реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологической информации

Московский высший институт управления.

Архангельский филиал.

Кафедра социологии.

Реферат :

Методы сбора социологической информации.

Студент : Рыжков Сергей Викторович.

Факультет : Экономический, 1 курс. № АЭ-195959

Научный руководитель : Дрегало Александр Алексеевич.

Степень : Профессор, доктор философских наук.

Архангельск - 1996

П Л А Н Р А Б О Т Ы :

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . .

. . 3

2. Программа, цель, задачи исследования. . . 4

o Программа. Ее содержание.

o Цели и задачи исследования.

5. Выборка. . . . . . . . . . . . . . .

. . 6

o Технология конструирования выборок.

o Типы выборок.

8. Методы сбора информации . . . . . . . 8

o Прямое наблюдение

o Анализ документов

o Интервью.

o Анкетные опросы.

13. Заключение. . . . . . . . . . . . . .

. 45

14. Список литературы. . . . . . . . . . . . 46

1. Введение.

Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана

узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым

способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни

каждого из нас. Конечно речь идет не только об обществе в целом, но

и о личности, как неотъемлемой части общества.

Социология особенно важна в наше нестабильное время. Она

должна помогать правящим структурам поддерживать какую-то

стабильность в обществе, таком хрупком в последнее время. Все это

более или менее понятная сторона социологии. После того, как мы

узнаем общественное мнение, уже будет ясно - что надо сделать,

чтобы в следующий раз мнение по этому вопросу было лучше.

А как узнать мнение общества? Каковы методы сбора

социологической информации?

Ответ на этот вопрос и будет целью данной работы.

Для начала, опишу вкратце основные начальные процедуры

социологического исследования (программа, цель исследования,

выборки), а затем перейду к основному вопросу, т.е. методам сбора

социологической информации (опрос, анкета, наблюдение).

2. Программа, цель, задачи исследования.

Программа социологического исследования нужна для того чтобы:

1) логично, ясно представить цели, задачи исследования

2) очертить объект исследования

3) найти, адекватные цели, решения

4) решать практические задачи в ходе теоретического

исследования

5) позволяет быстро выявить возможные ошибки.

Программа - этап самостоятельного теоретического поиска. Это

может быть работа в масштабах группы лиц (отдела), а может -

процесс работы института в течении года.

Содержание программы:

1) Проблемы исследования.

Проблема - есть противоречие между замыслом, целью и

результатом; между ожидаемым и реальностью.

Под проблемной ситуацией понимают противоречие между

сознанием потребностей и незнанием, как это сделать, незнанием

средств и методов достижения цели.

2) Объект исследования - это область социальной жизни или

реальности, которая содержит противоречия и представляет интерес

для исследования. Объект ограничен местом жительства, работы.

3) Предмет исследования - область социальной жизни,

содержащая противоречия отношения людей к чему-то.

Цель исследования - общая направленность - ожидаемый конечный

результат. Задачами исследования является конкретизация цели.

Для исследования следует произвести эмпирическую

интерпретацию понятий - перевод общих терминов на язык подлежащий

измерению, т.е. создать более точные, упрощенные понятия. Например,

дисциплина труда:

1) Отношение к трудовым нормам

2) Отношение к распорядку

3) Прогул

Операционализация понятий - исследователь должен изучить

порядок исследования объекта. Дробление понятий на составляющие.

Исследования объекта упираются в построение гипотез -

обоснованное предположение о структуре социального объекта, о

характере связей между элементами, о факторах, которые

детерминируют связи.

Правила исследования, предъявляемое к гипотезам:

1. Гипотеза не должна содержать не проверенных понятий.

2. Гипотеза не должна противоречить известным научным фактам.

3. Гипотеза не должна быть излишне сложной.

4. В гипотезе должны быть способы ее проверки.

Все, выше перечисленное, составляет программу

социологического исследования. Теперь обратимся к реализации этой

программы.

3. Выборка.

Выборка - часть генеральной совокупности, подмножество

элементов, которое избирается для изучения.

Генеральная совокупность - множество элементов, возможных

социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в

рамках программы.

Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и

выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно

изучать, если характеристика этой части соответствует

характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна

представлять все основные характеристики генеральной совокупности.

Чаще всего для формирования выборки используются следующие

характеристики:

1) Пол

2) Возраст

3) Образование

4) Род занятий

Когда берутся другие показатели, то это говорит о

специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.

Объем выборки зависит от ряда причин, в том числе и от задачи

исследования.

При общей выборке вероятность ошибки составляет 5-10%.

При надежной выборке вероятность ошибки - 3-5%.

Записывается это так: Р = 0,05 - 0,03

Для примера можно привести следующие данные:

Ошибка выборки не более Р = 0,05 :

N - генеральная совокупность

n - количество опрошенных

|N |500 |1 000 |2 000 |3 000 |10 000 |100 000 и более |

|n |222 |286 |333 |350 |385 |398 |

Обычно, для того чтобы исследовать мнения по Архангельской

области, опрашивают от 450 до 1 000 человек.

