реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная направленность проповеди

45

ориентация на расширение интересов, на приобретение новых знаний, рационализацию новых приемов работы. При этом происходит развитие духовных запросов и интересов, въгходящих за пределы конкретного вида профессионалъной деятелъности». (Шаев, с. 129) Как видим, выбор профессии человеком может многое сказать о его характере, наклонностях. Закончились времена, когда профессия передавалась по наследству. Когда в общину приходят новые люди происходит расширение поля деятельности церкви, представляющее собой новые слои общества. Проповедник должен знать, что появление новичков означает возможную перестановку акцентов в проповеди.

Из приведенного исследования, очевидно, что не имеет смысла призывать рабочего или пенсионера «получить хорошее образование», «сделать карьеру», «развиваться как личность» и т.д. Круг интересов (ценностей) этого социального слоя - это «дом», «семья», «дети». Например, люди этой категории побоятся вкладывать деньги в какое-то предприятие, потому что «не допустить ошибок в жизни» - это одна из главных задач. Но более предприимчивые «новые русские» не боятся ошибок, т.к. чувствуют уверенность в своих силах вновь подняться, даже после очередного дефолта.

Исходя из выбираемых ценностей и реальностей нынешней России руководители, бизнесмены нуждаются в самоутверждении и помощи. Им приходиться решать много сложных морально-этических проблем. И не всегда эти решения согласуются с нашими представлениями о христианстве. Двойственность положения, в которой находятся эти люди как бизнесмены - христиане в новой России, нуждается в особом попечительстве пастыря-проповедника.

Очевидно, что интересы этих двух групп резко отличаются друг от друга. И, тем не менее, Христос - есть Тот, Кто может соединить сердца этих людей.

6. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места проживания

6.1 Классификация по месту проживания

В нашей работе приведены данные о распространенности ценностей в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург), городах, и селах.

46

6.1.1. Ценностная ориентация жителей мегаполисов

Так, в частности, у жителей столиц или мегаполисов выше, чем у жителей других населенных пунктов, находятся в иерархии распространенности такие ценности как «духовность», «милосердие», «культура», «могущество» и «демократия», а наивысший по сравнению с другими процент выборов получили «демократия» и «порядочность». В то же время ценности «любовь», «мир», «дом», «порядок» занимают в иерархии столичных жителей более низкие места, чем в иерархиях жителей других населенных пунктов.

Одновременно в Москве отмечается более низкое, чем в других регионах, место ценностей «достаток», «любовь», «мир», «успех» и «процветание» в иерархии распространенности ценностей. При этом наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент выборов имеют в Москве такие ценности как «процветание», «порядок», «дом» и «милосердие».

Кроме того, в Москве наблюдается наиболее резкий рост выбора ценностей «успех», «семья», «достоинство», «порядочность» и наиболее заметное падение важности ценности «патриотизм», «законность», «прогресс», «процветание», «свобода», «собственность», «могущество» и «демократия». Несомненно, процесс этот маятниковым образом связан с недавним периодом идеологического навязывания населению с помощью СМИ представлений об особой важности последней группы ценностей. (Ментальность россиян, с. 89)

6.1.2. Ценностная ориентация жителей больших городов

В больших городах в иерархии распространенности выше, чем у других, устойчиво стоят ценности «достаток», «патриотизм» и «созидание». При этом наиболыпий по сравнению с другими населенными пунктами процент выборов имеет «достаток». Одновременно ниже, чем у других, места в иерархии занимают «согласие», «труд», «союз», и эти же три ценности получают и больших городах гораздо меньший, чем в других населенных пунктах, процент выборов. Вместе с тем, в болыпих городах отмечен наиболее бурный рост числа включающих в число девяти ведущих ценностей ценность «профессионализм» и наиболее серьезное снижение числа тех, кто выбирает «могущество», «процветание», «духовность», «культуру», «мир» и «милосердие». (Ментальность россиян, с. 90)

