реферат бесплатно, курсовые работы
 

Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами

Торговые барьеры являются весьма дорогостоящим способом сохранения рабочих мест. В частности, по оценочным данным, издержки от торговых ограничений в США на каждое сохраненное рабочее место составляют 750 тыс дол. в производстве углеродистой стали, 550 тыс дол. в производстве метизов, 220 тыс дол. в молочной промышленности, 240 тыс дол. в производстве апельсинового сока, 200 тыс дол. в стекольной.

В целом исследования показывают, что выгоды от торговых ограничений с лихвой перекрываются их издержками, которые перекладываются на плечи потребителей. Одно из исследований, в котором обследовался 31 класс защищенных изделий, обнаружилось, что общие ежегодные потери потребителей от протекционистских мер составляют около 82 млрд долларов (исследование проводилось в США). Более того, чистые потери от торговых барьеров, как правило, превышают потери, определяемые статистическими исследованиями. Причины здесь две.

Во-первых, пошлины и квоты порождают множество дорогостоящих, с трудом поддающихся количественному учету побочных эффектов. Например, ограничения на импорт стали взвинтили цены на сталь для всех американских покупателей этой продукции, в частности для американских автомобилестроителей. Их издержки производства повысились, а продукция стала менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Во-вторых, предприниматели используют экономические ресурсы в огромных количествах для оказания воздействия на конгресс в целях проталкивания и сохранения протекционистских законов. В той мере, в какой эти усилия отвлекают ресурсы от задач, имеющих большую общественную значимость, общество взваливает на себя дополнительный груз издержек, связанных с торговыми ограничениями.

Кроме того, торговые барьеры способствуют сокращению мирового производства продукции, и сокращают объемы международной торговли. Авторитетные исследователи приходят к заключению, что выгоды, которые получают защищаемые отрасли от введения торговых барьеров, достигаются ценой гораздо больших потерь для экономики в целом.

Но защищать национальное производство следует, поскольку необходимо сохранить или вновь создать основные структурообразующие предприятия и отрасли, без которых невозможно иметь эффективный хозяйственный механизм, также это способствует улучшению структуры экономики, сосредоточению экономических ресурсов на перспективных направлениях развития, удешевлению некоторых важных товаров, ответному открытию зарубежных рынков для отечественных товаров.

Глава 3

Внешнеторговая политика Кыргызской Республики на

современном этапе

3.1. Практика регулирования внешней торговли в Кыргызской

Республике

В республике государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Одним из крупных шагов в области рыночных реформ, проводимых в Кыргызской Республике, является либерализация внешней торговли. Сегодня КР имеет самый либеральный внешнеторговый режим среди стран СНГ. Нет ограничений на ввоз и вывоз валюты, предприятия сами решают, с кем торговать. Необходимо отметить, что в мировой практике относительно открытым может быть признан торговый режим той страны, у которой средний уровень таможенного обложения менее 10%, т.е. торговый режим Кыргызстана считается открытым, что подтверждается повышением показателя открытости экономики (средний товарооборот/ВВП), который характеризует процесс интеграции страны в мировую экономику. За прошедшие пять лет отмечен рост открытости экономики от 37,2 до 70,7%11 Собств.расчеты..

Тарифная система КР начала формироваться после обретения независимости. Так, действующей законодательной базой для тарифного режима в КР явился «Закон о таможенных тарифах» от 15 декабря 1992 года. Согласно этому Закону Правительством было издано Постановление № 358 от 28 мая 1994 года, которое устанавливало временный твердый тариф 10% на все ввозимые товары, кроме специальных изъятий ( на товары, ввозимые как гуманитарная помощь, через ссуды, гранты международных организаций или государств-доноров, закупленные за счет бюджета КР и т.д.), установленных в соответствии с этим законом.

16 апреля 1994 г. был принят Закон Кыргызской Республики «О таможенном тарифе», регулирующий сферу деятельности таможенного обложения государства. Наконец Постановление Правительства №57 от 6 февраля 1996 года установило схему преференций с иключениями для небольшого перечня товаров.

