реферат бесплатно, курсовые работы
 

Сущность торговых барьеров и их применение развитыми странами

Экспортные кредиты бывают:

o краткосрочными- на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

o среднесрочными- на срок от 1 года до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

o долгосрочными- на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Демпинг- метод финансовой нетарифной торговой политик, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок по ценам ниже себестоимости или, по крайней мере, по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, т.е. демпинг является формой международной ценовой дискриминации.77 Г.П.Овчинников. Международная экономика. - СПб., 1998. - С.230. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, так и за счет государственных субсидий. В коммерческой практике может приобретать одну из следующих форм:

o Спорадический демпинг- эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

o Преднамеренный демпинг (хищнический) - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

o Постоянный демпинг- постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

o Обратный демпинг- завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных колебаний курсов валют.

o Взаимный демпинг- встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.33 Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1.-М.:Международные отношения, 1997, с254.

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.

4. Неэкономические методы регулирования, включающие правовые инструменты и прежде всего торговые договоры.

Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах внешнеэкономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу международного сотрудничества, урегулированного нормами международного права., в международных экономических отношениях выработаны и применяются специальные или отраслевые принципы, действие которых направлено в первую очередь на формирование торгово-политических режимов11 Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. М.,1998.- С.12.. Широкое признание получили следующие специальные отраслевые принципы:

Ш принцип наибольшего благоприятствования;

Ш принцип национального режима;

Ш ринцип преференциального режима;

Ш принцип свободы транзита;

Ш принцип гласности внешнеторгового законодательства.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) означает в его общем понимании право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которое другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.

Принцип национального режима наряду с РНБ подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.22 Там же.С.-16.

Принцип свободы транзита включает в себя РНБ и его значимость состоит в обеспечении стабильного доступа товаров к рынкам любой страны и не дискриминационного доступа всех субъектов к транспортным инфраструктурам на равных наиболее выгодных условиях.33 Там же. С.-17.

Принцип гласности внешнеторгового законодательства является важнейшей нормой, исполнение которой позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в связи с изменение внешнеторгового законодательства (законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, ставок пошлин и других сборов, запрещений).44 Та же. С.-18.

Принцип преференциального режима состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран.

Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.

Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение принципов международного экономического права, закрепление обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений.

Многостороннее регулирование осуществляется:

o в рамках интеграционных объединений, в частности Европейского союза (ЕС) в составе 25 государств;

o на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (типа ОПЕК);

o регулирование международной торговли осуществляется специализированными международными организациями - Всемирной торговой организацией (ВТО) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что существенно облегчает использование тарифов на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары. Определяющее значение имеют уровень экономического развития страны, степень обработки товаров и другие факторы. Чем выше уровень экономического развития страны, тем ниже ставки таможенных пошлин. Кроме того, страны стремятся установить высокие пошлины на трудоемкие изделия, поскольку активная иностранная конкуренция на внутреннем рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом работников.

В международной практике сложились два основных направления развития таможенного тарифа.11 Н.С. Аттокурова. Организация внешнеэкономических связей. - Б.,2005. - С. 66. В первом случае для каждого товара (независимо от страны происхождения) устанавливается единый размер ставки. Во втором - по одним и тем же товарам в зависимости от страны происхождения устанавливается несколько видов ставок. В этом случае ставка тарифа может быть высокой и низкой. Высокая ставка устанавливается на товары, поставляемые странами, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Низкая ставка применяется к товарам тех стран, которым предоставлен РНБ. В частности, страны ЕС применяют минимальную ставку к товарам из стран- членов ВТО. При формировании замкнутых экономических союзов страны могут устанавливать преференциальные ставки, которые означают беспошлинный ввозртоваров.

Основой для определения размера тарифа является таможенная стоимость товара. Определение таможенной стоимости производится с использованием следующих методов22 Там же.-- С.67-68.:

* по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

* по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

* по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

* вычитания стоимости (метод 4);

* сложения стоимости (метод 5);

* резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый после-дующий метод может применяться, если не может быть использован пре-дыдущий.

При первом методе под ценой сделки понимается как фактически упла-ченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

Основной метод таможенной оценки неприменим, если коммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в ча-стности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капита-ле другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.

При использовании второго метода в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными това-рами.

Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношени-ях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам33 Там же. - С.68.:

* назначение и характеристики;

* качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

* страна происхождения;

* производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерче-ских условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и тамо-женным органом документально подтверждается их обоснованность.