47

6.1.3. Ценностная ориентация жителей сел

В иерархии сельских жителей выше, чем у представителей всех урбанистических страт, устойчиво находятся ценности «согласие», «союз» и «равенство», причем «согласие» и «союз» имеют в этой страте и наибольший процент поданных за них голосов. А ценности «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «достаток», «порядочность», «культура» получили у сельских жителей самый низкий из всех сравниваемых страт процент выборов. Кроме того, при оценке сельскими жителями ценностей «труд», «дом», «демократия» и «созидание» отмечено самое резкое по сравнению с другими стратами снижение среди жителей села процента людей, включающих эти ценности в свою девятку ведущих ценностей. (Ментальность россиян, с. 91)

6.2.1. Выводы о ценностной ориентации москвичей

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование ннтенциональной стороны ментальности жителей московского мегаполиса показывает, что характер их жизненных целей, мотивов не укладывается: ни в «дореволюционный» образ российского человека, живущего либо сиюминутным удовольствием, либо мечтой о какой-то далекой, послезавтрашней жизни, ни в социалистические представления о «советском человеке -- строителе коммунизма», сознательно жертвующем многим из своей актуальной жизни ради счастья будущих поколений. Москвичи сегодня живут заботами о своей семье, о своих детях, здоровье, работе -- то есть «простыми радостями бытия», той самой «заботливой», рассчитанной на нормальную перспективу жизнью, в существовании которой, как было показано выше, некоторые аналитики им подчас отказывают. Зная, что москвичи всегда первые выражают тенденции в обществе, мы можем прогнозировать, что данные процессы будут вскоре всеобщими.

6.2.2. Выводы о ценностной ориентации жителей городов

Подтверждается широко распространенное представление -- о разрыве в массовом обыденном сознании материального и духовного, высшего и низшего, заботы о себе и заботы о других. Даже любовь россиянина оказывается разорвана разными факторами: секс в одном, потребность в аффилиации другом, семья в третьем, а поиск настоящей любви в

48

четвертом. И это, как следует из проведенного исследования, характеризует многие другие отношения.

6.3 Формирование ценностной ориентации в различных макрорегионах России

Помимо сравнения ценностных структур у людей, живущих в разных по величине населенных пунктах, интересно провести аналогичный анализ и в разных макрорегионах страны. Как правило, для сравнения традиционно выделяются четыре основных макро-региона (Север; Юг; Урал и Поволжье; Сибирь и Дальний Восток).

6.3.1. Сравнительный анализ ценностной ориентации в макрорегионах России

На Юге отмечается самый больший процент людей, выбирающих ценность «держава», и наиболее заметное падение важности ценностей «равенство» и «труд».

На Севере отмечается лишь наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент людей, выбирающих ценности «могущество» и «патриотизм», а также больший, чем в других местах процент людей, выбирающих ценности «достаток» и «надежда».

На Урале и в Поволжье ценность «держава» занимает самое высокое по сравнению с другими место в иерархии распространенности, а ценности «безопасность» и «согласие» -- самое низкое. Одновременно ценность «порядочность» получила в этом регионе самый низкий процент выборов. Кроме того, здесь отмечается наиболее резкое увеличение числа людей, включающих ценность «профессионализм» в свою ведущую девятку, и наиболее заметное снижение числа тех, кто включает туда ценности «процветание», «стабильность», «порядок», «культура», «мир», «милосердие», «справедливость» и «безопасность».

