реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах

более заметной материальной силой, воздействующей не только на технический

вопрос, но и на экономику, на социальную сферу, на характер современного

мышления. "Информационная революция представляет собой важное звено "в

сложной сети общественных явлений" сегодняшнего дня.

Первые электронно-вычислительные машины появились в годы второй

мировой войны. Однако не вызывает сомнений, что они были бы созданы и без

ее "участия". Исследования в указанной области вели обе враждующие стороны.

В 1943 году компания International Business Machines создала по заказу

военно-морского флота США первый компьютер. Его сконструировали ученые

Гарвардского университета и назвали "Марк-1". Это "чудовище" имело размеры

2 м в высоту и 15 м в длину. Создали свой компьютер и англичане, поставив

перед ним задачу, обеспечивать дешифровку германских военных донесений и

радиограмм. Назначение этих первых электронно-вычислительных машин было

довольно узким.

Первый в полном смысле слова современный компьютер "Eniac" мог

выполнять уже гораздо более широкий круг задач, быстро переключаться с

одной задачи на другую, воспринимать

новые программы без остановки машины и т. д. По современным стандартам

эта машина считалась бы примитивной: масса ее - 30 т, тысячи ламп,

потребляющих огромное количество энергии.Однако, несмотря на то, что

электронные лампы довольно быстро сменились транзисторами, в рабочем

отношении первые компьютеры оказались "долгожителями". Так, например,

созданный в Австралии в 1949 г. компьютер "CSIR Mark-1" выполнял самые

разнообразные задачи для научного сообщества (от радиофизики до

метеорологии) на протяжении долгих пятнадцати лет, вплоть до 1964 г.

включительно.

Факт создания электронно-вычислительных машин, безусловно, выдающееся

событие в истории развития производительных сил человечества. Рост объема

знаний, увеличение объема информации и числа людей, занятых в сфере

интеллектуальной деятельности, усложнение производственных, экономических,

научных задач, стоящих перед обществом, потребовали создания надежного и

верного помощника человеческого мозга. Таким помощником и стала электронно-

вычислительная машина. Она обладает способностью собирать и хранить

информацию, обрабатывать и анализировать ее, проводя определенные

логические операции. Конечно же, возможности первых ЭВМ были ограниченными.

Во всяком случае, появление компьютеров наряду с разнообразной

информационной теорией создало мощную индустриальную основу для

возникновения общества, в котором информация как предмет труда играет все

более заметную роль.

Значение информатики в современном мире велико, как никогда. Качество и

эффективность такого рода работ все в большей степени начинают определять и

качество, и эффективность экономики. По подсчетам академика А.А. Харкевича,

суммарный информационный поток возрастает в среднем пропорционально

квадрату промышленного потенциала. Иначе говоря, увеличение вдвое

производительных сил страны потребует потребует 4-кратного увеличения

потока информации. Все очевиднее возрастающая зависимость национального

развития от состояния информационных ресурсов.

В послевоенную эпоху первыми, кто сумел с немалой для себя пользой

воспользоваться плодами "информационной революции", были японцы. Не

случайно многие специалисты пришли к выводу, что появление феномена

"японского чуда", стремительного роста экономики Страны восходящего солнца,

было бы немыслимо без кропотливой и умелой работы с информацией. Особенно

это касается информации по новейшим технологиям, тщательный сбор которой,

стал осуществляться в 50-е годы.

Чтобы быть в курсе новейших научно-технических веяний, как признают сами

американцы, сегодня "нужно иметь информацию едва ли не по всем важнейшим

исследованиям, которые ведутся за рубежом". Информационное невежество в

наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к

превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей технологии.

В основе "информационной революции", переживаемой нами, лежит бурный

рост микропроцессорной техники и сопутствующих ее технологий. Бурно

развивается информационная индустрия, производящая самую разнообразную

технику, от копировальных машин до телексов, от электронно-вычислительных

машин до спутников связи.

Важным моментом в новой технологии является ее многоликость, ее

всеобъемлющий характер. "Информационная экономика

- это не только теория. Нет ни одной отрасли в производстве или сфере

услуг, где бы ни был заметен поворот к такого рода экономике", - пишет

американский экономист П. Хауке. Примерно с середины 70-ых годов глашатаи

научно-технического прогресса в странах Запада (М. Порет, Е. Масуда, А.

