| |||||
МЕНЮ
| Мировая экономика и международные экономические отношенияРасширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации свя-зей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились со-глашением о создании Европейского экономического пространст-ва (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устране-ние торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Со-глашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допус-кать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее от-сталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных ус-ловиях ввозить свои продукты в ЕС. Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994 г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя. В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария. Внутри Содружества Независимых Государств (СНГ) заключено два соглашения об углубленной интеграции. В январе 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили соглашения о создании Таможенного союза, В Северной Америке в январе 1989 г. вступило в силу Американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывавшая двухстороннюю торговлю почти в 200 млрд. дол. в год. В течение десяти лет должны были быть ликвидированы все оставшиеся между США и Ка-надой тарифные и нетарифные ограничения на любые операции - на-чиная от рекламы и кончая дальней связью и торговлей вином. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить соб-ственные импортные ограничения на торговлю с третьими страна-ми. В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской зоны свободной торговли (по первым буквам английского названия - НАФТА). После рати-фикации в странах-участницах оно вступило в силу 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения: ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле к поэтап-ное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами; смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике; либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке; создание американо-канадско-мексиканской арбитражной комиссии. Реализация достигнутых договоренностей приведет к возникновению самого крупного в мире торгового блока с насе-лением 378 млн. человек и совокупным ВВП более 8,5 трлн. дол. (1995). Создание НАФТА позволит соединить экономическую мощь США, природные ресурсы Канады и дешевую рабочую силу Мексики, что-бы успешнее конкурировать с Европой, Японией и Восточной и Юго-Восточной Азией. Впервые в мире торговый блок объединил развитые государства и развивающуюся страну. Прорабатывается идея формирования “атлантической” зоны свободной торговли, объединяющей НАФТА и ЕС. В апреле 1998 г. в Сантьяго (Чили) 34 страны Западного полушария утвердили план создания к 2005 г. Американской зоны свободной торговли (ФТАА) от Аляски до Огненной земли. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в ноябре 1989 г. состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничест-ва (АТЭС). Ныне в эту региональную группировку входят 21 страна и территория Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зе-ландия, КНР, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия (с ноября 1998 г.), США, Таиланд, Тайвань, Сингапур, Филиппины, Чили, Япония.. Секретариат АТЭС находится в Сингапуре. В отличие от ЕС и НАФТА эта интеграционная группировка представляет более аморфное и многослойное образование. Формально АТЭС имеет консультативный статус, но фактически в рамках его рабочих органов ведется выработка региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Для АТЭС характерна ориентация на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, когда каждый из участников берет на се-бя обеспечение той стороны деятельности объединения, где он располагает наилучшими возможностями, и координирует деятель-ность в этой “своей” области. Концепция АТЭС нацелена на по-ощрение взаимодействия в первую очередь в частнопредпринима-тельском секторе, на уровне фирм. В ноябре 1994 г. на встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС поставили задачу обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран АТЭС и 2020 г. - для развивающихся стран. Несколько десятков интеграционных группировок различных типов существует в развивающихся странах. В качестве примеров можно упомянуть такие блоки, как Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) Разрабатывается проект создания зоны свободной торговли, которая не позднее 2005 г. должна объединить ЕС и страны блока МЕРКОСУР., Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма), Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС) (16 Распространяющееся поветрие создания экономических союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во вcе большей степени будет определять эффективность на-циональных экономик и мировой статус государств. Иногда да-же высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения. Высокая сте-пень интернационализации хозяйственной жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей “скорлупе”. Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами груп-пировок, будет невелик - либо надеяться на получение по опре-деленным видам товаров статуса наибольшего благоприятствова-ния, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщест-во, либо создавать собственную торговую зону (но такие воз-можности есть не во всех регионах). 