реферат бесплатно, курсовые работы
 

Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе

В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении карточек миграционного контроля на границах с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Срок их действия (предварительно) 5 дней. С введением этих карточек каждый прибывающий в Казахстан гражданин из этих республик должен будет декларировать цель своего приезда в нашу страну.

Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе

3.1. Сотрудничество Казахстан - Турция как составная часть интеграционных процессов

Мировое сообщество с удовлетворением отмечает, что Казахстан и Турция, являясь крупными Евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента

Нарибаев. М.К. Сотрудничество Казахстан - Турция как составная часть интеграционных процессов. - Алматы: Вестник КазГУ. Серия экономическая, 1999, № 1. - С. 17.. Как Турция, связанная союзом со странами ЕС, так и Казахстан, имеющий авторитет и играющий ключевую роль в СНГ, оказывают содействие поиску путей и развитию сотрудничества между двумя крупными политико-экономическими образованиями на континенте. Казахстан также развивает прямые контакты с ЕС. Изложенное подтверждает тот факт, что наши отношения строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества, в рамках таких авторитетных между- народных и региональных структур, как ООН, Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс рассматривается именно в контексте усиления интеграции. Причем экономический аспект этого процесса имеет большой удельный вес.

Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.

Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное "сооружение", называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, - таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией - крупными супердержавами.

3.2. Казахстанско-турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС)

Организация экономического сотрудничества (ОЭС) была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотруд-ничество в рамках этой организации носило преимуществен-но двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств - Казахстана, Афга-нистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркме-нистана и Узбекистана - деятельность данного объединения значительно активизировалась.

Основной задачей ОЭС является создание условий для не-прерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик госу-дарств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.

ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав - Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приори-тетные области сотрудничества - транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рам-ках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств про-водятся совещания Совета министров и встречи Глав госу-дарств-членов.

На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стам-буле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбуль-ская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Так-же было принято решение об учреждении 4-х крупных инсти-тутов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.

На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состояв-шейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утвер-ждены основополагающие документы по созданию региональ-ных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой ком-пании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле Закон Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. № 39-1 «О ратификации Соглашения о транзитной торговле Организации Экономического Сотрудничества, подписанного в Исламабаде 15 марта 1995 года». - Казахстанская правда, 1996. - 18 октября., Соглашение об упрощенном по-рядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исла-мабадская Декларация.

Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важнос-ти. Главы государств одобрили пересмотренные и обновлен-ные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изме-нений на международной арене, оказывающих влияние на ре-гион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.

Обновленный Устав Организации - Измирский Договор - был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укреп-ляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и между-народными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конферен-ция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамб-лея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодо-творных взаимоотношений с другими крупными региональ-ными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.

Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной при-оритет отдается таким областям, как транспорт и коммуника-ции, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и куль-туры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить осно-вой для развития других сфер экономики.

В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и ра-бот. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на учас-тке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-ки-лометровой железной дорогой Бафа - Бендер-Аббас. В ре-зультате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бен-дер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через го-рода Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспе-чивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу - с другой. При этом сроки транс-портировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.

Для повышения эффективности использования трансази-атской железной дороги странам-членам необходимо рассмот-реть вопросы принятия единой тарифной политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по совершенствованию уже существующей автотранспортной ин-фраструктуры региона и организации согласно международ-ным правилам и заключенным двусторонним межправитель-ственным соглашениям о международном автомобильном со-общении грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Турцией и Пакистаном. Пре-дусматривается транзит в рамках четырехсторонних соглаше-ний с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспече-ние мультимодальных перевозок и рассмотрение возможнос-ти создания совместной акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.

В рамках программы развития воздушного сообщения от-крыты прямые авиарейсы между столицами и крупными го-родами стран-членов ОЭС.

Как было отмечено выше, Казахстаном, подписано Согла-шение о создании Судоходной компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является действую-щей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау Казахстан и ОЭС: масштабы взаимодействия нарастают. // Казахстанская правда от 9 мая 1998 г.