Тоффлер и многие другие) в полный голос заговорили о некоем "информационном

обществе", как о чем-то вполне ощутимом, вполне реальном. Требованием этого

общества, его лозунгом стало "Как можно больше информации и как можно

быстрее!" Ускоряющееся течение жизни, интенсификация процесса производства

в результате автоматизации , быстрое накопление знаний - все это, по словам

А. Тоффлера, повышает экономическую значимость упущенных мгновений времени,

"Пульс информации должен биться гораздо быстрее, чем когда-либо", -

восклицает этот известный футуролог в своей книге "Столкновение с будущим".

Реальными в "новом информационном мире" оказались прежде всего два

момента. Во-первых, ранее буквально невиданное насыщение общества

информационной техникой, которая проникает повсюду: в правительственные

учреждения и деловые конторы, в больницы и библиотеки, на заводы и в научно-

исследовательские институты, в школы и университеты, в банки и магазины, в

аэропорты и полицейские участки. Во-вторых, многократно возросло число ее

служителей и адептов. Как указывают источники, уже с 1975 г. больше

половины работающих по найму американских граждан имеют основным занятием

обработку информации или работу с ней.

В горловине мировой истории сошлись как бы три могучих потока: потоки

технологии, информации и людей, являющихся создателями или служителями того

и другого. В известной мере можно говорить о создании новой, наиболее

могущественной в информационном отношении из всех ранее существовавших

цивилизаций. В этой цивилизации на наших глазах начинают исчезать ремесла,

имеющие тысячелетние традиции, и возникают ранее неизвестные. Меняются

функции и задачи работников, характер их труда. Происходят огромные

перемены в формах и организации управления, в отношениях людей.

4.Наука

4.1Что есть наука

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому

науку принято определять как высокоорганизованную и

высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о

мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в

обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития

жизнедеятельности человека. Чтобы получить хорошую работу, молодой

человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как

делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы

удержать это рабочее место через пять лет после окончания университета, он

должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь

построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми

требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать

лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела,

выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной

области, в области наук о человеке, наук социальных.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития

образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя

образованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наука

отвечает этому условию.

4.2. Наука и технология

Поскольку основное значение прикладных наук есть исследование

действительности, то остается открытым вопрос о приложениях науки, ее

результатов. Вопросы приложений науки, ее включенности в разнообразные

сферы практической деятельности человека ныне характеризуются как вопросы

технологии. Она суть применение знаний на практике с целью производства

предметов потребления, с целью изменения, совершенствования и

контролирования условий жизни.

Когда ныне рассматриваются проблемы технологии, то неизбежно встает

вопрос о направленности ее развития, ее воздействия на жизнь общества. Как

иногда говорят каждое технологическое достижение по необходимости

амбивалентно, т. е. оно может служить в зависимости от подхода к нему или

сложившейся ситуации на пользу или же во вред человеку. Более того,

технологии, задействованные во благо человека, могут иметь в ходе своего

развития и отрицательные побочные последствия, так что технологическое

развитие нуждается в постоянном понимании и контроле. Последнее стало более

чем очевидным в наше время, в период стремительного технологического

развития общества. Ныне общество овладело такими мощными силами, действие

которых сравнимо с геологическими и грозит человечеству самоуничтожением.

Научные исследования проникают в тончайшие механизмы генетического

управления живыми системами, что может привести к коренным, необратимым

изменениям в ходе эволюционных процессов.

Человек все больше осознает не только то, что он “властелин мира”, но

также и то, сколь зыбко само его существование. Об этом властно заявляют

возникшие в наше время многие глобальные проблемы, и в частности

экологический кризис.

Отсюда и встают вопросы о направленности технологического развития

общества и об ответственности за последствия этого развития.

При ответе на эти вопросы раздаются голоса, что ответственна за

отрицательные последствия технологического развития сама наука. Подобная

“гуманистическая” критика науки получила достаточное распространение.

Получается, что само производство знаний вредно для человека. Линия

рассуждений здесь достаточно простая: поскольку наука является

теоретическим базисом нынешних научно-технических разработок и определяет

саму возможность последних, то она, на правах сородителя, и несет

ответственность за появление на свет технологических новшеств как

положительных, так и отрицательных. Но это далеко не так.

Выбор основных направлений в общественном развитии непосредственно

затрагивает сами базисные формы организации жизни людей. Соответственно

этому коренные вопросы развития общества определяются интересами

определенных групп, слоев, классов - политических сил. Более того, все

наиболее значимые научно-технические программы (развитие ядерной

энергетики, электроники и т.п.) принимаются на уровне правительств,

парламентов. Отсюда следует заключить, что ответственность за

технологическое развитие несут прежде всего политические силы и

организаторы производства (бизнес).

