реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная направленность проповеди

Социальная направленность проповеди

МОСКОВСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ СЕМИНАРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

ФАКУЛЬТЕТ: БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГУМЕРОВ РИНАТ НАЗЫМОВИЧ

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОПОВЕДИ

НАПРАВЛЕНИЕ: БОГОСЛОВИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПАСТОРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ДОКТОР БОГОСЛОВИЯ КОЗЫНКО А.П.

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА:

МАГИСТР БОГОСЛОВИЯ МИЦКЕВИЧ П.В.

МОСКВА - 2002

«Социапьная направленность проповеди»

ПЛАН

Введение

1. Ценностные ориентации российского обшества 12

1.1 Главные жизненные цели россиян 12

1.2 Самая главная жизненная ценность россиян 13

1.3 Анализ и выводы 13

1.4 Жизненные ценности руководителей церквей ЕХБ 14

2. Межполовые различия в формировании ценностной ориентации российского
общества 15

Значимые межполовые различия 15

Межполовые различия в выборе «самой главной цели жизни» 16

Анализ и выводы 16

Сравнение с ценностной ориентацией руководителей

поместных церквей ЕХБ 17

2.5 Выводы для проповеди и ученичества 18

3. Возрастные различия в формировании ценностной ориентаиии российского
общества
19

- ценностные ориентации в 18-25 лет 19

- ценностные ориентации в 26-39 лет 20

- ценностные ориентации в 40-55 лет 20

- ценностные ориентации в 56-65 лет 20

- ценностные ориентации лиц старше 65 лет. 20

3.2 Возрастные различия в формировании ценностной ориентации 21

Различия в группах 21

Возрастная динамика ценностной ориентации 21

Значимые различия в формировании ценностной ориентации 22

Самые важные ценности для различных возрастов 23

Анализ и выводы 24

Сравнение с ценностной ориентацией руководителей

поместных церквей ЕХБ 25

3.5 Выводы для проповеди и ученичества 27

4. Формирование системы ценностей россиянина в зависимости от уровня
образования 28

