реферат бесплатно, курсовые работы
 

Внешнеэкономическая деятельность

Государственное регулирование в международной практике имело место и до Первой мировой войны, в период, когда конкурентоспо-собность национального капитала на мировом рынке обеспечива-лась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой по-литики. Также отмечается эпизодический характер государствен-ного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потребления сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии меха-низма государственного регулирования в западных странах обозна-чился после Второй мировой войны.

Способы государственного регулирования

Современной практике известно множество способов государст-венного регулирования -- долгосрочноепрогнозирование и средне-срочное индикативное планирование, краткосрочное оператив-ное, которые обеспечиваются с помощью экономических инстру-ментов, мер кредитного и фискального характера, административ-ных и организационно-правовых форм, демонополизации рыноч-ной конкуренции.

Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается путем прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономики и преследует главным образом цели фор-мирования стратегии и приоритетов в развитии национальных от-раслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной про-дукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономи-ческого роста; структурной перестройки и модернизации нацио-нального хозяйства; решения социальных проблем.

Использование методов долгосрочного регулирования харак-терно для многих стран с развитой экономикой. Его результаты фокусируются в экономической политике государства, что позво-ляет в сравнительно короткие сроки добиться высокой степени развитости и завоевания прочных позиций на мировом рынке в качестве ведущих экспортеров по многим товарным позициям. Так, объем экспорта основных лидеров мировой торговли состав-ляет: США -- 14,5%, Германии -- 11%, Японии -- 8% мирового товарооборота. За последнее десятилетие доля промышленно раз-витых стран в объеме мирового экспорта приблизилась к 70%, а среднегодовой рост составил 9%. Причем объем продаж на миро-вом рынке отдельных видов машинотехнической продукции у ос-новных стран-продуцентов превышает 40% (США) -- 65% (Япо-ния).

Эволюцию механизма государственного регулирования и этапы его становления можно проследить на примерах отдельных госу-дарств.

Так, во Франции, где в развитии процессов регулирования про-слеживаются три этапа, принципиальную роль сыграло долгосроч-ное прогнозирование экономики, изменение целей которого отра-жало общие направления перемен в экономической стратегии го-сударства.

Идея прогнозирования заключалась в выборе приоритетных на-правлений развития -- определении базового экономического сек-тора, технологии производства и рынков сбыта.

Для реализации этих целей на начальном послевоенном этапе во Франции был принят план модернизации и реконструкции эконо-мики -- «план Моне» (1946 г.), которым предусматривалось использование методов дирижизма, т.е. жесткой разрешительной системы государственного финансирования инвестиций.

Превратившись с помощью национализации наиболее крупных банков в основного банкира, государство изыскивало также и дру-гие возможности накопления, аккумулируя в своих руках средства населения путем создания крупных фондов сбережений (депозитно-сберегательные кассы, кассы взаимопомощи и др.) для выбо-рочного финансирования капиталовложений, обеспечения «не-рентабельных» инфраструктурных инвестиций, содействия обнов-лению основного капитала.

К середине 50-х гг. Франция отказалась от дирижизма и пере-шла на индикативное планирование. Последнее получило широкое развитие и в других странах.

Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительст-во, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каж-дые 3--5 лет необходимые объемы промышленной продукции, раз-меры капиталовложений и желаемые темпы роста. Затем в плано-вых комиссиях с участием ведущих компаний разрабатываются конкретные программы развития отдельных сфер, которые объеди-няются в общую государственную программу. С недавнего времени стали заключаться правительственные контракты с крупнейшими частными фирмами.

Индикативный план носит рекомендательный характер, но пред-усматривает для участвующих в его выполнении предприниматель-ских структур различные привилегии -- льготный кредит и налоги, преференциальные экспортные цены и др. Для частного сектора борьба за выполнение плана -- это борьба за высокую норму при-были.

Индикативный принцип регулирования экономики сохраняет-ся: в 1993 г. закончился очередной этап реализации десятой (после «плана Моне») государственной индикативной программы. Совре-менный этап государственного регулирования во Франции пред-ставляет собой в основном стратегическое планирование в общеевропейских масштабах, направленное преимущественно на региональное развитие.

Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также квоты, лицензии и тарифы. Система гибкого государственного регулирования наиболее развита в Японии.

Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредствованное актом купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные экономически процессы, и прежде всего в сфере производства, где формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредст-вом изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того -налоговой системы, ценового механизма, таможенных инструмен-тов, системы страхования и стимулирования экспортного произ-водства. Экономические методы в зарубежной практике государст-венного регулирования базируются на законодательной основе.

Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в эконо-мику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нор-мативных актах правительства или управленческих решениях (ис-ключающее отношения эквивалентности).

Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной эконо-микой) имеет место регулирование, основанное на командно-ад-министративной распределительной системе хозяйствования. В основе его -- использование контрольных цифр и заданий, гос-заказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государст-венного кредитования, в том числе в иностранной валюте, исполь-зование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

Антимонопольное регулирование

Помимо названных методов государственного регулирования в мировой практике существуют также и организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное регулирование. Они по-строены на законодательной основе, определяющей права различ-ных предпринимательских структур (фирм, акционерных компа-ний, трестов, консорциумов и т.п.) и устанавливающей правила конкуренции. Тем самым обеспечивается защита интересов произ-водителей и потребителей от ограничительных акций монополий.

Механизм антимонопольного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой выступает важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды.

Кроме того, антимонопольное регулирование дает возможность не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на на-циональном рынке, но и оказывать влияние на экономические процессы в других странах.

Принятие первых антимонопольных законов относится к про-шлому столетию: в Канаде-- 1889г., в США-- 1890г. (Закон Шермана). К настоящему времени система демонополизации рыноч-ной конкуренции, благодаря обновлению законодательства о кон-куренции, создана в Великобритании, Франции, Дании, Швеции, Финляндии, Италии, Канаде и в других странах. Отличительной ее чертой стал универсальный характер всех видов ограничительной деловой практики, а также тенденция к распространению конку-ренции на те сферы деятельности, которые ранее подпадали под го-сударственное регулирование (энергетика, транспорт и др.).

Следует также заметить, что монопольно-ограничительный ме-ханизм может быть основан на одном из двух принципов: амери-канском и европейском. Характерная особенность первого -- за-прещение определенных видов монопольной практики, которое идет от Закона Шермана и используется в Канаде, Аргентине, Гер-мании и ряде других государств, в том числе и развивающихся.

В антимонопольном законодательстве других стран -- членов ЕС и Японии -- действует принцип контроля и регулирования, что не исключает возможности создания монополий и договоров мо-нопольного характера, если они не нарушают свободу конкурен-ции. В этом случае механизм антимонопольного регулирования предусматривает критерии признания хозяйственной практики монопольной и критерии запрещения ее соответствующими госу-дарственными органами. Одним из критериев считается (во Фран-ции, Германии, Японии, Великобритании) чрезмерный объем (сверх допустимого) реализации товаров и услуг конкретным объ-единением.

В Римском договоре (п. 1, ст. 85), регулирующем свободу конку-ренции внутри ЕС, такими критериями являются: «установление прямо или косвенно покупных или продажных цен или других, от-носящихся к сделке условий; ограничение или контроль над про-изводством, сбытом, технологическим развитием или капитало-вложениями; распределение рынков или источников снабжения; применение к торговым партнерам неравного подхода при равных условиях, ставящего их тем самым в неблагоприятное положение при конкуренции».

Таким образом, антимонопольное регулирование затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений иностранного капитала и на рын-ках других стран. Так, Закон Шермана распространяется на участ-ников экспортных операций в случае недобросовестных методов конкуренции и их последствий для внутри- и внешнеторговых опе-раций. К примеру, в Германии принят закон об ограничении кон-куренции, который предусматривает запрещение экспортных кар-телей, если они нарушают международные обязательства государ-ства или способствуют сужению конкуренции на внутреннем рынке.

3. Экспорт и импорт.

В странах развитой рыночной экономики особое место в систе-ме регулирования внешней торговли принадлежит методам стиму-лирования национальных экспортеров, направленным на обеспече-ние приоритетов и различного рода привилегий. Эти методы разнообразны, соотношение многочисленных элементов достаточно подвижно, что придает гибкость всей системе, которая изменяется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и состояния мировых рынков.

