реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы герменевтики

Чаще всего мы встречаемся с параллелизмом между двумя стихами - дистих, но также существуют и тристих (Псалом 7:6; Притчи 1:22), тетрастих (Псалом 5:10; Еккл. 12:3), пентастих (Песн. 3:10).

б) Изобразительные средства.

В библейской поэзии можно выделить два типа изобразительных средства - риторические (хиазм, параномасия, аллитерация, акростих, ассонанс) и лексические (сравнение, метафора, синекдоха, гипербола). Рассмотрим для примера упомянутые изобразительные средства.

Риторические средства - средства формы поэтического отрывка.

хиазм - ступенчатое расположение слов, фраз, предложений;

параномасия - игра слов;

аллитерация - каждая строка начинается с одной и той же буквы;

акростих Сравни хиазм (АБВ:ВБА) в Исайя 6:10:

(А) Ибо огрубело сердце народа сего,

(Б) И ушами с трудом слышат,

(В) И очи свои сомкнули,

(В) Да не узрят очами,

(Б) И не услышат ушами,

(А) И не уразумеют сердцем

Смотри Пс. 25, 34, 37,111,112,119,145 в еврейской Библии. - каждая линия (каждая строфа) последовательно начинается с букв алфавита;

ассонанс - употребление одинаково звучащих слов.

Лексические средства - средства содержания, слов поэтического отрывка.

сравнение - уподобление предмета, факта, события, характеристик и т.д. чему-либо - «сильный как бык», «упрямый как осел», «высокий как дерево» и тому подобное, При сравнении имеется сравнительная частица «как» («подобно»);

- метафора Буквально - «перенос» - когда слово используется не в прямом, а в переносном значении, мы говорим о метафоре, прямое значение слова не имеет ничего общего с переносным значением, лишь косвенное сходство. Томашевский, стр. 52-53 Метафорическими могут и прилагательные («золотой луч», «сердитая гроза», «веселая волна»), и глаголы («земля кричит», «вкушать сон»). Метафоры постоянно появляются и умирают, они должны быть привлекающими внимание и сообщающими что-то новое о предмете.

- Гипербола - преувеличение, предназначенное для выражение отношения к чему-то.

- Синекдоха - называя часть имеют в виду целое («сто голов скота»), или называя целое имеют в виду часть («начальство» вместо «начальник», «насекомое» вместо «таракан»)

Несомненно, существует масса других изобразительных средств, но их рассмотрение займет много времени - в рамках данного курса важно понять сам факт их действия в поэзии для выражения смысла.

2. Принципы толкования поэзии.

Основные характеристики поэтического жанра, рассмотренные выше, помогают нам сформулировать некоторые принципы толкования библейской поэзии.

Поэзия выражает определенное содержание при помощи строго определенных форм, поэтому перед толкованием необходимо тщательно их исследовать. Как было сказано, поэтические тексты гораздо сильнее зависят от той формы в которую они облечены, поэтому для их понимания и толкования необходимо иметь ясное представление о структуре текста - наличие параллелизмов, их тип, общее построение текста, наличие риторических приемов, повторений и т.д. Нарушение данного принципа часто ведет к ошибкам типа: «Раз это повторяется два раза, значит Бог хотел сказать, что это имеет двойную силу (особое значение, относится к двум областям жизни и так далее в зависимости от силы воображения истолкователя)».

В поэзии используется много изобразительных средств - для верного понимания текста необходимо тщательно изучить эти средства. Именно невнимание к этому важному принципу приводит к буквальному пониманию того, что говорится в переносном смысле. Библейская поэзия использует массу различных изобразительных средств, поэтому правильное понимание поэтических текстов напрямую зависит от знания и понимания языковых средств, предназначенных для украшения текста. Если при толковании повествований незнание языка оригинала, то есть использование хорошего перевода, не мешает верному пониманию значения текста, то тщательное глубокое изучение поэзии без знания еврейского практически невозможно. Это не означает, что знание греческого или еврейского не поможет при изучении повествований, просто повествования проще точно перевести на другие языки, поэзия же при переводе теряет определенные формы, важные для ее понимания (например, Псалом 118 построен так, что каждая строфа начинается с буквы алфавита (акростих), а каждая строка в строфе начинается с той же буквы, что и первая строка в строфе (аллитерация) - в русском варианте этого не видно).

Поэтические тексты были написаны в определенной исторической ситуации, необходимо принимать ее во внимание при толковании текста. Изучение «места в жизни» (Sitz im Leben) поэзии помогает нам понять, что именно значила поэзия в жизни тех людей, которые ее писали. Плач приобретает совершенно иное значение, если мы знаем о тех условиях, в которых он был написан, песнь прославления, упоминающая конкретные дела, также помогает нам самостоятельно оценить события, за которые псалмопевец славит Бога.

