| |||||
МЕНЮ
| Государственное регулирование занятости населениятрудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда. Например, деятельность столичного Департамента труда и занятости население в 1995 - 1996 годах по предложенным показателям оценивается неудовлетворительно, хотя была замечена тенденция к снижению уровня безработицы. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся рынок труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей (см. таблицу ). И наоборот, при гораздо меньшей напряженности на рынке труда роль территориальных органов в его организации и регулировании была незначительной ( 2 группа субъектов РФ ). |Показатели эффективности деятельности региональных органов | |Федеральной службы занятости ( в % ) | |Субъек |Основные показатели |Справочно ( на конец | |ты РФ | |года ) | | |1 |2 |3 |4 | | |1995г|1996г|1995г|1996г|1995г|1996г|1995г|1996г| |Российска|6,8 |9,7 |41,2 |43,9 |1,0 |2,0 |3,1 |5,8 | |я | | | | | | | | | |Федерация| | | | | | | | | |1 группа | | | | | | | | | |(с | | | | | | | | | |наилучшим| | | | | | | | | |и | | | | | | | | | |показател| | | | | | | | | |ями) | | | | | | | | | |Костромс-|20,5 |27,9 |63,5 |55,7 |3,7 |5,6 |7,5 |18,4 | |кая | | | | | | | | | |Ивановс-к|17,5 |23,1 |43,1 |33,4 |5,1 |8,4 |27,0 |110,5| |ая | | | | | | | | | |Удмуртс-к|15,4 |22,6 |50,8 |53,6 |2,7 |4,6 |11,7 |21,4 | |ая | | | | | | | | | |Чувашская|15,7 |21,5 |60,3 |49,2 |2,9 |4,7 |30,5 |38,6 | |Владимирс|11,9 |19,8 |50,7 |50,0 |3,0 |5,7 |9,5 |18,1 | |кая | | | | | | | | | |Кировская|11,7 |19,8 |43,6 |48,8 |2,6 |5,6 |10,3 |18,9 | |Смоленс-к|10,2 |15,5 |56,4 |65,7 |0,2 |0.3 |1,3 |1,3 | |ая | | | | | | | | | |2 группа | | | | | | | | | |(с | | | | | | | | | |наихудши-| | | | | | | | | |ми | | | | | | | | | |показател| | | | | | | | | |ями ) | | | | | | | | | |Москва |1,3 |1,5 |9,7 |13,0 |0,3 |0,3 |0,4 |0,4 | |Тюменская|1,4 |1,5 |47,2 |39,0 |0,5 |1,4 |1,4 |3,9 | |Рязанская|2,8 |3,6 |29,4 |28,9 |0,7 |1,0 |3,6 |5,4 | |Северная |3,1 |3,4 |13,1 |17,8 |1,8 |1,8 |27,0 |15,5 | |Осетия | | | | | | | | | |Кемеровс-|3,0 |3,4 |22,2 |37,0 |0,5 |0,9 |1,8 |1,6 | |кая | | | | | | | | | |Читинская|3,8 |3,9 |50,2 |54,9 |0,3 |0,7 |1,1 |3,8 | |Магаданс-|5,7 |6,0 |25,7 |18,6 |1,2 |2,2 |3,5 |6,1 | |кая | | | | | | | | | Наименование показателей: 1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого населения) в общей численности принятых на работу. 1. Удельный вес трудоустроенных службой занятости ( из числа незанятого населения ) в общей численности снятых с учета граждан, ищущих работу. 1. Уровень безработицы. 1. Численность незанятых граждан, зарегистрированных службой занятости в расчете на одну вакансию. 5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы. На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. В 1996 году тенденции развития рынка труда в России кардинально не изменились. Ситуацию в сфере занятости характеризовали : рост общей численности безработных; умеренный рост уровня безработицы, регистрируемой органами ФСЗ России; четко выраженное влияние сезонных факторов на рынок труда. Относительно новыми явлениями стали заметные ухудшения между спросом и предложением на официально регистрируемом рынке труда страны, стабилизация численности работников, занятых неполное рабочее время или же находящихся в административных отпусках, а также замедление снижения количества занятых в экономике по сравнению с 1995 годом. |Темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в | |России в 1994 - 1995 годах, % | |Месяц |1994 |1995 |1996 | |Январь |8,78 |6,98 |4,57 | |Февраль |10,14 |10,71 |7,51 | |Март |5,71 |9,49 |4,46 | |1 квартал |26,66 |29,67 |17,43 | |Апрель |2,60 |8,91 |3,36 | |Май |- 1,36 |3,34 |0,38 | |Июнь |- 3,15 |3,31 |0,57 | |2 квартал |- 1,98 |16,26 |4,34 | |Июль |- 0,00 |5,12 |2,18 | |Август |- 0,00 |5,13 |2,42 | |Сентябрь |- 1,11 |2,41 |1,31 | |3 квартал |- 1,55 |13,18 |5,98 | |Октябрь |3,17 |3,48 |2,80 | |Ноябрь |6,97 |5,04 |5,00 | |Декабрь |7,23 |5,56 |5,46 | |4 квартал |18,34 |14,74 |13,59 | |В целом за год |44,63 |95,79 |46,25 | За 1996 год и начало 1997 г. увеличилась нагрузка на органы государственной службы занятости, что обусловлено опережающим ростом численности официально зарегистрированных безработных. Доля последних в общем количестве безработных увеличилась к концу 1996г. до 41% ( в конце 1995г. она составляла 29,1%, в 1994 г. - 19,1%.). В 1996г. прирост безработных, состоящих на учете в центрах занятости, превысил общий прирост безработных на 20%. Таким образом, в ближайшей перспективе ситуацию на российском рынке труда скорее всего будут определять процессы, связанные со структурным перераспределением безработных по их категориям. В 1996г. число официально