реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеэкономическая деятельность

Большинство западных государств в целях стимулирования на-ционального экспорта идут на государственное финансирование на основе различных правительственных программ помощи развива-ющимся странам, поставок вооружения, вывоза сельскохозяйст-венной продукции и других, что делается в основном из политичес-ких интересов, но также в соответствии с программами междуна-родных организаций.

В центре внимания развитых государств в последнее десятиле-тие находится вопрос о поддержке притока производственных мощностей из-за рубежа. Развитые страны, сами являясь активными экспортерами капитала, принимают меры по стимулированию притока иностранных инвестиций.

Чаще всего это относится к производствам, нацеленным не только на удовлетворение внутреннего спроса, но и на экспорт большей части продукции. Например, в Великобритании наиболее значимую поддержку получают иностранные фирмы, работающие в области робототехники, биотехнологии, волоконной оптики, микроэлектроники, программного обеспечения ЭВМ.

Для дальнейшего привлечения технологий и иностранных ин-вестиций с целью увеличения экспортного потенциала в этих госу-дарствах создаются беспошлинные таможенные территории, кото-рых в мире сейчас более пятисот.

Даже Япония, внешнеторговая политика которой до 1980 г. от-личалась оборонительным характером по отношению к иностран-ным инвестициям, принятием Закона о контроле над валютным обменом и внешней торговлей перешла «от запрещения с разреше-нием как исключение» к «разрешению с запрещением как исклю-чение» по отношению к иностранным инвестициям.

Организационно-техническое содействие

В условиях ужесточившейся конкуренции на мировом рынке возрастает роль организационно-технического содействия государ-ства национальным фирмам в освоении новых рынков и расшире-ния масштабов экспортных операций. В механизм организацион-ного содействия вошли такие способы, как предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информа-ции, представление интересов частных экспортеров в правительст-венных организациях, подготовка кадров для внешней торговли. Многие правительственные министерства зарубежных государств имеют специальные подразделения для оказания помощи экспор-терам в получении крупных заказов, снабжении их информацией о проведении международных торгов и их условиях, в поиске контр-агентов на зарубежных рынках.

Стремясь обеспечить решение задачи поддержания и стимули-рования экспорта, зарубежные страны активно вовлекают в этот процесс государственные органы и госаппарат на всех уровнях уп-равления. В процессе выявления новых приоритетов в области внешнеторговой деятельности создаются специальные органы, способные обеспечить и реализовать меры по финансированию, страхованию, кредитованию экспортеров-производителей.

Импортная политика

Практика государственного регламентирования импорта в за-падных странах опирается прежде всего на конкретную импортную стратегию и строится с учетом важнейших принципов и правил межгосударственных отношений, которые зафиксированы в согла-шениях международных экономических организаций.

Позиции отдельных государств в отношении импорта сущест-венно отличаются друг от друга, что зависит от ряда условий: уров-ня конкурентоспособности национальных товаров на мировом и внутреннем рынках; соотношения между объемом экспорта и им-порта, т.е. структуры внешнеторгового оборота; участия в регио-нальных экономических блоках и международных организациях.

Стратегия западных государств в отношении импорта направле-на на то, чтобы, во-первых, обеспечить защиту национальных от-раслей промышленности от иностранной конкуренции, во-вто-рых, создать предпочтительный режим для импорта конкретного круга товаров из отдельных стран и регионов и, наконец, противо-действовать дискриминационным мерам других государств. В связи с этим определяется базовая основа формирования структу-ры пошлин и их размеров.

Главным проводником политики наибольшей либерализации в послевоенное десятилетие выступали США, стремясь как можно шире открыть рынки стран -- довоенных конкурентов, которые значительно ослабили свои позиции: Германии, Англии, Японии. Однако в начале 70-х гг. лидерство в снижении тарифных и нета-рифных барьеров захватили страны ЕС. Хотя для третьих стран эти барьеры сохраняются на прежнем уровне. Снижение ограничений и пошлин наблюдается в последнее десятилетие в Японии.

Выход Японии с высококонкурентной продукцией вынуждает США менять импортную стратегию для преодоления складываю-щихся сегодня неблагоприятных для нее тенденций во внешней торговле. Это связано с ухудшением для США общих условий экс-порта высокотехнологических товаров, сельскохозяйственной продукции и услуг, потенциальная возможность вывоза которых на мировой рынок оценивается в 600 млрд долл. в год, а также со сни-жением конкурентоспособности традиционных отраслей американского экспорта -- автомобильной, текстильной, металлурги-ческой и др. К примеру, японские автомобили занимают более 30% американского рынка, в то время как американские на японском рынке -- сотые доли процента.

По сравнению с американской и японской импортной полити-кой западноевропейская отличается сравнительно большей про-текционистской направленностью в силу меньшей конкуренто-способности ее товаров и нежеланием потерять преимущества, ко-торые дает объединение в экономический союз.