Поэзия сориентирована на сопереживание, поэтому при толковании необходимо принимать это факт во внимание. Псалмы как поэтические тексты чаще всего читаются и истолковываются так, что становятся источником учений, выводов, принципов, хотя главным в поэзии является сопереживание, соучастие - именно поэтому они использовались в богослужений, в совместном поклонении.

3. Пример жанрового анализа поэтического текста.

Рассмотрим в качестве примера Псалом 36.

1. Анализ поэтических форм.

Для анализа форм рассмотрим часть псалма 1-14 (см. схему). В этой части псалма можно встретить те два типа параллелизмов, который были рассмотрены выше.

Синтетический параллелизм - «не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие» Антитетический параллелизм - «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю»

Какого типа этот псалом? Скорее всего это назидательный псалом, то есть псалом предназначенный для поучения. Ничем особенным с точки зрения наличия форм не отличается - нет сложных параллелизмов, хотя каждая строфа начинается с соответствующих букв алфавита (акростих).

2. Анализ изобразительных средств.

Сравнения - «беззаконники как трава, как зеленеющий злак»; «выведет правду как свет, справедливость как полдень»; «исчезнут как тук агнцев»; «расширявшегося подобно дереву»;

Метафоры - «предай (отдай) Господу путь свой»; «Господь посмеивается)); «приходит день»;

Гипербола - «еще немного, и не станет нечестивого; просмотришь на него и нет его»; «праведники будут жить на земле вовек»;

Синекдоха - «мышцы сокрушатся»; «просящими хлеба»; «уста изрекают премудрость»; «язык произносит правду»; «закон в сердце»; «стопы не поколеблются»; «просить хлеба»;

3. Анализ содержания.

В псалме фигурируют две группы людей - грешники и праведники.

грешники - КТО - злодеи, делающие беззаконие, лукавствующий, делающий зло, нечестивый, проклятые;

грешники - ЧТО ДЕЛАЮТ - злоумышляют против праведника, скрежещет зубами, обнажают меч, натягивают лук, берут взаймы и не отдают, подсматривает за праведником и ищет умертвить его;

грешники - ЧТО С НИМИ БУДЕТ - будут подкошены и увянут, меч войдет в их сердце, луки их сокрушатся, мышцы сокрушатся, погибнут, истребятся, потомство их истребится,

праведники - КТО - благословенные, кроткие, святые, непорочные;

праведники - ЧТО ДЕЛАЮТ - милует и дает взаймы, изрекает премудрость, говорит правду,

праведники - ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ - не ревновать, не завидовать, уповать на Бога, делать добро, жить на земле и хранить истину, утешаться Господом, предать Богу путь свой, покориться Господу, надеяться на Бога,

праведники - ЧТО С НИМИ БУДЕТ - наследуют землю, насладятся множеством мира, не будут постыжены, достояние их пребудет вовек, Господь поддержит его, не будут оставлен, не будут просить хлеба, будут жить вовек, им поможет Господь.

Псалом призывает не завидовать грешникам, и называет для этого различные причины.

3. Пророческая и апокалиптическая литература.

1. Обзор истории пророческого движения.

а) Истоки пророческого движения.

Трудно однозначно сказать об истоках пророческого движения в Израиле, имеются попытки представить его как движение противопоставляющее себя священству или как подражание служению пророков у языческих народов. Не вдаваясь в подробности аргументации, можно сказать, что пророческое движение в Израиле, несомненно, могло заимствовать какие-то формы у окружающих народов и не являлось чем-то новым, но все же имело собственное лицо и отличительные черты. Во Втор. 18:15-22 Моисей говорит о пророке, который будет после него и будет КАК он, таким образом, пророк в Израиле - не входящий в экстаз и говорящий о будущем человек, но, прежде всего, праведный человек, которого Бог избрал для общения со Своим народом. В указанном тексте мы читаем о цели пророков - Израиль не должен был подражать окружающим его народам, пророк должен был помочь ему в этом.

Дальнейшее развитие пророческого движения приводит к тому, что практически всегда в Израиле был пророк или пророки, через которых Бог обращался к Своему народу, особенно во времена отступления, они обличали народ и пытались вернуть его к исполнению Закона. Период устного пророческого движения сменился периодом письменным, то есть записью пророчеств и дел пророков.

б) Цели пророческого движения.

