реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методы социологических исследований

документами, следует получить систематизированное представление о всем их

многообразии. Ориентироваться в документальной информации помогает

классификация документов (табл. 6), основанием в которой служит фиксация

содержащейся в том или ином документе информации. Иными словами, от формы,

в которой зафиксирована информация, зависит то, в каких целях может быть

использован тот или иной документ и каким методом он может быть наиболее

успешно проанализирован.

Анализ документов отличается от других методов социологических

исследований тем, что оперирует уже готовой информацией; во всех же иных

методах эту информацию социологу приходится добывать специально. Кроме

того, объект исследования в этом методе опосредован, замещен документом.

Самой большой проблемой этого метода является отсутствие уверенности в

достоверности документа и содержащейся в нем социологической информации.

Ведь можно столкнуться и с поддельным документом. А может возникнуть

ситуация, когда подлинник фактически является фальшивкой с точки зрения

заложенной в нем информации, что может быть следствием существовавшей в

прошлом уродливой системы документальных приписок, фальсификации отчетности

и статистических материалов. Однако социологическому анализу можно

подвергнуть и фальшивку (если есть уверенность в том, что это действительно

фальшивка) для изучения целей и методов фальсификации документов и их

последствий для общества.

Проблема достоверности документальной информации обусловлена также и

типом документа. В целом информация, содержащаяся в официальных документах

по сравнению с содержащейся в личных более достоверна, что можно сказать и

о первичных документах по сравнению с вторичными. Максимальной

достоверностью обладают документы, подвергшиеся специальному контролю,

например финансовому, юридическому и другим видам контроля.

Таблица 6

Классификация видов документов в социологии

|Основание |Виды документов |

|классификации | |

|Техника фиксации |Письменные (все виды печатной и рукописной продукции) |

|информации |Иконографические (видео-, кино-, фотодокументы, |

| |картины, гравюры и т. д.) |

| |Фонетические (радиозаписи, магнитофонные записи, |

| |компакт-диски) Компьютерные |

|Авторство |Официальные (созданные юридическими и должностными |

| |лицами, оформленные и удостоверенные) |

| |Личные или неофициальные (созданные неофициальными |

| |лицами) |

|Степень близости |Первичные (непосредственно отражающие материал) |

|к |Вторичные (пересказывающие первичный документ) |

|фиксируемому | |

|материалу | |

|Мотивы создания |Спровоцированные (специально вызванные к жизни: |

| |объявления о конкурсе, сочинения школьников и т. д.) |

| |Неспровоцированные (созданные по инициативе автора) |

|Содержание |Правовые |

| |Исторические |

| |Статистические |

| |Педагогические |

| |Технические и др. |

|Степень |Полностью сохраненные |

|сохранности |Частично сохраненные |

Различной может быть и достоверность различных информационных

фрагментов в документе. Например, если в личном письме есть сообщение о

митинге и о числе его участников, то наиболее достоверен сам факт митинга,

а оценка числа митинговавших может вызывать сомнения. Сообщения о реальных

событиях гораздо достовернее сообщений, оценивающих эти события, поскольку

последние всегда нуждаются в серьезной проверке.

Для того чтобы избежать "ловушек сенсационности", а также повысить

достоверность социологической информации, социологу-исследователю

необходимо выполнить следующие правила: 1) убедиться в подлинности

документа; 2) найти другой документ, подтверждающий рассматриваемый; 3)

четко представить себе цель документа и его смысл, и суметь прочитать его

язык; 4) применить документальный метод в совокупности с другими методами

сбора социологической информации.

В социологии существует множество видов метода анализа документов, но

наиболее распространенными и прочно утвердившимися в практике

социологических исследований являются два: традиционный, или классический

(качественный); формализованный, или количественный, получивший также

название контент-анализа (что в переводе с английского означает "анализ

содержания"). Несмотря на существенные различия, они не исключают, а

дополняют друг друга, поскольку преследуют одну цель — получить надежную и

достоверную информацию.

6. Методы социологического опроса

Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической

информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к

определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического

опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное

(интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем

регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач

исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических

исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической

информации о состоянии общественного, группового, коллективного и

индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с

жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его

помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос

является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод

особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных

непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера

слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической

информации позволяет "уловить" через систему формализованных вопросов не

только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их

настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов

в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым

и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом

деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма

популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических

исследований. Однако эта простота

и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в

проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А

для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных

требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических

исследований) относятся: 1) наличие надежного инструментария, обоснованного

программой исследования; 2) создание благоприятной, психологически

комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от

подготовки и опыта лиц, его проводящих; 3) тщательная подготовка

социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным

быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и

привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию

возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих

респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления

анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять

достоверность ответов, и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом

предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято

различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование),

очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые,

выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные,

региональные, локальные, местные и др. (табл. 7).