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (МЭО). МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЭО Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает междуна-родная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансгранич-ных экономических потоков. Однако ее характер существенно из-менился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (техноло-гического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации про-изводства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологи-ческих процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме пря-мых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернаци-онализация производства способствуют интернационализации науч-но-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями. Быстро растущий товарный экспорт способствовал и росту ми-рового экспорта услуг, превратившегося в важную составляющую МЭО и оказывающего увеличивающееся обратное влияние на международную торговлю товарами, особенно наукоемкими. Очень большое значе-ние имеют услуги по обработке и передаче информации. Сейчас закладывается фундамент глобальной системы телекоммуникаций, единой информационной сети, обеспечивающей становление гло-бальной экономики, идущей на смену организованным по нацио-нальному признаку макроэкономическим государствам. Интернационализация экономических процессов, появление вы-шедших за свои географические пределы национальных экономик и охва-тывающих несколько стран производственно-инвестиционных комплексов ТНК способствовали интернационализации валютно-кредитных отноше-ний, возникновению международной валютно-финансовой системы, функционирующей на наднациональном уровне. Валютно-кредитные отно-шения, выступающие важнейшим связующим звеном между экономиками отдельных государств, опосредующие МРТ, нередко сравнивают по своему значению с кровообращением и обменом веществ в организме. Междуна-родный рынок ссудных ка-питалов, основанный на наднациональном рынке евровалют, обслу-живает уже не межгосударственные связи, а интернациональных экономических операторов, т.е. ТНК, международный бизнес. В то же время глобализация международного финансового рынка и его растущая интеграция с рынками национальными способствуют сра-щиванию финансовых систем различных стран, что в перспективе может привести к созданию единой финансовой системы в масшта-бах всего мирового хозяйства. Интернационализация хозяйственной жизни, тесная взаимосвязанность и взаимозависимость национальных хозяйств (в том чис-ле через сотни тысяч прямых производственных связей на микроэкономическом уровне), растущий международный резонанс процессов, происходящих в экономиках ведущих стран мира, и обратное воздействие мирохозяйственных процессов на национальные эконо-мики стимулировали в послевоенный период межгосударственное регулирование экономических процессов, осуществляемое через систему многочисленных интеграционных объеди-нений, международ-ных организаций и соглашений. Все более существенную роль в межгосударственном регулиро-вании МЭО играет Организация Объединенных Наций (ООН), в которую входят 185 стран. Среди организаций ООН, непосредственно связанных c экономической де-ятельностью, следует упомянуть Экономический и социаль-ный совет ООН (ЭКОСОС), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и др. Пожалуй, наиболее известными специализированными учреждени-ями ООН являются Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка, в которую входят Международный банк рекон-струкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпора-ция (МФК), Международная ассоциация развития (MAP) и Междуна-родное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА). МВФ и МБРР были учреждены в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США). В МВФ входит 182 страны (в том числе с июня 1992 г. - Россия). Капитал Фонда складывается за счет взносов стран-членов. Каждое государство имеет в нем свою квоту, которая устанавливается в зависимости от удельного веса страны в мировой экономике и торговле. Наибольшими квотами располагают: США - 18,25%, Германия и Япония - по 5,67, Великобритания и Франция - по 5,10, Россия - 2,97. Квота страны определяет число ее голосов при принятии решений в Совете управляющих МВФ, а также возможность пользоваться ресурсами Фонда. Первоначально МВФ был предназначен для финансовой поддержки развитых стран, регулирования их платежных балансов и поддержания стабильности их валютных курсов. В 1947-1976 гг. 60,6% кредитов МВФ получили промышленно развитые страны Запада. С 70-х гг. акценты в деятельности МВФ сместились с проблем платежного баланса на стабилизационные программы (программы оздоровления экономики). Основными заемщиками Фонда стали развивающиеся страны (92,1% всех кредитов МВФ в 1977-1991 гг.), а в последние годы и страны с переходной экономикой, включая Россию. В целом за 1947-1998 гг. наиболее крупные суммы кредитов МВФ получили (в порядке убывания) Мексика, Россия Общая сумма фактически полученных от Фонда средств на середину МВФ осуществляет эмиссию международной счетной валютной единицы CДР (SDR, специальные права заимствования), которая предназначена для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах стран в МВФ. Курс СДР определяется на основе валютной корзины из 5 валют (доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов). Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые В МБРР входит 181 страна, в том числе Россия (с июня 1992 г.). Чтобы вступить в МБРР, страна сначала должна стать членом МВФ. