуры, и 91,6%, для которых

культура в целом значима как ценность.

Продолжается тенденция дальнейшей дегуманизации и деморализации

социокультурных ценностей, что выражается прежде всего в принижении,

деформации и разрушении позитивного образа человека. Данная тенденция

проявляется в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов

насилия и секса, жестокости и натуралистичности (кинематограф, телевидение,

видео, рок-музыка, театр, литература, изобразительное искусство).

В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские

ориентации. Так, результаты социологических исследований среди студентов

петербургских вузов свидетельствуют, что в среднем свыше 75% молодых людей

чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в компании с

друзьями, слушая главным образом развлекательную музыку. В то же время

только каждый 10-й (по их самооценке) предпочитает расходовать свободное

время на посещение кружков-студий, каждый 16-й — на самообразование, каждый

6-й — на занятия спортом.

В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного

обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства,

науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую

парадигму нынешнего режима»'. Народная культура (традиции, обычаи, обряды,

фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм.

Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном

социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной

самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к

Отечеству, знания истории и традиций своего народа.[10]

2.6. Молодежь и преступность

Негативные проявления заключаются, прежде всего, в том, что молодежная

среда становится опасной криминогенной зоной. Нарастают неблагоприятные

тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера.

Так, в 1995г. число совершенных малолетними преступниками грабежей с

проникновением в квартиры увеличилось в 2,2 раза, хулиганств - в 1,6 раза,

мошенничеств - на 75,8%, вымогательств - в 2,2 раза, преступлений с

применением огнестрельного оружия - в 17,2 раза. Одним из самых

распространенных видов преступлений у несовершеннолетних являются кражи,

число которых в 1995г. составило 2203 (47,4%), включая также квартирные

кражи - 1874 (85,1%).

Из года в год растет число "женских" преступлений. Большую тревогу у

правоохранительных органов вызывает тенденция к "омолаживанию" женской

преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для

несовершеннолетних содержатся сегодня 1136 девочек-подростков. Большая их

часть осуждена за тяжкие преступления. В 1995г. было зафиксировано около

150 случаев детоубийств. Как правило, на убийство детей идут молодые

женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию,

без жилья.

В числе молодежи повышенной криминальной активностью отличаются

несовершеннолетние. Уровень преступности среди подростков в полтора раза

превышает аналогичный показатель среди других возрастных молодежных групп.

В одном только юго-западном округе Москвы детская преступность выросла в 16

раз по сравнению с прошлым годом. Одна из причин этого - неблагополучное

детство. В России на начало 1992 года насчитывалось 41400 детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет. На начало

1996 года в России более 600000 сирот ,воспитывающихся в детских сиротских

учреждениях, десятки тысяч - в тюрьмах, более миллиона - беспризорных. По

данным Генпрокуратуры РФ 30% бывших воспитанников превращаются в бомжей,

30% становятся проститутками, 20% -уголовниками, 10% кончают жизнь

самоубийством. Остальные 10% влачат жалкую жизнь. Из 1,5 млн. бомжей по

России более половины - бывшие воспитанники детских сиротских учреждений. В

1994 году таких было 240 тыс. человек.

Из 38 тыс. выпускников детских домов - 190 человек поступило в ВУЗ, 2

тыс. - в ПТУ, остальные вынуждены работать или вести асоциальный образ

жизни (данные на 1995 год). За 1988-1993 гг. число несовершеннолетних в

возрасте 14 - 15 лет среди участников преступлений увеличилось на 55%.

Озабоченность вызывает рост числа лиц до 18 лет, совершивших

преступление под воздействием алкогольного опьянения или наркотического

возбуждения. В 1988 г. таких лиц было 18940, в 1992 - 33646.

Растет организованная преступность подростков. В настоящее время из 19 тыс.

группировок негативной направленности, находящихся на учете в органах

внутренних дел, более 2/3 составляют группы, в которые входят

несовершеннолетние.[11]

2.7. Молодежь и брак.

Молодежь - социально-возрастная группа; - социально-демографическая

группа, переживающая период становления социальной зрелости. Вхождение в

мир взрослых, адаптация к нему и его будущее обновление. Брак -

добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания

семьи, и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Главное условие

заключения брака - добровольное согласие вступающих в брак. В РФ брачный

возраст установлен в 18 лет. В отдельных случаях предусмотрено смещение

брачного возраста до 16 лет. На поведение молодежи отражаются знания обо

всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования,

уровень культурных половых взаимоотношений между супругами, как правило,

очень низкий. Формирование правильных установок молодежи в интимной сфере

является одной из важных составляющих их воспитания. Сегодня значительная

часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, или получает ее

недостаточно. Что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на

стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводиться лишь к

теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Оптимизировать

процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно

же, не в состоянии. Это задача, которую призваны решать вся система

воспитания, включая искусство массовую информацию, общественное мнение и

общественные организации. В доперестроичный период отношения к молодежному

браку было негативным, то есть молодежный брак считался социально

неустойчивым, а именно молодежная семья находилась на родительском

попечении, кроме того, молодожены испытывали порицания не только со стороны

родителей, учителей, но и со стороны сверстников, комсомольской и

общественной организаций. В настоящее время отношения к молодежному браку

не столь отрицательное, как раньше. Созданы много знаков о браке. К новому

законодательству о браке можно отнести семейный кодекс РФ, принятый 1 марта

1996 года, а также статья гражданский кодекс РФ часть 1, который принят 21

октября 1994 года, а также статья 26, 27 конвенция СНГ о правовой помощи и

правовых отношениях по гражданским семейным уголовным делам. Отношение к

молодежному браку в странах Запада не носит формального характера, а носит

характер гражданского брака, это говорит о том, что главным аспектом

семейной жизни является материальная основа семьи. В восточных странах

семейные отношения имеют религиозный характер, то есть наблюдается

дискриминация по отношению к женскому полу. Девушки вступают в брак, даже

не достигнув 17 лет. Из проведенного социологического опроса видно, что

отношения современной молодежи к браку изменилась. На вопрос, как Вы

относитесь к браку, 83% опрашиваемых ответили, что пока они не получат

высшего образования, в брак не вступят; 10% задумывались; 7% могли бы

вступить в брак до окончания учебного заведения.[12]

