реферат бесплатно, курсовые работы
 

Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений

1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных

заведений в общественно-политической жизни Ростовской области.

Профсоюзные организации студентов созданы для отстаивания интересов

студентов. Сегодня, когда многие гарантии и льготы утратили свой смысл,

когда дорожает все, обостряются финансовые проблемы – это особенно

актуально. В нашу жизнь вошли такие тревожные и опасные явления, как

безработица, ежегодная убыль населения, распространение опасных

заболеваний, стремление определенных кругов решать многие проблемы за счет

систематического наступления на жизненные интересы людей. В этой ситуации

роль студенческих профсоюзов огромна. Именно они, от имени всего

студенчества, говорят с представителями властных структур, законодательными

и судебными органами, администрациями ВУЗов для обсуждения насущных

экономических и социальных проблем. Это дает возможность более полно и

конкретно донести до власти позицию учащейся молодежи по различным

проблемам, вести конструктивный диалог, добиваться принятия соответствующих

решений.

Самое главное в деятельности студенческих профсоюзов – защита

социальных прав. К числу важнейших направлений деятельности студенческих

профсоюзов относится и воспитание молодежи.

Когда профсоюзы одного ВУЗа не в состоянии решать какие-то большие

проблемы, встает вопрос об объединении. Так на юге страны вот уже более

пяти лет интересы студенчества выражает и защищает Южно-Российская

ассоциация студенческих профсоюзов.

На Юге России, как и во всей стране в целом, действует большое

количество различных политических партий и движений. Они проявляют интерес

к студенческим профсоюзам, особенно в периоды выборных кампаний, так как

это – прежде всего многочисленные организации. Профсоюзы являются

неполитическими организациями, но поддерживают тесные отношения, чаще

всего, с «партиями власти». Профсоюзные лидеры оправдывают себя тем, что

называют это временным трудоустройством, т.е. речь идет об оказании платных

услуг выборным штабам кандидатов, избирательных объединений.

1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов.

Чем отличается лидер от руководителя? Б.Д. Парыгин называет

следующие различия лидера и руководителя / 38 /:

- лидер в основном призван осуществлять регуляцию

межличностных отношений в группе, в то время как

руководитель осуществляет регуляцию официальных

отношений групп, как некоторой социальной группы;

- лидерство можно констатировать в условиях

микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е.

оно связано со всей системой общественных

отношений;

- лидерство возникает стихийно, руководитель всякой

реальной социальной группы либо избирается, либо

назначается, но так или иначе этот процесс не

является стихийным, а напротив, целенаправленным,

осуществляемым под контролем различных элементов

социальной структуры;

- явление лидерства менее стабильно, выдвижение

лидера более зависит от настроения группы, в то

время как руководство – явление более стабильное;

- руководство подчиненными в отличие от лидерства

обладает гораздо более определенной системой

различных санкций, которых в руках лидера нет;

- процесс принятия решения руководителем более

сложен;

- сфера деятельности лидера в основном малые

социальные группы, где он и является лидером,

руководитель представляет свою группу в более

широкой социальной системе.

Эти различия с некоторыми вариациями называют и другие авторы.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в

психологических характеристиках существуют общие черты, что позволяет оба

этих вида деятельности рассматривать как идентичные, хотя в лидерстве

преобладают психологические характеристики, а в руководстве – социальные.

Т.е. исходя из этого, выражение «профсоюзный лидер руководит» - правильное.

Теперь об особенностях руководства. / 42 / Студенческие годы – это

не только романтика, хотя в памяти остается (так уж устроен человек) именно

она. Прежде всего, это школа гражданского, профессионального становления.

Находясь в стенах своего ВУЗа, студенты постоянно сталкиваются с

деятельность студенческого профсоюза – это культурно-массовые мероприятия,

всевозможные клубы и кружки, диетическое питание в студенческой столовой. В

этой ситуации они принимают решение быть или не быть в профсоюзе, а

членство в студенческом профсоюзе действительно добровольное, платить или

не платить взносы. Приняв решение и оформив членство, студенты оказываются

в этой системе. Здесь нет заработной платы, определенного места работы,

кажется все пущено на самотек. Но это не так, так как есть структура,

которая руководит всем этим движением. Вся особенность руководства и

состоит в том, чтобы привлечь молодого человека в организацию, чтобы он

работал в этой группе для общества при полном отсутствии командно-

административных рычагов.

