реферат бесплатно, курсовые работы
 

Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе

Итоги Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики, дипломаты и исследовате-ли международных отношений сошлись во мнении, что сам факт проведения совещания руководителей внешнеполитичес-ких ведомств государств, многие из которых находятся в не-приязненных отношениях друг с другом, а также подписание всеми странами Декларации - это несомненный успех ка-захстанской дипломатии.

Казахстан принимает активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реали-зации находится инициированная Главой казахстанского го-сударства Специальная программа по социально-экономичес-кому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА) под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.

Как весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна исходит из необходимости более развернутого диалога с ОБСЕ, включая вопросы безо-пасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчер-пало своих возможностей как универсальный механизм обес-печения безопасности на обширном пространстве Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать кон-сультации с постсоветскими государствами рамками обме-на мнениями о выборном процессе и соблюдении прав чело-века, хотя эти вопросы представляют несомненный практи-ческий интерес.

Что касается НАТО, то Казахстан присоединился к про-грамме "Партнерство во имя мира", имея в виду сотрудниче-ство не только в военной сфере, но и регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической областях.

Активизируется деятельность Казахстана в рамках Орга-низации экономического сотрудничества. Приоритетное зна-чение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт, коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание развитию транспортной инфраструкту-ры. Ставится задача полного и эффективного использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша стра-на планирует присоединиться к международным соглашени-ям о транзитных коридорах Юг-Север, Восток-Запад. Изуча-ются также потенциальные возможности транспортного про-екта ТРАСЕКА.

В 1997 году произошла стыковка железных дорог транса-зиатской магистрали на участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на восточном побе-режье Китая соединился железной дорогой с иранским пор-том Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта магистраль может обеспечить Ка-захстану доступ к открытым морям. Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г. - С. 3.

В начале 90-ходов XX века, ставших символом крушения биполярной системы мироустройства, международные отно-шения вступили в принципиально новую фазу своего разви-тия. Создавшиеся условия открыли беспрецедентные возмож-ности для внешнеполитической и внешнеэкономической ак-тивности многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между интересами двух сверхдер-жав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция прояви-лась в странах Азии. Многие из государств азиатского конти-нента, обладая мощным экономическим потенциалом, громад-ными трудовыми и природными ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах, но и оказывать существенное влияние на геополитические процес-сы в мировом масштабе.

Нынешняя обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают регион в один из основных полюсов в современных междуна-родных отношениях. В последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран (рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов) заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60 процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой торговле. Согласно экс-пертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с наиболь-шим ВНП пять государств будут азиатскими Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - С. 552..

Крайне отрицательное влияние на укрепляющиеся пози-ции стран оказал ази-атский финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге положитель-ный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире укрепи-лось понимание, что наибольшую опасность стабильности го-сударств стали представлять скорее финансовые и экономи-ческие факторы, нежели военная угроза. Это обусловило зна-чительное усиление экономической составляющей в страте-гии национальной безопасности государств

Изложенные факторы всесторонне учитываются во внеш-ней политике Казахстана - по сути азиатского государства, - который имеет собственные интересы в этом перспективном регионе. Располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии и обладая весомым экономическим потенциалом, Казахстан вправе рассчитывать на достойное место в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской дипломатии в данном регионе состоит в укреплении взаимовыгодных отно-шений со странами на долгосрочной основе. Сотрудни-чество с азиатскими государствами, безусловно, соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его международные позиции, способствует успешному прове-дению экономических преобразований внутри страны.

Государства Ближнего и Среднего Востока органично вхо-дят в ареол важных интересов Казахстана в силу их географи-ческой близости, экономического потенциала, а также тесно связанных исторических и культурных корней с народами этих стран. Значимость Ближнего и Среднего Востока подкрепля-ются его уникальным геополитическим преимуществом, име-ющимися в этом регионе огромными людскими и природны-ми ресурсами. Указанные факторы определяют устойчивое стремление многих государств современного мира к наращи-ванию широкомасштабного сотрудничества с этим регионом.

Приоритетная задача казахстанской дипломатии на Сред-нем Востоке состоит в планомерном расширении взаимовы-годных экономических связей и политического сотрудничества с соответствующими странами. Развитие продуктивных отно-шений нашей страны с государствами Среднего Востока тре-бует сохранения сложного баланса политических и экономи-ческих интересов всех участников этого процесса, поиска вза-имоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных интересов.

Одним из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика - давний и стабильный парт-нер Казахстана.

Глава II. Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе

2.1. Двусторонние торгово-экономические отношения Турции и Казахстана

Казахстанско-турецкое сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.) Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой. - А. Казахстанская правда, 1992. - 3 марта.

. Не прерывают-ся плодотворные контакты на высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны подпи-сали пакет важных межгосударственных соглашений, кото-рые заложили фундамент долгосрочного сотрудничества.

За последнее десятилетие эта страна доби-лась значительных успехов в проведении рыночных и демок-ратических преобразований, сумела укрепить свой междуна-родный авторитет. Теоретическую базу турецкой внешней по-литики, равно как экономики и доктрины национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное исполь-зование ресурсов развития и центральная роль в регионе.