.

Казахстан, обладая значительными топливно-энергетичес-кими ресурсами, предусматривает рост добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения но-вых месторождений. Однако, в связи с ограниченными воз-можностями по транспортировке нефти и газа проблематич-ным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому Казах-стан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в об-ласти энергетики путем подготовки плана не только по раз-витию нефтегазовой сети региона, но и по соединению энер-гетических систем стран-членов ОЭС.

В марте 1996 года в Иране была достигнута договорен-ность о нефтяном обмене по основным техническим аспектам, связанным с реализацией проекта транспортировки казах-станской нефти из порта Актау через Каспийское море в Се-верный Иран. Стороны договорились, что в первый год после заключения контракта Казахстан поставит в один из иранских каспийских портов сырую нефть в объеме 2 млн. тонн с даль-нейшим наращиванием ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен Иран замещает аналогичный объем нефти в Персид-ском заливе, взимая за это соответствующую транзитную по-шлину. Одним из вопросов, затронутых на Ашгабадском сам-мите, было предложение о прокладке газопровода из Турции через большую часть стран-членов ОЭС с конечным его за-вершением в Пакистане.

В настоящее время в вопросах использования топливно-энергетических ресурсов государствами региона пока преоб-ладают тенденции защиты собственных экономических инте-ресов. В результате, сложились определенные диспропорции между ценами на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. При этом стоимость узбекского природного газа и электроэнергии из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, поставляемых в южные районы Казахстана соизмерима или превышает мировой уровень цен на эти виды энергоресурсов. Оплата по мировым ценам получаемых энер-горесурсов из соседних стран приводит к значительным эко-номическим потерям и вынуждает Казахстан вкладывать ин-вестиции в развитие собственной энергетики.

Учитывая общность интересов, правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана 5 апреля 1996 года в Ташкенте подписали Соглашение об использовании топливно-энерге-тических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов в Центрально-азиатском регионе. Реализация данного соглашения позволит решить вопросы по взаимным экономически обоснованным поставкам электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов в увязке с наиболее эффективным ис-пользованием гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи, по сближению ценовой и тарифной политики в топливно-энерге-тическом комплексе. Турция и современные проблемы региональной экономической интеграции. - Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск пятый. М., 1998. - С. 47.

Важное значение имело вступление в силу Соглашения об упрощенном порядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС и Соглашения о транзитной торговле (рати-фицированы Парламентом РК 9 октября 1996 г.), которое при-дало импульс торгово-экономическим связям Казахстана. Наша страна получила возможность беспошлинно использо-вать транзит своих товаров через территории государств, под-писавших данные документы.

4 мая 2001 года в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета министров иностранных дел ОЭС. Участники встречи заслушали доклад Генерального секретаря о деятельности Организации, обсудили бюджет Секретариата на 2001 год, ежегодный план мероприятий и программу работы Секрета-риата на 2001 год, состояние договорно-правовой базы со-трудничества, бюджетные и аудиторские вопросы. Они со-шлись во мнении, что страны-члены ОЭС должны постепенно устранять внутрирегиональные тарифные и нетарифные барь-еры, способствовать дальнейшему развитию транспорта и ком-муникаций, ускорить ратификацию межгосударственных согла-шений. В целях активизации торговых обменов было предло-жено разработать региональное соглашение о торговле (ЕСО-ТА). Было признано целесообразным согласовать список при-оритетных направлений и проектов сотрудничества, сократить число официальных мероприятий по линии ОЭС во избежание нерационального использования сил и средств, а также для обеспечения их высокой продуктивности.

По итогам 11-го заседания принято Душанбинское ком-мюнике, в котором нашло свое отражение стремление государств ОЭС к повышению эффективности ее деятельности и превращению Организации в надежный инструмент многосто-роннего сотрудничества в регионе.

