реферат бесплатно, курсовые работы
 

Человек

реализующего свои цели. По сути отношения между человеком и обществом в

своей основе определяется тем, что человек как человеческое существо

проявляет себя, раскрывая свою родовую сущность в процессе труда, что

возможно лишь в условиях общества, то есть тогда, когда поведение многих

индивидов взаимосвязано, в процессе производства, когда люди изменяют

существующее и создают новое, воздействуя друг на друга и создавая друг

друга и себя самих.

Сущность общества заключается во взаимных отношениях и

взаимной деятельности индивидов, а сущность человека есть совокупность

общественных отношений. Индивид и общество являются двумя сторонами одного

явления – социальной истории человечества.

Отношение между человеком и обществом является сложным.

Эта сложность воздействия человека на общества и общества на человека

проистекает из того, что человек как отдельный индивид появляется на свет с

определенными психическими склонностями, которые лишь в обществе в

продолжение жизни в общественном коллективе развиваются и через развития

которых индивид становится личностью.

4.Личность

Понятие «личность» неразрывно связано с

общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать

индивидуальностью ( ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства),

а тем более личностью.

Философская энциклопедия определяет личность

следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и

сознательной деятельности. Другое значение – это устойчивая система

социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного

общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи индивида,

личности и общества. В науке проявляются два подхода к личности.

Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для

понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный

участник свободных действий, как субъект познания изменения мира.

Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ

жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно

оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами.

Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом

самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и

общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее

через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе проявляет себя

в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных

черт, но и от общественных условий. Например, взаимоотношения в семье

требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других – в

современном обществе.

Человек может одновременно осуществлять действия,

выполняя разные роли – работника, семьянина, спортсмена и т.д. Он совершает

поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или

менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным

или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерно проявление

активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воли

случая».

Личность как единство особенностей, свойств, формируется в

результате взаимодействия организма и общественной среды. Важнейшими

свойствами личности является ее творческая способность, которая проявляется

в способности изменить внешний мир, а также во внутренней потребности в

творчестве, социальность, которая отражает включенность в социальный

коллектив и общественный характер человеческой природы, субъективность -

выражение своеобразной индивидуальности и целостность, в которой

выражается организация со всеми психосоцальными характеристиками и которые

обеспечивают относительное единство поведения в различных ситуациях. Люди

устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как

личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества

индивида такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям.

Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как личности,

индивидуальности, имеет большое значение для характера отношений, которые

они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.

С другой стороны и общество, более или менее организовано,

через специальные институты оказывает влияние на всякого индивида, т.е. на

формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс превращения

биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией.

5.Социализация личности.

Известно, сто младенец вступает в большой мир как

биологический организм и его основной заботой в этот момент является

собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится

человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и

антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а

также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает

этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В

ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация – процесс посредством которого индивидом устанавливаются нормы

его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются

уникальность данного индивида как личности.

Социализация есть процесс неорганизованного и

организованного воздействия общества на индивида с целью формирования

личности, которая отвечает потребностям данного общества.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем

от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь.

Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он

сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его

сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус

мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая

его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать

понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим

существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы

различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее

формирование человека как личности – это построение собственного Я на

основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом

осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними

качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального

окружения качествами, которые постигаются через групповое общение.

Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и

воспитывался в среде животных то, как показало изучение восприятия

подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они

не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе

как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ.

Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с

другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может

считаться личностью.

Известный американский психолог Ч. Кули поставил перед собой

задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличая своего

Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он

определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе

длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может

осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального

окружения. Каждый человек, по предположению. Ч. Кули, строит свое Я,

основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает

в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша

собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно

часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном

счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже

хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего

возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относится к

ней, как к некрасивой.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что

личностный Я - образ не рождается только в связи с объективными факторами.

Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет

ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время

как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого

воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное

чувство некомпетентности и его способности могут практически

парализованы. Именно через отношения с другими людьми, через их оценки

каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или

некрасивый, достойный или никчемный.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и

социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется

сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция

«обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию

зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой»

представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой

группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я – образ.

Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит

себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в

соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая

человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных.

Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через

процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка

принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли.

Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым

поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих

отражение человеком своего собственного Я и степень социализации личности,

- это идентичность и самоуважение. Под идентичностью понимаются ощущение

существования уникальной индивидуальности, отдельной, отличной от других

индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от

других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель

определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя

их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с

группой значительной степени зависит от индивидуальных или групповых

потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в

глазах «обобщенного другого». Часто люди определяют идентичность по

признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих

признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах

тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее

поведение.

Наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и

часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они

идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся

заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также

социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия

того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых

для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека

развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя

недостойным и неспособным.

Процесс социализации личности протекает в основном под

влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я – образ на

основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы

такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и

глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.

Формируя свой Я – образ, личность социализируется. Однако не существует ни

одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности,

так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

6. Исторические личности

Понятие «историческая личность» обычно отражает связь

деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями,

на ход которых он накладывает свой исторический отпечаток. Деятельность

исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того

периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков,

оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные

и негативные стороны деятельности той или иной деятельности.

Науки известно и понятие «выдающаяся личность», характеризующее

деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных

преобразований. «Великий человек, - писал

Г. Плеханов, - велик … тем что у него есть особенности, делающие его

наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени

… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше

других и хочет сильнее других.. Он решает научные задачи, поставленные на

очередь предыдущим ходом умственного развития общества. Он указывает новые

общественные нужды, созданные предыдущем развитием общественных отношений.

Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Историческим личностям свойственны: стремление служить общему

благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимые для этого

служения стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые

основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины

пережитых бедствий; отрешенность от национальной замкнутости и

исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии;

стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких

простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость

которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.

7. Духовный мир личности.

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о

жизненном пути, стремится к самому себе сознательно, саморазвиваться,

самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов

назвал «человеческим самостроительством».

Духовная жизнь людей охватывает богатство человеческих

чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных

ценностей, так и творческое созидание новых..

Человек , у которого высоко развита духовная жизнь обладает

важным личным качеством, он приобретает духовность как стремление к высоте

своих идеалов, и помыслов определяющих направленность всей деятельности.

Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между

людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно

сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное – это

характеристика и практики, а не только сознания.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита,

бездуховен.

В основе духовной жизни - сознание. Сознание – это такая форма

психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек

осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом

мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем.

Заключение

Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже

ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование

человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не

выбирает, как и своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой

ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности

человека и общества является овладение накопленными в ходе истории

знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое

связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим

человечества.

Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор

сделает личность, поэтому во все века и поныне человека самыми разными

способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят,

поощряют, берегут, подавляют, заставляют … Если бы человек в такой

«пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и

любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно

расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в

исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если

он сформировался как личность. Быть личность – значит иметь способность

ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за

свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.

Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем

актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.

Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный

поток информации обрушивается сегодня на человека, с какой силой

воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение

приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее

содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности,

степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.

Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если

прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу?», то сегодня к нему

прибавляется еще один: «Какое общество в полной мере соответствует

возможностям человека, его эгоистическим и нравственным требованиям к

удобствам комфортности, не наносит ущерб его человеческому достоинству,

чувству свободы, красоты и нравственной удовлетворенности?».

Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации важно,

что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем

окружающая его социальная и природная среда.

Список используемой литературы

1. Д. Маркович «Общая социология»

Ростов-на- Дону, Издательство Ростовского университета, 1993 г.

2. С.С. Фролов «Основы социологии»

Москва, Издательство «Юристъ», 1997г

3. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»

Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

4. Философский энциклопедический словарь

Москва, Издательство «Советская энциклопеция», 1983г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.