Классификация по уровню образования .28

Иерархия ценностей в зависимости от уровня образования 28

Динамика в выборе ценностей в зависимости от образования 29

Прямая зависимость от уровня образования .29

Антагонизм ценностей в зависимости

от уровня от уровня образования ..30

Обратная зависимость в зависимости от уровня образования ..30

Самые главные цели в зависимости от уровня образования ..31

Анализ ценностной ориентации

в зависимости от уровня образования .31

Выводы о зависимости ценностной ориентации от уровня образования.......... .32

Выводы о факторах, объединяющих ценности ..33

Выводы о причинно-следственных связях

выбора ценностной ориентации …33

4.3 Сравнение с ценностной ориентацией

руководителей поместных церквей ЕХБ ..33

4.4 Выводы о направленности проповеди

в зависимости от уровня образования слушателей …33

5 Формирование ценностной ориентации

в зависимости от профессии 37

5.1 Классификация профессий .37

5.1.1 Иерархия ценностной ориентации по профессиям .37

а) предприниматели ...37

б) руководители ...38

в) специалисты …38

г) военнослужащие ...38

д) рабочие …38

е) студенты …38

ж) пенсионеры и домохозяйки …38

Отвержение ценностей в зависимости от профессии ...39

Выводы о динамике изменений ценностей

в зависимости от профессии …40

5.1.4 Анализ формирования ценностей в зависимости от профессии …40

Выбор самой главной ценности в зависимости от профессии 41

Выводы о формировании ценностной ориентации

в зависимости от профессии 42

5.4 Сравнение с ценностной ориентацией руководителей

поместных церквей ЕХБ 43

5.6 Выводы о направленности проповеди

в зависимости от профессии слушателей 44

6. Формирование ценностной ориентации

в зависимости от места жительства 46

6.1. Классификация по месту жительства 46

Ценностная ориентация жителей мегаполисов 47

Ценностная ориентация жителей больших городов 47

Ценностная ориентация жителей сельских районов 48

6.2.1. Выводы о ценностной ориентации москвичей 48

6.2.2.Выводы о ценностной ориентации жителей городов 48

6.3. Формирование ценностной ориентации

в различных макрорегионах России 49

6.3.1. Сравнительный анализ ценностной ориентации

в различных макрорегионах России 49

6.4. Сравнение с ценностной ориентацией руководителей

поместных церквей ЕХБ 50

6.5 Выводы о возможности проповеди жителям регионов России 51

7. Выводы о возможностях социальной направленности

проповеди в церквях ЕХБ 52

7.1 Правила для социальной направленности проповеди 52

а) Говорить на языке партнера 52

б) Положительное оценивание 53

в) Проявление уважения к партнеру 54

г) Проявление интереса к интересам слушателя 54

д) Демонстрация общности 55

е) Ориентация на ценности слушателя 56

Заключение 57

Библиография

Список приложений Приложения

Введение

Причины написания данной работы

Наверно каждый проповедник задумывался над таким вопросом, почему некоторые люди реагируют на сказанное слово, а других оно не пробуждает к действию. Одна из причин -«это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Неизменно будет много тех, чъи головы, все равно останутся занятыми своими радостями и печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами и обязанностями». (Брага, с. 38). Кто-то из проповедников может начать обвинять слушателей, а кто-то обратит внимание на самого себя, чтобы понять - что необходимо сделать, чтобы люди, пришедшие в дом молитвы, значит имевшие первоначальный интерес, заинтересовались словом, произносимым с кафедры. Возможно, помочь решить данную проблему нам могли бы знания, которые дает социальная психология.

Отношение к этой области науки неоднозначно в нашем братстве. Мы можем привести здесь две диаметрально разные точки зрения.

«Проповедник должен быть хорошо знаком с основными потребностями
различных групп людей - например, маленъких детей, молодых людей, мужчин и женщин, молодоженов, родителей, пожилых граждан. Поэтому ему
желателъно пройти курс прикладной психологии, чтобы узнатъ о человеческих
потребностях и моделях поведения, свойственных каждой из групп».
(Брага, с.
172)

А вот Дж. Мак-Артур видит одной из причин кризиса церкви: «философию и
психологию, хлынувшие на кафедры и заполнившие их нееерием...Психология
прочно угнездиласъ в церкви, определяя духовные проблемы небиблейскими
категориями, что предполагает, будто Библия не в состоянш справитъся со
всем самостоятелъно». (Мак-Артур, с.15, 106)

Как видим, эти две точки вряд ли смогут ужиться вместе. Каждый служитель вправе сам решить для себя вопрос: может ли он обращаться за помощью к светским источникам знаний или ограничит свое мировоззрение узкопрофильным, конфессиональным взглядом.

30 апреля 1944г. Дитрих Бонхёффер, находясь в тюрьме, написал одному из своих друзей слова, которые до сих пор постоянно смущают и тревожат теологов. «Мы приближаемся, -писал он, - к абсолютно безрелигиозному периоду... Как мы сможем говоритъ о Боге без религии... Как можем мы говоритъ... «мирским» языком о Боге?». (Бонхеффер, с. 200)

Человечество уже вступило в период, который так пугал Бонхеффера. Одно из самых сложных заданий для нынешнего семинариста - это рассказать проповедь, не используя наших привычных церковных клише, словосочетаний и символов. Обусловлено такое задание именно тем, что в церковь приходят люди, которых наши традиционные ценности, обычаи не притягивают - они приходят, простите за высокие слова - за спасением, а мы хотим сделать из них, таких же, как и мы сами, чему они активно сопротивляются. А потом еще удивляемся: почему они не хотят нас слушать?

Приступая к изучению человеческих взаимоотношений, мы должны понимать, что субъективно нет человека плохого или хорошего, соответственно мы не можем приклеивать ярлыки - «негативные ценности» или «положительные цели». Подобный подход можно проиллюстрировать с помощью примера: «Рассматривая некое увиденное жилище как большее или менъшее, роскошное или скромное по сравнению с жилищами уже известными, мы рискуем потерятъ из виду то, чем является именно это жилище в сознанш его обитателей». (Мид, с.12) Данная работа служит тому, чтобы в какой-то мере показать полноту ощущений окружающих нас людей, внутреннее наполнение смыслом их существования - их цели и ценности, которые мы должны не осуждать, а понять, чтобы мы со своими устремлениями не уподобились слону в посудной лавке.

Проблема

Глядя на социальный состав поместных церквей ЕХБ, можно задать несколько вопросов: «Почему у нас численно преобладают женщины преклонного возраста? Почему мало молодежи? Почему мало лиц с высшим образованием и «новых русских»? Что служит основой такой диспропорции? Если это положение неправильно, можем ли мы каким-то образом исправить его?»