зарегистрированных безработных в России увеличилось на 920 тыс. человек, что на 15% больше абсолютного прироста числа безработных в1995году. Регионы России сильно различаются по изменению численности официально зарегистрированных безработных. Если в четырех из них - Орловской, Магаданской, Курской и Липецкой областях количество безработных сократилось (соответственно на 20%,11%,10% и 1%), то в Читинской обл. Оно увеличилось в 3,26 раза, в Смоленской обл. - в 2,7 раза. В 1995 году количество зарегистрированных безработных сократилось только в Республике Северная Осетия ( на 1% ), наибольшим был их рост в Карачаево-Черкесской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области ( соответственно в 4,78 , 4,09 и 4,02 раза). Безработные, зарегистрированные в службе занятости, в 1996 году сосредотачивались в регионах с наилучшим экономическим положением. Хотя их концентрация несколько снизилась. Доля 10 регионов с наибольшим количеством безработных в общем числе последних составила к началу 1997году 28,4% , в то время как в начале 1996года она достигала 30,3% , а в начале 1995года - 34,9%. Доля же 10 регионов , в которых число безработных было наименьшим, в 1996году возросла в несколько большей степени, чем в1995году - с 0,61% до 0,75%. Обострилась конкуренция за свободные рабочие места. Если в начале 1996 года на одну вакансию в среднем по стране приходилось 5,02 зарегистрированных безработных, то в начале 1997 года - уже 7,52, или почти на 50% больше. При увеличении численности официально зарегистрированных безработных в стране количество безработных , приходящихся в среднем на одну заявленную работодателями вакансию , увеличилась в 1,7 раза. Таким образом, эластичность спроса и предложение на рынке труда по росту числа безработных составила в 1996 году 1,06. Это явилось одним из следствий политики финансовой стабилизации, проводившейся в 1996 году, когда содержание избыточных рабочих мест, во всяком случае налогооблагаемом секторе экономики, для многих работодателей становилось невозможным в результате ужесточения финансовых ограничений. В 1996 году снижение напряженности на рынке труда произошло только в 12 регионах, причем наиболее значительное - в Брянской области ( на 46,3 человека в расчете на одну вакансию ) , в Кабардино - Балкарской Республике ( на 15,1 человека ) и Калининградской области ( на 12,3 человека ). Годовая динамика потребности в работниках , заявленной предприятиями и организациями, в 1996 году отражала сезонные особенности рынки труда в России. Так , в январе - марте среднее число вакансий составляло 320 тысяч , в апреле - июне - 406, в июле - сентябре - 453 и в октябре - декабре - 350 тысяч. В 1996 году продолжало изменяться группировка регионов страны по числу безработных, приходящихся на одно свободное рабочее место ( таблица 2 ). Эти изменения, как и в 1995 году проявились прежде всего в уменьшении числа регионов с невысокой напряженностью на рынке труда. Но если в 1995 году наиболее заметно ( на 21 ) уменьшилась группа регионов , где в расчете на одну вакансию приходилось один - два безработных, то в 1996 году пик сокращения пришелся на те из них, в которых в расчете на одну вакансию приходилось два- пять и пять - десять зарегистрированных в службе занятости безработных. В целом же интенсивность межгрупповых перемещений регионов в 1996 году по сравнению с 1995 годом снизилась на 32%, что также свидетельствовало об определенной стабилизации рынка труда в России. |Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и | |предложением на рынке труда | |Число безработных в |01.01 |01.01 |01.01 |Измене-|Измене-| |расчете на одну |1995 г |1996 г |1997 г |ние в |ние в | |вакансию, человек | | | |1995 г |1996г | |До 1,00 |7 |3 |1 |- 4 |- 2 | |1,01 - 2,00 |24 |3 |0 |- 21 |- 3 | |2,01 - 5,00 |23 |25 |19 |+ 2 |- 6 | |5,01 - 10,00 |13 |23 |17 |+ 10 |- 6 | |10,01 - 25,00 |17 |21 |26 |+ 4 |+ 5 | |25,01 - 50,00 |3 |9 |14 |+ 6 |+ 5 | |Более 50,00 |2 |5 |12 |+ 3 |+ 7 | |Примечание. Для приведения расчетов к единой региональной базе | |принято допущение, что показатель напряженности на рынке труда | |Республики Чечня превысил к началу 1997 года 70 человеко / | |вакансий. | Средняя продолжительность безработицы ( она условно определяется как величина, обратная отношению числа безработных, снятых с учета в течение отчетного месяца, к общему числу безработных, состоявших на учете в начале отчетного месяца; этот показатель определяет выраженную в месяцах продолжительность периода, в течение которого органы государственной службы занятости в регионах снимут с учета всех имевшихся к началу месяца безработных при уровне снятия их с учета, зафиксированном отчетном месяце) увеличилась в России с 7,7 