реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)

Несмотря на учебу в Йельском уни-верситете и знаменитой Гарвардской школе бизнеса, Джордж остался верен техасским корням, отличаясь простотой, общительностью и отзывчивостью. В нау-ках он не блистал, но прославился как предводитель спортивных состязаний, попоек и вызывающих выходок.

В студенческие годы У не питал ника-кого интереса к политике и оставался в стороне от бунтарей 60-х годов. Он твер-до держал сторону поддерживавшего вьетнамскую войну отца, хотя в конечном счете тоже разочаровался в ней. ; Тем не менее Буш работал в выборных командах нескольких кандидатов в кон-гресс. В 1988-м выполнял заметную роль судебного пристава, обеспечивавшего лояльность сотрудников успешной прези-дентской кампании отца. Тогда У впервые стал серьезно подумывать о политиче-ской карьере, но друзья уговорили его сначала обеспечить свое финансовое бу-дущее и завоевать популярность в роли хозяина бейсбольной команды Далласа.

В 1994 и 1998 годах Буш был избран на пост губернатора Техаса, который по своему экономическому потенциалу за-нимает 11-е место в мире среди госу-дарств. В первой ожесточенной выбор-ной схватке вопреки вспыльчивому хара-ктеру он проявил необычайную дисциплинированность и хладнокровие.

На посту губернатора У заработал ре-путацию честного и прямого лидера, проявившего здравый смысл, желание и умение работать на двухпартийной осно-ве. Его стремительная политическая карьера, которая началась всего шесть лет тому назад, продемонстрировала хо-рошую политическую интуицию, способ-ность принимать стратегические реше-ния и методично, упорно, даже прямоли-нейно, без присущих Клинтону тактических кружев и обольщений, доби-ваться намеченной цели.

1.2. Предвыборная компания Дж. Буша. Приход к власти.

7 ноября 1999 г. в США Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52. состоялись очередные президент-ские выборы. Одновременно прошли выборы в Конгресс США, легислатуры законодательные собрания штатов, были избраны губернаторы в 36 штатах, а также мэры многих крупных городов США и другие выборные лица на местах. Число членов палаты представителей, зафиксированное законом в 1912 г., с тех пор не изменилось. В настоящее время каждый из них представляет около 520 тыс. избирателей. Согласно Конституции США, штат должен быть представлен в палате по меньшей мере одним человеком. Кроме того, в ее состав входят пять представителей, не имеющих права голоса: от Пу-эрто-Рико, Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Виргинских ост-ровов и американского Самоа. Для избрания в палату представителей Кон-ституцией США установлен возрастной ценз в 25 лет и 7-летний срок гражданства. Члены палаты представителей избираются на два года и мо-гут переизбираться неограниченное число раз.

Для сенаторов, которые избираются на шесть лет, возрастной ценз -30 лет и 9-летний срок американского гражданства. Каждые два года пере-избирается только одна треть сената.

Кампания по выборам президента начинается в США задолго до самих выборов. Летом 1999 г. о своих планах занять место в Белом доме заявил Джордж У. Буш.

Впервые с далекого 1888 года пре-зидент гипердержавы определил-ся лишь через пять недель после выборов. В водоворот многочис-ленных судебных исков и пересчетов го-лосов попали местные судьи и избира-тельные комитеты графств, Верховный суд и законодательное собрание Флори-ды и, наконец, Верховный суд США, при-нявший решение об отмене дальнейшего ручного пересчета голосов.

Вечером 13 декабря кандидат демо-кратов вице-президент США Альберт Гор в теле обращении к нации признал Джор-джа У. Буша избранным президен-том США.

Американская политическая и госу-дарственная система выдержала серьез-ное испытание на прочность. Но победа досталась дорогой ценой.

Политический скандал, балансиро-вавший на грани конституционного кризиса, вызвал небывалый накал страстей, поставил под сомнение легитимность но-вого главы Белого дома и притушил оре-ол американской демократии. Создавше-еся в результате последних выборов рав-новесие сил в конгрессе усугубило реальную угрозу политического клинча на весь четырехлетний срок Буша.

«В 60 - 70-х годах я своими глазами ви-дел, что такое настоящий раскол Амери-ки. Видел, как люто ненавидели друг дру-га противники и сторонники войны во Вьетнаме, молодые бунтари и стопро-центные американцы, как разъедали страну бунты в негритянских гетто и уо-тергейтское дело, завершившееся един-ственным в истории страны позорным от-речением США президента Ричарда Ник-сона, какую растерянность и стыд вызвало бегство американских диплома-тов и военных из Сайгона в 1975 году. То была настоящая "холодная" гражданская война, самый крупный после Граждан-ской войны раскол общества. Ничего подобного сейчас в Амери-ке нет"» Русаков Е. Пиррова победа // Новое время. - 2000.- N 51.- С. 22..