Несмотря на то, что обеспокоенность сложившимся положением, высказывали и на последнем съезде ЕХБ, большая часть высказанных соображений плохо поддается операционализации, использованию в реальной церковной жизни поместных церквей. Нам представляется, что особую ценность для нашего братства могут представлять работы, которые имеют практическую направленность и могут быть использованы в церковной практике для формирования нового видения стратегии и тактики развития церквей ЕХБ.

Цель данной работы - выявление жизненных ценностей различных категорий россиян, с целью наилучшего достижения Благой Вести. Различные слои общества обладают различными запросами и потребностями. Методы достижения их сердец также должны быть различны, и могут варьироваться в зависимости от их жизненных ценностей. Мы хотим также

выявить и показать ценности руководителей поместных церквей ЕХБ, как части нашего сообщества. Затем мы хотим сравнить выявленные ценности различных категорий россиян с ценностями пасторов. И показать, насколько выявленные показатели будут тождественны, с какой из категорий россиян служителям легче работать, и почему работа с некоторыми группами затруднена.

«Знание базовых ценностей, жизненных целей, существующих в обществе норм и запретов на различные виды социалъного поведения, а также других важнейших социалъно-психологических феноменов, характерных для больших групп населения и этноса в целом, не толъко помогает лучше понятъ отношение различных социально-демографических слоев российского общества к инновациям в общественно-политической жизни страны,» (Менталитет россиян, с. 5), но, и, помогает понять реакцию россиян на наше провозглашение Благой Вести.

Актуальность

Срез массового сознания россиян, представленный в данной работе, может позволить лучше понять психологическую основу формирования общественного мнения по широкому кругу религиозных, этических, социально-экономических вопросов, затрагиваемых в церковной проповеди и ученичестве. Изменения, происходящие в обществе, должны коснуться наших методов и способов провозглашения Евангелия. Чтобы достичь сердца нынешних россиян, в нашей проповеди, при всей неизменности «догмата христоцентричности», должны звучать ответы на вопросы, которые действительно интересуют все слои российского общества.

Мы живем в стране, где на фоне острых исторических коллизий представители разных народов много раз шли даже на смерть во имя сохранения чести, достоинства, интересов Родины, своей культуры. Наш коллективный социальный опыт подтверждает, что люди преодолевают самые сильные жизненные инстинкты ради поддержания духовных ценностей, а иногда и условностей, отживших стереотипов. Поэтому социальная психология такое большое внимание уделяет изучению социальной культуры, того «эфемерного» поля нормативных стандартов, которое направляет и осознанное и бессознательное поведение подавляющего большинства людей.

«Необходимостъ психологического изучения менталитета различных социальных слоев и этноса в целом является в целом для нашей страны насущной потребностью. Результаты подобных исследований могут оказаться чрезвычайно полезными в

практическом плане. Любая деятелъность, связанная с воздействием на массовое сознание, будь - то коммерческая реклама, политический маркетинг, снятие межнационалъной напряженности или оргатзация народного образования, нуждается в точном знании специфического для данной кулътуры содержания психосоциалъных феноменов». (Менталитет..., с. 25). Как мы видим, светские ученые понимают необходимость подобного рода исследований, чтобы понять, в каком направлении движется общество. Возможно, данная работа даст толчок к тому, что и в нашем братстве, воздействие Словом Божьем приобретет более акцентированный и социально направленный характер.

История изучения

Еще в отдаленные времена, когда о возникновении социальной психологии не было и речи, вожди улавливали и использовали законы массовых социально-психологических явлений. Законы общения использовались и в последующие времена. Вспомним в связи с этим расцвет ораторского искусства в Древней Греции. Конечно, Перикл, Демосфен и другие знаменитые ораторы учитывали разного рода психологические влияния и обстоятельства. Этнопсихологические исследования можно найти в трудах Геродота, Тацита, Плиния, Ксенофонта и других античных ученых. В работах философов Платона и Аристотеля мы находим уже готовые теоретические обобщения в области социальной психологии. Именно Аристотелю принадлежит крылатое определение человека: «Человек - общественное животное». «Государство» Платона, «Политика» и «Риторика» Аристотеля, «Беседы и суждения» Конфуция -- убедителъные и не единственные свидетелъства того, что история социалъно-психологического мышления столъ же стара, как и попытки понятъ природу езаимоотношений человека и общества и найти способы их регуляции». (Стефаненко, с.5)

Когда говорят, что социальная психология имеет длинную предысторию и короткую историю, имеют в виду, что как самостоятельная научная дисциплина она возникла лишь во второй половине XIX века. Хотя возникновение подлинно научного интереса к этой проблеме связывается уже с XVIII веком (Ш. Монтескье, К.Линней, Ж. Бюффон и др.).