Метод оценки по цене с однородными товарами предполагает ис-пользование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным с импортируемым товарам.

Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и со-стоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми33 Там же. - С.68..

При определении однородности товаров учитываются их характери-стики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рын-ке, страна происхождения.

Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и вклю-чении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычи-таются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссион-ных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при исполь-зовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибы-ли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных ме-тодов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой тамо-женной практики.

В качестве базы определения таможенной стоимости не могут быть

использованы44 Там же. - С.69.:

o цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;

o цена на товары отечественного происхождения;

o цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;

o произвольно установленная или достоверно не подтвержденная це-на.

Глава 2

Практика применения торговых барьеров развитыми странами

2.1. Анализ внешнеторговой политики ЕС, Японии и США

Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокраще-нии тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) -- на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию составил 4,7%. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокра-щения тарифов на 30 %. Во время нового раунда торговых переговоров в Дохе, начатом в 2001 г., были намечены цели дальнейшей либерализации торговли и отмены государственного субсидирования. Так, к примеру, с учетом тарифов и тарифного эквивалента внутренних субсидий уровень защиты сельского хозяйства составляет приблизительно в США 20%, ЕС- 50% и Японии - 80%.11 Финансы & развитие. Март , 2005.

Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании внешнеэкономической деятельности различных стран остается значитель-ной.

В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются22 МЭМО, 2002, № 8.. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд.долл. ежегодно, что примерно в два раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу.

Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами(60%).

Таблица 2.1

Ведущие экспортеры/импортеры товаров в мировой торговле11 WTO report 2003

Экспорт

Страна

Объем торговли,

% мировой

 

$ млрд.

торговли

1. США

730,9

11,9

2. Германия

569,6

9,2

3. Япония

404,7

6,6

4. Франция

319,5

5,2

5. Британия

273,5

4,4

6. Китай

266,2

4,3

7. Канада

262,2

4,3

8. Италия

241,3

3,9

9. Голландия

229,8

3,7

10. Гонконг

190,7

3,1

Мир

6.162,4

100

Импорт

Страна

Объем торговли,

% мировой

 

$ млрд.

торговли

1. США

1.180,5

18,3

2. Германия

493

7,7

3. Япония

350,1

5,4

4. Британия

332,5

5,2

5. Франция

322,9

5

6. Китай

243,6

3,8

7. Италия

233,7

3,6

8. Канада

228,3

3,5

9. Голландия

207,9

3,2

10. Гонконг

202

3,1

Мир

6.438,8

100

В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США- Япония. Экспортная и импотная квотыстран - членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США -9-11%, Японии - 11-13%.

США. США - крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). Экспорта США составляет 12% мирового объёма экспорта в 2004 г.(795 млрд. долл.), импорт составляет 20.7% (1.276 трлн. долл.) от мирового объема импорта11 World development indicators 2006. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.

На протяжении значительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г. когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали «Предложения по расширению мировой торговли и занятости», которые были обнародованы в конце 1945 г. в качестве основополагающих либеральных направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них - ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.22 З.Романова. Латинская Америка и современная внешнеторговая конкуренция. Экономист, № 8, 2005.

В переговорном процессе по усовершенствованию правил ВТО США продолжают занимать весьма решительную позицию по всем приоритетным направлениям, включая либерализацию торговли сельхозпродукцией, промышленными товарами и услугами. В частности, американцы активно продвигают обнародованную ими еще в конце 2002 г. инициативу о существенном сокращении всех тарифов на потребительские и промышленные товары с перспективой их полного устранения к 2015 г.

Таблица 2.2

Экспорт, импорт, торговый баланс США по регионам11 US Census Bureau. (млн. долл.)

Регионы

Июнь 2004

Июнь 2005

экспорт

импорт

баланс

экспорт

импорт

баланс

Всего: в том числе

68747

127657

-58910

77905

141940

-64034

Северная Америка

25605

37101

-11496

28698

38863

-10165

Европа

15782

27658

-11876

17937

30751

-12814

Тихоокеанский регион

17548

42482

-24934

19070

47450

-28380

Южная и центральная Америка

5131

8416

-3285

6234

10540

-4306

Страны ОПЕК

2013

8082

-6069

2538

10283

-7746

Африка

2455

3746

-2720

1578

4801

-3223

Другие страны

2076

5732

-3276

2855

6161

-3306

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.