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов, заемных средств, которые он черпает на мировом рынке ссудных капиталов посредством выпуска облигаций, и доходов от собственной деятельности. Количество голосов в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале. Самое большое число голосов в Совете управляющих МБРР имеют США - более 17%, а все страны “Большой семерки” - около 45%. МБРР, в отличие от МВФ, нацелен на сти-мулирование между-народного потока средне- и долгосрочных инвестиций, со-действие реконструкции и развитию экономики. Около 75% всех ссуд МБРР идет на кредитование конкретных проектов - от школ до электростанций и про-мышленных предприятий - в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. В по-следнее время Всемирный банк направляет часть кредитов на це-ли структурной адаптации экономики (финанси-рование изменений в хозяйстве той или иной страны, чтобы сделать его рыночно ориентированным), причем банк дает кредиты только тем госу-дарствам, которые осуществляют стабилизационные программы, одобрен-ные МВФ. Международная финансовая корпора-ция (МФК) образована в 1956 г. Ее основная цель - мобилизация национальных и иностранных капиталов для развития частного предпринимательства в развивающихся странах. Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для оказания помощи наименее развитым странам. Она предоставляет им беспроцентные и сверхдолгосрочные ссуды из средств, внесенных богатыми странами. Междуна-родное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА), основанное в 1968 г., предоставляет инвесторам гарантии от некоммерческих рисков (валютные ограничения, национализации и экспроприации, вооруженные конфликты и революции и т.п.). Россия является членом всех организаций группы Всемирного банка. В регулировании международной торговли товарами и услугами особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО). ВТО с 1 января 1995 г. пришла на смену Генеральному соглашению о тарифах и торгов-ле (ГАТТ), которое подписали в 1947 г. 23 государства. Членами ВТО в начале 1999 г. являлись 134 страны. Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран, включая Россию В середине 1992 г. Россия унаследовала от СССР статус наблюдателя Главная задача ВТО - либерализация мировой торговли на основе последовательного сокращения уровня таможенных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В настоящее время правилами ВТО регулируется свыше 90% мировой торговли (по стоимости). Деятельность организации базируется на ряде простых фундаментальных положений: торговля без дискриминации; участники ВТО обязуются предоставлять друг другу принцип наибольшего благоприятствова-ния в торговле (т.е. условия не худшие, чем предоставляются ими любой другой страной), а также предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным то-варам, в области внут-ренних налогов и сборов, а также в отно-шении национальных зако-нов, распоряжений и правил, регулирую-щих внутреннюю торговлю; защита внутреннего производства с помощью таможенных та-рифов: гласно и открыто устанавливаемые таможенные тарифы (пошлины) являются основным, а в перспективе - единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц; они отказываются от применения количественных мер внешнетор-гового регулирования (квоты, импортные и экспортные лицензии и т.п.); стабильная и предсказуемая основа для торговли: закреп-ление на длительный срок размеров пошлин в таможенных тарифах. Пошлины устанавливаются в ходе многосторонних переговоров; содействие честной конкуренции: противодействие таким нечестным методам конкурентной борьбы, как сбыт товаров по ис-кусственно заниженным ценам (демпинг) или применение государ-ственных субсидий для занижения экспортных цен; гласность и открытость в торговом регулировании; разрешение споров и конфликтов путем консультаций и пе-реговоров. Одно из важнейших обязательств, которое берет на себя при-соединяющаяся к ВТО страна, - приведение национальных принци-пов и правил, регулирующих ее внешнюю торговлю, в максималь-ное соответствие с нормами этой организации. Основной механизм деятельности ГАТТ/ВТО - раунды многосторон-них переговоров, которые длятся несколько лет. До 1994 г. прошло восемь раундов многосторонних переговоров, в результате которых средневзвешенная ставка таможенных та-рифов в США, странах Западной Европы и Японии была снижена в среднем с 25-30% в начале 50-х гг. до примерно 4% в 1998 г. Последний, так называемый Уругвайский, раунд переговоров проходил в 1986-1994 гг. В декабре 1995 г. в Сингапуре состоялась первая конференция ВТО. В 1996-1997 гг. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий и о либерализации рынка финансовых услуг. Руководство ВТО призывает к созданию к 2020 г. единой мировой зоны свободной торговли. Важную роль в регулировании МЭО играет и такой институт, как образованная в 1960 г. Организация экономического сотруд-ничества и развития (ОЭСР), объединявшая до недавнего времени 24 промышленно разви-тые капиталистические страны. ОЭСР занимается в основном исследованиями, анализом и выработкой рекомендаций. Прежде всего, она является центром координации и прогнозирования. В 1994-1996 гг. в ОЭСР были приняты также Республика Корея, Мексика, Польша, Чехия и Венгрия. Подала заявку на вступление и Россия. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. С 1975 г. ежегодно проводятся совещания лидеров так называемой "Большой семерки" (группа G-7) США, Ка-нада, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.. С 1996 г. в обсуждении политических проблем принимает участие и Россия, поэтому такие саммиты стали называться совещаниями “Большой восьмерки”. 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ 5.1. Особенности, структура и география Имен-но через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ). Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, про-довольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|