Наоборот, в условиях небывалого эко-номического бума девять из десяти амери-канцев чувствуют себя лучше, чем когда-либо за последние 40 лет. Еще до выборов треть избирателей говорила, что не видит большой разницы между кандидатами, ко-торые придерживаются центристских по-зиций - умеренно-консервативной респуб-ликанской и умеренно-либеральной демо-кратической. А после выборов большинство избирателей, особенно го-лосовавших за Гора, готово было принять любого кандидата лишь бы покончить с неопределенностью и опостылевшими су-дебными тяжбами.

Раскол, а точнее воцарение духа большевистской нетерпимости, про-изошел в политическом истеблишменте. В добрые старые времена соблюдались неписаные джентльменские правила и в конгрессе, и в его отношениях с Белым домом, в солидной печати. Но те времена давно канули в Лету.

Настоящая "холодная война" на Капи-толийском холме и между конгрессом и Белым домом разразилась после неожи-данной победы на президентских выборах арканзасского выскочки Билла Клинтона (проигравший ему Буш-отец как-то в сердцах назвал Клинтона и Гора двумя не-отесанными чурбанами). Уже в первые месяцы его президентства началось рас-следование уайтуотерского и других дел. В 1994 году демократы потерпели сокру-шительное поражение на выборах в кон-гресс, впервые с 1953 года уступив рес-публиканцам обе палаты конгресса.

К нему относятся назначенные впервые в исто-рии госсекретарем и помощником прези-дента по национальной безопасности чернокожие - бывший глава Объединенно-го комитета начальников штабов Колин

В годы "холодной войны" в психологии американцев закрепился устойчивый стереотип о повышенной уязвимости и опасности двоецарствия - переходного периода между выборами президента в начале ноября и инаугурацией 20 января следующего года. В это время действу-ющий президент становится хромой ут-кой, то есть полуимпотентом, а избран-ный глава Белого дома не допускается до руля управления на пушечный выст-рел. Некоторых наиболее нервных аме-риканских стратегов даже посещала бе-зумная мысль в духе доктора Стрейн-джлава о внезапном ракетно-ядерном нападении СССР на США или масси-рованном прорыве совет-ских танков в ФРГ.

Неопределенность пя-тинедельного троецарствия внесла дополнитель-ную нервозность, а уко-роченный наполовину переходный срок услож-нил возможности для ад-министрации Буша хоро-шо подготовиться и сразу более или менее уверенно взять в руки штурвал внешней политики. Не ис-ключено, что Буш, дабы убедить себя, Америку и мир, что гипердержава не ослабла, может слегка по-играть мускулами, нанести болезненные уколы по самолюбию некоторых стран. Это касается прежде всего Ирака, но так-же и Китая по вопросу о Тайване, союзни-ков по НАТО в связи с планами вывода американских войск из Косово и Боснии. Предстоит выяснение отношений от-носительно Договора о противоракетной обороне и с Москвой. Но амбициозные планы "звездных войн" столкнутся в кон-грессе с глухой стеной демократов, кото-рые нехотя, из партийной солидарности с Клинтоном, поддерживали эту идею в усеченном виде.

Но в целом новая команда придержи-вается реалистического подхода, четкого определения приоритетов и более узко-го, чем у администрации Клинтона, тол-кования интересов национальной безо-пасности, у нее меньше чешутся руки применять военную силу. Буш обещал, что США будут вести себя в мировых де-лах поскромнее и поосторожнее.

Республиканцы-интернационалисты (в смысле отказа от изоляционизма) в от-личие от демократов стремятся во внут-ренних делах свести роль государства к необходимому минимуму, но в междуна-родных отношениях действуют в духе равновесия сил и высших интересов го-сударства, сформулированных кардина-лом Ришелье еще в XVII веке.

Видимо, Владимиру Путину будет легко говорить с Джорджем Бушем как государственнику с государственником и понимать логику его дипломатии.

В своей первой речи по случаю назна-чения на пост госсекретаря США Пауэлл заявил о готовности работать вместе с Россией и Китаем. Однако впервые после развала СССР он обозначил их как иду-щие своим путем страны, которые уже не считаются потенциальными противника-ми, но и не доросли до уровня стратеги-ческих партнеров.

