реферат бесплатно, курсовые работы
 

Институт семьи и брака в традиционном обществе

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением

родового строя. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья

(управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также

домашних рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе,

формы семьи к новой, появившейся в классовом обществе, совершался не прямо,

а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по

вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки

видят в обычае воспитательства – обязательной отдаче детей на воспитание в

чужие семьи. другой пример – обычаи травестизма и кувады. Травестизм –

практика ”перемены пола”: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское

платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым,

присваивая себе и женские права. Кувада – демонстрация отцом тесной связи с

ребенком от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков

причастности к нему, например жалоб

на слабость или соблюдение диеты. Большинство ученых объясняет куваду

как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление

отцовского родства.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя

(домовая) община. Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются

два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из

трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии;

горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и

неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая,

например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там,

где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны

случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население

целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями

труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и

“старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача

замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и

женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся

от нее своим близкородственным составом.

Большая семья постепенно уступило место исторически новой форме –

малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной

собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития

товарного хозяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На

первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или

групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние

большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с

частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые

или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.

Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье – это не исходная

точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно

патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим

родственникам, а замужняя женщина – купившей ее семье. Развод стал

односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в

родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже

после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение

имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих

народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее

права на детей: в случае развода они оставались с отцом. [1; 328-330]

Глава 2.

Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция семейно-

брачных отношений.

2.1.Брак в древности

. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и

чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем

Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж

должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-

соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или

политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не

делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья –

управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних

рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе

главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые

причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался

род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был

положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены

были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и

поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только

мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский,

род. [3; 8]

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в

брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение

невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже

дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего

старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый

этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному

основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с

мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на

нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью

приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами

как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует

исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой

осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в

основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за

мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1)

жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны

– респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы»,

за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни,

являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные

женщины (так называемые «женщины для наслаждения»);

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец

разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который

его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею

ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был

крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели

брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было

всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды

правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения,

закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения».

[10; 60]

С появлением частной собственности женщина становится бесправной

домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не

может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае

его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не

трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого

скота.[3]

2.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию

северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке,

свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских

племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены

строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли

полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех

варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради

сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления

королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную

власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и

смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация

выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего

круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной

стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой –

мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих

детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством

увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку

существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди

купечества.

Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как

правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина

пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться

другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с

образом рогоносца.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на

добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная

точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно

исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической

красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность,

плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались

вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и

было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь

грех и встречалось сравнительно редко».

2.3. Семья в библейские времена

Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы

фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом

уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он

спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над

потомством. [5]

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так

же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все

они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был

настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой

«искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» -

кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными

представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) –

отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за

того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не

был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели

место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно

состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за

измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина

обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением

женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во

всех его делах. Она должна делать его счастливым, удовлетворять его

сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социально статуса

у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами.

«Безусловно, – пишет Дж. Ларю, – многие женщины обладали большей властью,

чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования,

в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, злой язык,

однако идеалом всегда оставалась покорная женщина». [5; 85]

2.4. Языческая семья

Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская

семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на

отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности»,

как подчеркивает В. Н. Дружинин в своей работе «Психология семьи»

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась

не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода

и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха»

- старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или

старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом

мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина

доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в

большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В

античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества

равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и

борьбу.

В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.

2.5. Христианская модель семьи

Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется

сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о

браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират –

обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от

иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена

должна была ему подчиняться.

Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.

Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной

чертой патриархальной культуры.

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной

власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь

то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье

миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как

подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу

Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной

идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются

функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу

приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости,

умение разрешить все конфликты «по-семейному».

Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия

не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство.

Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели

христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение

предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную,

земную.

Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу).

Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец

Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего

ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь

– ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-

отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом

детоцентрической семьи.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы,

Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую

бы то ни было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к

мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному.

Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 – 1546) выступал против

традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение

детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине

(жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных

религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал

распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и

жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в

Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно,

например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий

господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет.

Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали

в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из

соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к

браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за

избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское

движение.[14]

В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям

супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям.

Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы

можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:

«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться

женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего

мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для

упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал

вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение,

а не как повеление»

И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый

заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском,

как угодить жене»

2.6. Внутрисемейные отношения по «Домострою»

В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия»

достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в

борьбе между двумя языческими началами – женским и мужским – на сторону

мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и

детьми. В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и

тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он

использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и

духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения,

но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в

том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и

знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме

того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей –

обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж

и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы

ежедневно и наедине.

Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое

является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за

семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить»,

то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста

следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела:

блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и

злопамятство…»

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне

естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее

распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему

положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность

детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о

них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и

смертной казни. [14]

2.7. Вдовство в традиционном обществе

Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста,

жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж,

- всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом

“вдова, ”ибо всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна

судьба. Десятилетняя девочка могла носить такое же серое, похожее на мешок

вдовье одеяние, как и престарелая матрона. У пастушеских народов и у арабов

в древности вдова, муж которой погиб во время набега или военного похода,

могла быть взята в шатер соплеменников в качестве наложницы или рабыни.

Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню.

