| |||||
МЕНЮ
| Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных заведений1.2. Место и роль профсоюзных организаций студентов высших учебных заведений в общественно-политической жизни Ростовской области. Профсоюзные организации студентов созданы для отстаивания интересов студентов. Сегодня, когда многие гарантии и льготы утратили свой смысл, когда дорожает все, обостряются финансовые проблемы – это особенно актуально. В нашу жизнь вошли такие тревожные и опасные явления, как безработица, ежегодная убыль населения, распространение опасных заболеваний, стремление определенных кругов решать многие проблемы за счет систематического наступления на жизненные интересы людей. В этой ситуации роль студенческих профсоюзов огромна. Именно они, от имени всего студенчества, говорят с представителями властных структур, законодательными и судебными органами, администрациями ВУЗов для обсуждения насущных экономических и социальных проблем. Это дает возможность более полно и конкретно донести до власти позицию учащейся молодежи по различным проблемам, вести конструктивный диалог, добиваться принятия соответствующих решений. Самое главное в деятельности студенческих профсоюзов – защита социальных прав. К числу важнейших направлений деятельности студенческих профсоюзов относится и воспитание молодежи. Когда профсоюзы одного ВУЗа не в состоянии решать какие-то большие проблемы, встает вопрос об объединении. Так на юге страны вот уже более пяти лет интересы студенчества выражает и защищает Южно-Российская ассоциация студенческих профсоюзов. На Юге России, как и во всей стране в целом, действует большое количество различных политических партий и движений. Они проявляют интерес к студенческим профсоюзам, особенно в периоды выборных кампаний, так как это – прежде всего многочисленные организации. Профсоюзы являются неполитическими организациями, но поддерживают тесные отношения, чаще всего, с «партиями власти». Профсоюзные лидеры оправдывают себя тем, что называют это временным трудоустройством, т.е. речь идет об оказании платных услуг выборным штабам кандидатов, избирательных объединений. 1.3. Особенности руководства в профсоюзных организациях студентов. Чем отличается лидер от руководителя? Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя / 38 /: - лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений групп, как некоторой социальной группы; - лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; - лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо избирается, либо назначается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; - явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера более зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; - руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; - процесс принятия решения руководителем более сложен; - сфера деятельности лидера в основном малые социальные группы, где он и является лидером, руководитель представляет свою группу в более широкой социальной системе. Эти различия с некоторыми вариациями называют и другие авторы. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках существуют общие черты, что позволяет оба этих вида деятельности рассматривать как идентичные, хотя в лидерстве преобладают психологические характеристики, а в руководстве – социальные. Т.е. исходя из этого, выражение «профсоюзный лидер руководит» - правильное. Теперь об особенностях руководства. / 42 / Студенческие годы – это не только романтика, хотя в памяти остается (так уж устроен человек) именно она. Прежде всего, это школа гражданского, профессионального становления. Находясь в стенах своего ВУЗа, студенты постоянно сталкиваются с деятельность студенческого профсоюза – это культурно-массовые мероприятия, всевозможные клубы и кружки, диетическое питание в студенческой столовой. В этой ситуации они принимают решение быть или не быть в профсоюзе, а членство в студенческом профсоюзе действительно добровольное, платить или не платить взносы. Приняв решение и оформив членство, студенты оказываются в этой системе. Здесь нет заработной платы, определенного места работы, кажется все пущено на самотек. Но это не так, так как есть структура, которая руководит всем этим движением. Вся особенность руководства и состоит в том, чтобы привлечь молодого человека в организацию, чтобы он работал в этой группе для общества при полном отсутствии командно- административных рычагов. Студент может быть: - коллективист, т.е. тяготеет к коллективным действиям, всегда поддерживает общественные начинания, живет заботами коллектива, стремится поддержать его престиж; - индивидуалист, т.е. тяготеет к самостоятельности к индивидуальной деятельности; - претензионист, активно участвующий в общественной жизни, самостоятельный, настойчивый в достижении целей, обладают повышенным тщеславием, обидчивы, хотят быть постоянно в центре внимания; - конформист, т.