реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методы сбора социологической информации

изобретательности исследователя. Можно применять заранее

разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы (например

ученику на предприятии вести записи, якобы связанные с работой).

Можно использовать хорошую память и регистрировать наблюдения

позже, в спокойной обстановке.

Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие

приемы ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы,

разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями

событий и ситуаций.

Пример: Наблюдатели и сотрудники исследовательского

коллектива, которые исследовали собрания, расчленили зоны

наблюдения (президиум, выступающий, сектор участников собрания из

15-20 человек) и по шкале времени фиксировали происходящее,

пользуясь кодами. В протоколе (см.схему ниже) в каждой строке

делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом времени.

Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей

инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать

реакции аудитории на выступления с трибуны собрания.

Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют

с помощью шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2.

Современная техника позволяет использовать магнитофон, кино- или

фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации

наблюдаемого.

Протокол регистрации событий на основе индикаторов

отношения участников собрания к выступающим

|Время |Элементы наблюдаемого поведения и|Особые |

| |реакции, кодируемые в номинальной|отметки, |

| |шкале |примечания |

| |а |б |в |г |д |е |ж |з | и... | |

|0 - 5 мин | | | | | | | | | | |

|6 - 10 мин | | | | | | | | | | |

|.....................| | | | | | | | | | |

|.....................| | | | | | | | | | |

|.. | | | | | | | | | | |

Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается,

если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий,

подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их

надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько

наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же

события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет

изучаться.

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими

лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки,

интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей,

тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях

(нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет

увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание,

формы проявления наблюдаемых событий и их количественные

характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность,

частоту).

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не

смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь

специальные графы для записи фактуальных данных и для их

истолкования.

е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом

одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность

интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои

впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например,

бурная реакция собрания на выступление может быть следствием

одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией

на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или

оговорку, на постороннее действие во время выступления... Во всех

этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную

запись.

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки

обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно

проконтролировать с помощью интервью с участниками событий;

материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными

по той же программе или по имеющимся документам.

Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Основным недостатком этого метода является необъективность

наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно

беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные

особенности наблюдателя определенно сказываются на его

впечатлениях.

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и

процессы массового характера, вычленение небольшой части которых

делает их изучение непредставительным.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод,

который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает

проверить результаты других методов сбора информации.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Документальной в социологии называют любую информацию,

фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте,

на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации

отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами

официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются: рукописные и

печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения

целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны

самим исследователем.

Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий

исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и

Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать

автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста.

Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от

социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют

документальную информацию в социологических исследованиях.

По степени персонификации документы подразделяются на личные

и безличные.

Личные - документы индивидуального учета (библиотечные

формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики,

выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные

записи.

Безличные - статистические или событийные архивы, данные

прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и

неофициальные.

Официальные - протоколы, правительственные материалы,

постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных

заседаний, данные государственной и ведомственной статистики,

архивы и т.д., отчетность.

Неофициальные - личные документы, а также составленные

частными гражданами безличные документы (например, статистические

обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных

наблюдений).

Особая группа документов - средства массовой информации,

газеты, журналы, радио, телевидение, кино.

По источнику информации документы делятся на первичные и

вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным -

обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на

основе первичных источников.

Еще можно классифицировать документы по содержанию: например,

литературные данные, исторические и научные архивы, архивы

социологических исследований.

Проблема достоверности документальной информации.

Не следует путать такие понятия как надежность, подлинность

самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений.

Достоверность в первую очередь зависит от источника

доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из

первых рук намного надежней, чем какие-либо другие.

Правила работы с документами.

1. “Золотое правило” - четко различать описание событий и их

оценку. (Это правило применимо к любой информации). Факты

безусловно лучше, чем мнение и оценка.

2. Анализировать намерения составителя документа. Например

отчет сотрудника предприятия может быть составлен в более

благоприятном свете, чем обстоят дела на самом деле. А если взять

критику газеты, то можно говорить о придирчивом изложении фактов.

3. Важно знать метод получения данных для составления

документа (из первых рук, факты, другие источники).

4. Если документ содержит статистические данные, то следует

выяснить, на чем основана классификация.

5. Важно уяснить общую обстановку при которой составлялся

документ. Она влияет на объективность составителя независимо от его

намерений.

Особую осторожность нужно соблюдать при работе с личными

документами, такими как: автобиографии, дневники, мемуары, письма и

т.д.

Вот несколько условий доверия к информации из личных

документов.

(а) Можно верить сообщениям, если они никак не затрагивают

интересы автора; или (б) наносят определенный ущерб автору; (в)

видимо, достоверны те сведения, которые в момент регистрации

автором были общеизвестны; достоверны детали событий,

несущественные с точки зрения автора документа, а также (д)

сведения к которым автор относится недоброжелательно.

Проверка подлинности документов, анализ мотивов, побуждений,

условий составления, целевой установки автора, ситуации в которой

он действовал, характера его окружения - вот те факторы, от которых

зависит достоверность информации из личных документов.

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от

простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового

знания - это именно метод исследования, которое, как всякое научное

исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез,

тщательное изучение существа анализируемого материала, логики

текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Это

интеллектуальный анализ при котором исчерпывается все содержимое

документа.

Огромную роль играет опыт исследователя, глубина его знаний

по предмету и интуиция.

Приемы качественно-количественного анализа документов.