4.3. Наука и образование.

Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы

всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его

образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному

творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного

другими. По прямому смыслу слова, наука - это то, чему можно научить или

научиться, т. е. передать (и получить) знание и умение или же добыть это

знание и умение самому. Образовательный процесс—это процесс передачи и

получения знания и умения, подкрепленный добычей оного. А добыча знания,

создание нового знания и умения - это процесс фундаментального

исследования, причем безотносительно к тому - прикладного или

абстрактного. Для того чтобы этот процесс шел, необходима соответствующая

атмосфера, атмосфера интеллектуального личного общения и не только в

цепочке ученик—учитель, но и во взаимодействии учитель - учитель, ученик -

ученик. Для этого нужен университет.

Развивая информационные технологии, мир, по крайней мере, мир обработки

и передачи знания уходит от идеи кампус - центрированного университета. К

сожалению, все большую притягательность приобретает идея виртуального

университета. Но надо понять, что образование не может быть реальным в

виртуальном мире виртуальных реальностей.

А для чего же нужно реальное образование? Для того чтобы соответствовать

известной максиме Вольтера, что “только человек образованный, человек

просвещенный свободен”? Или потом, что, по Бэкону, - “знание—сила”? Или,

возвращаясь на землю, потому, что человеческому обществу нужна хорошо

выполненная сложная работа, требующая, в свою очередь, хорошо образованных

работников?

Хорошо образованные работники могут быть получены только с помощью

системы настоящего высшего образования. Давать высшее образование, -

значит готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом

работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как

работодателя, так и работника.

Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство

удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к

делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный

дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не

могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны

быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в

зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это—вопрос не

образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Но этого мало. Для успешности работы и удовлетворенности работодателя и

работника молодые люди, приступая к работе, должны иметь полную информацию

обо всех, в том числе новейших достижениях в своей области и обладать

достаточно глубокими знаниями соответствующих фундаментальных наук, умея

все это применить к делу. Такая постановка вопроса традиционна для

академической общественности.

Задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять

весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых

результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся

условиям.

Решена эта задача может быть только на базе прочного фундаментального

образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии,

технологии современных материалов показывают, - что для того чтобы в наше

время стать, скажем, хорошим инженером, необходимо получить хорошее

фундаментальное образование. Обучение фундаментальным наукам должно тесно

соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.

Здесь встает закономерный вопрос: а зачем тому же инженеру

фундаментальное знание? Разве не достаточно конкретного, рецептурного

знания, знания - умения делать вещи, исходя из практики дела? Особенно,

если в процессе образования изучить тщательно и концентрированно, даже

обобщенно всю предыдущую практику, до сути дела относящуюся. Хочется

надеяться, что ответ на этот вопрос представляется самоочевидным.

К сожалению, это не всегда так. Ведь путь постепенного приобретения

фундаментальной наукой прикладного качества долог и тернист. Общество,

живущее сиюминутными интересами, не склонно поддерживать именно

фундаментальную компоненту образования. Оно, общество, со скрипом готово

обсуждать вопрос о кадровом обеспечении научно-технического прогресса, о

кадровом сопровождении разворота работ по созданию технологической базы

этого прогресса, но оно и слышать не хочет об опережающем сопровождении, о

работе на перспективу, что возможно только на основе фундаментальной науки.

Фундаментальная наука внутренне способна к кадровому

самовоспроизводству. Для того чтобы эта репродуктивная способность науки не

была подавлена, необходимы как институты элитарного фундаментального

образования, подобные московскому физтеху, так и соответствующий уровень

математической естественнонаучной и гуманитарной фундаментальности во всей

широкой сети высших учебных заведений страны.

5.Знания

5.1 Знания

Социология формирует свой подход к знанию в русле позитивизма как

метода, основанного на рассмотрении действительных явлений и процессов.

Знание порождается не через абстрактное созерцание внешнего мира, а через

познавательную деятельность, включенную во все разнообразие человеческой

практики. Тем самым изучение содержания Знания и процессов его

функционирования подучило эмпирическую базу, что постепенно привело к

радикальному переосмыслению знания , которое идет не сверху - от Бога или

от философской метафизики, а снизу - из осмысления жизненных проблем.

