реферат бесплатно, курсовые работы
 

Безработца

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в

ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных

ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем

желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и

ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них

принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные

условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков

потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования

трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда

в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить

минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу

тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.

Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной

администрации систему активного содействия безработным на основе страховых

взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка

труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно

безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить

обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно

очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»

официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб

занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в

результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем

настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая

на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного

развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что

является условием социально - экономической сбалансированности. Только так

может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых

рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации

развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой

перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям

в экономике социально - трудовой сферы.

7.Государство в системе трудоустройства.

7.1.Государственная служба занятости населения и ее функции.

Для реализации государственной политики в области занятости населения

и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на

базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации

населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С

одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не

может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для

привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С

другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта

категория населения должна находиться в поле зрения государства,

призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на

труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в

такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого

гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих

правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство

выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к

государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека

регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства

наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему

подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей

работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать

государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение

вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую

силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации

их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам

трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное

внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет

освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет

время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным

средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее

перспективным также представляется создание распределительных

информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией

между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном

уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по

гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и

работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой,

о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям

- в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается

работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая

возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную

доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют

право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а

не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных

заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов

обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого

населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий

общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников

имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном

высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов

ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе.

Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости,

должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных

заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для

переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и

незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по

подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных

делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую

направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных

программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в

учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее

финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные

места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и

направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве

высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы

профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса

различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров

профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги

должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,

желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных

подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями

системы профориентации изменяются и требования к работникам службы

занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере

занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации

общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и

организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости;

инспекционной работе.

Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции

помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено

незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить

своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий

незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может

рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого

требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть

трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе

по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять

предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и

обязанность принять предложение о подходящей работе.

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,

трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им

на весь период обучения стипендии;

Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице

и приостановление выплаты этих пособий;

Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных

рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и

лицензий;

Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая

финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных

групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно

расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы

трудоустройства населения.

7.2.Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

Правительственная программа содействия занятости населения должна

опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому

закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной,

продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения

профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки

высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической)

безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и

реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты

граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральная, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим

мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий

«Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие

рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика

Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до

1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на

период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с

созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически

отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой

учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой

связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях

процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих

мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в

региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются

федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении

показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее

разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на

трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие

реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и

развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров

важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных

программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и

рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в

российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания

эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых

пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное

сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое

будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим

потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в

экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и

устойчивой хронической безработицей (в 1999 г. всего 8% выбывших работников

были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию).

Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при

которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что

сказывается на эффективности производства и уровне производительности

труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным

пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания

эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо

определять по двум критериям:

. финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного

государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из

бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают

финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2%

фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит

примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1999 г. уровень зарегистрированной

безработицы достиг 3,4%);

. социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог

естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной

и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью

государственной политики занятости, реализуемой федеральными и

региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально

признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат

особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально

допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-

экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных

звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка

рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент

эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся

рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо

для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-

демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать

по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при

одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства

двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения

имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут

быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить

предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и

другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство

предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах,

примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в

столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной

промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях

текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует

оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и

предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном

регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного

населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной

активностью и привлекательностью территории, характером поддержки

предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта

поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами

структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,

обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению

временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем

региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости

населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином

предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,

связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-

экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,

принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном

уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и

материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в

предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда

к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в

использовании элементов государственного регулирования, которое

предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой

сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения

рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими

мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры

занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически

эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

. обеспечение правовых, экономических и организационных условий для

создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в

различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

. регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение

конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

. формирование эффективной структуры занятости населения; повышение

качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий

для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности

населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых

отношений в сфере занятости населения;

. предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие

системы общественных работ.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда

средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в

полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на

сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий

для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное

обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в

фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом

сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы

определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а

в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход

и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими

критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного

превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам

ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1999 г.) относились 27

регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской

области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в

которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская,

Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия.

Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их

программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной

политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в

соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был

рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Заключение

Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в

анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество

жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество

видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа:

фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах мира государственная политика занятости

функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и

переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей

снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей

недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.Исходя

из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым

вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить

эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы

стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики

России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив

промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года

численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

Список использованной литературы

А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к

рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1999

Е.Балацкий «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы

теории и практики управления», № 1 –2000

Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица среди

специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 – 1999

И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 1998

Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,

«Человек и труд» № 9 – 1997

А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 2001

Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский

экономический журнал», № 4 – 1998

А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1998

И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 – 1999

А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления развития»,

«Экономист» №12 –2000

А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,

«Вопросы экономики», № 5 – 1999

В.Колосов «Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 –

1998

Я.Корнаи «Дефицит» М.: Наука, 1998

С.Котляр «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 – 1997

Н.Матыцина «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 –2000

И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-

экономический аспект)» М.: Экономика, 2000

Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1999

Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1999

Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы», «Вопросы

экономики», № 12 – 2000

Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные

масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 – 1998

П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 2001

«Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика,

2001

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.