реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственное регулирование занятости населения

| | |работников в|

| | |1996 году |

| |тыс. человек|% |% |

|Промышленности |- 1092,1 |- 7,2 |29,7 |

|Сельского хозяйства |- 408,1 |- 5,8 |13,9 |

|Строительства |- 225,7 |- 5,7 |7,8 |

|Торговли и общественного |- 143,3 |- 5,2 |5,5 |

|питания | | | |

|Науки и научного |- 121,5 |- 9,6 |2,5 |

|обслуживания | | | |

|Транспорта |- 44,4 |- 1,2 |7,4 |

|Материально - технического|- 15,1 |- 4,0 |0,7 |

|снабжения и быта | | | |

|Заготовок |- 8,3 |- 6,2 |0,3 |

|Информационно - |- 3,9 |- 10,5 |0,1 |

|вычислительного | | | |

|обслуживания | | | |

|Народного образования и |96,5 |1,8 |10,7 |

|др. | | | |

В среднем по всем отраслям экономики соотношение между выбывшими и

принятыми работниками составило 1,25 : 1, что также свидетельствует об

известном уровне стабильности в сфере занятости. 68% работников, выбывших с

предприятий, уволились по собственному желанию, в то время как проведение

мероприятий по сокращению численности персонала было уволено лишь 6% всех

выбывших работников.

Пропорции перераспределения занятости изменились в пользу тех отраслей,

деловая активность в которых возросла в связи с рыночными преобразованиями:

торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и

торгового посредничества, кредитования финансов и страхования. Россия по

отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с

экономикой, переходной к развитому рыночному хозяйству (Венгрия, Польша,

республика Корея).

Усиливающийся кризис обрабатывающей промышленности, особенно

машиностроения, существенно подорвал гегемонию индустриальной занятости.

Вместе с сокращением работников на производстве при явном недостатке

инвестиций старела и изнашивалась материально-техническая база, снижалась

сложность технологических операций и уровень квалификации работников,

главным образом в связи с общей деградацией индустриальных систем и

комплексов. В результате происходит консервация низко производительного

труда. Упадок производительности и хроническая недогрузка мощностей

предприятий привела к росту скрытой безработицы на предприятиях. Более

того, растущие из года в год масштабы потерь рабочего времени из-за

простоев и остановок производства, обусловленные тяжелым финансовым

положением предприятия и хроническими задолженностями по заработной плате,

свидетельствуют об экономической бесполезности формально полной «трудовой»

занятости на производстве в ущерб эффективности труда.

В настоящее время в связи реструктуризацией экономики и другими выше

перечисленными причинами традиционная текучесть кадров на предприятиях, в

организациях и учреждениях все чаще превращается в добровольную незанятость

и субъективную безработицу и другими выше перечисленными причинами

традиционная текучесть кадров на предприятиях, в организациях и учреждениях

все чаще превращается в добровольную незанятость и субъективную

безработицу, связанную с проблемой выбора новой альтернативы. Она

приобретает вынужденную форму из-за несоответствия спроса и предложения на

рынках труда, существующих ограничений трудовой мобильности и миграции

работников. Именно поэтому временная незанятость и безработица

реабилитированы по закону , а поиск оплачиваемой работы теперь

рассматривается как элемент экономической активности населения.

В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по

специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным

трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные

сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и

специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на

трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы.

Узкоспециализированные работники научно-производственных комплексов «

развитого социализма» занялись малым бизнесом, торговлей и торговым

посредничеством, бытовым обслуживанием. За счет них в немалой степени

заполнилась сфера приложения новаторского труда, получила развитие зона

инновационной, как, правило, рисковой предпринимательской деятельности. Но,

даже обретая познания в бизнесе и производственный опыт рыночной экономики,

многие из них утратили возможность использовать свой профессионально -

образовательный потенциал. Очень часто содержание труда на новом месте

сопровождается понижением занимаемой должности, а переориентация занятий

сопровождается потерями в заработке.

Межотраслевые перемещения рабочей силы зависели не столько от величины

официальной заработной платы, хотя это то же является не мало важным

фактором, сколько от возможности получения необлагаемых налогами доходов,

условий труда и бытового обслуживания, готовности работников к

профессиональной подготовке и др. Существенное увеличение численности

занятых в отраслях с традиционно «низкооплачиваемыми» рабочими местами (

здравоохранение, культура и искусство ) может быть связано с развитием в

них коммерческого сектора. В то же время интеллектуальная гибкость ученых

обусловила резкий отток занятых из стагнирующей в ее прежней структуре

российской науки.

Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу

перехода от наемно - принудительного к вольнонаемному труду. Главным

способом соединения наемных работников с приватизированными средствами

производства стал рынок труда. В отличие от априорных нормативов

госкомандования трудом теперь игрой рыночных стихий формируется его цена.

Рабочая сила начинает взаимодействовать с капиталом как товар особого рода,

а не как дефицитный или избыточный ресурс заранее заданной стоимости. Ее

полезность определяется не директивными предписаниями объемов производства

и производительности труда, а способностью к развитию капитала наряду с

другими факторами эффективности.

