реферат бесплатно, курсовые работы
 

Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований

газетных текстов.[27]

Классический контент-анализ состоит из совокупности определенных

процедур, выполнение которых уменьшает возможность ошибки исследователя.

Исследование начинается с выявления смысловых единиц анализа. В качестве

таковых могут выступать самые разные элементы. В.А.Ядов дает следующую

классификацию единиц анализа[28]:

1. Понятия, выраженные в отдельных терминах

2. Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях,

радиопередачах и т.п.

3. Имена исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей

искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий,

наименования общественных институтов, организаций и учреждений

4. Целостное общественное событие, официальный документ, факт,

произведение, случай и т.п.

5. Смысл апелляций к потенциальному адресату.

Такая классификация достаточно полно отражает возможные смысловые

единицы анализа текстов документов, но, как уже было сказано выше, не

упоминает о возможности анализа графической информации. Между тем, и в

фотографиях и рисунках можно найти достаточное количество единиц анализа,

часто сходных с текстовыми.

Таковыми могут быть:

1. Смысл процессов и явлений, описанных в графической работе. Например,

количество картин, созданных в советское время и посвященных

деревенской жизни в сравнении с картинами, созданными до 1917 года.

2. Пункт 3 классификации В.А.Ядова применимо к графической информации.

Например, количество шаржей в газетах на известных политиков.

3. Сюжет графической работы применимо к результатам, от нее ожидаемым.

Например, соотношение сюжетов предвыборной фотографии с результатами

избирательной кампании.

По всей вероятности, этот список неполон и может быть продолжен.

Выделение единиц анализа должно проводится исследователем в соответствии с

содержанием своего исследования, на основе его целей, задач и выдвинутых

гипотез. После определения единиц анализа необходимо также выделить единицы

счета. Они могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В случае

совпадения процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной

смысловой единицы, на основании чего делаются дальнейшие выводы.

Во втором случае исследователь на основании анализируемого материала и

здравого смысла сам выдвигает единицы счета. В.А.Ядов выделяет следующие

возможные варианты:

. физическая протяженность текстов

. площадь текста, заполненная смысловыми единицами

. число строк

. число абзацев

. число знаков

. число колонок текста

. длительность трансляции по радио или телевиденью

. метраж пленки при магнитофонных записях

Естественно, это далеко не полный перечень единиц счета. Эти данные

могут быть трансформированы и видоизменены так, как это удобно

исследователю. После определения единиц анализа и счета проходит

непосредственно процедура подсчета. В общем виде она сходна со стандартными

приемами классификации по выделенным группировкам. Для упрощения процедуры

применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных

программ. Возможно применение и специальных формул, таких как "формула

оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста",

статистические расчеты доходчивости текста, его интересности для

читателя[29].

Выше было упомянуто понятие «категория». В качестве категории может

выступать набор слов, объединенных по определенному основанию. Можно

сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены

определенные концептуальные образования. В качестве реального примера можно

привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился

Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержат от 7000 до 10000 слов.

Были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны,

образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной

помощи и др. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995

годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных

областях. Т.е. все эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном

из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше.

Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам

образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам,

социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить о приоритетах

правительства США. Изучая послания Б.Клинтона исследователи образовали

категорию ЭКОНОМИКА, в которую входили слова - экономика, безработица,

инфляция. В категорию СЕМЬЯ входили слова - ребенок, семья, родители, мать,

отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов,

позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.

2. Описание процедуры исследования

Избирательный процесс, пожалуй, является одной из наиболее динамичных

сфер политической жизни. Каждое политическое объединение, претендующее на

определенное место в парламенте, стремится представить себя в наилучшем

свете в ходе предвыборной кампании. Разумеется, каждая партия (блок,

объединение, движение) приходит на выборы со своей программой, в которой

ратуют за те или иные ценности, излагают основные положения и цели

деятельности организации. На выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации III созыва, которые состоялись