Отличительной особенностью современного механизма стиму-лирования экспорта является его комплексный характер, включаю-щий одновременное использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товара и создание возможности беспрепятст-венного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства. Причем этот механизм реализуется как внутри страны, так и за рубежом.

Мероприятия по стимулированию промышленного экспорта в России впервые были обозначены в государственной программе развития ВЭД на ближайшую перспективу, принятой в мае 1992 г. К сожалению, сырьевая направленность российского экспорта не только сохраняется, но и продолжает усиливаться, несмотря на то, что экспорт машинотехнической продукции (кроме вооружения) сегодня практически не ограничивается ни квотированием, ни ли-цензированием, ни экспортными пошлинами.

Видимо, этих мер недостаточно для улучшения структуры внешней торговли. Мировой опыт свидетельствует, что ключевым направлением в политике структурных изменений в экономике является поддержка тех областей национальной экономики, кото-рые могут стать основой экспортоориентированного экономичес-кого роста.

В немалой степени этому способствует система поддержки со стороны государства, а также такая форма организации промыш-ленного производства, которая позволяет концентрировать ресурсы (материальные, финансовые, технологические) в точках его роста.

Сохранение тенденции к падению экспорта машинотехнической продукции в настоящее время обусловлено прежде всего фак-торами долгосрочного характера.

Во-первых, изменившаяся в мире расстановка сил отразилась на географии распределения экспорта в пользу развитых государств, переориентация на рынки которых, однако, пока не может компен-сировать сокращения объема поставок России на прежние восточ-но-европейские рынки машин и оборудования.

Кроме того, отказ России от технико-экономического содейст-вия другим странам, как одного из способов продвижения машинотехнической продукции на зарубежные рынки, на долю которого приходилось около одной трети всего объема экспорта данной группы, привел не только к снижению (более чем на 58%) объемов поставок, но и сокращению финансирования в счет государствен-ных кредитов.

Наконец, либерализация цен и ВЭД в России резко увеличила интерес к вывозу сырья, не требующего особых затрат, профессио-нальных знаний внешних рынков, маркетинговых исследовании и других параметров.

Для наращивания выпуска отечественной конкурентоспособ-ной продукции с высокой степенью переработки прежде всего не-обходимо финансирование производства путем кредитования вы-пуска экспортного оборудования.

Кроме того, важно пробудить материальный интерес экспорте-ра-производителя путем ускорения процедуры возврата НДС и рублевого эквивалента за принудительно обмененную часть валют-ной выручки.

Подобная задержка означает применение дополнительного скрытого налога на экспорт в условиях постоянного роста инфля-ции. В современных условиях крайне необходимо ускорить созда-ние информационной инфраструктуры в сфере ВЭД.

Помимо отсутствия у большинства российских экспортеров опыта оценки своих конкурентных преимуществ, они лишены пол-ноценной информации о внешних рынках сбыта, финансовых, та-моженных нормах и правилах, мерах нетарифного ограничения, действующих в странах потенциальных партнеров.

Поддержка развития промышленного экспорта в России со сто-роны государства предполагает прежде всего создание системы кредитования и страхования экспорта с одновременным восста-новлением государственного кредитования экспортных проектов, в первую очередь в инвестиционной сфере. В связи с этим образо-ваны Межведомственная комиссия по стимулированию экспорта и Российский экспортно-импортный банк.

В числе организационных форм стимулирования экспорта зна-чатся такие, как поддержка кооперации технологически связанных производств по выпуску конкурентоспособной экспортной про-дукции путем акционирования предприятий, создания специали-зированных трастовых компаний с передачей им контрольных па-кетов акций конкурентоспособных производственных комплексов через Фонд госимущества в доверительное управление, содействие в акционировании конкурентоспособных производителей-экс-портеров и специализированных ВО МТ РФ.

Особо важна организация финансово-промышленных групп технологически связанных конкурентоспособных производств, научно-исследовательских организаций, специализированных торговых фирм, банков и инвестиционных фондов с привлечением иностранного капитала с целью обеспечения устойчивости экс-портного воспроизводства технологических комплексов по выпус-ку технически сложной конечной продукции.