В мировой политике и отношениях между Вашингтоном и Москвой начина-ется новый этап, который принесет нема-ло интересного и в целом имеет шансы принести больше плюсов, чем минусов. Главное - не торопиться с выводами. Задача дипломного проекта рассмотреть все внешние и внутренние политику США при правлении президента Дж. Буша.

Губернатор Техаса Джордж У. Буш, сын экс-президента Джорджа Буша, новая политическая звезда Республиканской партии. На протяжении полугода он лидировал в списке претендентов на пост президента в 2000 г.

Интерес к личности Дж.Буша-младшего, которого в последние месяцы со-провождают репортеры, фиксирующие не только каждое его интервью, но и самые банальные его высказывания, вполне объясним. После ухода с полити-ческой сцены Р.Рейгана в рядах "Великой старой партии" (Great Old Party) наблюдается явный дефицит популярных харизматических лидеров. На выборах 1992 г. республиканцы потеряли Белый дом, политическая инициатива пе-решла в руки демократов "новой волны" - представителей послевоенного по-коления Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Джорджа У. Буша. // США: экономика, политика, идеология. - 1999.-N 11.-С.52.

Появление кандидата-республиканца, который по рейтингам популярности опережает не только своих коллег по партии, но и вице-президента А.Гора -- главного претендента демократов в 2000 г., вызвало неоднозначную реакцию в мире американской большой политики. Сторонники республиканцев видят в нем спасителя партии, который положит конец внутрипартийным распрям и вернет им Белый дом, партийные функционеры демократов отслеживают каж-дый шаг губернатора, ищут уязвимые для критики пункты платформы, а по-литологи подробно анализируют политический феномен Дж.У.Буша.

Подготовка к предвыборной кампании 2000 г. началась необычно рано, и сразу же определился круг потенциальных претендентов на пост президента. У демократов этот вопрос уже фактически решен, поскольку вице-президент А. Гор официально объявил о намерении участвовать в президентской гонке. Его единственным соперником является бывший сенатор от штата Нью-Джер-си Б.Брэдли, у которого нет реальных шансов добиться выдвижения на Нацио-нальном съезде Демократической партии летом следующего года.

Иная ситуация сложилась в Республиканской партии. В ее обойме десять претендентов. Это - Дж.У.Буш, Э.Доул "The New York Times", 12.02.2001 , жена бывшего сенатора Р.Доула и в недавнем прошлом президент американского Красного Креста, сенаторы Дж.Маккейн- (Аризона), Дж.Кейсик (Огайо), О.Хэтч (Юта), бывший вице-пре-зидент Д.Куэйл, бывший губернатор штата Теннесси Л.Александер, консерва-тивный телекомментатор П.Бьюкенен, газетный магнат С.Форбс, консерватив-ный деятель Г.Бауэр.

Многие претенденты, в том числе Д.Куэйл, Л.Александер, С. Форбс, П.Бью-кенен, уже не впервые принимают участие в президентском марафоне. И для них речь идет не столько о достижении реального результата, сколько о стремлении поддержать свой имидж и сохранить место в республиканском по-литическом истеблишменте. Ну, а бесспорный фаворит - Дж.У.Буш.

Многие надежды связываются и со стилем работы президента АФТ-КПП Дрсона Суини, возглавившего профсоюзное движение США в 1995 г. Он не раз заявлял, что главная цель его деятельности - увеличение охвата профсо-юзным движением американских трудящихся. Как отмечается на страницах профсоюзной прессы, благодаря Суини среди лидеров "юнионизированных" предприятий впервые за долгие годы появилась уверенность в том, что судь-ба профсоюзного движения зависит от них самих, а не от тех, кто "контролирует Белый дом или Конгресс" Public Employee Press", 26.05.2000..

Пока рано делать выводы, в какие конкретно формы выльются взаимоот-ношения между новой президентской администрацией и лидерами профсоюз-ного движения: на сегодняшний день в области трудовых отношений про-изошло еще не так много изменений. Однако уже первые шаги администра-ции наводят на мысль, что в ближайшем будущем эта сфера претерпит весь-ма серьезную трансформацию. Непростая ситуация, сложившаяся в профсо-юзном движении, которое выходит на качественно новый этап своего разви-тия, свидетельствует о значительных структурных переменах, которые долж-ны очень скоро затронуть многие стороны американской общественно-политической и экономической жизни, в том числе и трудовые отношения.

1.3. Политические концепции Дж. Буша.

Пожалуй, ни в чем так не проявился консерватизм, и даже жесткость аме-риканского президента, как во внешнеполитической сфере. Редко выезжавший ранее за рубеж и не обладающий знанием внешнего мира, проявлявший в пе-риод избирательной кампании скептицизм относительно вовлеченности США в международные конфликты и участия их в международных организациях, Буш принял на себя миссию быть руководителем супердержавы, претендую-щей на роль единственного мирового лидера.

