реферат бесплатно, курсовые работы
 

Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах

Ключевые дифференцирующие факторы в современных обществах

1.Введение

Социальная стратификация и проблема соц. неравенства

Основы современной соц. стратификации были заложены еще Сорокиным В 20-е

годы. Позднее развивалась и обогащалась. Проблема стратификации связана с

вопросом о соц. равенстве. В понятие равенства вкладывается двоякий смысл:

1.Абсолютное равенство индивидов, их тождество, что утопично и соц. вредно.

2.Равенство в смысле обеспечения выделения соц. благ пропорционально

заслугам того или иного индивида, каждому по заслугам. Был всегда и

существует сегодня.

Современное понимание равенства – в критерии измерения заслуг и определения

доли благ. Раньше этот критерий не был индивидуален и равен, ценность

индивида вытекала из высоты его соц. положения в группе, из которой он

вышел. Сейчас степень заслуги индивида определяется его личными заслугами,

свойствами, поэтому их критерий индивидуален и равен. Отсюда вытекает

падение наследственных привилегий и религиозно-юридической основы

дифференциации общества. Раньше основная ценность была религиозная, сейчас

она – человеческая, человеческая личность – высшая ценность. Равенство:

допустимо лишь равное право на экономические блага, но невозможно равное

распределение благ иного рода (права на знание, права на честь, на максимум

моральности).

Соц. стратификация выражает соц. неоднородность общества, существующее в

нем неравенство положений людей и их групп. Под соц. стратификацией

понимается процесс и результат дифференциации общества на различные соц.

группы, отличающиеся по своему общественному статусу. Под соц. статусом

понимается совокупность прав и обязанностей и ответственности, власти и

влияния, которой обладает личность. Общество всегда дифференцировано.

Фактор объединения людей в группы – наличие функциональных связей между

индивидами, актами и смыслами, без чего нет соц. единства. Сегодня чаще

всего выделяют профессию, доход, собственность. Участие во власти,

образование. Соц. стратификация – естественное и соц. расслоение общества,

имеющее иерархический характер, закрепляемое и поддерживаемое различными

соц. институтами, постоянно воспроизводимое.

Соц. группы Сорокин подразделяет по критерию важности, т.е. по способности

оказывать влияние на поведение других людей и на общественное развитие.

Виды групп:

-- элементарные, объединенные одним признаком;

-- кумулятивные, объединенные двумя или более признаками;

-- сложные конгломераты элементарных и кумулятивных групп.

Кумулятивные группы подразделяются на:

-- солидарные и

-- антагонистические.

Среди кумулятивных групп выделяется класс – совокупность лиц, сходных по

профессии, имущественному положению, объему прав, следовательно имеющие

профессиональные, имущественные, соц.-групповые интересы.

Причины соц. стратификации могут носить различный характер: экономический,

профессиональный, политический. Общественная структура представляет собой

сложную сеть взаимопроникающих в друг друга систем и подсистем. Общество

дифференцируется не только в межгрупповом, но и во внутригрупповом статусе

(вертикальные различия). Теория соц. стратификации Сорокина позволяет

получить более широкую систему соц. дифференциации как по горизонтали, так

и по вертикали, если например сравнивать с марксистской теории классов, где

все внимание уделялось дифференциации общества по экономическому признаку.

Значительный вклад в развитие теории соц. стратификации внес структурный

функционализм. Стратификационная система общества, по Парсону, -

дифференциация соц. ролей и позиций, обусловленная разделением труда и

господствующей в обществе системой ценностей. Выделил три критерия соц.

стратификации: качество, т.е. предписание личности определенной

характеристики, позиции; исполнение, т.е. оценка деятельности данной

личности сравнительно с деятельностью других; обладание материальными

ценностями, талантом.

2.Информационная стратификация в современном обществе

2.1 Введение.

Информационное неравенство в эпоху формирования информационного

общества становится одним из важнейших факторов дифференциации

социальных групп, в том числе, как следствие, по имущественному признаку. В

1997 году Программа развития ООН ввела новое измерение бедности -

информационное, характеризующее возможность доступа к информационной

магистрали широких слоев населения. В информационном обществе основным

конфликтом в системе производственных отношений становится конфликт между

знанием и некомпетентностью. При этом в развитых странах уже введено

экономико-социальное понятие "интернетовский образ жизни" (Internet

Lifestyle). А феномен зависимости успеха человека в современном мире от его

отношения к телекоммуникационной революции получил название "цифровой

барьер" или "цифровой разрыв" (Digital Divide).