19 декабря 1999 года, в бюллетень для голосования было включено 29

избирательных объединений и блоков. Все они представляли свои программы,

манифесты или тезисы. В нашей стране часто происходит так, что люди,

обладающие активным избирательным правом и желающие им воспользоваться,

голосуют не за программу, не за идеи и предлагаемые стратегии той или иной

партии, а за конкретного человека, лидера или группу. При этом надо

отметить, что образ, представление о конкретной партии нередко расходится с

провозглашаемыми ею принципами, а то и вовсе противоречит им. Что же

позволяет раскрыть реальную политическую позицию претендента на высший

государственный пост, его место в политическом спектре? Практика

показывает: ответ на этот вопрос может быть, в частности, получен на основе

оценки характера отношения к нему со стороны других союзных с ним или

оппонирующих ему политиков или политических объединений. Характер отношения

можно определить с помощью анализа содержания материалов, распространяемых

через средства массовой коммуникации от имени данного кандидата, или

сведений, касающихся его деятельности. Понятно, что к таким материалам

относятся далеко не только бумаги и программные материалы, подписанные

деятелем и получившие в этой связи официальный характер. Его ориентацию

определяют также высказывания и заявления, которые он делает в своих

интервью, статьях, книгах или в ходе публичных выступлений, дискуссий,

полемик и т.п. При этом совершенно неважно сам ли он их подготовил или же

они написаны его советниками или помощниками-спичрайтерами. Важно то, что

он их сознательно “озвучил”, т.е. зафиксировал в массовом сознании свое –

пусть даже другим человеком сформулированное - отношение к тем или иным

вопросам жизни общества в виде конкретного текста. В этом отношении

уместной представляется аналогия с мнением Наполеона, высказанной им по

поводу деятельности военных консультантов: “Выиграл сражение не тот, кто

дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его

выполнение и приказал выполнить”.

Сопоставляя программные документы и “проходные” публичные выступления

политика, политологи получают возможность определить, какова степень

отклонения, так сказать, тактической позиции общественного деятеля,

выраженной в конкретном выступлении, от его официальной “стратегической”

позиции. Такое сравнение дает в руки исследователям инструмент для оценки

последовательности политика или, наоборот, его беспринципности.

Метод контент-анализа в данном случае дает уникальную возможность

детально и подробно рассмотреть программу любой партии в кратчайшее время,

с минимальным затратом средств на проведение этой операции. В своей работе

я хочу провести анализ 4 различных политических организаций, которые

участвовали в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации III созыва в декабре 1999 года, - Союз Правых Сил,

Единство, КПРФ, Яблоко. Для анализа каждой организации были выделены

следующие категории, заключающие в себе некоторый набор слов, объединенных

по определенному основанию:

1 Экономика

. собственность (частная, государственная, другие виды

собственности)

. ВВП, ВНП (валовой)

. промышленность

. агро-, сельск-

. инвестиции (российские, иностранные)

. налог

2 Общеполитические вопросы

. государство

. регион

3 Институциональное измерение

. президент

. парламент

. дума

. федерация

. правительство

. суд

. органы

. армия

. милиция

. прокуратура

. внутренний

. силовой

4 Отношение к правлению

. республика

. монархия

6 Формы государственного устройства

. унитарное

. федеративное

7 Социальная политика

. субсидия

. дотация

. льгота

. пенсия

. стипендия

. пособие

8 Образование, наука, культура

. образование

. наука, научный

. культура

. вуз

. школа

. религия

. церковь

9 Международные проблемы

. США

. Европа (Западная, Центральная и Восточная)

. Англия (Великобритания)

. Франция

. ФРГ (Германия)

. араб

. Китай

. Индия

. Нато

. СБСЕ

. Европарламент

. НАТО

Напомню, что контент-анализ - это формализованный метод исследования

содержания информации посредством выявления устойчиво повторяющихся

смысловых единиц текста (названий, понятий, имён, суждений и т.д.).

Выполнять подобную работу вручную чрезвычайно сложно и неэффективно.

Необходима автоматизированная компьютерная обработка данных. Но для этого

требуется соответствующе программное обеспечение. Недавно я обратила

внимание на следующий продукт: программа TextAnalyst. Автором данной

программы является НПИЦ "МикроСистемы"[30].

Возможности программы:

. структурный анализ содержания текста;

. реферирование;

. формирование гипертекста;

. смысловой поиск;

Следует отметить, что программа существует в двух вариантах. В free

evaluation версии TextAnalyst, распространяемой свободно, невозможно

сохранить на диске полученные результаты работы. Лицензионная версия лишена

подобного ограничения, но требует оплаты. Именно поэтому, на мой взгляд

необходима пусть и немного упрощенная, но общедоступная программа,

заключающая в себе основы контент-анализа.

Для проведения методики контент-анализа и подсчета частот я предлагаю

использовать стандартное программное обеспечение современного персонального

компьютера –Word 2000 Microsoft Office. Для нахождения и подсчета

определенных единиц анализа в тексте осуществляются следующие действия:

1 шаг. Сначала исследователь определяет единицы анализа

(исследования) программного документа в наиболее общем виде. Слово

(словосочетание) - наименьшая единица из языковых, приемлемая в

политологическом исследовании, также она используется в анализе

политического языка, исследовании стиля и читабельности. Единицей анализа в

текстах выступает явление, выраженное в различных терминах. Например,

Экономика – собственность, промышленность, инвестиции, налог, ВВП, ВНП. В

данном исследовании единицы анализа совпадают с единицами счета. Единицей

анализа и счета выступает слово.