Внешнеполитические проблемы уже давно (а точнее - с 1968 г.) Гарбузов В.Н. Президент Буш и парадоксы «сострадательного консерватизма». // США, Канада: экономика, политика, культура.-- 2001.-- N 8.-С.22

не являют-ся центральными в президентских избирательных кампаниях. После 1992 г. они перестали существенно влиять и на исход выборов. Причина этого в зна-чительной степени связана с распадом СССР и окончанием холодной войны, формирующийся новый мировой порядок, одна из главных характеристик ко-торого - процессы глобализации, несет с собой не меньше проблем; параметры их в значительной степени уже заданы.

Как администрация президента, не приемлющего внешнюю политику сво-его предшественника, на практике будет осуществлять американскую роль в мире, каким образом она намерена отстаивать интересы своей страны? Вос-пользуется ли она, хотя бы отчасти, теми рамками интервенционистских под-ходов, в которых действовали (не всегда, правда, успешно) демократы, или предпочтет создавать свои?

Взятая на вооружение нынешней американской администрацией доктрина превосходства собственных национальных интересов предусматривает более реалистичный, рациональный и прагматичный взгляд на мировые процессы, который неизбежно при реализации его на практике предполагает тактику односторонних действий. Она в свою очередь порождает недовольство других заинтересованных сторон, способное вылиться в конфликты различного рода.

Примером такого рода и является намерение республиканской админист-рации реанимировать идею Рейгана и создать национальную противоракетную оборону (НПРО) для защиты США от так называемых государств-"изгоев", в числе которых оказались Ирак, Иран и Северная Корея, представляющие, по мнению Белого дома реальную угрозу американским интересам и безопасно-сти. Многие в США считают, что исходящая от этих стран опасность настолько значительна, что ради противодействия ей страна может потратить десятки миллиардов долларов (по самым общим оценкам - 60 млрд. долл.) и рисковать отношениями с Россией, Китаем и даже со своими европейскими союзниками. Реализация этих планов неизбежно приведет к выходу из заключенного в 1972 г. советско-американского Договора по ПРО, который, по утверждению Буша, не учитывает сегодняшних мировых реалий и не позволяет Америке разрабатывать многообещающую технологию.

Как и ожидалось, реакция в мире на этот шаг оказалась неоднозначной. Из европейских стран только Англия поддержала идею НПРО; ФРГ и Франция заняли достаточно сдержанную позицию. Особенно осложнились в связи с этим отношения Соединенных Штатов с Россией, Китаем, которые считают Договор по ПРО неотъемлемой составной частью системы международной безопасности и важным элементом длительного процесса разоружения. И хотя Буш, высту-пая 1 мая 2001 г. в Вашингтонском университете национальной обороны, зая-вил о том, что в решении этого вопроса США не намерены идти на односто-ронние шаги и будут вести консультации со всеми заинтересованными сторо-нами, возникшая проблема порождает общую напряженность.

Несмотря на то, что внешняя политика новой администрации находится пока еще в стадии формирования, уже сейчас вполне очевидна ее неоизоля-ционистская направленность. Об этом свидетельствует курс на уменьшение масштабов внешнего военного присутствия, стремление к сокращению воинского контингента и военных баз США за рубежом, в частности намерение вы-вести американские войска с Синая, следуя линии на ограничение своей роли в процессе ближневосточного урегулирования.

Внешнеполитический курс республиканской- администрации уже успел по-родить немалые проблемы в современном мире. Обеспокоенность вызывает, прежде всего, ужесточение американской позиции в отношении России, Ирака и Северной Кореи, а также то, что США, несмотря на неоднократные заявле-ния Буша о намерении строить конструктивное сотрудничество с Китаем, вос-принимает его все же, как вероятного противника.

Инцидент с американским разведывательным самолетом, столкнувшимся во время воздушного облета территории КНР с китайским истребителем; при-нятое Вашингтоном 24 апреля 2001 г. решение о продаже Тайваню партии оружия, включающей в себя эсминцы класса "Kidd", самолеты радиоэлектрон-ной разведки и подводные лодки Коммерсантъ, 27.04.2001.

, а также намерение США продолжать по-ставки вооружений и оборонных технологий в эту страну привели к наиболее сложному американо-китайскому конфликту за многие годы. Он, собственно говоря, и стал первой серьезной проверкой Буша на внешнеполитическую прочность.