Несмотря на сложности в формулировке истоков пророческого движения в Израиле, на основании книг пророков не вызывает особых трудностей формулировка целей пророческого движения в целом и отдельного пророка в частности.

получение откровения от Бога и сообщение его народу;

реформирование религиозной жизни общины;

сохранение и переосмысление традиции (завет с Богом и Тора);

2. Основные характеристики пророческой литературы как жанра.

Вышеуказанная информация играет важную роль для понимания пророческой литературы как жанра, хотя именно этот аспект вопроса рассматривается нами более подробно, так как мы имеем дело с жанровым анализом.

Историческая обусловленность. Пророчество Под словом «пророчество» не имеется в виду предсказание будущего, но «отрывок в жанре пророческой литературы». обусловлено исторической ситуацией в том, смысле, что оно прежде всего может быть понято в том историческом контексте, в котором было написано.

Несистематичность изложения материала. Пророчества не излагаются в хронологическом порядке, или в порядке исполнения, также не всегда группируются по каким-либо признакам - почему? этот вопрос затрагивает проблему пророческих книг вообще, т.е. их содержания, нас же более интересует форма.

Символизм, образность, поэтичность. Основная трудность при истолковании пророческих книг заключается в использовании символов, образом, метафор, значение которых нам или неизвестно, или не ясно до конца. Наличие своего рода «шифра» в пророческих книгах дает массу вариантов для прочтения того или иного предсказания, чем часто пользуются в проповеди.

Акцентирование внимания на настоящем через указание на будущее. Данная характеристика жанра указывает на цель рассуждений о будущем, целью этой является не детальное описание будущей истории, но обличение или ободрение (в зависимости от аудитории) людей в настоящем.

Условность в предсказании будущего. Некоторые предсказания даны с условиями, то есть какие-то определенные действия слушателей могут повлиять на будущее, на исполнение предсказания.

При чтении книг пророков видно, что этот большой жанр помимо перечисленных характеристик не исключает использование других жанровых форм - поэзии, притч, загадок, повествований и др. Поэтому необходимо принимать во внимание подобную неоднородность пророческого жанра.

3. Принципы толкования пророческой литературы.

На основе характеристик, указанных выше сформулирует основные принципы толкования пророческой литературы:

Пророческая весть всегда обусловлена историей, поэтому для верного понимания текста необходимо тщательно исследовать историческую ситуацию.

Символизм, образность, поэтичность пророческого жанра подразумевают тщательное исследование символов, образов, поэтических форм при толковании текста. Данное исследование заключается в том, чтобы искать возможности «перевести» символ, образ на язык современного читателя.

При толковании предсказательных частей пророческих книг, необходимо, прежде всего, рассматривать ожидаемое пророком действие данного предсказания на слушателей При истолковании назидательных частей пророческих книг - смотри принципы толкования литературы мудрости. . Пророческие книги состоят не только из предсказаний будущего, как сказано выше, предсказания являются не целью, а средством у пророков, поэтому при толковании необходимо видеть разницу между предсказательными и назидательными частями (например, Зах. 1:1-6 - назидательная часть, Зах. 1:7-21 - предсказательная). Затем, задавая вопрос о месте предсказания в намерении пророка, мы пытаемся определить, какова цель предсказания? Каким образом должны отреагировать слушатели на данную весть пророка?

Пророчество можно считать понятым тогда, когда можно более или менее определенно сказать, что именно Бог хотел сказать Своему народу через пророка.

4. История появления и развития апокалиптической литературы.

А) История появление апокалиптической литературы.

Б) Причины появления апокалиптической литературы.

Джорж Ладд указывает на три важных аспекта в анализе причин появления жанра апокалиптической литературы: (1) появление «праведного остатка», (2) проблема зла в жизни праведников - почему страдают те, что исполняет Закон? (3) отсутствие пророка, в то время когда он так необходим Статья «Apocalyptic, Apocalypse» в Baker's Dictionary of Theology, стр. 50-51.

5. Основные характеристики апокалиптической литературы как жанра.

Эсхатологичность. Апокалиптика говорит о конце истории, конце мира, то есть о последних событиях, поэтому как жанр она глубоко эсхатологична, то есть сориентирована на последние события в истории мира, рассматривает все с точки зрения конца, завершения истории.

Символизм. Апокалиптическая литература в связи с условиями появления как жанра глубоко символична - и по причине своего «родства» с пророческим жанром, и по причине необходимости «зашифровать» свое послание при помощи намеков, образом, ссылок на общепринятые символы. Апокалиптический жанр также как и пророческий использует поэтические приемы, так как речь идет о глобальном и часто невыразимом при помощи обыденной речи.