2 шаг. Далее в компьютерной версии политического документа в таблице

инструментов открываем “Правку”, находим функцию “Найти и заменить”.

3 шаг. В открывшемся диалоговом окне “Найти и заменить” в графе

“Найти:” вводим нужную единицу анализа.

4 шаг. В графу “Заменить на:” вводим точно такую же единицу анализа.

5 шаг. Устанавливаем при необходимости необходимые параметры замены.

Для наглядности найденных единиц анализа возможно при помощи функции

“Формат” выделение цветом.

6 шаг. После того как все необходимые параметры заданы применяем

функцию “Заменить все”. Появляется диалоговое окно, в котором сообщается,

сколько было произведено замен.

На основании этого сообщения исследователь делает выводы о документе,

содержащем цифровую информацию по поставленной задаче.

7 шаг. Далее, получив информацию о количестве употребления конкретной

единицы анализа, мы используем функцию «Найти следующее», которая позволяет

нам просмотреть каждую единицу анализа, проследить контекст, определить, в

каком значении употребляется слово.

Чтобы более точно обозначить спектр интересующего значения,

необходимо опустить падежное окончание, так как диалоговое окно “Найти и

заменить” не учитывает его. Например, значение “коммунизм” может быть

представлено в текстовом документе и как “коммунизму” и как “коммунизма”.

Слово набирается исключительно по основе. Например, “коммунизм” –

набираем “коммун”. После нахождения и подсчета единиц анализа необходимо

определить, в каком контексте употребляется данное слово (см 7 шаг). Для

этого строятся таблицы отношения, которые будут приведены в последней главе

при описании результатов. Каждая единица анализа рассматривается по

трехбальной шкале отношений: положительный ( + ) контекст употребления

данной единицы анализа, нейтральный ( 0 ) или же негативный ( - ) . На

основе контекста употребления и частоты употребления можно будет сделать

вывод о предпочтениях и проектах каждой из четырех рассматриваемых мной

политических организаций.

3. Построение таблиц отношения

КПРФ

|Экономика |

| |+ |0 |- |

|собственность | | | |

|госуд | | | |

| |1 |1 | |

|собств частная |1 | |1 |

|другие виды собств|4 |4 |1 |

|валовой | | | |

|промышленность |4 |1 | |

|агро-, сельск- |5 |2 | |

|инвестиция | | | |

|российск | | | |

|инвестиция |1 | | |

|инвестиция | | | |

|иностран | | | |

|налог |2 |1 | |

|Общеполитические вопросы |

| |+ |0 |- |

|государство | | | |

| |30 |15 |1 |

|регион |2 |1 | |

|социалистический |10 |5 | |

|Институциональное измерение |

| |+ |0 |- |

|президент | | | |

| | |1 |2 |

|парламент |1 | |1 |

|дума | | | |

|федерация |3 |7 | |

|правительство |1 |3 | |

|суд |1 | | |

|орган |5 |1 | |

|армия | | | |

|милиция |1 | | |

|прокуратура |1 | | |

|внутренний |1 |2 |1 |

|силовой | |1 | |

|Отношение к правлению |

| |+ |0 |- |

|республика | | | |

| | |2 | |

|монархия | | | |

|Формы государственного устройства |

| |+ |0 |- |

|унитарное | | | |

| | | | |

|федеративное | | | |

|Социальная политика |

| |+ |0 |- |

|субсидия | | | |

| | | | |

|дотация | | | |

|льгота | | | |

|пенсия |2 | | |

|стипендия |1 | | |

|пособие |2 | | |

|Образование, наука, культура |

| |+ |0 |- |

|образование | | | |

| |5 |2 | |

|наука |7 |11 | |

|культура |11 |3 | |

|вуз | | | |

|школа |1 | | |

|религиозный |3 | | |

|церковный | | | |

|Международные проблемы |

| |+ |0 |- |

|США/Америка | | | |

| | | | |

|Европа Центр/Вост | | | |

|Европа Зап | | | |

|Англия/Великобр | | | |

|Франция | | | |

|ФРГ/Германия | | | |

|араб | | | |

|Китай | | | |

|Индия | | | |

|НАТО | | | |

|СБСЕ | | | |

|Европарламент | | | |

|ООН | | | |

Единство

| |

|Экономика |

| |+ |0 |- |

|собственность | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.