И, наконец, в Сибири и на Дальнем Востоке наивысшие по сравнению с другими регионами места в иерархии занимают ценности «достаток» и «мир», причем «мир», а также «равенство», получили там наиболыпий процент поддержки. Одновременно в этом регионе наиболее низкое место в иерархии по сравнению с другими регионами получили ценности «законность», «профессионализм» и «держава», причем «законность», а также «духовность» получили наименыний по сравнению с другими регионами процент выбирающих их респондентов. Одновременно в этом регионе отмечается наиболее

49

существенное снижение процента людей, включающих ценности «духовность» и «дом» в число девяти важнейших ценностей. (Ментальность россиян, с. 92)

6.4 Сравнение с ценностной ориентацией ЕХБ

К сожалению, в рамках данного исследования, мы не смогли выявить процентное соотношение среди служителей городского происхождения и сельского. Но выбранные ими ценности могут также многое сказать за них, так как их предпочтения носят «провинциальный» характер. Большинство их ценностей - это ценности, которые выбирают жители села и неболыних городов: «любовь», «мир», «порядок», «согласие», «союз», «равенство», «милосердие».

Ценности урбанизированных центров: «успех», «достоинство», «профессионализм», «культура», «труд», «достаток» - не входят в число выбираемых служителями.

Жители сельских районов и небольших городков традиционно считаются во всем мире приверженцами традиционализма и консерватизма. Но процесс урбанизации захватил и Россию. Конфликт интересов в данном случае имеет предрешенный финал - мы не первые и не последние. Несомненно, мы можем многое почерпнуть для себя из жизни церкви прошлых лет. Но некоторые моменты в нынешних условиях выглядят анахронизмом.

50

6.5 Выводы о возможности проповеди

Особую обеспокоенность нашего братства вызывает сложное духовное состояние г. Москвы. Менталитет жителей этого города требует неких, других подходов к служению церкви, в том числе и в проповеди.

Церковь в последнее время стала больше заниматься миссионерской работой, в том числе и в сельских районах и небольших городках. Закономерностью такой работы является поиск миссионера для работы в таких пунктах, желательно из среды местных жителей. Причина этого очень проста: как жизнь горожан отличается от жизни сельчан, так и на бытовом уровне сельское христианство отличается от христианства городского, а последнее отличается от христианства мегаполисов. Ценности, цели, стиль жизни жителей этих мест в корне отличаются.

51

7. Выводы о возможности социальной направленности проповеди

Чарльз Хэддон Сперджен однажды сказал, что «высшим мастерством проповедника является искусство говорить». (Брага, с. 173). Как и всякому искусству, этому можно и нужно обучаться. «Харизма пророка не зависит обычно от принадлежности к тому или иному сословию, она просто требует хотя бы минимальной интеллектуальной культуры». (Вебер, с. 205)

Проповедник «должен иметь солидный фундамент общих знаний о мире, а также понимания Библии и ее учения. Проповедник должен быть не только хорошо подготовлен в учебных заведениях, но и постоянно стремиться к самообразованию. Ему следует много читать, причем не только книги по богословию, но и светскую литературу. Естественно, он должен держать руку на пульсе теологической науки, а также других наук, которые непосредственным образом влияют на жизнь его паствы». (Брага, с. 171)

Говоря о возможности социально направить проповедь, мы можем выделить несколько правил.

А) Первое правило имеет психологический и лингвистический характер. Это правило гласит - «ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ ПАРТНЕРА». Язык нашей проповеди должен быть понятен всем слушающим. Для лиц неготовых к восприятию (по разным причинам, в том числе и перечисленным в нашей работе) - форма изложения существенно затрудняет восприятие. Неподготовленная аудитория сначала пытается «перевести» нашу речь на свой язык, но вскоре перестает вникать в его содержание, не выдерживая столь сложной задачи. Например, сконструируем фразу, которая несла бы определенную психологическую информацию, но была бы доступна любому неподготовленному слушателю. «Речь человека играет важную роль не только в общении людей, но и в восприятии одного человека другими людьми». Теперь переведем эту фразу на «плохой академический» язык, изобилующий избыточной научной терминологией. Итак, у нас получится «Вербальное поведение индивида является детерминантом не только субъект-субъектной интеракции, но и фактором, детерминирующим перцепцию индивида другими реципиентами». Следует подчеркнуть, что эта фраза вовсе не является бессмысленной абракадаброй, но несет вполне определенную научную информацию. Любой научный работник ее поймет (возможно, приложив определенные усилия). Однако для других людей понимание информации, изложенной таким образом, будет существенно затрудненно. (Реан, с. 273)