Таким образом, имея однородный тариф в 10% , тарифная система республики имела громоздкую схему изъятий, трудную в администрировании, что создавало реальную почву для контрабандного ввоза товаров на таможенную территорию.

Переход к дифференцированной тарифной системе продиктован не только сложностью администрирования, но и необходимостью интеграции республики в мировую торговую систему.

Так, Таможенный тариф на 1999 год был сформирован на основании обязательств КР перед ВТО. Было предусмотрено 12 тарифных диапазонов (0,1%, 5%, 7%, 8%,10%,12%,15%,20%,25%,30%,50%)22 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы. - Б.,2001..

С 1996 г. в торговле республики действуют только пошлины на импорт в размере 10% на все ввозимые товары, за исключением товаров, облагаемых ввозным акцизным налогом и товаров, ввозимых в республику без права их реализации, необходимых для изготовления конечной продукции на предприятиях республики.

Либерализация внешнеэкономической деятельности характеризуется резким сокращением перечня импортных товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизными налогами, и полной отменой пошлин на экспорт. Можно выделить три периода в становлении внешней торговли.

В период 1992-1994 гг. торговля регулировалась торговыми соглашениями и в основном правительство распределяло ресурсы, а также устанавливало объем и условия торговли., существовали экспортные ограничения в торговле, скрытое сдерживание импорта.

Второй период 1994 по 1997 гг. характеризуется замедлением темпов инфляции, фиксированным низким курсом национальной валюты, сокращением темпов спада производства.

Третий период начинается с 1997 г. и отличается усилением влияния самих участников ВЭД на формирование правил внешней торговли. Важнейшим событием стало вступление Кыргызстана в ВТО. В результате экономических преобразований обеспечены высокая либерализация экономики, проведена масштабная приватизация.

Обретение независимости позволило Кыргызстану самостоятельно выйти на мировой рынок и интегрироваться в мирохозяйственный процесс. В стране создан либеральный торговый режим, республика стала страной свободной и открытой экономики.

Лицензирование экспорта и импорта было отменено в 1994 г. за исключением 8 статей, принятых в мировой практике (оружие, наркотики, лекарственные средства, драгоценные металлы, произведения искусства). Кыргызстан не применяет количественны ограничения на импорт, или прочие нетарифные меры, противоречащие правилам ВТО, существуют только тарифы на ввозимую продукцию, на экспорт продукции тарифов нет.

Действующей законодательной базой для таможенного тарифа является Закон о Таможенном тарифе Кыргызской Республики на ввозимые товары, который принимается ежегодно. 

  Текущий тариф имеет ставки от 0 до 30%33 МПТТ КР. , основанных на Перечне специфических обязательств Кыргызской Республики по товарам перед ВТО. 

Кыргызстан предоставляет в торговле 148 членам ВТО режим наибольшего благоприятствования согласно правилам и нормам этой организации.

Таблица 3.1

Уровень ставки таможенной пошлины11 Данные МПТТ КР.

ё

Количество

товарных позиций

1999 г.

12 диапаз.

2000 г.

4 диапаз.

2001 г.

6

диапаз.

2002 г.

4

диапаз.

2003 г.

4

диапаз.

2004 г.

5

диапоз.

2005 г.

5

диапоз.

2006 г. 7

диапоз.

0 %

1311

5488

5475

5607

4482

4703

4811

5141

1 %

3

-

-

-

-

-

-

-

5 %

1748

-

123

142

1416

1459

1442

1565

5,5%

-

-

-

-

-

-

-

-

6,5%

-

-

10

-

-

-

-

-

7 %

8

-

-

-

-

-

-

-

8 %

2

-

-

-

-

-

-

-

10 %

5869

4588

4468

4370

4017

4172

4067

3688

12 %

-

-

-

-

-

345

345

342

15 %

635

-

-

-

596

257

271

303

17,5 %

411

332

332

498

-

-

-

-

20 %

498

155

155

-

-

-

-

2

25 %

14

-

-

-

-

-

-

-

30 %

11

-

-

-

-

-

-

2

50 %

45

-

-

-

-

-

-

-

специфические

14

11

11

145

152

152

152

155

ИТОГО:

