реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методы социологических исследований

коллективное, полевое, информационно обеспеченное, новаторское, прикладное,

обобщающее и т. д.

2. Общая характеристика программы социологического исследования

Как уже отмечалось, социологическое исследование — это сложный процесс

познавательной деятельности, в ходе которого социолог (субъект познания)

последовательно осуществляет переход от одних качественных этапов познания

к другим, от непонимания сущности исследуемого социального объекта к

получению необходимых и достоверных знаний о нем. Какой бы ни была

специфика конкретного социологического исследования, оно всегда проходит

определенные этапы. В социологии выделяют, как правило, четыре основных

этапа социологического исследования, характеристика которых представлена в

таблице 2. Анализ показывает, что любое социологическое исследование

начинается с разработки его программы, которую можно рассматривать в двух

аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ

научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности

того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа

является определенной методологической моделью исследования, в которой

фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также

способы их достижения. Кроме того, поскольку с разработки программы,

собственно, и начинается социологическое исследование, то она представляет

собой результат его первоначального этапа.

Таким образом, в процессе разработки программы социологического

исследования создается гносеологическая модель исследования, а также

решаются вопросы его методологии, методики и техники. Любая программа

социологического исследования должна удовлетворять следующим основным

требованиям: теоретико-методологической обоснованности; структурной

полноте, т. е. наличию в ней всех структурных элементов; логичности и

последовательности ее частей и фрагментов; гибкости (она не должна

сковывать творческие возможности социолога); ясности, четкости и понятности

даже для неспециалистов.

Таблица 2

Характеристика основных этапов социологического исследования

|Этап |Содержание |Результат |

|исследования | | |

| |Разработка вопросов методологии, |Программа |

|Программирующий|методики и техники |социологического |

| |социологического исследования |исследования |

| |Применение методов и техники для |Эмпирическая |

|Информационный |получения массива достоверной и |социологическая |

| |репрезентативной социологической |информация |

| |информации | |

| |Анализ социологической информации,|Описание и объяснение |

|Аналитический |ее обобщение, теоретизация, |изучаемого социального|

| |описание и объяснение фактов, |объекта (явления или |

| |обоснование тенденций и |процесса) |

| |закономерностей, выделение | |

| |корреляционных и | |

| |причинно-следственных связей | |

| |Разработка практических |Модель практического |

|Практический |рекомендаций и социальных |преобразования |

| |технологий |изученного социального|

| | |объекта(явления или |

| | |процесса) |

Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом

исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее

предназначение и раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося

многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она

определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование

методов исследования, т. е. получения социологической информации, а также

ее анализа и обработки.

3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровня

неопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки

программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой

модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и

процедур.

5. Программирующая функция заключается в разработке программы как

таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского

процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-

исследователя.

6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в

соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и

признака научности социологического исследования. Программа задает

нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному

исследованию.

7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей

между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение

труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.

8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания,

процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных

пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

Отсутствие или неполная разработанность программы отличает

спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении

экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется

проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению

корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на

качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные

возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость

социологического исследования и его результатов

3. Проблемы исследования

Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического,

является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как

правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами

социального процесса. Например, при изучении профессиональной ориентации

учащихся, одним из важнейших характеризующих ее противоречий является

противоречие между профессиональными жизненными планами учащихся и

возможностью их реализации на практике. При этом профессиональные

устремления учащегося могут быть столь нереалистичны или несоизмеримы с его

способностями и возможностями общества, что они заведомо никогда не

воплотятся. В этом случае выпускник школы либо терпит крах, либо

приобретает профессию, которая ему противопоказана, что рано или поздно

приводит его к разочарованию, а также к значительным потерям общества в

целом, и данного индивида в частности. Неоправданно большими оказываются

также общественные затраты как на приобретение выпускниками профессии, к

которой они непригодны, так и на обучение их новым профессиям. Издержки

общества от нерациональных профессиональных перемещений работников огромны,

но еще труднее измерить индивидуальные потери вследствие неудачного

профессионального выбора. Возникающие в этой связи комплексы

неполноценности и сопутствующие им суицидные состояния, затруднения в

самореализации личности резко снижают качество жизни.

Такова типичная проблемная ситуация, с которой сталкивается социолог.

После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь

переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной

проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а

также необходимость изучения, т. е. удовлетворения потребности в знании

путем разрешения данного противоречия социальной действительности.

Однако далеко не каждое социологическое исследование является

проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа

общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных

его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Поэтому довольно

часто приходится сталкиваться либо с беспроблемными исследованиями, либо с

исследованиями, в которых проблема формулируется интуитивно. Практика

социологических исследований доказывает простую истину: лучше

придерживаться какой-либо проблемы, чем проводить исследование

беспроблемно. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для

этого необходима ее серьезная экспертиза.

Определению проблемы предшествуют диагноз проблемной ситуации,

определение квалификации ее масштаба, остроты, а также типа тенденции,

стоящей за данной проблемой. Кроме того, немаловажна фиксация скорости

развития проблемы. Для определения сути конкретных проблем с целью их

исследования большое методологическое значение имеет классификация

социальных проблем (табл. 3).