С.А. Дятлов в своей работе "Принципы информационного общества" отмечает: "В

современных условиях в качестве важнейшего ресурса экономики выступает

научное знание и информационные ресурсы. Вся структура современного

общества начинает перестраиваться в направлении, которое наиболее

эффективно позволяет работать с информацией. Общественная значимость того

или иного человека все более и более определяется не только наличием

традиционных товаров, условий производства или денег (капиталов), но и,

прежде всего, наличием информационных ресурсов, научных знаний и

информации, его социальным статусом. Приоритеты все более и более смещаются

от собственности и капиталов к научным знаниям и информации. В современном

обществе общественная значимость все больше и больше отождествляется с

информационной значимостью" [4]. Таким образом, ведение бизнеса можно

рассматривать как процесс превращения ресурсов в экономические ценности, а

знание - один из таких важнейших ресурсов.

По мнению Петра Щедровицкого [5], в развитых странах: ".сложился фундамент

нового, постиндустриального, хозяйственно-экономического уклада, ядром

которого стала экономика и индустрия производства, распространения и

использования знаний. Производство новых знаний, а значит, и новых

технологий - знаний о том, как можно использовать имеющиеся ресурсы иначе,

чем мы это привыкли делать, - сегодня определяет не только конфигурацию, но

и стоимость всех остальных факторов производства. Знания и способы их

производства, а не капитал или труд, и тем более не естественные (земля или

недра) ресурсы становятся основным источником богатства."

Развитие инновационных форм организации деятельности, опирающихся на

постоянную смену технологий, сделало класс товарных экономик отсталым.

Последствия постиндустриальной революции чувствуются повсеместно.

Традиционные социокультурные идентичности, связанные с этнической

принадлежностью, религией, возрастом и профессией, дополняются, а затем и

вытесняются иными - связанными с типом используемых знаний, способами

работы с информацией, уровнем мобильности. Даже в развитых индустриальных

странах начинают размываться границы среднего класса. Все большее число

людей начинает жить на границах бедности, их квалификация обесценивается с

появлением современных технологий; в то же время из носителей знаний и

интеллектуальных технологий начинает формироваться новый "правящий класс".

Интернет почти полностью ликвидирует физические ограничения на расширение

рынка, существовавшие до появления сетевых технологий. При этом в выигрыше

от этого процесса оказываются лучше образованные и лучше оплачиваемые

элиты, которые были первыми в использовании Сети.

2.2Проблема информационной стратификации в развивающихся странах

Социальные группы, лишенные доступа к информационным ресурсам,

изначально оказываются в заведомо проигрышном экономическом положении по

сравнению с сетевым сообществом. "Компьютерный раскол", то есть раскол

между теми, кто имеют и не имеет доступа в Интернет, расширяется такими

темпами, что влиятельные страны G-8 выделяют значительные ресурсы на его

сокращение. На встрече в Киошу, Окинава, 21-23 июля 2000 года крупнейшие

промышленно развитые страны - Соединенные Штаты Америки, Великобритания,

Канада, Франция, Италия, Германия, Япония и Россия - договорились о

формировании глобальной специальной группы по рассмотрению разрыва между

странами, имеющими и не имеющими доступа к информационным ресурсам.

Основатель спутниковой компании World Space Ноа Самара в статье "Борьба с

бедностью с помощью спутников"[6] пишет: "Развитие людей определяется той

информацией, которую они могут получить. Взгляните на истоки процветания, и

вы увидите, что оно определяется объемом информации о технике, процессах и

организации. Причина бедности - в невежестве". Как заявил в приветствии

участникам конференции "Глобальное Знание-2" глава Всемирного банка Джеймс

Вулфенсон: "Глобализация - не угроза, а новые возможности для каждого из

нас. Спутниковые технологии скоро позволят донести до любой деревни в

джунглях те же знания, что и у всех прочих" [7].

Действительно, технологии позволяют это сделать, но кроме спутниковых

технологий необходимо иметь соответствующее наземное телекоммуникационное

оборудование, а также кадры специалистов, способных грамотно

эксплуатировать компьютерную технику. Однако в настоящее время менее 5

процентов компьютеров с доступом в Интернет находятся в развивающихся

странах.