10569

10574

10574

10762

10663

11088

11088

11198

Средняя ставка таможенной пошлины

9,18%

5,2

5,15%

5,09%

5,4%

5,1%

5,1%

4,84

Торговля с государствами СНГ осуществляется на основе двусторонних Соглашений о свободной торговле, заключенными между Кыргызской Республикой и государствами СНГ. Соглашениями предусматривается торговля без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений.

Кыргызской Республикой при ввозе товаров на таможенную территорию взимаются следующие платежи22 МПТТ КР.:

· 0,15% - таможенные сборы за таможенное оформление, взимаемое с таможенной стоимости товаров;

· ввозная таможенная пошлина по ставкам, утвержденным Законом Кыргызской Республики «О таможенном тарифе Кыргызской Республики»;

· 47 наименее развитым странам, КР предоставляет преференции, согласно взятым обязательствам в рамках ЕврАзЭС;

· акцизный налог - налог некоторые виды товаров, таких, как нефтепродукты, алкогольная и табачная продукция, по ставкам утвержденным Законом КР «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в Кыргызской Республике»;

· налог на добавленную стоимость (НДС) по ставке 20% от таможенной стоимости без вычета сумм таможенных пошлин

Закон Кыргызской Республики «О Таможенном тарифе Кыргызской Республики» №81 от 29 марта 2006 года, основан на единой Товарной номенклатуре ЕврАзЭС, утвержденной 20 сентября 2002 года с учетом перехода на десятизначный код.

Предусматривается трехуровневая структура таможенного тарифа, с учетом изменение ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от степени переработки ввозимых товаров: сырье, полуфабрикаты, готовая продукция. Для защиты приоритетных секторов промышленности, которые могут увеличить экспортный потенциал, были повышены ставки таможенных пошлин по 41 товарным позициям, которые производятся отечественными товаропроизводителями. Также, для развития производства предусматривается по 235 товарным позициям беспошлинный ввоз промышленного оборудования, комплектующих материалов и сырья. Нужно отметить, что в настоящее время в законодательных актах республики отсутствуют положения и нормы, устанавливающие порядок и механизм введения (в случае необходимости в зависимости от ситуации на рынке) вывозных (экспортных) таможенных пошлин. Ввиду этого данным проектом закона предусмотрены положения статей 7 и 8, предусматривающие, что в отдельных случаях Правительство КР по согласованию с Жогорку Кенешем КР устанавливает вывозные таможенные пошлины в отношении определенных категорий товаров.33 Там же.

Средняя ставка Таможенного тарифа на 2006 год составляет 4,84%.

Содержит семь диапазонных уровней (0%, 5%, 10%, 12%, 15%, 20% и 30%).

Специфические ставки таможенных пошлин занимают 0,11% и составляют 12 товарных позиций.

Комбинированные ставки таможенных пошлин занимают 1,3% и составляют 143 товарных позиций.44 Там же.

Лицензирование товаров в Кыргызской Республике осуществляется в целях:

§ Защиты национальной безопасности.

§ Соблюдения международных обязательств.

§ Охраны жизни и здоровья людей, животных и растительного мира и окружающей среды в целом.

§ Поддержания общественного правопорядка.

§ Защиты финансового положения и поддержания платежного баланса республики.

Кыргызстан является членом ВТО, Содружества независимых государств, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), поэтому введение каких либо ограничений на импорт (будь то в виде квот или лицензирования) требует должного обоснования и соблюдения всех процедурных вопросов в соответствии с соглашениями, подписанными в рамках участия в вышеназванных организациях. Защита внутреннего рынка страны и отечественных товаропроизводителей может осуществляться путем введения:

§ специальных защитных мер;

§ антидемпинговых мер;

§ компенсационных мер.