Далеко не лучшим образом у новой администрации складываются и отно-шения с Россией. Планы администрации по созданию НПРО и пересмотру До-говора по ПРО, ее намерение радикально урезать финансирование программы помощи России в сокращении и обеспечении безопасного хранения ядерных вооружений и материалов, демарши Белого дома с высылкой из Соединенных Штатов обвиненных в шпионаже российских дипломатов, визит в США одного из руководителей чеченских сепаратистов И.Ахмадова, затягивание первой ознакомительной встречи Буша с президентом России В.В.Путиным - всё это наводит на мысль о возрождении в Вашингтоне, казалось бы забытых многи-ми, старых подходов, господствовавших там еще при Рейгане и первом прези-денте Буше. Как представляется, попытки США применять в отношениях с нашей страной рецепты вчерашнего дня свидетельствуют скорее не о втором издании холодной войны, как уже успели заявить некоторые эксперты, а о стремлении республиканцев положить конец эре идеализма, нерациональным отношениям, сложившимся между Клинтоном и Ельциным; заставить нынеш-ние российские власти обратить более пристальное внимание на ситуацию внутри собственной страны и проявить максимум усилий для решения слож-ных и многочисленных проблем России, ее действительного, а не мнимого ре-формирования. Следует учесть и еще одно обстоятельство. Распад СССР и устанавливаю-щийся, новый международный порядок привели к тому, что (в силу очевидной несопоставимости современных Соединенных Штатов и новой России, в силу того, что ей так и не удалось заменить собою Советский Союз) российско-американским отношениям не суждено было стать той центральной осью ми-ровой политики, которой являлись отношения между двумя супердержавами. Именно это значительно отодвинуло нашу страну в общем списке внешнеполи-тических приоритетов новой республиканской администрации.

Как же американское общество реагирует на деятельность новой админи-страции, какие оценки оно дает ей? Хотя многие аналитики и предсказывали, что Буша ожидает самый низкий президентский рейтинг за последние полве-ка факты свидетельствуют об обратном. В течение трех месяцев после инау-гурации от 52 до 63% опрошенных одобряли деятельность нынешнего прези-дента на своем посту, что выше рейтингов президентов Буша и Клинтона в первые сто дней их пребывания у власти, но ниже, чем у Рейгана в 1981 г. Рейтинг Буша стал расти особенно в конце марта. 58% респондентов (55% -в феврале) одобрили то, как он исполняет свои обязанности. Вместе с тем рас-тет и оппозиция: 33% (в феврале - 23%) The Washington Post, 27.03.2001 были недовольны деятельностью пре-зидента. Только лишь 50% американцев одобряет деятельность президента по руководству экономикой, 62% согласны с тем, как Белый дом строит отноше-ния с другими государствами.

В целом же для американского общества характерны смешанные настрое-ния: скептицизм относительно налоговых предложений во многом можно объ-яснить тем, что сокращение налогов не входит в число главных приоритетов для многих американцев, которые более обеспокоены проблемами образования, защиты окружающей среды, социального обеспечения. Большинство из них против открыто прокорпоративистской направленности политики Белого дома, Например, 61% опрошенных считают, что Буш больше заботится о защите корпораций, чем об "обычном рабочем человеке". Так думать помогают крити-ки президента, утверждающие, что новые налоговые предложения принесут выгоду верхушке американского общества, а ослабление экологических норм инициировано большим бизнесом. В конце апреля ситуация ненамного измени-лась: 63% американцев одобряли деятельность Буша на посту президента. Причем три из пяти опрошенных считали, что он заботится больше о защите крупного бизнеса, чем о простом народе; 68% полагали, что у нового президен-та есть ясное видение будущего, но только 47% были уверены в том, что Буш понимает проблемы простого человека The Los Angeles Times, 30.04.2001.. Многие американцы всерьез сомнева-ются в способности республиканской администрации сохранить в дальнейшем бюджетный профицит, который может быть сведен на нет налоговыми сокра-щениями и увеличением расходов на внутренние программы. По данным опро-сов, проводимых газетой "Вашингтон пост" совместно с корпорацией "Эй-би-си", семь из десяти опрошенных считают нереалистичным прогноз админист-рации относительно суммы бюджетного профицита в 5,6 трлн. долл. в бли-жайшие десять лет. Хотя нынешний Белый дом упорно утверждает, что экономический спад начался еще при Клинтоне, опросы показывают, что многие американцы свя-зывают его начало все-таки с президентом Бушем. Действительно, в последние годы администрации Клинтона американская экономика была на подъеме, а рейтинг президента никогда не опускался ниже 70% The Washington Post, 27.03.2001

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.