Одновременно на международном уровне страны ЕС выступают против введения новых протекционистских ограничений, за сни-жение уровня чрезмерно высоких тарифов, за уступки развиваю-щимся странам со стороны высокоразвитых.

В свою очередь, импортная политика развивающихся госу-дарств направлена против эскалации Запада, т.е. на повышение пошлин на ввоз их продукции в зависимости от степени переработ-ки, сокращение нетарифных ограничений в виде глобальных и ин-дивидуальных квот, мер «добровольного ограничения» импорта, ослабления санитарно-технических норм и прочих условий.

В этом разнообразии внешнеэкономических ориентации глав-ным направлением в мировой торговле остается либерализация импорта за счет снижения таможенных тарифов. Между тем сред-ний размер импортных пошлин развитых государств достиг такого низкого уровня, при котором дальнейшее существенное уменьше-ние таможенных тарифов связано с полной их ликвидацией.

Тем не менее Япония выступает за еще большую либерализацию внешней торговли, предполагая полностью отменить в наиболее развитых государствах пошлины на промышленную продукцию, а на другие товары -- снизить. Она требует также пересмотреть усло-вия импорта услуг.

В самой Японии средний уровень импортных пошлин составил (к середине 90-х гг.) 2,5%, при том, что в ЕС по отношению к тре-тьим странам они составляли в среднем 2,7%, у США - 3,5%, у большинства других стран 8-11%.

Однако уровень пошлин дифференцируется и в этих государст-вах в зависимости от степени обработки продукции, повышаясь в отношении готовых изделий до 10% и более. Непомерно высок уровень пошлин в России -- до 40% (транспортные средства) и более.

Обеспечением законодательной базы регламентирования внешнеэ-кономической сферы в странах Запада занимаются высшие выбор-ные органы (парламент, конгресс, национальное собрание), кото-рыми определяется внешнеторговая политика, правовые нормы регулирования, а также ратифицируются внешнеторговые догово-ры. Процессом регулирования внешней торговли занимаются и правительственные органы. В США, например, эти обязанности возложены на Госдепартамент, Министерство торговли, Минис-терство финансов. Кроме того, большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право подписывать внешнетор-говые соглашения с другими странами, устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на торговлю кон-кретными товарами и т.п.

В Японии внешнеторговым регулированием занимается Ми-нистерство внешней торговли и промышленности, которое прини-мает все решения по текущим вопросам внешнеэкономической по-литики, и Министерство финансов.

В Германии эту роль выполняет федеральное правительство, Министерство экономики и финансов, а также МИД в лице отде-лов внешнеэкономической политики, отношений с развивающи-мися странами, европейской интеграции.

Однако у всех правительственных ведомств западных государств есть общие тенденции в организации государственного регулиро-вания внешнеэкономической сферы. Это прежде всего централи-зация данных функций и включение в процесс регулирования су-дебных органов. Особенно активен этот процесс в США, где создан специально Суд по делам международной торговли.

4. Принципы международных расчетов.

Понятие международных расчетов

Международные расчеты включают платежи по денежным тре-бованиям и обязательствам, возникающим в процессе внешнетор-говых сделок и иных отношений между иностранными фирмами, компаниями, организациями и отдельными лицами. А это, в свою очередь, подразумевает выбор соответствующих условий платежа (наличный расчет или кредит), форм расчетов (инкассовая, аккре-дитивная и т.д.), средств платежа (платежные документы), финан-совых гарантий (банковские обязательства), а также каналов обеспе-чения платежа (банки и финансовые учреждения).

Принципиальным отличием международных расчетов от внут-ренних является то, что они связаны с обменом национальных валют через валютные операции. Поскольку национальная валюта, являясь платежным средством внутри страны, утрачивает эти функции за ее пределами, при заключении внешнеторговых сделок между контрагентами возникает необходимость согласовать во-прос о выборе валюты, в которой будет производиться платеж.

Особенностью международных расчетов является то, что в пла-тежном обороте иностранная валюта выступает не в качестве на-личных денежных знаков, а в виде банковских и кредитных платеж-ных средств, таких, как телеграфные и почтовые переводы, чеки и векселя.

Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, получили название девизы.

Они реализуются в форме расчетно-платежных документов, ко-торые обращаются между банками-корреспондентами экспорте-ров и импортеров. В международном платежном обороте использу-ются и наличные денежные знаки, например туристами или коман-дированными за границу. Но и в этом случае преимущество отда-ется таким средствам расчетов, как специальные дорожные или ту-ристические чеки, денежные аккредитивы и т.п.