Студент может быть:

- коллективист, т.е. тяготеет к коллективным действиям,

всегда поддерживает общественные начинания, живет

заботами коллектива, стремится поддержать его престиж;

- индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к

индивидуальной деятельности;

- претензионист, активно участвующий в общественной

жизни, самостоятельный, настойчивый в достижении целей,

обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят быть

постоянно в центре внимания;

- конформист, т.е. слабо самостоятельный, ориентированный

на лидеров, неконфликтный, быстро подстраивающийся к

имеющимся условиям;

- пассивный, с частыми хорошими порывами, но не всегда

последовательный и слабовольный;

- изолированный, т.е. тот, который своими действиями и

высказываниями оттолкнул от себя большинство.

И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой

подход. Прежде всего, используются методы убеждения и мотивации.

ГЛАВА 2. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ

И СЕРВИСА

2.1. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского

государственного университета экономики и сервиса.

Профсоюзная организация студентов Южно-Российского

государственного университета экономики и сервиса (далее ПОС), как

общественная организация осуществляет свою деятельность с сентября 1992 г.

Основными целями организации, в соответствии с Уставом / 46 /, являются:

- защита социально - экономических интересов студентов;

- решение вопросов временного трудоустройства студентов;

- целевая материальная поддержка нуждающихся студентов;

- организация досуга;

- контроль за соблюдением Устава ВУЗа, в части прав

и обязанностей студентов;

- взаимодействие с профсоюзными организациями других

ВУЗов, органами местного самоуправления по

вопросам отстаивания интересов членов ПОС.

Членом ПОС может быть любой студент данного ВУЗа , признающий

Устав ПОС и уплачивающий членские взносы. Членство и выход из ПОС

добровольны.

ПОС строит и организует свою деятельность, структуру и

взаимоотношения на основе следующих принципов:

- добровольность вступления в ПОС, равные права

всех ее членов;

- укрепление единства и авторитета ПОС;

- объединение действий в реализации целей и задач

ПОС;

- развитие взаимопомощи и солидарности;

- коллегиальность, взаимное доверие в работе;

- личная ответственность избранных в профорганы;

- выполнение решений выборных органов ПОС;

- выборность руководящих органов, гласность и

отчетность в их работе;

- уважение мнения каждого члена ПОС;

- право на защиту, разъяснение своей позиции.

ПОС является самостоятельной, самоуправляемой общественной

организацией. Высшим органом управления является конференция ее членов,

созываемая не реже чем один раз в два года.

Конференция избирает состав профсоюзного комитета и контрольно -

ревизионной комиссии, председателя профсоюзного комитета.

Профсоюзный комитет ПОС - коллегиальный орган, который

непосредственно организовывает деятельность ПОС. Профсоюзный комитет на

своих заседаниях может принимать любые решения в пределах своей

компетенции, а также оперативно реагировать на любые возникшие проблемы,

касающиеся ПОС.

Председатель профсоюзного комитета осуществляет непосредственное

руководство ПОС в период между конференциями.

В его обязанности входит:

- представление ПОС в государственных,

муниципальных, судебных органах, общественных

организациях, хозяйственных структурах, СМИ,

заключение соглашений c ними;

- выступление с заявлениями, направление

ходатайств и обращений от имени ПОС;

- осуществление непосредственного руководства над

профсоюзным комитетом;

- утверждение штатного расписания, по

представлению профсоюзного комитета;

- представление интересов ПОС в Ученом Совете

ВУЗа;

- выполнение других функций, делегированных ему

конференцией;

2.2. Проблемы конкретного профсоюзного лидера и его оптимальное

поведение.

Руководство студенческой профсоюзной организацией не менее трудный

процесс, чем управление фирмой или предприятием, потому что приходится

выполнять различные функции:

- финансовая, предусматривающая сбор средств (взносов), управление и

распределение фондов, пожертвований и т.д.;

- "производственная", предусматривающая оптимальное использование

средств, людских ресурсов для достижения цели;

- работа с кадрами, т.е. привлечение новых членов в организацию;

- снабжение и т.д.

Для эффективного управления организацией лидер должен понимать для

чего молодые люди приходят в нее. Наиболее вероятны следующие причины

вступления людей в общественную организацию: чувство принадлежности,

взаимопомощь, защита, общение, личные симпатии. Каждый молодой человек

должен найти именно то, что ему нужно. Цель руководителя - создание

деловой, творческой обстановки и здорового социально-психологического

климата в организации, сплочение студентов во имя единой общей цели.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы:

организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие,

склонность к организаторской деятельности.