Катализатором этого процесса, особенно на первоначаль-ном этапе, стал такой фактор, как историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления Анкары играть консолидирующую роль в так называемом "тюркском мире", официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) про-демонстрировали прагматичный подход сторон к перспекти-вам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казах-стан готов всемерно развивать двусторонние связи в полити-ческой, экономической и гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных направлениях своей дип-ломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом "стар-шего брата". Это заявление было правильно воспринято в Ан-каре. Турция же недвусмысленно демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь связаны с США и Европой. Токаев К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. - Алматы: Б1л1м, 1997. - С. 524.

Тем не менее, наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества. Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном саммите Глав тюркоязычных государств в Стам-буле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев. Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с междуна-родным терроризмом. Предметом плодотворных контактов яв-ляется казахстанская инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обес-печивающей прочную безопасность.

Можно констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних отношениях, а также совпаде-ние взглядов по многим международным проблемам, турец-кий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней политике Казахстана (также как и других Цент-рально-азиатских стран). Это подтвердили и итоговые доку-менты встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной сфере, кроме образования и культуры.

Тем не менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого государства за неизменно дру-жественное отношение к нашей стране. Турция была первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.

Двусторонние торгово-экономические отношения разви-ваются в целом поступательно и имеют устойчивую тенден-цию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Тур-ции со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку пос-ле России и Украины. Общий объем турецких инвестиций, при-влеченных в казахстанскую экономику, превысил 500 млн. дол-ларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие взаимной торговли оказали азиатский и российский финан-совые кризисы. Если в 1998 году общий товарооборот соста-вил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигну-тый в 2000 году объем товарооборота на уровне 206 млн. дол-ларов.

Заметную активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков про-ектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность турецких компаний, работающих в Ка-захстане, направление их деятельности ограничивается в ос-новном строительством и торговлей. Они пока не представлены в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия, переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою очередь, казах-станские компании, за исключением "Эйр Казахстан", не пред-ставлены в Турции.

На 1 января 2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных с участием партнеров из 107 стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г. Алматы - 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует - по 270 предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской - 129.

Наибольшее число действующих предприятий из числа стран Содружества создано с фирмами Российской Федерации - 834, Кыргызстана - 74, Узбекистана и Украины - по 53.

С участием стран из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция - 513 предприятий, Китай - 336, Иран - 122 и Республика Корея - 119. Деятельность совместных и иностранных предприятий на 1 января 2002г. Пресс-релиз. - А: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002. - 5 апреля.

В качестве фактора, способного заметно оживить двусто-роннее сотрудничество, дипломаты двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства транскаспийских и транскавказских экспортных трубопрово-дов. Понятно, что особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия. Позиция Турции зак-лючается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и нео-днозначное восприятие международным сообществом ситуа-ции вокруг Каспия не позволяют Анкаре акцентировано выра-жать свою позицию по этому вопросу.

В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стам-бульская Декларация по проекту нефтепровода "Баку-Джейхан". Анкара придает большое значение этому проекту, отво-дя ему роль основного экспортного маршрута по доставке кас-пийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.

Подписание упомянутых документов - это, скорее всего, лишь начальный этап перед более сложной фазой - обсужде-ния технических и коммерческих условий проекта. Здесь не-обходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, "Баку-Джейхан" вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломати-ческие усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по скло-нению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопос-тавленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергети-ческим ресурсам Каспийского региона.

Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России. Серьезному обсуждению главы Казахстана и Турции подвергли вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере. - Казахстанская правда, 2000. - 5 октября.

Открытие новых месторождений нефти на казахстанском шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю.

С турецкой стороны было высказано предложение о присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.

Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге) Минулин Р. Турецкий марш. - А: Караван, 2001. - 21 сентября..

Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.

Выступление министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран - особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому "наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться". Взамен же Сабахаттин пообещал "и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции".

В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной Азии и упреждающих мер, принимаемых республикой в связи с терактами в США, г-н Чакмакоглу сказал, что военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака "разведка" уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит.

2.2. Казахстанско-турецкое со-трудничество в культурно-гуманитарной области.

Успешное развитие получило казахстанско-турецкое со-трудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Междуна-родный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.   Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г № 137-р «О строительстве Казахско-Турецкого университета им. Ходжа Ахмеда Ясави». - Казахстанская правда, 1993. - 9 апреля. На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ - современное высшее учебное заведение с солидной методи-ческой и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заве-дениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на по-жертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахс-ко-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают раз-личные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.

Богатыми по содержанию являются двусторонние связи в области культуры. Традиционным стало проведение на вза-имной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции спе-циалистов областных и республиканских телекомпаний Казах-стана; организация выставок изобразительного и декоратив-но-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Тур-кестане; различные юбилейные мероприятия.

Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследова-ния тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюр-кологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного про-филя, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала "Музыка тюркского мира", а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.

В настоящее время между Казахстаном и Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение подписали министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир Между Казахстаном и Турцией вводится визовый режим. - А: Казахстанская правда, 2001. - 27 ноября.. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три-четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году Соглашение между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой об освобождении на основе взаимности граждан обеих стран от въездных-выездных виз (г. Алма-Ата, 2 марта 1992 года). - Казахстанская правда, 1992. - 3 марта, будет еще действителен. Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно-культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев. Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп-туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.