реферат бесплатно, курсовые работы
 

Институт семьи и брака в традиционном обществе

Институт семьи и брака в традиционном обществе

Министерство образования Российской федерации

Северо-Кавказский государственный технический университет

Кафедра социологии и социальной работы

Курсовая работа

По дисциплине: социальная антропология

На тему: “Институт семьи и брака в традиционном обществе”

Студента СПФ

3 курса группы с – 011 ДО

специальности 020300 – социология Карамышева Р. А.

Руководитель

доцент, к. с. н.

Лушников Д. А.

Дата защиты

курсовой работы

_______________

Дата выставления оценки оценка_______

Ставрополь 2003 г.

Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1

6

1.1. Классификация семьи

7

1.2. Социальные функции семьи

1.3. Исторические типы брака

1.4. Выбор партнеров

1.5. Эволюция семьи и брака

Глава 2 Семья и брак в процессе исторического развития – эволюция

семейно-брачных отношений.

2.1. Брак в древности

2.2. Европейский брак в средневековье и Возрождение

2.3. Семья в библейские времена

2.4 .Языческая семья

2.5. Христианская модель семьи

2.6. Внутрисемейные отношения по «Домострою»

2.7. Вдовство в традиционном обществе

Заключение

Список литературы

Актуальность проблемы исследования.

Данная проблема представляет собой интерес для исследования,

поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества,

придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом

следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой

сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек

входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или

друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь

семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах

общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт

общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных

институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства

и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и

опеки и другие.

Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе

сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно,

половые отношения могут происходить вне, брака, а сам брак может

существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе

считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным

законом формой, не только разрешенных, но обязательных сексуальных

отношений супругов.

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма

семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в

частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение

в большей степени носило качественный характер. Рассмотрение причин

возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно-

исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время.

Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака

и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института.

Объект исследования: социальный институт семьи и брака.

Предмет исследования: зарождение, история и развитие института брака

и семьи.

Задачи исследования:

1. рассмотреть классификацию семей и брака;

2. изучить социальные функции семьи;

3. рассмотреть исторические формы брака;

4. проследить эволюцию семейно-брачных отношений.

Методология исследования: в данной курсовой работе использованы

методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм

брака и семьи в традиционном обществе.

Глава 1

1.1 Классификация семьи

Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией,

статистикой, экономикой, антропологией, психологией.

Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и

конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников,

принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по

мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность).

Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между

родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность)

выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с

родственниками жены (матрилокальность), либо сродственниками мужа

(патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене

мужа.

Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных

отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной

семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи

только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат

не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная

семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная

семья формируется заново с каждым следующим браком. По критерию

местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это

значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в

отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в

исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества

принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была

патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло

являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.

Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в

человеческом обществе, - традиционную (или классическую), она же называется

расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную),

или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную

взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и

многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют

патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства –

патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и

эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи). [1; 293-

295]

1.2.Социальные функции семьи

Функции семьи – это способы проявления ее активности;

жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья

выполняла основные функции:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное

воспроизводство человека в семье);

- воспитательная функция – социализация молодого поколения,

поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья

членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи

для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных

членов общества;

- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное

взаимообогащение;

- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам

семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение

интересов;

- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной

поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая

терапия;

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация

поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также

регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,

родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

1.4. Исторические типы брака

в истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных

местах, четыре системы брачных отношений:

- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин

(повсеместно был распространен в первобытном обществе);

- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно

присущ скотоводам-кочевникам)

- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай,

существовавший у одного из народов Индокитая);

- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у

земледельческих народов).

- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая

развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми)

встречались крайне редко. [1; 312-313]

3. Выбор партнеров

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и

экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой

относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного

партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо

значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так

называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных

партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда

возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти

классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они

угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к

принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах

своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт

покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового

брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара.

Две группы обменивались “подарками” которым могла служить женщина.

Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в

обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым.

Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев,

как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с

гиканьем и свистом. В Южной Америке похищенную невесту даже завертывали в

ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. При

похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи. Например,

у древних галлов этим занимались женщины – родственницы жениха. Батаки с

Суматры обязательно оставляли в доме похищенной знак – одежду или оружие,

иначе брак считался незаконным. Узаконивание брака после умыкания обычно

сводилось к выплате выкупа и чисто символическому бою за честь похищенной

невесты и ее родителей.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей

книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому,

что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко

распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-

летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и

почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня,

принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность

и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей

величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее,

поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-

змея.

Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в

народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о

том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея

или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых

девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. На

Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, кому на сей раз

отдавать свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания –

откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз,

призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой-

либо беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде

эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху

патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол,

т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от

нее, - соответственно своему привилегированному положению, размеру

богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает

покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли –

продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую

сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо

пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее. У нубийских арабов

число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верность мужу,

зависела от числа голов скота, уплаченного за нее.

С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном

браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала

формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было

уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а

церемония бракосочетания проходила публично.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в

период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых

базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры

власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру

бракосочетания: 1. принятие решения о необходимости либо желательности

вступления в брак, 2. выбор брачного партнера, заключение брачного

контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в

часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая

форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту,

первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве

компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который

принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части:

большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая

передается невесте как “плата за девственность”. Стороне жениха вручался

особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком

количестве она хотела бы получить в качестве калыма.

Размер калыма – величина непостоянная. Так, например, чем выше

образование невесты, тем ниже калым. Это объясняется тем, что мужчина

покупает не только красоту, нежность, добронравие или ученость, но его

интересует возраст и работоспособность будущей невесты.

Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее

родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и

таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности

брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) –

самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие;

чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше

размер калыма.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в

древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом.

В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных

за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам

все они оказывались замужними.

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди

заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими

полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих

дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить,

политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз,

повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его

сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная

составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность

браку по любви.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной

части населения, крестьянства во многом объяснялся экономическим образом.

Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не

имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали

покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился

полноправным членом семьи и “мира” – сельской общины, обладателем прав и

обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было

положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность

холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью.

Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян

жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически

невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни

сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная

склонность.

Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-

20 лет, девушек - в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская,

Орловская, Рязанская и др., девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет.

Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали

просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме

работницу или хозяйку.

Другая причина брака по расчету – желание избежать службы в армии.

Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной

физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце X1X в. около 8-

10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам.

“Хозяйственный” подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры

считали, что семья – это группа людей, которая “отдельно ставит шатер или

юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной

женщины-матери”. Симптоматично, что “жениться” у юкагиров дословно означает

“приобрести чум”, а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета

этого народа, понятие “домохозяйство” более точно отражает реальность,

нежели термин “семья”. [1; 317-326]

1.5. Эволюция семьи и брака

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.