Казахстан придерживается мнения, что ОЭС как крупная региональная организация, обладает весьма большим потен-циалом. Объединяющая государства евроазийского континен-та с общей численностью населения около 300 млн. человек, обладающих огромными природными богатствами, разветв-ленной сетью коммуникаций, Организация экономического со-трудничества, несомненно, будет играть возрастающую роль в системе мирохозяйственных связей, принося пользу всем го-сударствам-членам. Казахстан считает необходимым повышать практическую отдачу от деятельности Организации, эффек-тивность ее механизмов, налаживать конструктивное взаимо-действие ее членов.

3.3. Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отно-шений

Дальнейшая интенсификация казахстанско-турецких отно-шений, их наполнение новым содержанием отвечает долго-срочным стратегическим интересам нашей страны. Назрела необходимость более полного использования Казахстаном ак-тивной позиции Турции в некоторых сегментах евразийского политического пространства. В первую очередь, это касается поддержки Турцией внешнеполитических инициатив нашей страны, включая меры по созыву СВМДА, продвижения инте-ресов Казахстана в рамках таких региональных структур, как ОБСЕ, ОЭС и ОИК. Масштабы казахстанско-турецкого сотрудничества в со-стоянии значительно увеличиться с реализацией ряда круп-ных совместных проектов. Среди них выделяются вынашивае-мые планы по транспортировке различных грузов через терри-торию Турции, использованию транскавказского транспортно-го коридора Европа - Кавказ - Азия, а также трансазиатской железнодорожной магистрали. Встречи казахстанского лидера с вновь избранным Пре-зидентом Турции А.Сезером в ходе Саммита ООН и визит турецкого руководителя в Казахстан 19-20 октября 2000 года продемонстрировали стремление политического руководства двух стран к наращиванию взаимовыгодных контактов по все-му спектру сотрудничества, развитию регулярного двусторон-него диалога.

Казахстанская дипломатия и впредь будет уделять повы-шенное внимание вопросам укрепления сотрудничества меж-ду нашими государствами, рассматривая Турцию в качестве важного партнера. Казахстан и Турция будут продолжать вза-имодействие в международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ.

Заключение

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, о том, что турецко-казахстанские отношения в рассматриваемый период времени с 1991 года по настоящее время, занимали важное место в системе международных отношений. Развитие связей между двумя державами прошло через новый этап, отличавшийся от предшествовавших своими особенностями.

Турция является одним из наиболее важных региональных партнеров Казахстана, с которой его связывают не только экономические отношения, но и глубокие культурно-исторические связи. Необходимо отметить, что именно Турция первой признала независимость Казахстана 16 декабря 1991 г. На всем протяжении своего развития казахстанско-турецкие отношения опираются на совпадение или близость позиций по широкому кругу вопросов Исмаилова С. Турция-Казахстан: все еще впереди. - А.: Деловая неделя, 1997. - 29 ноября..

Заинтересованность обоих государств в развитии экономических связей создает хорошую базу для всестороннего сотрудничества, основы которого были заложены в конце 1990 г. и закреплены в ряде документов на государственном уровне. Подтверждением значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем уровне в ходе официального визита президента С. Демиреля и премьер-министра Т. Чиллер в 1995 г. в Казахстан. В ходе визита стороны подчеркнули стратегический характер взаимоотношений, и была достигнута договоренность о необходимости продолжения контактов на высшем уровне по меньшей мере раз в год.

Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами, несмотря на объективные трудности, развивается успешно и имеет устойчивую тенденцию к расширению. По объему товарооборота Турции со странами СНГ Казахстан прочно удерживает третье место после России и Украины. Турция-1996. - Анкара: Государственный институт статистики Турции, 1997. - С. 42.

Структура казахстанского экспорта в Турцию за четыре последних года не претерпела каких-либо серьезных изменений и имеет резко выраженный сырьевой характер. Основными товарами экспорта являются катодная медь и катоды, цинк в слитках, прокат черных металлов, удобрения, шкуры животных, шерсть и другие. В Турции закупались товары народного потребления, продовольственные товары, лекарства, автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные станции, моющие средства и др.