Социология знания постепенно приобрела самостоятельный характер в рамках

общей социологии и социологии культуры. В частности, совсем иначе предстало

соотношение истины и заблуждения, теории и практики, знания и веры, науки

и массового сознания. Знание предстало как проверенный общественно-

исторической практикой результат процесса познания, зафиксированный в

культуре в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Однако объем

этой практики и сферы ее функциональности могут сильно варьироваться и

вступать между собой в сложное соотношение в зависимости от многих

социальных и исторических факторов .

5.2 Знание и информация.

Казалось бы, знание по существу совпадает с информацией, в соответствии

с которой человек и формирует свои взгляды и направляет Свои действия.

Однако логика развития социологии привела к тому, что две дисциплины -

социология знания и социология информации (или же средств массовой

коммуникации) заметно разошлись между собой как в предмете рассмотрения,

так и в методах изучения. Предмет оказался различным уже потому, что

знание, как зачастую считается, охватывает именно содержательные, значимые

данные о мире. в то время как в информацию включаются сведения об

относительной значимости. Однако различие здесь не столько содержательное,

сколько функциональное : информация - это прежде всего передача сообщений

между двумя сторонами - передающей и принимающей. Таким образом, информация

состоит прежде всего из сообщений, а принципы передачи и функционирования

сообщений составляют теорию коммуникации. Впрочем, сообщение может и не

состояться, а информация может накапливаться в "базах данных", в которых

она подвергается организации и откуда она извлекается по мере

необходимости.

Начиная примерно с 20-х г.г., развитие массового производства и масс-

медиа превратило и массовое общество в важнейший фактор социальной жизни.

Важным и постоянно действующим средством регуляции отношений в этом

обществе становится информация, производимая масс-медиа. Сочетая в себе

элементы знания, веры и идеологии, информация отличается от всех их уже в

силу того обстоятельства, что в ее состав непременно входит общественное

мнение, складывающееся не только под влиянием фактических знаний, но и

субъективных установок, эмоций и волевых факторов и именно ПОЭТОМУ

становящееся влиятельным стимулом деятельности.

Информация необходима для функционирования в самых различных сферах

деятельности. Власть не может обойтись без данных о состоянии общества,

формируя свои источники информации, как открытые, так и закрытые.

Информационные данные становятся важным инструментом управления обществом,

а значит, выступают (наряду с властными институтами и силовыми структурами)

и как важный источник власти. Они приобретают статус либо официальной

правды, обосновывающей и объясняющей действия власти, либо тщательно

охраняемого "государственного секрета", на узнавание, которого могут быть

направлены значительные усилия оппозиции или спецслужб противника.

Превращаясь в информацию, поставляемую (или не поставляемую) средствами

массовой коммуникации и пропаганды, оно служит интересам "четвертой

власти", используемой теми или иными властными структурами. Современная

индустрия информации производит огромное количество данных и сообщений,

превратившись в одну из наиболее мощных областей индустрии. Объем

информации, накопленной в мире, удваивается примерно каждые четыре года.

Крупные газеты обычно выходят на многих десятках страниц, и более половины

их объема занимает реклама, остальное - новости, комментарии и

фотоиллюстрации. Но огромное количество информации низвергается на публику

и через радио и телевидение. Полезность и адекватность поставляемой

информации давно стала важной проблемой для современного общества, переходя

в проблему информационного загрязнения, от которого надо очищать эфир и умы

людей.

План:

1Введение

2.Информационная стратификация в современных обществах

2.1Введение

2.2 Проблемы информационной стратификации в развивающихся странах

2.3 Проблемы информационной стратификации в экономически развитых

странах.

3.Свойства информации

3.1 Не вещество и не энергия

3.2 Что такое информация

4.Наука

4.1 Что есть наука

4.2 Наука и техника.

4.3Наука и образование

5.Знания

5.1Знания

5.2 Знания и информация

6.Использованная литература

6. Использованная литература

1. С.В. Бондаренко «Информационная стратификация в информационном

обществе

2. Волков Ю.Г. и др. Социология

3. Журнал «Личность. Культура. Общество» : 2000г.Т.2. вып3(4)

4. Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. «Вопросы философии» 1995г №11

5. Журнал социологии и социальной антропологии Экзистенциональная

феменология и социология Петерима Сорокина Барри В. Джонсон 1999 Том

II № 2.

6. Знание как элемент культуры.

«Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.