Типы выборок :

1. Случайная выборка

1) Лотерейный метод

2) Метод равных интервалов (шаг)

3) Метод случайных чисел (по таблицам случайных чисел)

2. Целевая выборка

3. Адресная выборка (районированная)

1) Метод сеточки (при помощи карт местности)

2) Метод спирали (при помощи карт местности)

4. Методы сбора информации

Существует три основных класса методов сбора социологической

информации:

1) Прямое наблюдение

2) Анализ документов

3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

а) интервью

б) анкетный опрос

ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Под наблюдением в социологии подразумевается прямая

регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог

самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может

пользоваться данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то,

которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной

системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко

сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной

процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или

дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна

поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое

(или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое

(стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении

пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом -

регистрируют события по детально разработанной процедуре.

2) В зависимости от положения наблюдателя различают

соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения.

Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в

социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы

“изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь

наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или

инкогнито.

Одна из модификаций включенного наблюдения носит название

стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие

исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает

определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что

дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые

(наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в

экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на

вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.

Постараемся найти на них ответы.

На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности

состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий,

стратегия исследования в целом.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится

по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или

бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения

заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого

описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие

элементы, как: сфера деятельности (производственная,

непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и

нормы, регулирующие состояние объекта в целом ( формальные и

общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях);

степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его

состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в

данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций;

экологическая Среда, область жизнедеятельности, общественная,

экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного

сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости

от общей задачи наблюдения их можно классифицировать: по

демографическим и социальным признакам; по содержанию деятельности

(характер труда, сфера занятий, сфера досуга); относительно статуса

в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный,

администратор, общественный деятель, член коллектива...); по

официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте

(обязанности, права, реальные возможности их осуществления;

правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по

неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное

лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп:

общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные;

одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность

интересов и целей.

5) Структура деятельности со стороны: внешних побуждений

(стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств,

привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по

моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная,

репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим

результатам (материальные и духовные продукты).

6) Регулярность и частота наблюдаемых событий: по ряду

указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими

описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться

в объекте наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения

уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более

детально, другие вовсе опускаются.

Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в

стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения

предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных

неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события,

формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях

логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то

более общих свойств или действий.

Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий

разработали московские социологи в рамках исследовательского

проекта “общественное мнение” (руководитель исследования

Б.А.Грушин). В числе одного из каналов выражения общественного

мнения были выделены собрания. Для регистрации данных

использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных

бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного

периода, регистрации действий докладчика или выступающего,

регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей

ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в

частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения,

ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики

собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации

отношения участников собрания к выступающему - докладчику,

участнику дискуссии.

Индикаторы отношения участников собрания к выступающим

путем прямого наблюдения реакций аудитории

| |Сила проявления реакции|Особые |

|Элементы наблюдаемого поведения | |заметки |

| |по группам |наблюдателя, |

| |(шкальные оценки) |заранее не |

| | |формализуемые|

|А) Одобрительные реплики, |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |

|возгласы, аплодисменты. | | |

|Б) Неодобрительные реплики и |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |

|т.д.. |1, 2, 3, 4, 5, 6 | |

|В) Требование дополнительной | | |

|информации. |К каждой строке | |

|Г) Разговоры, связанные с |элементов наблюдаемого | |

|обсуждаемым вопросом. |поведения дана | |

|Д) Вопросы к выступающему. |6-членная номинальная | |

|Е) Отсутствие реакции |шкала, пункты которой: | |

|(нейтральное отношение). |1 - президиум собрания | |

|Ж) Призывы к соблюдению порядка. |2 - большинство | |

|З) Призывы к соблюдению |аудитории | |

|регламента. |3 - примерно половина | |

|И) Разговоры, тему которых |аудитории | |

|определить невозможно. |4 - меньшинство | |

|К) Посторонние разговоры. |аудитории | |

|Л) Занятие посторонними делами. |5 - несколько человек | |

| |6 - один - два человека| |

Наблюдение большой аудитории собрания производится

несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции.

подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не

только разработка общей концепции, но и неоднократные

нестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем случае

- собраниях разных организаций и коллективов).

Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс?

Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования. Если цель

исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать

(диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и

может привести к нежелательному для исследования искажению

информации.

Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при

диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы

исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают.

Другой способ - создать ложное представление о цели наблюдения.

Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы

добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать

своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут

неправильно истолковать задачи исследования.

Если же цель исследования заключается в принятии определенных

управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как

позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты.

Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают

наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают

лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с

этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь

может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы

внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком

“вживается” в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило,

итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не

строго научный трактат.

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения:

насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то

общности людей, в действительности исследовать их?

Пути повышения надежности данных при наблюдении.

В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном

наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.