Важное место в развитии двусторонних торгово-экономических отношений занимает открытая в 1992 г. кредитная линия на $200 млн, включающая в себя товарный кредит в сумме $55,7 млн и инвестиционный кредит на освоение различных проектов - $144,3 млн. На проработке в Эксимбанке Турции находятся проекты по строительству ряда заводов, в том числе, электробытовых приборов в Алматы ($11 млн), санитарно-технических изделий в Талдыкорганской области ($1,5 млн) и линия по производству кабельной продукции в Семипалатинске ($1,3 млн).

В ходе переговоров посольства Казахстана с Эксимбанком Турции в июне 1996 г. были затронуты вопросы участия банка в обустройстве Акмолы, где уже задействован ряд турецких компаний. Руководство банка проявило заинтересованность в данном вопросе и подтвердило возможность участия в финансировании казахстанских проектов совместно с другими иностранными банками и международными финансовыми институтами. С привлечением средств Эксимбанков Турции и США турецкой компанией "Окан Холдинг" начато строительство пятизвездочной гостиницы в Акмоле. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 октября 1995 г. N 1312 О строительстве турецкой компанией "Окан Холдинг/Исот" пятизвездочной гостиницы "Астана" в г. Акмоле (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 1998 г. N 57; от 30.10.98 г. N 1114) 

Активна деятельность турецких деловых кругов в Казахстане. Так из 2200 иностранных фирм, осуществляющих совместное производство, 319 являлись турецкими. По данным Государственного Управления внешней торговли Турции, более 200 турецких фирм ведут разработку или приступили к осуществлению свыше 40 проектов на общую сумму $2 млрд. Турецкие компании участвуют в реализации крупных проектов в топливно-энергетическом комплексе, а также в модернизации ряда предприятий металлургической промышленности. Активно развивается сотрудничество в сельском хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Налажено производство и создано 14 совместных предприятий по переработке кожевенного сырья и отходов кожевенного производства с дальнейшим изготовлением товаров народного потребления.

В настоящее время на рассмотрении турецкой стороны находится перечень приоритетных инвестиционных проектов в области сельского хозяйства и предложения по созданию совместных предприятий.

Укрепляются связи и в области банковского дела. Крупнейшие банки Турции Зираат Банкасы и Эмлак Банкасы учредили в Алматы с казахстанскими партнерами совместные банки, которые сейчас успешно действуют на финансовом рынке республики. Одной из основных их задач является обслуживание необеспеченных прямыми государственными гарантиями инвестиционных проектов как государственного, так и частного секторов Турции в Казахстане.

Широкие перспективы расширения двусторонних торгово-экономических связей открылись с вводом в эксплуатацию 13 мая 1996 г. железнодорожного перехода Теджен - Серахс - Мешхед, обеспечивающего сквозное движение по Трансазиатской железнодорожной магистрали от Тихоокеанского побережья к Средиземноморью общей протяженностью 10,5 тыс. км.

Между тем нынешнее состояние развития двусторонних торгово-экономических отношений между Казахстаном и Турцией, несмотря на достигнутую солидную договорно-правовую базу, неуклонный рост товарооборота, обилие переговоров и взаимных визитов, не в полной мере отвечает имеющимся возможностям между двумя странами и имеет огромный потенциал. Прежде всего, отрицательное влияние на развитие отношений оказывают характерные для нынешнего этапа времени общие негативные факторы, такие как кризисные явления в экономике в целом, производственный спад, растущая инфляция, неотрегулированность нормативной базы, отсутствие должного государственного контроля и другие. Все это ведет к снижению активности турецких деловых кругов в Казахстане.

Сдерживают развитие двусторонних деловых связей и слабо налаженные прямые контакты между объединениями деловых людей обеих стран. На сегодняшний день остаются невостребованными возможности турецких компаний в модернизации казахстанских предприятий тяжелой индустрии, а также в области энергетики, нефтехимии, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства.