В группу организаторского чутья он включает следующие компоненты /

44 /:

- психологическая сообразительность - быстрое понимание

психологических особенностей и состояния других людей, умение

запоминать людей и их поступки, склонность к психологическому

анализу поведения и поступков других людей и своих собственных,

способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого

человека и действовать вместо него, глубокая вера и убеждение в

силе, способностях и возможностях отдельной личности и коллектива;

- практический психологический ум – умение лидера и руководителя

распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей

людей, регулировать психическое состояние в зависимости от условий

деятельности и учета взаимоотношений между ними при постановке

задач, выдвигаемых перед коллективом в его деятельности;

- психологический такт – умение быстро найти необходимый тон,

целесообразную форму общения в зависимости от психического

состояния и индивидуальных особенностей окружающих людей, в

речевой адаптации к разным людям простоте и естественности в

отношениях с ними, чувстве справедливости и объективности при

оценке и подборе людей.

Ко второй группе организаторских качеств Л.И. Уманский относит

качества, связанные с эмоционально-волевым воздействием:

- общественная энергичность – способность лидера заражать

своей энергией окружающих его людей (с помощью мимики,

взгляда, выражения лица, жестов, позы), логически-

речевые и практическое воздействие через личный пример;

- взыскательность, характеризующаяся смелостью,

постоянством и гибкостью, категоричностью и

настойчивостью, разнообразными формами понуждения,

начиная с шутливой формы до приказа, индивидуальный

подход в зависимости от постоянных и временных

психических особенностей и состояния людей;

- критичность – способность анализировать отклонения от

нормы в деятельности и поведении других людей, которая

выражается в самостоятельности при проведении

критического анализа вместе с коллективом, логичность и

аргументированность критических замечаний, прямота и

смелость, глубина замечаний, а также доброжелательность.

В третью группу качеств – склонность к организаторской

деятельности – Л.И. Уманский выделяет способность руководителя

самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на

себя функции организатора и ответственность за работу других людей в

трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять

организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее,

получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не

заниматься.

При работе с коллективом наиболее приемлемы метод убеждения и

мотивация / 31 /.

Метод убеждения. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный по

своей технологии среди остальных методов организационного воздействия.

Особое место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции.

Аргументирование – основа убеждения. Аргументирование – наиболее трудная

фаза убеждающего воздействия. Оно требует знаний, концентрации внимания,

присутствия духа, напористости и конкретности высказываний. При

аргументации необходимо хорошо владеть материалом, четко определить для

себя самого задачи, которые нужно решить.

В аргументировании выделяют две основные конструкции:

- доказательная аргументация, когда необходимо что-то

доказать или обосновать;

- контраргументация, с помощью которой отвергаются тезисы

и утверждения собеседника.

Аргументируя свою позицию нужно придерживаться вполне конкретных

принципов:

- оперировать простыми, ясными, точными и убедительными

понятиями – иначе смысл диалога легко потопить в море

слов и доводов, особенно если они неясны или неточны;

- содержание аргументации должно соответствовать

особенности личности того, кому она предназначена;

доводы и доказательства хорошо разъясненные по

отдельности, намного эффективнее достигают цели, чем

если их преподнести вместе;

- аргументирование не должно быть декларированным или

выглядеть как монолог главного героя; точно

расставленные паузы оказывают большое воздействие, чем

поток слов, при этом на собеседника лучше влияет

активное построение фразы, чем пассивное, когда речь

идет о доказательствах (например, лучше сказать «мы это

осуществим», чем «можно осуществить»);

- аргументацию необходимо вести корректно, т.е. всегда

признавать правоту собеседника, если он прав, даже если

вам это не приятно; это дает право требовать такого же и

от собеседника;

- оперировать аргументами понятными для собеседника,

избегая пустых фраз – они свидетельствуют об ослаблении

внимания;

- свои доказательства, идеи и соображения надо излагать

оппонентам как можно нагляднее. Сравнения лучше

основывать на опыте собеседника, иначе понимания не

получится – собеседник будет не в состоянии понимать

смысл ваших доводов из-за непонимания связи между

сравниваемыми явлениями. Сравнения должны поддерживать и

усиливать аргументацию, быть убедительными, но без

преувеличений и крайностей, вызывающих недоверие и тем

самым ставящих под сомнение все приводимые примеры.

Мотивация. Стремление к материальному вознаграждению естественно

для общества и для отдельного человека. Формирование мотивов к действию –

одно из главных средств управления. Абрахам Маслоу определял следующие

потребности человека:

- физиологические – потребность в еде, сне, жилище,

мускульной активности, сексуального удовлетворения;

- экзистенциональные – потребность в безопасности своего

существования, уверенность в завтрашнем дне, сохранение

хорошего здоровья, сохранение порядка в окружающем

человека социуме;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.