Необходимо также усилить поддержку лизинговой деятельнос-ти специализированных компаний за рубежом, то есть деятельнос-ти по внешнеторговым арендным операциям с оборудованием и техникой и связанного с ней стимулирования экспорта услуг по мо-дернизации эксплуатируемого оборудования, информационных услуг, а также услуг банковско-страхового характера.

Средства поощрения экспорта

Основными средствами поощрения экспорта становятся: субсиди-рование, кредитование и страхование экспортно-импортных опе-раций, налоговые льготы, а также стимулирование вывоза и ввоза капитала, активное участие государства в разработке, производстве и сбыте товаров, долгосрочные капиталовложения в экспортное производство.

Все более важное значение в связи с расширением международ-ной торговли сложными и дорогостоящими товарами приобретает финансовое содействие экспортерам. Оно обеспечивается путем предоставления фирмам-экспортерам различных финансовых услуг, а также средств из государственного бюджета. Несмотря на за-преты международных организаций, некоторые страны прибегают к выдаче экспортерам субсидий из госбюджета для покрытия разни-цы между высокой внутренней ценой и низкой на аналогичную про-дукцию на мировом рынке. Субсидии дают возможность экспорте-рам снижать цены на вывозимые товары и таким путем расширять свой экспорт, а частным фирмам -- проникать на труднодоступные рынки. Сдерживают эту практику антидемпинговые конвенции. Поэтому подписавшие их страны ищут другие способы.

Одним из способов субсидирования экспорта национальных то-варов является поддержание заниженного курса национальной ва-люты, которым периодически успешно пользуется Япония для за-воевания зарубежных рынков. Точно так же многие страны уходят от прямого субсидирования экспортных поставок и переносят сти-мулирование в сферу производства с высокой экспортной ориентацией, обеспечивая развитие научных исследований и их использование в промышленных отраслях.

Широко распространено государственное субсидирование уст-ройства и проведения экспозиций путем обеспечения экспортеров выставочными средствами и площадями, организации постоянно действующих торговых центров за границей.

Формы государственного кредитования

Особое место в экспортном стимулировании занимают различ-ные формы государственного кредитования, в том числе и льготного. Оно обеспечивается предоставлением экспортеру как среднесроч-ных, так и долгосрочных кредитов через государственные банки и специальные финансовые учреждения (с участием государства), а также путем выдачи государственных гарантий по экспортным кре-дитам на основе соответствующих законов, имеющихся во всех раз-витых странах. Последнее означает, что государство берет на себя все риски -- как экономические, так и политические (как правило, по крупным контрактам), покрывающие 80--90% стоимости экс-портного кредита.

Страхование экспорта

Важной особенностью стимулирования экспорта является его страхование, связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками, усилившимися в международной деловой практике. Роль страхования в последние годы возросла, особенно в связи с тяжелым валютно-финансовьм положением многих стран, непогашением кредитов, отсрочкой платежей, многочисленными военными действиями в отдельных регионах мира, политической нестабильностью государств.

В большинстве стран страхованием занимаются государствен-ные и полугосударственные организации (страховые общества). Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков (например, политических) и связанных с ними убытков (ввиду ука-занных выше причин), страховые общества большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрица-тельно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций. Поэтому основной путь, по которому идут страховые организации США, Японии и Западной Европы, -- расширение объемов и видов стра-хования, совершенствование системы определения платежеспо-собности покупателей и т.п.

Налоговые и иные льготы

Методами стимулирования экспорта являются различные нало-говые льготы. Суть их чаще всего состоит в освобождении постав-щиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операций; в предоставлении льготных условий амортизации; переводе средств от экспорта на специальные необлагаемые налогом счета; в создании резерва раз-вития заграничных рынков для экспортной продукции малых и средних предприятий и фонда для погашения потерь от инвестиро-вания за границей.

Довольно широко в экспортной международной практике сти-мулирования применяется метод финансовых льгот, основанный на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при им-портировании сырья для нужд экспортного производства, и осво-бождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.