реферат бесплатно, курсовые работы
 

Человек

Человек

В в е д е н и е

Современный человек в сложном, противоречивом обществе

сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и

принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно

ставит его в условия неопределенности, когда сложно провести оценку

ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека

– это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения

окружающего его мира людей, их поведения.

Человек – весьма сложное существо, которое помимо особых,

имеет и свойства, объединяющие его с остальными существами. Так, человек

есть существо биологическое и подчиняется законам природы. Как

биологическое существо, он есть результат длительной эволюции и имеет ряд

определенных характеристик, а также способность приспосабливаться к

различным ситуациям, чтобы сохраниться как вид. Но человек есть существо,

наделенное психикой. Его психические свойства и его жизнь есть результат

биопсихологической эволюции, в которой значительное место занимает трудовая

деятельность. Наконец, человек есть общественное существо, сформировавшееся

в ходе общественного развития.

Социология исходит из того, что человек есть природное

существо, но не просто природное, а человеческое природное существо, и что

человеческую природу нельзя объяснить лишь натуралистически, ибо человек не

только является продуктом общественно-исторического развития, но и сам

создает общество посредством отношений, в которые он вступает.

Социология, стремясь объяснить человеческое общество как

особую часть природы, возникшую в результате взаимодействия людей, пытаясь

дать социологическое понятие человека, открывает и указывает прежде всего

на те особенности человека, которые делают его человеком, которые являются

сущностными и из которых проистекают все остальные его особенности. Исходя

из понимания человека как существа практического такими его особенностями

являются: творчество, свобода и социальность.

Творчество – характерный признак человека. Посредством его

человек производит нечто, до сих пор не существовавшее, реализуя свой

предварительный замысел. Творчество выступает субъективным актом, в котором

субъект опромедчивает себя в процессе созидания. По сути в процессе

творчества, созидания, человек превращает мир ценностей в мир реальности.

Поэтому человек есть не только существо, которое мыслит, но и существо,

которое творит.

Свобода как существенное свойство человека неотделима от

творчества. Ибо проявить и реализовать себя в творчестве может лишь

свободный субъект, так же как и свобода заключается в возможности

творчества. Свобода состоит в выборе между двумя несколькими возможностями.

Однако необходимо отличать психологическую сторону выбора от его духовной

стороны, т.е. от выбора, в котором человек проявляет себя как существо,

которое создает духовные творения и совершает выбор не только на основе

психологической свободы, но и на основе и под влиянием создаваемых им

духовных творений.

Социальность является тем свойством человека, которое имеет

наибольшее значение для социологии.Человек неизбежно тяготеет к обществу,

поскольку он не может проявить и реализовать себя без другого человека. По

сути человеку необходимо общество других людей, чтобы проявить себя

человеком. Точно также все свойства человека направлены на других людей и

существуют потому, что существуют другие люди. В то же время социология,

изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в

обществе, не имеет права забывать о самосознании человека, его свободе и

творчестве.

Кроме перечисленных, существует еще целый ряд свойств

человека, характеризующих его как существо своеобразное. Наиболее

значительными из этих свойств являются способность человека к использованию

знаков и коммуникации (при помощи знаков, а прежде всего – при помощи

языка), способность быть ответственным и вести себя в соответствии с

создаваемыми им нормами. Поэтому социология, исследуя возникновение

общества и человека, изучает также и возникновение этих свойств (которыми

человек отличается от других существ), стремясь узнать, в какой мере эти

свойства или их зачатки были присущи первобытному человеку, а в какой они

есть результат жизни человека в обществе.

С точки зрения социологии, человека можно определить как

общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе

реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими

людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия

своего биологического и социального бытия.

Основная часть

1. Человек с точки зрения человека

Свойство задумываться о себе самом – специфическое свойство

человека, проявление его разумности.

Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект

общественно – исторической деятельности и культуры. Человек – предмет

изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии,

педагогики, медицины и др.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно,

но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека.

Постичь сущность – это значит с точки зрения философии выявить ту главную

черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и

назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории

философской мысли. В древней китайской, индийской, греческой философии

человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного

«порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит)

– отражение и символ Вселенной, макрокосма. Природа понималась как живой

организм, а человек – как сочетание разных элементов, или стихий «космоса».

Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Меж Небом и Землей

человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому

человек не вправе диктовать свою волю природе. Он признан следовать

естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои,

происходящие время от времени, но он ответственен за свои деяния на высшем

«космическом» уровне.

Человек содержит в себе все основные элементы (стихии)

космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два

аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции

(платонизм). В учении о переселении душ, развитом индийской философией,

граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами)

оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к

«освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы –

сансары. Суть этого учения состоит в том, что душа человека после его

смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она

воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный

грех – в представителя низшей касты, за словесных – в животное, за

греховный поступок – в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку

приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности

через нравственное благородство, раскрепощение души, что дает возможность

достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий

между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие:

«неизменные законы природы – изменчивые человеческие установления». Человек

как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой

культуры, особенно во времена расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из

обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом»,

«Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по

мудрости, и по красоте, и по всему остальному». А сами греческие боги

предстают величественными и вместе с тем человечными.

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как

о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к

самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм

Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.

В христианстве библейское представление о человеке как

«образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения,

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы

личности Христа и возможности. Такое соединение открывало возможность

внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати,

преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о

безграничности творческих возможностей человека. Идея философа ХV в. Пико

делла Мирандола заключалась в том что человек занимает особое положение в

мироздании, поскольку он причастен всему земному и небесному, от низшего до

наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему

творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В

этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму,

талантам, творческому началу.