2.8. Молодежь и образование

На данный момент существует серьезная опасность, что молодые люди (в

особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на

улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при

наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и

без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем.

Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная,

вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые

центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл

этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может

не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой"

продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой

сигарет».

Многие из обследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок,

«работу» вокруг торговых ларьков более перспективным делом, чем учеба.

Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать такие черты, как

индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые

социалистическому образу жизни», становятся своеобразным фетишем. Причем и

реализуется он в тех же искаженных формах, которые были надуманно созданы

старой моралью.

Исследования, проведенные петербургским социологом С, А. Ежовым в

четырех городах России (Санкт-Петербург, Ростов на Дону, Братск и

Нефтекамск) в 1993-1995 гг., позволили выявить ряд профессий, которыми

учащиеся II классов сейчас отдают предпочтение. В первую очередь—это

профессии экономического, рекламного и юридического профилей: менеджер,

маркетинг-директор, юрист, адвокат—в этом едины как юноши, так и девушки.

Не уступают им профессии, связанные с проектированием и вычислительной

техникой, программного обеспечения. По-прежнему престижной считают

респонденты и профессию архитектора. Девушки отдают предпочтение

преимущественно следующим профессиям: модельер, парикмахер, секретарь-

референт, переводчики, традиционно, педагогические работники и врачи.

Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к

профессиям гуманитарного направления.

Объединяя все сказанное выше можно сделать вывод, что образование на

данный момент теряет свои позиции, как отрасль влияющая на умы и

мировоззрение подрастающего поколения. Подростки делают выбор профессии на

основе заработной платы, которую они будут там получать, а то что может их

ждать в выбранной ими сфере, даже не интересует их.

Глобальный кризис, который охватил все сферы жизни российского

общества, представляет реальную угрозу как для человека вообще, а в

особенности молодежи, так и для системы образования. Нарушены многие формы

самоутверждения и выживания человека. Раньше его самоутверждение во многом

осуществлялось на базе образования. Однако в настоящее время наблюдается

падение престижа образования, утрата интереса к получению знаний вообще.

В последние годы появились реальные новые возможности самоутверждения

личности, где не требуется высокого уровня образования. Для многих молодых

людей эти пути кажутся достаточно привлекательными, хотя, как правило, они

не ведут к настоящему успеху и негативно сказываются на раскрытии

творческого потенциала личности. С каждым годом усиливается ощущение

духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего

происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян.

Тревожным симптомом обесценивания знаний является понижение

профессионального уровня работающего населения, а также падение культурного

уровня, следствием чего являются возникновение и усиление таких негативных

тенденций, как склонность к криминогенному поведению, возрастание

конфликтности, агрессии, а так же конформизма и социальной апатии.

Среди этих проблем можно указать на резко возросшую необходимость для

каждого человека более адекватного представления о себе и своем месте в

обществе в кризисной ситуации. Новая ситуация такова, что она не просто

заставляет людей переучиваться, но часто требует изменения системы

ценностей, установок, взглядов и привычек и ставит перед необходимостью

фактически стать новой личностью. В последние годы произошел переход от

стабильной социальной среды к быстро изменяющейся нестабильной,

несбалансированной среде постперестроечного периода. Новая нестабильная

среда зачастую превышает адаптационные возможности обычного человека.

Перемена ситуации в России внесла много корректив в деятельность

образовательных систем. Учеными, практиками, публицистами выделено сегодня

несколько кризисных черт образования. Резкое сокращение финансирования

повело к искажению системы воспроизводства, прежде всего научных кадров, а

также и преподавательских, особенно в вузах. Молодое поколение в массовом

порядке утратило интерес, мотивацию на получение образования, поскольку оно

не обеспечивает сегодня потребностей человека в нормальном образе жизни.

Свертывание научной работы привело к сильному понижению уровня образования.

Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации,

заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин

ставят проблему кризиса в системе образования.

Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые

позитивные перемены. К ним можно отнести появление гибкости в системе

государственного образования, которая прежде всего сказалась в изменении

содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях

вуз—преподаватель— студент, возникновении новых педагогических технологий,

спектра методов и приемов обучения.

Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной

жизни феноменов—альтернативных, негосударственных форм образования, уже

сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до

вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок

образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы

образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно

по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент

и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их

существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они

побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт,

которые сдерживали развитие образования ранее.

Изменение системы образования повлекло за собой, с одной стороны

позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам

относится появление новых методов в образовании, новых материалов,

доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится.

Негативные черты – это недоступность высшего образования большинству

молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных

мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой

заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что,

безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и

студентами.

Проблема образования особенно важна на данный момент, так как России

необходимы квалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.

[13]

2.9. Проблема наркомании среди молодежи.

Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы

выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной,

вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.