Потусторонность. Используя символы, образы, апокалиптическая литература приоткрывает завесу неизвестности и указывает на события, которые невидимы простому человеку, события «по то сторону» истории, мира, существующего порядка, то, что происходит «там» справедливо, праведно, то есть противоположно существующему порядку «здесь».

Дуализм. Условия появления апокалиптической литературы повлияли и на мировоззрение жанра, которое по сути дуалистично - существует «век сей», который полон зла и греха, но грядет «век будущий», век Божиего правления, то есть век награды для праведников и наказания для грешников. Такая двойственность, конечно, давала надежду на справедливость и награду в будущем и помогала пережить настоящее.

Пессимизм в отношении настоящего. В отличие от пророческой литературы, которая направлена на изменение настоящего, апокалиптика выражает полностью отказывается от настоящего, указывая на возможность разрешения проблем только в будущем.

Ориентированность на ободрение. Все вышеуказанные характеристики ведут нас к главной характеристике апокалиптической литературы - ее ориентированность на ободрение праведных и верных в жестоких условиях гонений, непонимания, всеобщего отступления.

6. Принципы толкования апокалиптической литературы.

На основе характеристик, указанных выше сформулирует основные принципы толкования апокалиптической литературы:

Апокалиптическая литература является очень сложным жанром, поэтому перед толкованием содержания апокалиптического текста, необходимо тщательно разобраться с жанровыми особенностями отрывка.

Апокалиптический жанр также как и пророческий обусловлен исторической ситуацией, ее знание является ключом к пониманию значение текста.

Символизм апокалиптической литературы должен изучаться с точки зрения контекста автора и читателя.

Необходимо отличать жанровый анализ апокалиптической литературы от анализа содержания текста.

Апокалиптическая литература имеет своей целью утешение, ободрение, указание на некоторых набор богословских истин, толкование текста должно ориентироваться на поиск этих истин.

7. Примеры толкования текстов ВЗ и НЗ.

а) Пример толкования текста пророческого жанра - Исайя 5.

Рассмотрим текста на наличие основных характеристик жанра:

Историческая обусловленность налицо, так как текст описывает конкретные грехи Израиля и ясно, что пророк обращается к народу в конкретный исторический момент, описывая конкретную историческую ситуацию, когда все упоминаемые им грехи присутствуют в жизни народа.

Символизм, образность, поэтичность пророчества в данном тексте проявляется в том, что автор использует и притчу, и символ виноградника, и различные поэтические приемы (параллелизм, сравнение, метафора и др.).

Указание на будущее настолько туманно и не детально, что не возникает сомнения в том, что это предсказание имеет целью действие на настоящее слушателей, которые находятся в грехе и предсказанное будущее должно побудить слушателей к изменению настоящего.

Дальнейшее толкование текста будет идти по следующей схеме:

Определить исторический контекст пророчества.

«Расшифровать» все символы, образы, поэтические приемы в изучаемом тексте.

Попытаться сформулировать намерение автора в данном тексте, что Бог хотел сказать Своему народу через пророка в изучаемом тексте.

б) Пример толкования текста апокалиптического жанра - Откровение 17.

Рассмотрим текста на наличие основных характеристик жанра:

Эсхатологичность данного текста налицо - речь идет о конце времен, когда «блудница Вавилон» будет уничтожена, хотя речь скорее всего идет о Риме, автор Откровения уверен в том, что с падением Рима история подойдет к концу.

Символизм также явно присутствует в данном тексте - сложно представить себе буквально сидящую на семи холмах женщину, которая в то же время сидит и на семи головах странного животного и т.д. - только ум человека, который заражен «буквализмом» может буквально принимать все эти символы - тем более, что автор сам приоткрывает нам их значение.

Потусторонность и дуализм явно не видны в данном тексте, так как речь идет о земных делах, но другие части Откровения не оставляют нам сомнения в том, что все, что описывается происходит «на небесах». Мы смотрим на события с двух точек зрения - происходящего на земле и происходящего на небесах.

Пессимизм, и следующий из него детерминизм видны из стихов11-18 - события излагают без условий, так будет и все, потому что Бог так определил, не может быть и речи об обличении и попытках исправить положение.

Ободрение проявляется в каждом слове этого текста - зло погибнет, добро восторжествует.

Дальнейшее толкование текста будет идти по следующей схеме:

Обратить внимание на исторический контекст написания книги (текста).

Внимательно исследовать образы, символы, намеки автора с точки зрения исторического контекста.

Увидеть разницу между предсказанием будущего как целью и предсказанием как средством ободрения и утешения.

Соотнести изучаемый текст с общим восприятием пророческой и апокалиптический литературы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.