При качественно-количественном анализе документов необходимо

перевести информацию целевых документов на язык исследования.

Качественный анализ - необходимое условие для всех

количественных операций. Но не всегда целесообразна квантификация

документов.

Не следует прибегать к количественному анализу если документы

уникальны, если описаны очень сложные явления, если данных

недостаточно или они неполные (нерепрезентативны).

Количественный анализ уместен если:

а) требуется высокая степень точности при сопоставлении

однопорядковых данных

б) достаточно много материала, чтобы оправдать усилия по его

обработке и он репрезентирует области изучения

в) материала настолько много, что нельзя обойтись без

суммарных оценок

г) изучаемые начальные характеристики появляются с

достаточной частотой

Наиболее целесообразно использовать количественный анализ,

если квантифицируемые тексты сопоставляются с иными, также

количественными характеристиками. Например сопоставление мнений

подписчиков о газете с ее тиражом.

Квантификация текстового материала получила в мире большое

распространение и в 40-х годах для нее была разработана специальная

процедура, названная “контент-анализом”.

Контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой

текстовой или записанной на пленку информации с последующей

статистической ее обработкой. Его основные операции были

разработаны американскими социологами Х.Ласуэллом и Б.Берельсоном.

Основные процедуры контент-анализа.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в

качестве которых используют:

а) Понятия, выраженные в словах и отдельных терминах. Это

понятия из области экономики: интенсификация, технический прогресс,

методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; из политики:

интернационализм, демократия, разрядка, мирное сосуществование,

перестройка; нравственные или правовые символы: почин, активность,

инициативность, нарушение законности и т.д.; научные: модель,

система, космическое пространство и т.п.

Анализ текста по содержанию понятий несет немало

социологической информации. Например, по частоте употребления

понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в

какой мере источник ориентирован на предмет ускорения научно-

технического прогресса.

б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях

текстов, статьях, радиопередачах и т.д.

По тематике можно более полно представить содержание

документа, которое свидетельствует о определенной направленности

взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.

в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых

и деятелей искусства, передовиков производства.

Это говорит о влиянии чьих-то идей на общественное мнение и о

престижности той или иной концепции. Сюда же можно отнести

упоминание организаций, учреждений, общественных институтов.

г) целостное общественное событие, документ, факт,

произведение, случай и т.п. несут определенный смысл и тоже могут

быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во

времени) упоминания общественного события или государственного

решения (например, борьба за трезвый образ жизни) - свидетельство

его важности для общества.

Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе

содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими

посылками программы.

Надежность информации, полученной контент-анализом,

обеспечивается следующими способами:

а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц,

предложенное В.Н.Каюровой, может быть доказано следующим образом.

Полигон наполнения текста смысловыми единицами контент-анализа как

способ обоснования полноты объема выделения смысловых единиц:

[pic]

Первоначально выделяются все смысловые единицы ил первого

анализируемого текста, далее из второго - те же плюс

дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа -

опять те же, что уже встречались в двух предыдущих плюс

дополнительные и т.д. После изучения очередных 3-5 текстов, в

которых не попадается ни одной новой смысловой единицы, ранее

фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что “поле”

смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.

Из рисунка видно, что в итоге изучения 20 случайно отобранных

из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-

анализа, что исчерпывает “поле”, т.е. всю выборочную совокупность

документов. Конечно при изучении всего массива могут попасться

новые смысловые единицы, относящиеся к предмету и ранее не

предусмотренные. В этом случае они включаются в анализ

дополнительно.

б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с

помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько

предложенные качественные единицы соответствуют поставленным

задачам.

В нашем исследовании 6 экспертов независимо друг от друга

классифицировали 120 понятий, отнесенным к деловым и личностным

качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества,

исполнительские и т.д.), причем 86% понятий были классифицированы

однозначно минимум четырьмя судьями. Остальные, более спорные,

подвергались специальному обсуждению и после согласованного решения

относились в соответствующую общую категорию.

в) Обоснованность по независимому критерию. например, данные

контент-анализа дневников или сочинений учащихся с целью выявить их

профессиональную склонность выборочно проверяются путем опросов,

или по данным наблюдений, тестом по известной группе.

г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования

одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции.

Можно использовать стабильную единицу анализа и разные единицы

счета (по частотам смысловых единиц и по физической протяженности

одновременно).

Процедура подсчета. В общем виде процедуры подсчета при

контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по

выделенным группировкам.

Крайне трудоемкие процедуры обработки данных контент-анализа

существенно облегчаются при использовании ЭВМ, что также немало

способствует широкому распространению этой техники изучения

документальных источников.

Оценка метода документального анализа.

Документы нередко выступают в роли главного источника

информации дополненной опросом или прямым наблюдением.

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в

поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Пример: Советский демограф В.И.Переведенцев остроумно

проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию

населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного

населения союзных республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о

доле лиц коренной национальности (по республикам), не считающих

язык своей национальности своим родным языком. Оказалось, что эти

пропорции совпадают почти идеально. Так интенсивность миграции

украинцев (в пропорции к русским) 11%, а доля украинцев, не

говорящих на родном языке - 12,3%, для белорусов - соответственно

15% против 15,8%, для народов Закавказья - 5% против 4,6%, народов

Средней Азии - около 1% против 1,5%, для казахов - 4% против 1,6%,

для народов Прибалтики - 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический

фактор существенно влияет на миграцию.

Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных

выше проблемах получения достоверной информации из биографических

материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в

документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.

Анализ документов - важный метод сбора информации при

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.