В практике социологических исследований наиболее распространенным видом

опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как

разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую

можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях

отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении

опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим

источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной

деятельности. Начинается он, как правило, с формулировки программных

вопросов, "перевода" поставленных в программе исследования проблем в

вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и

доступной пониманию опрашиваемых.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два

основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Таблица 7

Классификация видов социологического опроса

|Основание классификации |Виды опросов |

|Степень охвата генеральной |Индивидуальные |

|совокупности |Выборочные |

| |Сплошные |

| |Анкетные |

|Способ коммуникации между |Интервью |

|респондентом и социологом |Почтовые |

| |Телефонные |

| |Прессовые |

|Степень формализации |Свободные |

| |Формализованные |

|Содержание социологической |О фактах, событиях |

|информации |О поведении людей |

| |О внутреннем мире людей |

| |Опросы индивидуумов |

|Тип респондентов |Групповые (социометрические) |

| |Экспертные |

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой

опрашивается все население страны. С начала XIX в. переписи населения

регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются

практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную

информацию, но чрезвычайно дороги — даже богатые страны могут позволить

себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос,

таким образом, охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к

какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны —

самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, например

персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого

города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется

сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и

не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной

методики и техники проведения. Его основа — выборочная совокупность,

которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной

совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую

социолог намеревается

изучить, а выборочной — множество людей, опрашиваемых социологом

непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выборочная совокупности

совпадают, а в выборочном — расходятся. Например, Институт Гэллапа в США

регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. чел. и получает достоверные данные обо всем

населении (ошибка не превышает нескольких процентов). Генеральную

совокупность определяют в зависимости от целей исследования, выборочную —

математическими методами. Так, если социолог намеревается взглянуть на

выборы Президента Украины 1999 г. глазами его участников, то в генеральную

совокупность войдут все жители Украины, имеющие право голоса, но опрашивать

ему придется небольшую часть — выборочную совокупность. Для того чтобы

выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается

такого правила: любой выборщик независимо от места жительства места работы,

состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затрудняющих

доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность попасть в выборочную

совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных

людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны

вероятностный механизм отбора и специальные математические процедуры,

обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод —

наилучший способ отбора типичных представителей генеральной совокупности.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в

правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к

научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ.

Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение,

подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня

опросным методом помимо социологов пользуются журналисты, врачи,

следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов,

проводимых другими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса — количество

опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком.

Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив

полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда

опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту,

интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента,

следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно,

поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же,

опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением.

Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки,

ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически,

взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину

социальной реальности. Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет

среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в

социологической анкете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и

адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию,

выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса —

достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность

фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог

получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя

разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели

журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту

информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе

субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в самой цели

опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной

информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого.

Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого:

следователь — в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный

материал, — в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного

знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Между тем полученные

социологом данные (например, о закономерностях связи труда с отношением к

работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости

еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд

(например, руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а

однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным,

бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром

телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем

научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или

врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно

раскрыть индивидуальные особенности и отношения.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований,

показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той

или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого

метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая

историческая традиция, в основе которой — проводившиеся издавна

статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило

накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, метод опроса отличается

относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в

сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой

связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с

социологической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает

определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об

объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире

человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-

четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как

крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для

получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод

социологического опроса весьма удобен при количественной обработке

полученной с его помощью социологической информации.

7. Методы анализа и обработки социологической информации

Эмпирические данные, полученные в ходе социологического исследования, еще

не позволяют сделать верные выводы, обнаружить закономерности и тенденции,

проверить выдвинутые программой исследования гипотезы. Полученную первичную

социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно

интегрировать. Для этого все собранные анкеты, карточки наблюдения или

бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ,

сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.

д. Иными словами, необходимо применить методы анализа и обработки

эмпирических данных.