В 1860 году немецкие ученые-лингвисты М.Лацарус и Г.Штейнталь опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов». Они представили в ней свое видение возможности развития новой науки: «Психология учит, что человек по своей сущности общественное существо, то есть он предназначен для общественной жизни, ибо только во взаимосвязи с себе подобными он может статъ тем, кем он должен бытъ, и достичь того, чего он должен достичь, быть таким и действовать так, каким он должен быть и как он

должен действоватъ, согласно своей собственной сущности». (Реан, с.14) В своей работе они объявили о попытке создания «психологии народов». Опираясь, в частности на факт существования народного творчества, они предположили, что у каждого народа существует некое единое сверхличностное сознание, «народный дух» (Бехтерев, с.14).

Большую роль в становлении социальной психологии сыграл немецкий психолог В.Вундт, которого считают основателем научной психологии.

«К концу XIX века социальная психология оформляется в самостоятелъную науку, в основе которой лежали три главных направления.

1. Психология масс. Это направление связывается с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В своих работах они всесторонне обобщили наблюдения за поведением болъших человеческих общностей.

2. Психология народов. Представители этого направления говорят о том, что
сущестеуют явления, присущие всему народу в целом. Этой проблеме посвятил свое
многотомное исследование В.Вундт.

3. Психология инстинктов. Это напраеление исходит из того, что человеческая личностъ действует по инстинктивным биологическим мотивам, из которых ученые пытаются вывести и поведение болъших масс людей». (Реан, с. 16)

Наиболее серьезную проработку проблема национального (а именно русского) характера получила в трудах аналитиков, стремившихся философски осмыслить природу человеческого духа в контексте отношений человека с Богом и государством. И в этой связи следует особо выделить работы Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, Г. П. Федотова, И.А. Ильина и др., выполненные на рубеже XIX и XX веков.

При изучении интенциональной сферы наиболее перспективной представляется область психологических и социально-психологических исследований, связанная с проблематикой «стратегии жизни», «сценария жизни» т.д. Уже в постперестроечное время проводились многочисленные исследования психологии массового сознания россиян, как по заказам определенных коммерческих структур, так и государства.

Иногда для решения прикладных задач проводятся специальные исследования влияния ценностей на поведение людей в определенной сфере жизнедеятельности. Среди такого рода исследований, проведенных в России, можно упомянуть проведенный в рамках проекта «Взаимопонимание» телефонный опрос жителей четырех городов США и в Москве, направленный на изучение отношения людей к разным проблемам повседневной жизни и к религии, а также оценки степени угрозы друг другу (Ценности массового сознания СССР и СІНА, 1989), и комплексное изучение своеобразия массового сознания населения России,

проведенное в 1990 году в рамках проекта «Ценности социальных групп и перестройка».

В последнее время было проведено несколько лонгитюдных (повторяющиеся через определенный промежуток времени) исследований, в которых, с помощью массовых опросов фиксировалась динамика распространенности отдельных ценностей (см. напр. Голов, 1995; Лапин, 1991, 1994, 1996; Силласте, 1995). Как правило, исследования проводились с интервалом 3-4 года на сходных выборках. Изучению подвергалось как население всей России, так и население одной из областей или какая-либо болыпая группа населения (например, женщины). Эти исследования дополняются разовыми опросами, выявлявшими содержание ценностных структур, но не фиксировавшими динамику происходящих в них изменений (Вардомацкий, 1990; Клямкин, 1994; Рукавишников и др., 1994; и др.).

Подобного рода исследования помогают специалистам, в том числе и в духовных вопросах, понять процессы, проходящие в обществе и дать рекомендации заинтересованным лицам по улучшению их работы.

Предмет изучения

Степень влияния системы ценностей на жизнь человека можно сравнить с влиянием веры отдельного человека на его неповторимое понимание системы, с его индивидуальным переживанием смысла веры. «И системы ценностей, и системы религиозные - это, прежде всего, системы идей, обобщающих предпочтения и этический опыт конкретнык индивидов. Естественно, на первый план здесъ выступает когнитивный компонент личности. В принятых же отделъным человеком базовых ценностях на первый план выступает эмоционалъный компонент, делающий его веру в ряд идей действенной, обеспечивающий активизацию идеи ценности и вмешателъство ее в регуляцию актиености, психических процессое, деятелъности е целом». (Менталъностъ..., с. 29)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.