1 декабря 2004 года вступил в силу Закон «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», создающий основу для проведения реформы системы технического регулирования. В числе прочих - Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, сокращенный более чем на 70 процентов, показатели, по которым продукция будет сертифицироваться, уменьшены почти в 3 раза, что позволит существенно уменьшить расходы и затраты времени производителей (поставщиков, продавцов) на сертификацию продукции.

3.2. Интеграция в мировую экономику и последствия вступления в

ВТО

Кыргызстан осуществляет торгово-экономические связи почти со 100 государствами мирового торгового сообщества, из которых более 70 стран являются членами ВТО. Экспорт Республики в 2005 г. составляет 686 млн. долл. США. В товарной структуре экспорта преобладают драгоценные металлы (236.6 млн. долл.) и минеральные продукты, включая и энергопродукты (96.8 млн. долл.), также текстиль и текстильные изделия (77.4 млн. долл.), и др.11 НСК КР.

Импорт составляет 1121.3 млн. долл. США. Таким образом, мы имеем отрицательный торговый баланс (-434.7 млн. долл.). В импорте преобладают минеральные продукты и энергопродукты, в частности, нефтепродукты (340.2 млн. долл.), импорт которых вырос по сравнению с предыдущим годом на 25%, также машины и оборудование (156.3 млн. долл.), продукция химических отраслей (130.8 млн. долл.), продовольствие (101 млн. долл.) и др. 22 Там же.

Таблица 3.2

Географическая структура экспорта/импорта11 НСК КР. (млн. долл. США)

Экспорт

Всего

2001

480.3

2002

498.1

2003

590.3

2004

733.2

2005

686.6

СНГ

168.5

168.8

201.4

275.6

303.3

ОАЭ

7.1

36.1

6.5

189.3

173.1

Китай

19.4

41.1

23.4

39.3

26.6

Турция

13.8

16.4

11.0

17.0

18.2

Канада

14.1

0.9

0.1

42.7

22.5

США

94.4

1.8

3.0

3.2

3.3

Латвия

3.4

8.7

9.4

9.0

4.2

Афганистан

1.6

4.4

6.1

8.0

11.9

Германия

0.5

68.8

144.3

3.1

4.1

Великобритания

124.2

96.4

117.9

0.3

2.3

Швейцария

1.2

4.9

31.0

101.8

65.3

Другие страны

27.9

37.5

27.7

29.4

37.3

Импорт

Всего

449.8

572.0

723.7

904.4

1121.3

СНГ

257.0

322.6

410.5

582.1

685.6

Китай

48.5

59.0

77.8

80.1

102.9

США

26.8

47.4

43.1

44.6

67.2

Германия

24.3

31.4

38.6

52.6

37.6

Турция

15.8

17.0

26.0

33.2

33.7

Швейцария

1.2

3.5

2.5

6.4

4.4

Республика Корея

7.8

7.0

11.7

25.1

27.8

Нидерланды

4.0

16.1

12.3

15.7

18.9

Канада

6.8

7.3

2.4

4.2

4.7

ОАЭ

4.8

2.8

7.7

7.8

5.2

Великобритания

6.8

7.3

2.4

4.2

4.7

Другие страны

63.5

65.3

82.0

76.6

104.8

В географической структуре (таблица 3.2) выросли объемы экспорта и импорта со странами СНГ (303.3 и 685.6 млн. долл. соответственно).

Со странами дальнего зарубежья мы имеем относительное увеличение объемов товарооборота. Большую долю в экспорте из них занимают ОАЭ, Швейцария, Китай, Канада, Турция. В импорте - Китай, США, Германия, Турция, Республика Корея. Членство в ВТО открывает широкий доступ на международные торговые рынки, с использованием режима наибольшего благоприятствования способствует развитию экспорта. Членство в ВТО - это поддержка, но не гарантия расширения экспорта, быстрой индустриализации и высоких уровней всестороннего экономического роста и улучшения жизненных условий. Большая часть экономического влияния может наблюдаться только в долгосрочной перспективе.