В социологии под методами анализа и обработки социологической

информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных

в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью

сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного

анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации. Хотя

невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и

методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры

преобразования данных, которые переплетаются с интерпретацией, а под

вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования

полученной информации.

Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное

образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в

ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-

статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи

исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки

информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов

обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе

эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация":

ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами

таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных

распределений признаков, классификация и др.

Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных

первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых

по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер

рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной

обработки можно также отнести методы графического представления данных,

исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно

разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы

описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков,

средних величин, мер рассеяния), методы статистики вывода (например,

корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный,

логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также

методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов

(например, анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова

и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть

разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства

видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных,

представленных в специальном виде информации (например, анализ

социометрических данных или контент-анализ текстов).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида

обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием

средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в

качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких

десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее

анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью

микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером

социологических исследований, в которых часто используется ручная

обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время

являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых

осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа

социологической информации. При этом анализ и обработка социологической

информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально

разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки

социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных

наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа

социологической информации. В крупных социологических центрах анализ и

обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ

опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только

хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при

осуществлении вторичного анализа социологических данных.

Заключение

Анализ показывает, что дальнейшее развитие социологической науки в

Украине в значительной мере будет зависеть от политической и экономической

ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и

финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная

социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от

предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом,

не подменяя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только

организационно, но и концептуально, методологически.

В этой связи в ближайшей перспективе следует ожидать проявления и

другой тенденции в отечественной социологии — переориентации с традиционных

связей с другими науками по объекту на связи по методу, т. е. освоения

принципов, подходов и методов, разработанных в других научных дисциплинах,

таких как синергетика, теория развития, теория систем, теория деятельности,

теория организации, теория информации и др.

От последней тенденции в той или иной мере будет зависеть разработка

методологических и методических подходов как в теоретической, так и в

прикладной социологии, в которой останутся актуальными методологические

проблемы "перевода" социологических категорий с теоретического уровня на

эмпирический, а также трансформация социологических концепций, моделей и

методов с целью более эффективного их применения в области социальных

технологий.

Что касается методов и методики социологических исследований, то в

недалеком будущем от отечественных социологов следует ожидать роста усилий,

связанных с поиском получения надежных данных, а также создания широких

сетей интервьюеров, что позволит проводить социологические исследования в

мониторинговом режиме. Более широко будут применяться качественные методы

анализа социологических данных, а также компьютерный контент-анализ и

ассистируемое компьютером интервью. Кроме того, в начале третьего

тысячелетия следует ожидать создания мощных сетей телефонного интервью.

Наряду с исследованиями по всеукраинским (общенациональным) выборкам

все большее распространение получат региональные исследования, т. е.

исследования по выборкам, представительным для регионов Украины. Вместе с

анкетными опросами значительно чаще будут использоваться так называемые

гибкие методы сбора эмпирических данных: углубленные интервью,

фокусированные беседы и т. п. Можно также ожидать более широкого

распространения поисковых (без жестких гипотез) и специальных

методологических и методических исследований. При этом не менее

эффективными как для прикладной, так и для теоретической социологии могут

оказаться локальные, оперативные и компактные эмпирические исследования

различных сторон реформирования общественной жизни (естественно, при

достаточно высоком уровне их научной организации и проведения).

Несомненный интерес будет по-прежнему представлять этическая сторона

как социологической науки, так и практической деятельности отечественных

социологов.

Литература:

1. Ю. П. Сурмин Н.В. Туленков "Методология и методы социологических

исследований"

2. Г. В. Щекин "Система социологического знания"

3. Н. П. Лукашевич Н. В. Туленков "Социология"

-----------------------

[1] Модель карточки наблюдения, которое осуществляет учитель на уроке

литературы (А, Б, В, Г— ученики класса).

-----------------------

5.1. Документы в социологии

и их классификация

1.1.Типология

социологических

исследований

Выполнил студент

группы АСУ99

Филоненко Максим Валерьевич

Проверил ____________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

г. Донецк 2002 год.

1.2.Сущностная классификация социологических исследований

2.1.Понятие программы социологического исследования и ее функции

3.1. Обоснование проблемы исследования

4.1. Сущность социологического наблюдения

4.2. Преимущества и недостатки метода наблюдения

4.3. Виды наблюдений

и их характеристика

4.4. Структура метода наблюдения

6.1. Сущность и виды

социологического

опроса

7.1. Понятие о методах анализа и обработки социологических данных

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.