Таблица 3

Классификация социальных проблем

|Социальные проблемы |

|по масштабу |по остроте |по типу тенденций |по скорости |

| | |социальных |развития |

| | |изменений | |

|Локальные |Неназревшие |Деструктивно-дегра|Пассивные |

| | |дационные | |

|Региональные |Актуальные Острые |Трансформационные |Активные |

|Национальные | |Инновационные |Суперактивные |

Из табл. 3 видно, что по масштабу проблемы делятся на локальные, или

микро- социальные; региональные, охватывающие отдельные регионы;

национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную

безопасность страны. По остроте проблемы классифицируются на неназревшие,

которые проявятся в будущем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные,

т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу

тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-

деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе;

трансформационные, фиксирующие трансформацию социума, его переход из одного

качества в другое; инновационные, связанные с различными аспектами

социальных нововведений. По скорости развития проблемы делятся на

пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом,

и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.

Таким образом, табл. 3 иллюстрирует многообразие существующих

социальных проблем. По сути каждую конкретную проблему можно

дифференцировать по каждому из четырех показателей, т. е. по социальному

масштабу, остроте, типу тенденции и скорости ее развития. При этом получим

27 разновидностей проблем по каждому из представленных в табл. 3

показателей. Например, по показателю "неназревшая" проблему можно описать

так: локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, пассивная;

локальная, неназревшая, деструктивно-деградационная, активная и т. д. Если

же представить все возможные варианты, то их количество составит 27*3=81.

Классификация социальных проблем существенно влияет на определение

методологии и инструментария их исследования, а также на характер

практического использования полученных результатов. Проблема представляет

собой некоторую неудовлетворенную потребность в товарах и услугах,

ценностях культуры, деятельности, самореализации личности и пр. Задача

социолога заключается в том, чтобы не только классифицировать проблему, т.

е. понять тип этой потребности и способы ее удовлетворения, но и в том,

чтобы сформулировать ее в удобном для дальнейшего анализа виде. Так,

пространственно-временная характеристика проблемы, раскрытие ее социального

содержания (определение охватываемых ею общностей, институтов, явлений и т.

д.) позволяют правильно определить объект исследования. Представление же

проблемы в виде противоречия (между желаниями и возможностями; различными

структурами, аспектами; между социальными системами и окружающей средой;

между их функциями и дисфункциями и т. д.) создает условия для определения

целей и задач исследования.

В социологическом исследовании категория "проблема" выполняет несколько

важных функций: актуализации, что придает исследованию общественную

значимость (ведь любое социологическое исследование актуально настолько,

насколько масштабно заострена изучаемая им проблема); регуляции, поскольку

как исходный пункт исследования она существенно влияет на разработку всех

разделов программы исследования; методологизации, так как формулирование

проблемы изначально задает всему исследованию подходы и принципы, теории и

идеи, ориентирующие социолога в определении природы проблемы;

прагматизации, состоящей в том, что корректная формулировка проблемы

обеспечивает практический эффект всего исследования, а также определяет

зону внедрения выводов и практических рекомендаций.

4. Метод социологического наблюдения

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и

простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте

путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся

изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами

информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или

невербального (реального) поведения людей. В отличие от естественных наук,

где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора

данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов

исследования.

Кроме того, социологическое наблюдение интегрировано практически во все

методы социологической науки. Например, социологический опрос можно

представить как специфическое наблюдение за опрашиваемыми посредством

анкеты, а социальный эксперимент органично включает в себя два акта

наблюдения: в самом начале исследования и в завершение действия

экспериментальных переменных.

Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных

признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные

области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются

существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно

соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых,

наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и

систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной

стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а

с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим

разнообразием свойств и существует опасность "потерять" наиболее

существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других

социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной.

Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества

свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее

глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны

четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.

Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования,

унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка

его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы

объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в

естественных науках.

В отличие от других социологических методов социологическое наблюдение

имеет две важные особенности. Первая определяется объектом наблюдения,

часто обладающим социальной активностью различной направленности. У всех

наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные ориентации, характер,

эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения,

нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т. д. В

совокупности это значительно снижает объективность информации, получаемой

от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность

особенно заметно проявляется, когда цели социолога и наблюдаемых различны.

Процесс наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо

в манипуляции "социолога-детектива", всячески маскирующего свою

деятельность. Подобные ситуации неоднократно возникали в практике

социологических исследований. Так, в западных странах достаточно

специальных работ, посвященных рекомендациям относительно поведения

"социолога-шпиона". Эта проблема теряет актуальность, если социолог стоит

на позициях гуманизма или выражает интересы самих обследуемых.

Вторая особенность метода социологического наблюдения заключается в

том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих черт, в том

числе эмоциональности восприятия. Если явления несоциальной природы могут

не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают переживания и

сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а иногда и

"подправить" результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель

является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми существует не

только гносеологическое, но и социально-психическое взаимодействие, которое

иногда довольно сложно преодолеть.

Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в

том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими

критерии научного исследования. Пафос личностного отношения социолога к

обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и

логического подхода.

Следует отметить, что преимущества метода социологического наблюдения

достаточно отчетливы и сводятся к следующему. Во-первых, это

непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные,

естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями,

красками, полутонами и т.д. Во-вторых, это возможность учитывать конкретное

поведение групп реальных людей. В настоящее время эта задача практически

неразрешима другими социологическими методами. В-третьих, наблюдение не

зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что

свойственно, например, социологическому интервью. Здесь необходимо

учитывать вероятность "притворства" наблюдаемых, ведь им известно, что за

ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность данного метода, дающая

возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне.

Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей.

Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, наличием

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.