В этом плане присоединение КР к ВТО можно рассматривать как важный начальный шаг.

Выгоды и преимущества от вступления в ВТО:

1. Гарантируемый всем членам ВТО режим наибольшего благоприятствования, открытые и неограниченные международные рынки.

2. Предоставление торговых преференций.

3. Доступ к оперативной международной торговой информации.

4. Возможность проведения консультаций со всеми членами ВТО в поиске новых партнеров и рынков сбыта.

5. В рамках ВТО предоставляется возможность подготовки высококвалифицированных кадров для работы во внешнеэкономической сфере.

6. Укрепление репутации и престиж республики как надежного торгового партнера, что должно способствовать притоку инвестиций.

7. Кыргызстан может использовать механизм ВТО для рассмотрения жалоб.

8. Быстрый путь к интеграции в международную экономику.

9. Политические преимущества международных связей.

10. Получение свободного транзита через территории нынешних и будущих партнеров ВТО.

11. Получение ряда инструментов торговой политики для защиты собственной экономики:

· ВТО не запрещает повышать НДС и акцизные налоги или увеличивать перечень товаров, подлежащих обложению акцизными налогами;

· Оглашениями ВТО предусмотрено проведение вторичных переговоров по изменению связанных таможенных тарифов;

· ВТО не запрещает своим членам увеличивать ставки налогов и пошлин по причине платежного баланса.

· Возможность применения демпинговых и компенсационных пошлин.

Таким образом, членство в ВТО означает баланс прав и обязательств.

Кыргызстан пока не может воспользоваться благоприятными условиями ВТО, так как большая часть его экспортной продукции неконкурентоспособна на ранках развитых стран, и экспорт в страны ВТО растет, но по-прежнему имеет сырьевую направленность.

Таблица 3.3

Внешнеторговый оборот Кыргызской Республики в ВТО11 Н.С. Аттокурова. Организация внешнеэкономических связей. - Б.,2005. - С.52. (млн. долл.)

2000

2001

2002

2003

Экспорт

504.5

476.1

485.5

581.7

Импорт

554.1

467.2

586.7

716.9

Всего

1058.6

943.3

1072.2

1298.6

Но за период членства тарифное регулирование стало более дифференцированным, при этом наблюдается увеличение поступлений от таможенного обложения, установлены пошлины в защиту отечественных производителей.

Таблица 3.4

Поступления от таможенного обложения11 МПТТ КР (млн. сом)

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

3.660.1

4.210.0

4.938.4

6.525.0

6.676.0

Там.пошл.

297.1

413.4

418.5

441.8

550.0

Акциз

488.9

527.9

569.6

691.9

670.0

НДС

2.870

3.263

3.946

5.384

5.466

Кыргызская Республика не может в полной мере воспользоваться преимуществами ВТО в силу объективных причин:

Во-первых, географическая удаленность и высокие транспортные издержки, недостаточно развитая инфраструктура.

Во-вторых, невысокое качество выпускаемой продукции.

В-третьих, протекционистская внешнеторговая политика отдельных торговых партнеров.

В-четвертых, существует проблема транзита через соседние страны, пока не являющиеся членами ВТО.

Решение этих проблем непосредственно связано с дальнейшим совершенствованием внешнеэкономических связей КР.

В целом в Кыргызстане перспективны следующие отраслевые комплексы, развитие экспорта которых возможно при имеющемся промышленном потенциале:

1. Сельскохозяйственное производство, легкая и пищевая промышленность.

2. Горнодобывающая и металлургическая промышленность,

3. Промышленность строительных материалов.

В фармацевтической отрасли агропромышленного комплекса возможны заготовка различных лекарственных трав и других препаратов.