В то время, как, по прогнозам, число пользователей Интернета в мире

вырастет с 349 миллионов в 2000 году до 766 миллионов в 2005 году, по

мнению издания "Компьютер индастри алманак" (Computer Industry Almanac),

этот рост, в основном, обойдет стороной развивающиеся страны. Хотя число

пользователей на Ближнем Востоке и в Африке в течение следующих пяти лет

возрастет, удельный вес этих регионов вырастет лишь незначительно, причем

доля числа их пользователей Сети увеличится до 3,8 процентов от общей

численности пользователей Интернета [8].

Этот "цифровой раскол" - не только помехи для межличностных коммуникаций:

недостаточное развитие сложных информационных технологий (ИТ) влечет за

собой вполне конкретные социально-экономические последствия. В исследовании

Всемирного банка, опубликованном в июне 2000 года, приводятся убедительные

доказательства того, как экономический рост развивающихся регионов может

быть ускорен благодаря ИТ или замедлен при их отсутствии. Согласно этому

исследованию, половина разницы между высокими уровнями экспорта в Восточной

Азии и меньшими уровнями экспорта в Африке, выраженными в процентах

валового внутреннего продукта (ВВП) каждого региона, может быть отнесена на

счет недостаточно развитых коммуникационных сетей Африки.

Кроме того, в 1999 году на долю Азии, Африки и Латинской Америки пришлось

лишь 18 млрд. долларов из 111 млрд. общемировых доходов от электронной

коммерции. И с учетом того, что, по прогнозам "Интернэшнл дейта корпорейшн"

(International Data Corporation), к 2003 году глобальные доходы от

электронной коммерции составят 1317 млрд. долларов, развивающиеся страны,

несомненно, являются аутсайдерами в одной из наиболее динамичных областей

мировой экономики.

Электронная коммерция способна дать мощный импульс в развитии экономики не

только западным странам, но и всем, кто присоединится к развитию бизнеса

через Интернет. Эксперт по Китаю Евгений Верлин в газете "Ведомости",

рассматривая перспективы внедрения Интернета в Китае, в частности, пишет

[9]: ".еще один стратегический горизонт, который собирается реализовать

национальный бизнес через глобальную сеть электронной торговли: прямые

поставки китайских товаров конечным потребителям, минуя иностранные

экспортно-импортные компании и прочих посредников. Ведь цена условной

единицы товара на выходе из ворот китайской фабрики, пройдя через длинные

посреднические цепочки, учетверяется в магазинах Нью-Йорка или Парижа.

Понижение этой пропорции до 1 : 3 будет означать ежегодную прибавку в

бюджет китайских производителей и государства порядка $150 - 200 млрд".

"На распространение доступа в Internet в слаборазвитых странах потребуются

десятилетия", - говорится в отчете ООН "The 1999 Human Development Report"

[10]. Отчет содержит оценку того, что 88% пользователей Интернета

сосредоточено в благополучных, развитых странах. Доступ к Сети зачастую

оказывается невозможен из удаленных от цивилизации мест, где отсутствует

такая базовая инфраструктура, как дороги и телефонные линии.

По мнению Л.М.Земляновой: "Формирование трансграничных корпораций и сетевых

связей между ними ведет к распадению устойчивых трудовых коллективов, к

миграции рабочей силы и безработных, ищущих спасения от безработицы и

нищеты посредством смены места жительства и профессии, к фрагментации и

существенным изменениям семейных и других веками складывавшихся устоев

общества" [11].

2.3 Проблема информационной стратификации в экономически развитых странах

Проблема информационной стратификации остро стоит не только в

развивающихся, но и в экономически развитых странах. В развитых странах

проблема эта обуславливается не столько уровнем доходов, а, в первую

очередь, уровнем образования и сферой интересов. "Цифровой раскол" в США

стал причиной многочисленных судебных разбирательств и является на

сегодняшний день одной из основных причин обращения в суд с экономическими

и гражданскими исками.

Михаил Брауде-Золотарев замечает: ".цифровая субкультура в развитых

экономиках становится своего рода пропуском в "новую экономику", и ее

носители получают существенные конкурентные преимущества перед "отставшими

от поезда". Точно так же, как теперь в России, не зная иностранного языка,

зачастую в принципе нельзя рассчитывать на высокооплачиваемую творческую

работу, владение компьютерными технологиями и Интернетом в развитых странах

становится обязательным для успеха. Кстати, как и языки, воспринимать новые

технологии лучше не как набор навыков и знаний, а как некую культуру - с

молоком матери и в соответствующем возрасте." [12].