е. слабо самостоятельный, ориентированный на лидеров, неконфликтный, быстро подстраивающийся к имеющимся условиям; - пассивный, с частыми хорошими порывами, но не всегда последовательный и слабовольный; - изолированный, т.е. тот, который своими действиями и высказываниями оттолкнул от себя большинство. И со всеми этими людьми нужно работать, подобрать к каждому свой подход. Прежде всего, используются методы убеждения и мотивации. ГЛАВА 2. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА 2.1. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Профсоюзная организация студентов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (далее ПОС), как общественная организация осуществляет свою деятельность с сентября 1992 г. Основными целями организации, в соответствии с Уставом / 46 /, являются: - защита социально - экономических интересов студентов; - решение вопросов временного трудоустройства студентов; - целевая материальная поддержка нуждающихся студентов; - организация досуга; - контроль за соблюдением Устава ВУЗа, в части прав и обязанностей студентов; - взаимодействие с профсоюзными организациями других ВУЗов, органами местного самоуправления по вопросам отстаивания интересов членов ПОС. Членом ПОС может быть любой студент данного ВУЗа , признающий Устав ПОС и уплачивающий членские взносы. Членство и выход из ПОС добровольны. ПОС строит и организует свою деятельность, структуру и взаимоотношения на основе следующих принципов: - добровольность вступления в ПОС, равные права всех ее членов; - укрепление единства и авторитета ПОС; - объединение действий в реализации целей и задач ПОС; - развитие взаимопомощи и солидарности; - коллегиальность, взаимное доверие в работе; - личная ответственность избранных в профорганы; - выполнение решений выборных органов ПОС; - выборность руководящих органов, гласность и отчетность в их работе; - уважение мнения каждого члена ПОС; - право на защиту, разъяснение своей позиции. ПОС является самостоятельной, самоуправляемой общественной организацией. Высшим органом управления является конференция ее членов, созываемая не реже чем один раз в два года. Конференция избирает состав профсоюзного комитета и контрольно - ревизионной комиссии, председателя профсоюзного комитета. Профсоюзный комитет ПОС - коллегиальный орган, который непосредственно организовывает деятельность ПОС. Профсоюзный комитет на своих заседаниях может принимать любые решения в пределах своей компетенции, а также оперативно реагировать на любые возникшие проблемы, касающиеся ПОС. Председатель профсоюзного комитета осуществляет непосредственное руководство ПОС в период между конференциями. В его обязанности входит: - представление ПОС в государственных, муниципальных, судебных органах, общественных организациях, хозяйственных структурах, СМИ, заключение соглашений c ними; - выступление с заявлениями, направление ходатайств и обращений от имени ПОС; - осуществление непосредственного руководства над профсоюзным комитетом; - утверждение штатного расписания, по представлению профсоюзного комитета; - представление интересов ПОС в Ученом Совете ВУЗа; - выполнение других функций, делегированных ему конференцией; 2.2. Проблемы конкретного профсоюзного лидера и его оптимальное поведение. Руководство студенческой профсоюзной организацией не менее трудный процесс, чем управление фирмой или предприятием, потому что приходится выполнять различные функции: - финансовая, предусматривающая сбор средств (взносов), управление и распределение фондов, пожертвований и т.д.; - "производственная", предусматривающая оптимальное использование средств, людских ресурсов для достижения цели; - работа с кадрами, т.е. привлечение новых членов в организацию; - снабжение и т.д. Для эффективного управления организацией лидер должен понимать для чего молодые люди приходят в нее. Наиболее вероятны следующие причины вступления людей в общественную организацию: чувство принадлежности, взаимопомощь, защита, общение, личные симпатии. Каждый молодой человек должен найти именно то, что ему нужно. Цель руководителя - создание деловой, творческой обстановки и здорового социально-психологического климата в организации, сплочение студентов во имя единой общей цели. Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. В группу организаторского чутья он включает следующие компоненты / 44 /: - психологическая сообразительность - быстрое понимание психологических особенностей и состояния других людей, умение запоминать людей и их поступки, склонность к психологическому анализу поведения и поступков других людей и своих собственных, способность мысленно ставить себя в психическую ситуацию другого человека и действовать вместо него, глубокая вера и убеждение в силе, способностях и возможностях отдельной личности и коллектива; - практический психологический ум – умение лидера и руководителя распределять задачи в зависимости от индивидуальных особенностей людей, регулировать психическое состояние в зависимости от условий деятельности и учета взаимоотношений между ними при постановке задач, выдвигаемых перед коллективом в его деятельности; - психологический такт – умение быстро найти необходимый тон, целесообразную форму общения в зависимости от психического состояния и индивидуальных особенностей окружающих людей, в речевой адаптации к разным людям простоте и естественности в отношениях с ними, чувстве справедливости и объективности при оценке и подборе людей. Ко второй группе организаторских качеств Л.И. Уманский относит качества, связанные с эмоционально-волевым воздействием: - общественная энергичность – способность лидера заражать своей энергией окружающих его людей (с помощью мимики, взгляда, выражения лица, жестов, позы), логически- речевые и практическое воздействие через личный пример; - взыскательность, характеризующаяся смелостью, постоянством и гибкостью, категоричностью и настойчивостью, разнообразными формами понуждения, начиная с шутливой формы до приказа, индивидуальный подход в зависимости от постоянных и временных психических особенностей и состояния людей; - критичность – способность анализировать отклонения от нормы в деятельности и поведении других людей, которая выражается в самостоятельности при проведении критического анализа вместе с коллективом, логичность и аргументированность критических замечаний, прямота и смелость, глубина замечаний, а также доброжелательность. В третью группу качеств – склонность к организаторской деятельности – Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься. При работе с коллективом наиболее приемлемы метод убеждения и мотивация / 31 /. Метод убеждения. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный по своей технологии среди остальных методов организационного воздействия. Особое место в этом процессе занимает аргументирование своей позиции. Аргументирование – основа убеждения. Аргументирование – наиболее трудная фаза убеждающего воздействия. Оно требует знаний, концентрации внимания, присутствия духа, напористости и конкретности высказываний. При аргументации необходимо хорошо владеть материалом, четко определить для себя самого задачи, которые нужно решить. В аргументировании выделяют две основные конструкции: - доказательная аргументация, когда необходимо что-то доказать или обосновать; - контраргументация, с помощью которой отвергаются тезисы и утверждения собеседника. Аргументируя свою позицию нужно придерживаться вполне конкретных принципов: - оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями – иначе смысл диалога легко потопить в море слов и доводов, особенно если они неясны или неточны; - содержание аргументации должно соответствовать особенности личности того, кому она предназначена; доводы и доказательства хорошо разъясненные по отдельности, намного эффективнее достигают цели, чем если их преподнести вместе; - аргументирование не должно быть декларированным или выглядеть как монолог главного героя; точно расставленные паузы оказывают большое воздействие, чем поток слов, при этом на собеседника лучше влияет активное построение фразы, чем пассивное, когда речь идет о доказательствах (например, лучше сказать «мы это осуществим», чем «можно осуществить»); - аргументацию необходимо вести корректно, т.е. всегда признавать правоту собеседника, если он прав, даже если вам это не приятно; это дает право требовать такого же и от собеседника; - оперировать аргументами понятными для собеседника, избегая пустых фраз – они свидетельствуют об ослаблении внимания; - свои доказательства, идеи и соображения надо излагать оппонентам как можно нагляднее. Сравнения лучше основывать на опыте собеседника, иначе понимания не получится – собеседник будет не в состоянии понимать смысл ваших доводов из-за непонимания связи между сравниваемыми явлениями. Сравнения должны поддерживать и усиливать аргументацию, быть убедительными, но без преувеличений и крайностей, вызывающих недоверие и тем самым ставящих под сомнение все приводимые примеры. Мотивация. Стремление к материальному вознаграждению естественно для общества и для отдельного человека. Формирование мотивов к действию – одно из главных средств управления. Абрахам Маслоу определял следующие потребности человека: - физиологические – потребность в еде, сне, жилище, мускульной активности, сексуального удовлетворения; - экзистенциональные – потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, сохранение хорошего здоровья, сохранение порядка в окружающем человека социуме; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|