месяцев в декабре 1995 года до 10,3 месяцев в декабре 1996 года, или 33,8%. Эластичность роста средней продолжительности безработных по росту напряженности на рынке труда составила, следовательно, 0,68, а по росту общей численности безработных - 0,8. Иными словами, в настоящее время регистрируемый рынок труда России приближается к такому состоянию, когда прирост численности безработных вызывает адекватные ему увеличения средней продолжительности безработицы. Изменения распределения регионов о средней продолжительности безработицы в 1996 году характеризуется данными, приведенными в таблице 3. Они свидетельствуют, что в 1996 году анализируемый показатель достаточно резко ухудшился. Например, с декабря 1995 года до декабря 1996 года количество регионов, в которых средняя продолжительность безработицы не превышала 6 месяцев, сократилось в 4,3 раза, а число регионов с застойной безработицей ( более одного года ) возросло в 3,3 раза. |Распределение регионов Российской Федерации по средней | |продолжительности безработицы в 1996 году. | |Средняя |Дека-б| |Дека-б| |Изме-н|Изме -| |продолжительность |рь |% |рь |% |ение, |нение,| |безработицы, месяц |1995 г| |1996 г| |всего |п. п. | |До 3 |2 |2,2 |0 |- |- 2 |- 2,2 | |3,1 - 6,0 |24 |27,3 |6 |6,8 |- 18 |16,5 | |6,1 - 9,0 |37 |42,0 |24 |27,3 |- 13 |- 14,7| |9,1 - 12,0 |18 |20,5 |35 |39,8 |+ 17 |+ 19,3| |Больше 12,00 |7 |8,0 |23 |26,1 |+16 |+16,1 | |Итого |88 |100 |88 |100 | | | Несмотря на увеличение средней продолжительности безработицы в 1996 году, оно происходило несколько более медленными темпами по сравнению с темпами роста численности официально зарегистрированных безработных. В расчете на 1% увеличение числа безработных средняя продолжительность безработицы повышалась в среднем на 0,79% ( в абсолютном выражении- на 0,08 месяцев , или приблизительно на 2,5 дня). Не превышало единицу и отношение процентных приростов средней продолжительности безработицы и числа безработных, приходящихся в среднем на одно рабочее место: он составило 0,65. В абсолютных показателях увеличение числа безработных на одну вакансию сопровождалось ростом средней продолжительности безработицы чуть более чем на один месяц. Количественные взаимосвязи между основными показателями, характеризующие состояние рынка труда в регионах описывают ранговые коэффициенты корреляции Спирмэна. В 1996 году наиболее тесными были три связи: между уровнем безработицы и числом безработных в расчете на одну вакансию ( коэффициент корреляции составил 0,78); между числом безработных в расчете на одну вакансию и продолжительностью безработицы ( 0,63 ); между уровнем безработицы и ее продолжительностью ( 0,54 ). Численность занятых на предприятиях отраслей, рассмотренных в п.3 в 1996 году сократилась в 84 из 88 регионов РФ, за исключением Ингушской Республики, Ямало - Немецкого и Ханты - Мансийского АО, а также республики Башкортостан, в которых превышение принятых над выбывшими составило соответственно 3,4%, 2,3, 0,2 и 0,1% среднесписочной численности работников. Наибольшее превышение выбывших над принятыми было отмечено в Чукотском АО ( 12,6% ), Владимирской ( 6,3% ) и Сахалинской ( 6,2% ) областях. Сокращение численности работников на крупных предприятиях практически не повлияло на рост численности зарегистрированных безработных. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования и занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие « причастные» органы исполнительной власти ( Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства ), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные финансовые ресурсы. Формирование и эффективное функционирование системы регулирования занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости. Достоянием не только научной, но и широкой общественности должны стать сведения о формировании и использовании средств Государственного Фонда Занятости Населения. Госкомстат России лишь однажды обнародовал сведения о движении средств государственных внебюджетных фондов в статистическом сборнике « Российская Федерация в 1992 году». В последующих изданиях и этих общих данных не оказалось, хотя по другим государственным внебюджетным фондам социального назначения подобные сведения публикуются. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Человек и труд № 7, 1996 год. 1. Человек и труд № 8, 1996 год. 1. Экономист № 3, 1997 год. 1. Вопросы экономики № 1, 1997 год. 5. Вопросы экономики № 2, 1997 год. 6. Социальная защита № 1, 2, 6 -7 , 1996 год. 7. Эко №9, 1996 год. 8. «Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России», под редакцией Р. Емцова, С, Коммандера, Ф. Коричелли; Москва, Инфра - М , 1997 год. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|