"Цифровой разрыв" существует и между промышленно развитыми странами. Именно

обеспокоенность "цифровым разрывом", существующим между Европой и США,

заставила Европейскую комиссию в конце 1999 года принять документ

"Информационное общество для всех" (текст находится по адресу:

http://www.ispo.cec.be/basics/eeurope/i_europe_follow.html). В документе

высказывается озабоченность положением дел в области образования и

использования возможностей, предоставляемых Сетью, для развития социума и

намечаются меры решения этой проблемы на европейском континенте.

В своей статье [13] Вершинская О.Н. выделяет следующие 6 групп населения в

их отношении к информационным и телекоммуникационным технологиям:

1. Те, кто создает новую информационную среду, творит новые информационные

ресурсы.2. Те, кто использует новую информационную среду, интегрировался в

нее.

3. Те, кто находится в процессе интеграции, делает первые шаги.

4. Те, кто не сделал первого шага, но и не отрицает необходимость этого.

5. Те, кто отчужден от новой информационной среды, не замечает ее.

6. Те, кто активно противостоит нововведениям, считая их общественно

вредными.

И далее О.Н.Вершинская замечает: "И хотя несомненно, что представителей

первых трех групп - статистическое меньшинство, энергетика этих групп очень

сильна" [14]. Высокий образовательный и интеллектуальный уровень целевой

аудитории в Интернете подразумевает и более высокое качество

предоставляемой информации, а это неизбежно приводит к увеличению

информационный стратификации.

3Свойства информации 3.1 Не вещество и не

энергия.

Слово «информация» латинское. За долгую жизнь его значение

претерпевало эволюции, то расширяя, то предельно сужая свои границы.

Вначале под словом «информация» подразумевали: «представление», «понятие»,

затем-«сведения», «передача сообщений».

В последние годы ученые решили, что обычное (всеми принятое) значение слова

«информация» слишком эластично, расплывчато, и дали ему такое значение:

«мера определенности в сообщении».

Теорию информации вызвали к жизни потребности практики. Ее возникновение

связывают с работой Клода Шеннона «Математическая теория связи», изданной в

1946г. Основы теории информации опираются на результаты, полученные многими

учеными. Ко второй половине XX века земной шар гудел от передающейся

информации, бегущей по телефонным и телеграфным кабелям и радиоканалам.

Позже появились электронные вычислительные машины - переработчики

информации.

3.2 Что такое информация

Информация - явление несравненно более древнее, чем сам человек. Уже

природа в ходе своей эволюции передавала закодированную информацию в

растениях и живых организмах. А сколь богат информацией язык животных и

птиц. С первых шагов своих люди ищут и находят новые средства передачи и

хранения информации. Об этом рассказывают и наскальные рисунки, и

иероглифические плиты цивилизации Майя в "Храме надписей", и папирусы

древних египтян, камешки абака и диски для пересылки секретных сообщений у

греков, о чем пишут изучающие времена минувшие.

Однако никогда ранее человечество не накапливало информацию и знания

столь стремительными темпами. Удвоение объема знаний и увеличение потока

информации в десятки раз ожидаются уже в ближайшем будущем, к 2000 году.

Все это в известной степени застало людей врасплох. Как справиться с этим

бушующим морем сообщений, сведений, данных и цифр? Как извлечь из монблана

фактов и характеристик единственно верные, дающие ключ к решению проблемы?

Как помочь человеку эффективно воспринять и усвоить, обработать и передать

все это информационное богатство? Не окажется ли Земля под информационным

панцирем столь же недвижна и мертва, как некогда под ледниковым панцирем?

Что несет человеку "великая эра информатики?"

К счастью, создавая проблему, люди, как правило, находят ее решение.

Вплоть до средины XX века "информация" (от лат. informatio - ознакомление,

разъяснение, представление, понятие) означала сведения. Академик А.Н.

Колмогоров рассматривает ее уже как первооснову новых перспективных

отраслей науки и техники (кибернетики, теории управления и пр.), Проблема

информации считается одной из наиболее актуальных и фундаментальных в

условиях НТР. В частности она характеризуется передачей информационных

функций от человека к машинам

в самых широких масштабах. В последние три десятилетия получил

распространение и термин "информатика", под которым обычно подразумевают

информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает термину

следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и

практикой представления информации преимущественно, но не исключительно для

поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она

изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу

в различных формах и по различным каналам". Поскольку распространяющаяся

информация охватывает сотни миллионов, миллиарды людей, она становится все

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.