В последующие эпохи представления о человеке

расширялись, обогащались. В ХVII в. Декарт высказал идею о том, что

единственным достоверным свидетельством человеческого существования

является мышление («Мыслю – следовательно существую»). Именно от этого

тезиса ведет линию представление о разумности как специфической особенности

человека, его сущности. Декарту же принадлежит мысль о том, что живое тело

является своего рода машиной, которая, с одной стороны, испытывает влияния

сознания, а с другой – способно воздействовать на него.

Для представителя классической немецкой философии ХVIII в.

И.Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос

философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным

мирам – природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой

философии XVIII-XIX в.в. ведущим являлось представление о человеке как

творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала –

духа или разума.

Марксистско-ленинский анализ проблемы человека предполагает

выявление социальной сущности, конкретно-исторической детерминации его

сознания и деятельности, различных исторических форм бытия человека и его

образа жизни и др.

Общественной истории человеку предшествовала его естественная

предыстория: зачатки трудоспособной деятельности у человекообразных

обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и

двигательных средств сигнализации. Определяющим условие реализации этих

предпосылок становления человека марксизм считает труд, возникновение

которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в

человека. Человек, в отличии от животных, не просто приспосабливается к

коренным изменениям в условиях своего существования, а объединяясь в

совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно

растущими потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется

культурой.

Человек есть живая система, представляющая собой единство

физического и духовного, природного и социального, наследственного и

прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную

связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне

сознательной психике и личности человек обращен к социальному бытию с его

специфическими закономерностями. Морфологическая, физическая организация

человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части

мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в

течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к

культурной традиции, и через механизм биологической наследственности.

Ребенок наследует запас генетической информации через специфически

человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков.

Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях

социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми.

Проявление биологических закономерностей жизни человека

носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется

единой системой условий, в которую входит как биологические, так и

социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой

системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития.

Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных

исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной

группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно

представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни

наследственно не запрограммированы. Но это никак нельзя сказать о некоторых

потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных

особенностей дарования, которые формируются обществом, но на основе

наследственных задатков.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир

вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена

деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в

котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом,

социальной функцией, целью, и окружает человека. При этом достижения

человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их

объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных исторически

сложившихся форм деятельности – главное условие и решающий механизм

индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими

личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего

детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде

подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально

развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с

орудиями труда, с различными рода символами, словами, с представлениями и

понятиями, со всей совокупностью социальных норм.

В процессе приобщения культуры у человека вырабатываются

механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями

регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов. Этот самоконтроль по

существу является социальным контролем. Чем более интенсивно развивается

человечество, тем все более сложными оказываются проблемы образования и

воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила

мышления и грамматики, эстетические вкусы формируют поведение и разум

человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа

жизни, культуры и психологии. Каждый отдельный человек представляет собой

неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе некую родовую

сущность. Он выступает как личность когда достигает самосознания, понимания

своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического

процесса. Становление личности связано с процессом общественной

дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере

развития личных прав и обязанностей.

2. Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других

приходится слышать: «Он – индивидуальность!». Близко по звучанию к этому

слову и понятие индивид. В бытовой речи эти слова употребляют как

равнозначные. Однако наука различает их по смыслу.

Понятие индивид в первые использовал в своих сочинениях

древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слова

«атом», что означало неделимый и относилась к мельчайшим и неделимым, по

мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид»

характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, на

сколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее

представителей (царь Иван Грозный).

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают

человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется

ввиду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых

формировался тот или иной представитель рода человеческого.

Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать

отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но

и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый

человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Живописца,

скульптора, архитектора, ученого , инженера Леонардо да Винчи,

государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо

Макиавелли отличало своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Их

можно отнести к индивидуальностям, и личностям. Близкое по значению слово

« личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная». Тем

самым подчеркивается самостоятельность, способность проявлять энергию, не

терять своего лица.

Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают

специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу

сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под

индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека

через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и

способности.

Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое

своеобразие какого-либо явления, включая и природные, и общественные.

Если индивид рассматривается как представитель общности, то

индивидуальность – как своеобразие проявлений человека подчеркивающая

неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и

непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в

единстве типичное и неповторимое.

Чтобы уяснить различие между терминами «индивид» и

«индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в

семье помещика Василия Гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем

Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей,

нареченных Николаями, то есть индивид. Если бы он скончался в день

рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.

Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет

волос, глаз, строение тела). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он

был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с

взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни - он рано начал

читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором,

за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая

индивидуальность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали

именно Гоголя.

Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии

индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был

личностью незаурядной.

3. Индивид и общество

Пытаясь открыть законы общества, выяснить законы, по

которым живет и развивается человек, социология интересуется отношением,

существующим между обществом и индивидом.

Существуют различные теории, которые сводят общества к

индивидам или рассматривают индивида как всего лишь часть, «молекулу»

общества. Человек и общество диалектически взаимосвязаны. Они не могут

рассматриваться изолировано, отдельно друг от друга: нет общества без

человека, но и человек существует только в обществе. Человек в своим

отношением к природе создает себя как общественное существо и творит при

этом историю, отчего и история есть не что иное, как деятельность человека,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.