52

«Пол Ван Бюрен утверждает в своей книге о секулярном смысле Евангелия, что сегодня наша главная трудность, возникающая при использовании языка традиционной религии, объясняется не тем, что плохая религия, а тем, что плох язык». (Кокс, с. 247)

Проповедник должен быть озабочен тем, чтобы его речь не превратилась в набор духовных терминов, непонятных присутствующим в зале - в данном случае лучше «недооценить аудиторию, чем переоценить».

Специалисты по риторике говорят, что, несмотря на прекрасное образование и развитое чувство языка, в своих выступлениях Мартин Лютер Кинг активно использовал просторечную, повседневную лексику, а также «своеобразный библейский жаргон» (Магbarу, с. 167), искусно вплетая в речь цитаты и сюжеты из Библии, напрямую затрагивающие сердца наиболее многочисленной части своей аудитории - верующих. Он стремился сделать свои идеи доступными и легкими для понимания, неоднократно повторял основные фразы и поощрял слушателей присоединиться к нему, хором подтверждая свое согласие с услышанным - так называемая «техника вопрошания и отклика». Люди слышали речь Кинга, верили ему, изменялись под воздействием его слов и приступали к активным действиям.

Б) Еще одним непременным качеством социально-направленной проповеди необходимо указать «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ». В качестве примера можно привести лозунг движения афроамериканцев «черное - это прекрасно» в 70-е гг. в США, способствовавший формированию их позитивной идентичности. «Именно в эти годы американские исследователи обнаружили, что маленькие черные дети стали намного реже выбирать белых кукол как наиболее привлекательных и похожих на них». (Стефаненко, с.224) Можем ли мы в своей проповеди заявить: «быть протестантом в России - это прекрасно!»? Создание положительного облика церкви в глазах окружающих, фраза звучащая несколько имиджмейкерски, должно стать приоритетной задачей ближайшего будущего, иначе мы потеряем для благовестия людей ценящих успешную деятельность на любом поприще - духовном в том числе.

В) Следующее правило можно обозначить как «ПРОЯВЛЕНИЕ УВАЖЕНИЯ К

ПАРТНЕРУ». Это правило один из важнейших, фундаментальных принципов конструктивного взаимодействия, каковым является и церковная проповедь. «По концепции А. Маслоу потребность в уважении и признании относится к ведущим, базовым потребностям личности. На невербальном уровне значимость партнера может

53

подчеркиваться, в частности, путем предметной демонстрации того, что вы ответственно отнеслись к данной встрече и обстоятельно к ней подготовились (предварительные рабочие записи, заранее приготовленные материалы и т.п.). Когда учитель приходит на урок с пустыми руками, это показывает его неподготовленность к уроку, а, следовательно, и неуважение к ученикам, что отрицательно сказывается на восприятии информации. А конкретная словесная форма выражения этого правила имеет множество вариантов, в зависимости от реального контекста ситуации и особенностей личности слушателей». (Реан, с. 274)

К примеру, американский исследователь Р. Миллер попытался убедить учащихся пятого класса быть аккуратными, чистоплотными, опрятными и не сорить. Части школьников прочли лекции о том, как важно быть аккуратными, а также лекции по экологии, о пользе сбора мусора и отходов, а уборщик призвал их соблюдать чистоту. Другим учащимся лекции не читали, но неоднократно говорили, что они аккуратны и чистоплотны, а уборщик сказал им, что их класс самый чистый в школе. Каковы же были результаты? Ученики, которым читали лекции, не улучшили свое поведение и продолжали сорить. Напротив, случайно выбранные пятиклассники, которых назвали «аккуратными и опрятными», стали действительно аккуратнее и опрятнее, бросали мусор в мусорные ящики в три раза чаще, чем их сверстники из другого класса. (Арансон Э., с.92)