Необходимость обмена валют в международных расчетах вызва-на объективными условиями -- отсутствием единой валюты, кото-рая могла бы выступать законным и общепризнанным всеми госу-дарствами платежным средством. В то же время условия современ-ного состояния углубления и расширения процессов технологичес-кого разделения труда и интернационализации мирового хозяйст-венного развития вызывают необходимость сравнения национальных стоимостей и единого денежного эквивалентного обмена. Эта необходимость возрастает, так как валютные операции переросли рамки ограниченной банковской сферы деятельности, превратив-шись в масштабную банковскую индустрию по отслеживанию и фиксации изменений валютных курсов основных развитых госу-дарств, национальная валюта которых признана свободно конвер-тируемой (СКВ).

К разряду СКВ Международный валютный фонд (со второй по-ловины 80-х гг.) относит доллар США, фунт стерлингов Великоб-ритании, марку Германии, французский франк, японскую иену, т.е. валюту государств, отменивших валютные ограничения по те-кущим операциям (поступления и платежи по внешнеторговым и транспортным операциям, а также другие виды разовых платежей).

Основные валютно-финансовые проблемы, по которым пыта-ются найти согласованные решения правительственно-финансо-вые круги групп стран «семи», «пяти» и «трех» (включая их различ-ные сочетания: США, Япония, ФРГ, Канада, Великобритания, Франция, Италия), -- это координация и недопущение резких от-клонений от нормы таких экономических критериев, как бюджет-ный дефицит, уровень инфляционных и процентных ставок и со-стояние внешнеторгового баланса в развитых странах. Учитывает-ся, что именно они оказывают нежелательные воздействия на меж-дународную валютно-финансовую сферу.

Механизм международных расчетов

Значительная доля в сфере международных расчетов приходит-ся на внешнеторговые платежи по поводу поставок товаров, предо-ставлению услуг и выполнению работ; погашению коммерческих кредитов и исполнению гарантий.

Традиционно механизм расчетов по внешнеторговым операциям складывается в виде встречных потоков между продавцами (экс-портерами) и покупателями (импортерами) -- товарного и платеж-ного, чаще всего в форме телеграфных или почтовых переводов и платежных поручений банков своим корреспондентам об уплате конкретной суммы указанному контрагенту.

Суть его состоит в том, что импортеры, получив товарные доку-менты от экспортеров, направляют последним платежные доку-менты, подлежащие оплате в иностранной валюте, которые они обычно продают своим национальным банкам в обмен на валюту, необходимую для продолжения или завершения операций.

В свою очередь, банки пересылают своим банкам-корреспон-дентам за границей эти платежные средства, по которым взыскива-ются суммы с должников и зачисляются на корреспондентские счета банков, направивших ранее платежные средства. С учетом того, что счета банков-корреспондентов обеспечены иностранной валютой, уполномоченные банки экспортера могут осуществлять продажу платежных средств в различных валютах юридическим и физическим лицам для оплаты денежных обязательств за границей:

импорта товаров, транспортных, страховых расходов, погашения кредита и уплаты процента за него.

Практически все внешнеторговые расчеты проходят через банки путем зачета встречных обязательств, без оплаты наличной валюты. Расчетная операция заключается в переносе сумм со счета банка, выдавшего платежное поручение, на счет банка, выполняю-щего это поручение, а затем эти суммы зачисляются на счета фирм, в пользу которых они переведены.

Расчеты по экспортно-импортным операциям и другим ком-мерческим сделкам носят чаще всего документарный характер, т.е. осуществляются на основе коммерческих документов, перечень и характеристика которых определяются, прежде всего, условиями внешнеторговых контрактов.

При этом клиенты банков обязаны обеспечить правильность и достоверность оформления товарно-транспортных документов, представляемых банку по экспортным поставкам, а также тщатель-ную проверку платежных документов, выставляемых, в свою оче-редь, иностранным контрагентам по импорту.

Участниками международных (и внешнеторговых) расчетов вы-ступают не только непосредственно представители сторон товар-ных и финансовых обязательств (экспортеры-импортеры и креди-торы-заемщики), но и посредники в лице банков (уполномочен-ных и корреспондентов) и маклеров (валютных или банковских).

Выбор конкретных условий расчетов между экспортером и им-портером достигается в процессе согласования и с учетом обеспе-чения гарантий для каждой из сторон и фиксируется в контракте.

Например, для экспортеров (при прочих равных условиях) наи-более выгодной формой расчетов представляется прежде всего авансовый перевод, затем аккредитив, когда плата за товар поступает до или в момент его отгрузки в адрес покупателя.

Аккредитив дает экспортеру дополнительную гарантию в форме обязательства банка. Вместе с тем такие формы расчетов, как инкассо и перевод (последующий), гораздо проще по техничес-кому исполнению как для клиента банка, так и самого банка, но менее выгодны экспортеру.