Постепенно наемный труд становится органическим элементом растущей

хозяйственной системы рыночного типа, основанной на интересах ее

равноправных участников. Противоречивые небесконфликтные отношения труда с

капиталом по их основным параметрам регулируются в малой степени

усовершенствованным социально - трудовым законодательством, а также

системой генеральных, региональных и отраслевых трехсторонних соглашений.

Партнерство работодателей и наемных работников получает развитие в виде

коллективных договоров и индивидуальных контрактов, отражающих конкретные

условия обмена труда на капитал. И чем больше таких контрактов и договоров,

тем теснее экономическая интеграция социальных партнеров и, следовательно

больше гармонии в социально - трудовой сфере.

4. Государственная система занятости: структура, основные направления

развития на современном этапе.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов

занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный

Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют

региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и

населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные

службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости

подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной

власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение

мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам

государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения,

необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право

запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у

предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для

разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с

участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы

занятости, которые после согласования утверждаются представителями

соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной

власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых

программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями,

работниками или их представителями - строится на принципах социального

партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

1. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам

трудоустройства;

1. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности

получения работы и обеспечения рабочей силы;

1. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям

- в подборе необходимых работников;

1. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение

квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других

учебных заведениях;

1. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве,

высвобождаемым работником и другим категориям населения;

1. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей

компетенции;

1. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

1. подготавливать предложения об использовании труда иностранных

работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

1. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если

трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается

стипендия за период учебы;

1. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице,

устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других

обстоятельств;

1. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением

занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий,

связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,

происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной

федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и

распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Фонды занятости в городах и районах создаются за счет:

1. обязательных страховых взносов работодателей;

1. обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

1. ассигнований из городских и районных бюджетов;

1. доходов от инвестирования и выдача кредитов непосредственно товара

производителя на договорных началах под гарантии сохранения, создания

дополнительных или новых рабочих мест;

1. доходов от инвестирования и кредитования предприятий и организаций,

осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку

безработных с последующим их обязательным трудоустройством;

1. доходов от финансирования и кредитования безработных граждан, изъявивших

желание осуществлять предпринимательскую деятельность;

1. доходов от дотаций, субсидий от вышестоящих фондов занятости;

1. добровольных взносов и прочих поступлений.

Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на

депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные

бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости,

освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты

населения

Средства фонда занятости направляются на:

1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной

подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

1. организацию общественных работ;

1. выплату пособий по безработице и материальной помощи;

1. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных

пенсий безработным;

1. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

1. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости,

информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской

деятельности и на содержание органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование,

оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям,

пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе

обусловлены спецификой формирования экономически активного населения,

сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и

привлекательностью территории, характером поддержки предприятий

федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка

должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной

перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,

обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению

временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем

региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости

населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином

предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства

Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной

мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов

преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание

дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела,

покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и

профориентацию.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах

занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и

прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные

территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них -

города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу

которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов,

базирующихся на арифметическом подходе.

Первый критерий зарубежных методик - это уровень безработицы. Второй

критерий - напряженность на региональном рынке труда, характеризуемая

показателем числа безработных на одно вакантное место, превышающим средний

по стране уровень.

Наряду с этими критериями предлагается использовать и другие показатели:

11. доля среди безработных лиц, уволенных в ходе групповых сокращений ( по

нашей статистике - доля высвобожденных работников в общей численности

зарегистрированных безработных);

12. уровень хронической безработицы ( доля безработных со стажем более года

в общей численности безработных ).

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и

группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими

критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного

превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам

Федеральной службы занятости РФ, ко второй группе ( от 2 до 4% на конец

1996 года) относились 32 региона, а к третьей ( от 4,3% в Санкт-

Петербургской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы

государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и

ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана

еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности

незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный

период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1992г - 29,5%, в 1993 г -

39,0%, в 1994 г - 30,2%, в 1996 г - 24,7% по сравнению с 48,9% в 1990 г.

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы

занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных

показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая

методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:

13. охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые

результаты отражаются в конкретных показателях;

14. ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих

их дублирование;

15. «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность

сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских,

районных), региональных ( на уровне субъекта РФ ) центров занятости и

Федеральной службы занятости России в целом;

16. единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;

17. полная объективность оценочных показателей;

18. использование действующих форм учета и отчетности.

По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы

занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда -

общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса

со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и

работодателей.

В Институте экономики РАН разработана такая методика, предусматривающая не

только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но

и механизм состязательности между ними на основе принципов материального

стимулирования.

Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой

методике, включает следующие относительные показатели:

удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению

центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или

районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан,

обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и

оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета

безработных;

удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;

уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение

количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному

населению.

Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов

страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган

отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие

обоснованных жалоб.

Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю « уровень

безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей

( содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.