Широкие перспективы для расширения делового сотрудничества открылись в связи с переносом столицы в Акмолу. Турецкие строительные фирмы имеют огромный опыт работы на пространстве СНГ, особенно в России, на Украине и в Туркменистане, где для строительства жилья, социально- бытовых комплексов, отелей, коммуникаций успешно привлекаются средства третьих стран и международных финансовых организаций.

Действующие в Казахстане турецкие фирмы в своем подавляющем большинстве являются мелкими и средними. Крупный же капитал пока занимает выжидательную позицию и не спешит делать большие и долгосрочные инвестиции. Это обстоятельство объясняется отсутствием скоординированной и планомерной информационной работы министерств и ведомств по разъяснению экономического права Казахстана, а это в свою очередь приводит к тому, что иностранные деловые круги основывают свою стратегию на казахстанском рынке на неверных или устаревших сведениях. В этой связи остро встает вопрос о более тесных совместных отношениях между правительствами Казахстана и Турции, которые бы позволили скоординировать деятельность в сфере экономики.

В результате возросших контактов между различными ведомствами двух стран, особенно внешнеполитических и торговых, и обмена визитами на высшем уровне, были достигнуты некоторые компромиссы по отдель-ным вопросам. Визиты на высоком уров-не способствовали активизации турецко-казахстанских связей в экономической и научно-технической областях.

Идеи нового политического мышления РК в международных делах привели к качественному сдвигу в международных отношениях в целом, и в отношениях с Турцией и РК в частности.

Ход истории, общественного прогресса не только настоятельно требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия всех государств, независимо от их общественного строя и географического положения, но и создает для этого необходимые политические, социальные, материальные предпосылки.

Будущее турецко-казахстанских отношений, как и будущее отношений между всеми держава-ми мира будет зависеть от стремления решить многие вопросы, разногласия и противоречия путем мирных переговоров, исключая возможность нанесения ущерба другим странам.

Список использованной литературы

I. Работы общетеоретического характера

1. Назарбаев Н. А.. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. - 296 с.

2. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с.

3. Назарбаев Н. А.. На пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - 288 с.

  • 4. Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. - 13 окт.
  • 5. Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля.
  • 6. Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2

7. Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. - 736 с.

8. Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000. - 584 с.

9. Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.

II. Источники

1. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь. 5-7.

2. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. - 2002. - 2 мая.

3. Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой. - А. Казахстанская правда, 1992. - 3 марта.

4. Соглашение между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой об освобождении на основе взаимности граждан обеих стран от въездных-выездных виз (г. Алма-Ата, 2 марта 1992 года) ). - Казахстанская правда, 1992. - 3 марта

5.   Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. № 137-р «О строительстве Казахско-Турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави». - Казахстанская правда, 1993. - 9 апреля.

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 октября 1995 г. N 1312 О строительстве турецкой компанией "Окан Холдинг/Исот" пятизвездочной гостиницы "Астана" в г. Акмоле (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 1998 г. N 57; от 30.10.98 г. N 1114) 

7. Закон Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. № 39-1 «О ратификации Соглашения о транзитной торговле Организации Экономического Сотрудничества, подписанного в Исламабаде 15 марта 1995 года». - Казахстанская правда, 1996. - 18 октября.

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 1999 года N 1300 Об оказании дополнительной гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения 17 августа 1999 года в Турецкой Республике

9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2001 года N 1550 О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики об урегулировании порядка взаимных поездок граждан

10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2002 года N 344 О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о безвозмездной военной помощи и Исполнительного протокола между Министерством обороны Республики Казахстан и Генеральным штабом Турецкой Республики относительно финансовой помощи к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Турецкой Республики о безвозмездной военной помощи

11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»

12. Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА.// Казахстанская правда от 17.09.1999 г.