Соответственно для импортера последующий переводи инкассо с предварительным акцептом выгоднее, чем аккредитивная форма, так как платеж следует после получения то-вара покупателем. Помимо того, оформление и техническое испол-нение этих операций требует меньших затрат. Необходимо заме-тить, что банк экспортера получает комиссию по аккредитиву, но уплачивает по инкассо, в то время как для импортера это обратная процедура.

Формы расчетов и средства платежа

Финансовые условия контрактов включают четыре основные по-зиции: виды платежа и средства платежа, формы расчетов, финан-совые гарантии.

Следует подчеркнуть, что формы расчетов выступают самосто-ятельным элементом внешнеторговых *сделок и финансовых опера-ций. В то же время они в определенной мере зависят от условий межгосударственных валютных и финансовых взаимоотношений, норм национального валютного контроля в странах контрагентов, единообразия в банковской практике на основе международных Унифицированных правил и обычаев.

Основополагающими моментами выбора финансовых условий вы-ступают конъюнктурные факторы и специфика товара как предме-та сделки, а также торговые обычаи. От объективно выраженных условий платежа и формы расчета зависит своевременность по-ступления валютной выручки, оборачиваемость средств в сделке и гарантии получения платежа.

Выбор конкретных финансовых условий для внешнеторговой сделки столь же важен, как и выбор партнера. Варианты их моди-фикаций формируют различные методы расчетов.

Аккредитивная форма расчетов

Для экспортеров наиболее удобна аккредитивная форма расче-тов, обеспечивающая большие гарантии оплаты за счет активного участия банков в осуществлении платежа. В то же время она невы-годна для импортера из-за изъятия средств на весь срок открытия аккредитива, а также дополнительных расходов по банковской операции -- ставки банковской комиссии.

Аккредитивная форма расчетов предусматривает обязательство покупателя открыть аккредитив (счет для безналичных расчетов) на конкретную сумму в пользу продавца в банке-эмитенте к установленному контрактом сроку.

Свои отношения с банком приказодатель (импортер) оформля-ет с помощью заявления об открытии аккредитива, где содержатся основные условия, предусмотренные контрактом.

Если условия аккредитива не соблюдены экспортером, банк не выплачивает ему предназначенной суммы. Последовательность платежа с использованием аккредитива такова:

После заключения контракта импортер дает указание банку-эмитенту открыть аккредитив на сумму контракта в пользу экспор-тера. Об открытии аккредитива извещается банк экспортера и сам экспортер, после чего отгружается товар и передаются товаросопроводительные документы перевозчику, который до-полняет пакет документов транспортными и направляет его в банк экспортера. Банк экспортера пересылает их в банк-эмитент, который осуществляет проверку на соответствие условиям контрак-та и переводит сумму платежа в адрес экспортера, уведомив его через кредит-авизо, и одновременно передает товарораспорядитель-ные документы вместе с оплаченным платежным поручением импортеру для получения товара в порту выгрузки. По мере поступ-ления платежа банк экспортера уведомляет своего клиента.

Фактически процесс передачи товаросопроводительных доку-ментов импортеру совпадает с процессом платежа. То есть передача права на товар происходит только после осуществления платежа. Таким образом, аккредитив может трактоваться как обязательство покупателя оплатить товар до момента получения прав на него.

Порядок, осуществления расчетов с использованием аккредитива определяется инструкцией приказодателя в лице импортера в адрес своего уполномоченного банка, руководствующегося международ-ными Унифицированными правилами и обычаями для докумен-тарных аккредитивов, с соответствующей пометкой на бланке акк-редитива, подтверждающей принятие данным банком этих правил.

Аккредитив представляет собой обособленную от договора купли-продажи сделку с банком, оформленную соглашением, кото-рая в то же время базируется на основном договоре. В силу этого соглашения банк-эмитент, действуя по просьбе своего клиента (приказодателя) и на основании его инструкций, обязуется произ-вести платеж третьему лицу, или оплатить, или акцептовать пере-водные векселя (тратты), выставленные бенефициаром. Помимо этого, банк-эмитент вправе передать полномочия другому банку произвести платеж (оплату и акцепт векселя) или негоциироватъ (купить или учесть) платежные средства.

Сумма аккредитива фиксируется в условиях контракта и аккре-дитивного письма и определяется фактурной стоимостью продан-ного и подлежащего отгрузке товара, к которой могут добавляться и другие расходы, оплачиваемые из средств открываемого аккреди-тива. Например, процентная ставка при продаже в кредит или раз-ница (в допустимых ценах) за счет отклонения объемов при отгруз-ке сыпучих, наливных и подобных товаров.

Использование аккредитива характерно для международной тор-говли биржевыми товарами, где участвует посредник, которому данная форма расчета дает возможность превратить товар в деньги сразу после его отгрузки.

В операции с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, но не с товарами. В зависимости от состава документов, сопровождающих расчеты, различают два вида аккредитива:

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.