Г) Следующее существенное правило - «ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНТЕРЕСАМ СЛУШАТЕЛЕЙ». Его противоположность - соответственно явное пренебрежение проблемами слушателей. Наиболее значимым в формулировке этого правила является слово «проявление» - ведь интерес к проблемам партнера должен быть явным, рассчитанным на его восприятие. (Реан, с. 277)

Только в случае действительно подлинного, не поверхностного интереса, мы сможем правильно оценивать поступки других людей. «Один японский путешественник описывал свое пребывание в России XVIII века. Он повествует, как императрица отправляется весною в Царское Село, «чтобы полюбоваться снегом». В таком объяснении поездки императрицы отразилась специфика свойственного японцам эстетического восприятия природы. Но жительница Петербурга вряд ли воспринимает снег как красоту, которой нужно любоваться». (Лотман, 1994) Недостаток информации плюс необоснованный перенос своих ценностей и ожиданий породили много досадных ошибок в контактах людей.

Д) Другое правило можно обозначить как «ДЕМОНСТРАЦИЮ ОБЩНОСТИ», причем в самом широком контексте. Варианты бесчисленны - это может быть общность интересов, ценностей, задач, точек зрения. Данным правилом с успехом пользуются «заморские проповедники», чью семейную жизнь в наших церквях иногда знают лучше, чем жизнь своих собственных лидеров. «Когда мы показываем слушателям, что мы живем такой же жизнью, как и они - это сближает нас. Одним из наиболее эффективных видов этой техники общения по праву считается демонстрация профессиональной общности, своего рода «цеховости», в хорошем смысле этого слова. Подчеркивание общности - не только основное, но еще и самое древнее правило общения. Можно вспомнить правило выживания в джунглях из «Маугли»: «Мы с тобой одной крови, ты и я». (Реан, с. 275)

«М. Лютер и Р. Рейган были известны как чрезвычайно талантливые ораторы. Они разительно отличаются, друг от друга по эмоциональному настрою выступлений. Кинг неистовствовал в своих проповедях, Рейган предпочитал выступать в роли сладкоречивого утешителя. Однако вместе с различиями в ораторской манере мы замечаем и основные признаки сходства этих лидеров: оптимистичность, видимая искренность, исходящее от них чувство тождества и родства с аудиторией, элегантная простота идей. Исторический опыт подсказывает, что эти компоненты, смешанные в нужной пропорции, являются чрезвычайно эффективным средством, позволяющим вести аудиторию за собой». (Зимбардо, с.30)

Мы можем поставить перед собой вопрос: «А ощущаем ли мы себя единым целым со всем российским народом? Не стали ли мы за годы отчуждения церкви инородным телом в России»? Например, по мнению Л.Н. Гумилева: «Этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения». (Гумилев, 1993, с.285) Для объяснения того, что такое стереотип поведения, Гумилев привел пример типичного на его взгляд поведения представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяница. По мнению исследователя, русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет полицейского, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая» (Гумилев, 1990, с. 87) Судя по Гумилевскому определению термина «этнос», мы почти полностью ему соответствуем. В таких условиях мы можем превратиться в особый субэтнос, со своей особой культурой, обычаями, языком, ценностями, непонятный окружающему миру. Если это произойдет, то нас ждет судьба эмигрантских церквей, но только в своей собственной стране, среди собственного народа.

Е) Последнее правило, которое можно привести в связи со сказанным ранее «ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЦЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЯ, А НЕ НА СВОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ». Во время проповеди мы должны вести людей к Христу, а не учить их жить, ведь последнее может неоднозначно восприниматься слушателями' и как недостаток культуры проповедника, и как проявление им неуважения к их личности или даже проявление его сектантства. Эта, иногда еще присущая, черта нашей церковной жизни получила в психологии название «этноцентризма» и характеризуется следующими качествами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.