Также республика имеет значительные электроэнергетические ресурсы. Технически возможные для использования гидроэнергетические ресурсы составляют 72,9 млрд. кВтч, а используются лишь на 19%.11 А. Рахманова. Интеграция Кыргызстана в международное экономическое сообщество. - Б., 2003. - С. 139. Развивая ГЭС и ТЭЦ, Кыргызстан мог бы ежегодно экспортировать до 40 млрд. кВтч ежегодно.

Успешное решение всех этих задач невозможно без содействия таких крупных торговых партнеров, как Российская Федерация, Узбекистан и Казахстан, которые также планируют вступление в ВТО.

По расчетам специалистов к 2010 г. ожидается прирост экспорта свыше 500 млн. долл. за счет кумулятивного эффекта от вступления основных торговых партнеров в ВТО22 Н.С. Аттокурова. Организация внешнеэкономических связей. - Б.,2005. - С. 57..

Таким образом, долговременный успех экономического развития Кыргызской Республики во многом зависит от полной интеграции во всемирную торговую систему. Этот процесс, как и интеграция в мировое экономическое сообщество, должен быть тесно увязан с развитием прогрессивных внешнеэкономических связей, что позволит молодой суверенной республике занять достойное место в системе международного разделения труда и мировом хозяйстве в целом.

Заключение.

Таким образом, мы рассмотрели сущность торговых барьеров и применение их развитыми странами. Из всего вышеизложенного можно сделать определенные выводы.

Внешнеторговая политика- совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговли. Принципами внешнеторговой политики являются протекционизм и свободная торговля. Но в чистом виде они не встречаются. Торговые барьеры выступают в форме защитных пошлин, квот, нетарифных барьеров и "добровольных" огра-ничений экспорта.

Несмотря на всеобщую либерализацию международной торговли, развитые страны используют различные торговые барьеры для защиты внутреннего рынка. Тем не менее, проведя анализ, мы выяснили, что использование торговых барьеров и протекционизма несет в себе худшие последствия и огромные издержки и потери для общества, свободная же торговля способствует экономическому росту и увеличению общих объемов производства в мире и рациональному распределению и использованию внутренних и мировых ресурсов.

Но все же имеются такие доводы в защиту протекционизма как национальная безопасность, защита национальной промышленности, жизни и здоровья населения, окружающей среды, ускорение конкурентных преимуществ импортирующих стран. Таким образом, страны любыми средствами стремятся создать условия в первую очередь для развития национальных экономик.

Также имеют место и политические мотивы, которые порой и вовсе расходятся с целями свободной торговли. В результате оказывается, что политические реалии нередко вызывают большее повышение тарифных и нетарифных барьеров, чем это можно было бы оправдать общественным благосостоянием.

Список использованной литературы

1. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х частях. - Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 1997

2. Фомичев В.И. международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 1998.

3. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Пер. с англ. Под ред. Проф. В.П.Колесова, М.В.Кулакова. М., ЮНИТИ, 1997.

4. .Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1995.

5. А.С. Булатов. Мировая экономика. -М.: Экономистъ, 2004.

6. Овчинников Г.П. Международная экономика. - СПб., 1998.

7. Л.В. Шкваря. Мировая экономика. - М.: Эксмо, 2005.

8. Н.С. Аттокурова. Организация внешнеэкономических связей: Учебник. - Б.: КРСУ, 2005.

9. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М., 1998.

10. А.Рахманова. Интеграция Кыргызстана в международное экономическое сообщество. - Б.: Кыргызстан, 2003.

11. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы. -Научно-практический семинар. - Б., 2001.

12. Экономист, 2005, № 8, с. 64-75.

13. МЭМО, 2002, № 8.

14. МЭМО, 2003, № 3, с. 42-48.

15. World development indicators 2006. - Библиотека Всемирного банка.

16. Japan Almanac 2005. - Библиотека Всемирного банка.

17. Финансы & развитие. - Март, 2005.

18. Рынок капиталов, 2002, № 11, с. 32-34.

19. Реформа, 2005, № 1, с. 15-17.

20. Bureau of Economic Analyses.

21. Trend Information Agency

22. Данные МПТТ КР

23. Данные НСК КР

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.