Во времена, когда решающую роль у оседлых народов стало играть

землевладение, вдову должен был взять в жены деверь, чтобы сохрани

сохранить семейную и племенную собственность. Религиозные представления не

позволяли вдове с детьми вступить в новый брак, но от бездетной вдовы,

напротив, требовали, чтобы она вышла за брата своего покойного мужа.

Родившийся от такого брака сын считался законным наследником покойного:

лишь он, как продолжатель его дела, мог обеспечить умершему дальнейшую

потустороннюю жизнь. Если у человека не оставалось наследника мужского

пола, который мог бы, как положено, позаботиться об умершем, дух его

обречен был носиться, не зная успокоения.

Параграф 193 хеттских законов предписывал: ”Если мужчина умрет, его

брат должен взять за себя вдову, или один из братьев, или отец покойного”.

Если брат мужа не хотел жениться на невестке, он должен был публично

совершить церемонию отказа, которая освобождала его от такой обязанности.

При этом вдова снимала с него обувь и ударяла ею деверя по лицу с такими

словами: ”Вот тебе, ибо ты не захотел восстановить дом брата своего и

помочь мне родить ребенка ”. Все присутствующие при этой унизительной сцене

восклицали: ”Тьфу, на него!” Снятие обуви в древности символизировало

изъятие и передачу собственности; подобная церемония совершалась при

продаже участка и т.п. После акта отказа вдову мог или обязан был взять

ближайший родственник.

Если же у бездетной женщины не было ни имущества, ни родительского

дома, куда она могла вернуться, ее, как это называлось по-древнеарабски,

”изгоняли в пустыню” или, по ассирийскому выражению, “отсылали в пустоту’.

Оставшиеся без средств могли только просить милостыню, рассчитывая на

сострадание отдельных людей. Если вдова была еще молода и хороша собой,

дававший милостыню мог кое-что в ответ за нее потребовать. До нас дошли

слова предостережения, сказанные еще в XIII в. до н. э. в Угарите:

”Одинокая, запри на засов дом свой, вдова, замкни, как следует жилище свое,

ибо за тобой теперь будут охотиться”.

“Целомудренное вдовство” славилось как добродетель, всякое же

вторичное замужество клеймилось как безнравственность. Овдовевшая матрона

должна была сосредоточиться на религии, которая сулила ей воскресение и

“новую жизнь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В традиционном обществе, как правило, можно видеть консангвинальный

тип семьи, чаще всего патриархальный. Кроме того, основными функциями семьи

в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения являются

экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт брака

является в традиционном обществе одним из основных каналов социальной

мобильности. Обнищавший аристократ мог жениться на богатой мещанке, тем

самым поправив свое финансовое положение, а семья невесты получала вход в

высшие слои общества. Правители стран решали свои политические проблемы,

прибегая к выгодному браку. Поскольку большинство браков в традиционном

обществе совершается по расчету (а как показывает статистика, такие браки

прочнее, чем браки по любви), и развод, как правило, осуждается обществом

или недопустим в принципе, семейно-брачный институт в традиционном обществе

является устойчивым образованием. В зависимости от экономической ситуации в

регионе, преобладает тот или тип брака: моногамия или полигамия. Некоторые

пережитки старой системы живы по сей день. И если многоженство встречается

довольно часто, и отношение к этому вполне нормальное, то следы полиандрии

можно найти только в Тибете и в некоторых районах Индии, где одна женщина

вступает в брак с несколькими братьями. С позиции исторического

материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических

изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое. Мы тогда не жили и

точно знать ничего не можем, но ясно одно – люди пришли к моногамии по

ряду разных причин, в числе которых и одна из основных – развитие частной

собственности.

Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции

в жизни общества. Различия форм брака в разных странах, обусловлены прежде

всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также

особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями.

Вступление в брак, в основном рассматривалось как некая форма экономической

сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и

определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить

даже представители высших слоев общества.

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла

важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с

переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало

являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе

заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-

продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом

социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также

отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке,

с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и

становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает

свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться

судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое

явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее, семейно-

брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются

церковными предписаниями.

Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось

большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было

предосудительным, порой они были практически невозможными. Практически во

всех традиционных обществах, существовала традиция поддерживать вдов, брат

умершего мужа должен был жениться на вдове. Однако если вдовы оставались

без поддержки, то были еще более бесправными, чем до замужества.

Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать

межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать

стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются,

при помощи религии, морали, общественного мнения. Эпоха сменяла эпоху,

менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с

ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины,

отношение родителей к детям (что в большей степени относится к отцам, ведь

мать всегда любит свое дитя), а детей к родителям. Семейная иерархия из

строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение.

Список литературы

1. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы.

М.: МГУ, 2000 г. т. 3.

2. Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М. – М., 1991.

3. Гитин В. Г. Эта покорная тварь – женщина. – М.: Изд-во АСТ, 2002.

4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО

ТК «Перополис», 1998.

5. Ларю Дж. Секс в Библии. – М., 1995.

6. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.:

ЮНИТИ, 2001. – 479 с.

7. Земска М. Семья и личность. – М.: Прогресс, 1986. – 135 с.

8. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО

ТК «Перополис», 1998.

9. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. –

М.: Прогресс, 1991.

11. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А.

Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко. – М.:

ЮНИТИ, 2000.

12. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для

студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: ГАУ им. С.

Орджоникидзе, 1998.

13. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В. М. Фриче. – Смоленск: Русич,

2002. – 624 с.

14. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до

начала нового времени. – М.: Наука, 1996. – 586 с.

15. Семья: Книга для чтения. В 2-х кн. /Сост. И. С. Андреева, А. В.

Гулыга. – М.: Политиздат, 1991.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.