13. Деятельность совместных и иностранных предприятий на 1 января 2002 г. Пресс-релиз. - А: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002. - 5 апреля.

14. Казахстан и Европейский Союз. Сборник документов и материалов. - Алматы. 1997. - 215 с.

III. Монографии и статьи

1. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.

2. Алматинская Декларация 5-й встречи глав государств и правительств стран членов ЭКО. // Казахстанская правда от 12 мая 1998 г.

3. Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.

4. Исмаилова С. Турция-Казахстан: все еще впереди. - А.: Деловая неделя, 1997. - 29 ноября.

5. Казахстан и Европейский Союз. - Алматы, 1997. - 124 с.

6. Казахстан и ОЭС: масштабы взаимодействия нарастают. // Казахстанская правда от 9 мая 1998 г.

7. Казахстанско-турецкому сотрудничеству крепнуть. Казахстанская правда, 1992, 30 апреля.

8. Кунаков В. В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва: Дипломатическая академия МИД России, кафедра международных экономических отношений Института стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете имени М.В. Ломоносова, 1998. - С. 21

9. Кыдырбекулы Д. Казахстан в системе региональной интеграции. // Мысль. 1995. № 8.

10. Кыдырбекулы Д. Эволюция дипломатии Казахстана: от истоков к современности. // Казахстан и мировое сообщество. 1996. № 4.

11. Мамедов Д.И. Развитие Американо-турецких военно-политических отношений. - Автореферат диссертации кандидата исторических наук: М.,1990. - 21 с.

12. Мамедов С.М. Советский Союз во внешнеполитических приоритетах Турции в 80-е годы. - Автореферат диссертации кандидата исторических наук: М.,1991. - 25 с.

13. Между Казахстаном и Турцией вводится визовый режим. - А: Казахстанская правда, 2001. - 27 ноября.

14. Минулин Р. Турецкий марш. - А: Караван, 2001. - 21 сентября.

15. Нарибаев М К История и перспективы развития казахстанско-турецких двусторонних отношений Саясат, 1998, №4, стр 49

16. Нарибаев. М.К. Сотрудничество Казахстан - Турция как составная часть интеграционных процессов. - Алматы: Вестник КазГУ. Серия экономическая, 1999, № 1. - 147 с.

17. Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, С. 63

18. Нуракымов Р. Каков лик нашей экономики? // Мысль, 1998, №8, С.68

19. Об участии Президента Н.А. Назарбаева во встречах глав государств-членов ОЭС (14.05.96 г. Ашгабад). // Дипломатический курьер. 1996. № 3.

20. Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Турецкой Республики г-на Куртулуша. Ташкент. - А: Казахстанский информационный центр, 1999. - 3 марта.

21. Серьезному обсуждению главы Казахстана и Турции подвергли вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере. - Казахстанская правда, 2000. - 5 октября.

22. Саммит ОБСЕ: с новой Хартией - в новый век. // Казахстанская правда от 19.11. 1999 г.

23. Соглашение о таможенном союзе Турции и Европейского Союза (ЕС) и его возможные последствия для турецкой экономики. - «Вестник Московского университета (Востоковедение)», апрель 1996 г.

24. Турецкая Республика. - Страны мира (справочник). М.: Республика, 1997. -154 с.

25. Турция-1996. - Анкара: Государственный институт статистики Турции, 1997. - 147 с.

26. Турция и современные проблемы региональной экономической интеграции. - Ближний Восток и современность. Сборник статей. Выпуск пятый. М., 1998. -137 с.

27. Хан Г.Б. Внешняя политика Республики Казахстан. Учебное пособие Алматы. 1999 г.

28. Черников И.Ф. Советско-турецкие отношения в 1934-1972 годах. - Автореферат диссертации доктора исторических наук: Киев,1983. - 31 с.

29. Шен В Казахстан и Турция деловые связи носят долгосрочный характер Азия - экономика и жизнь. 1996, № 40,сентябрь.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.