реферат бесплатно, курсовые работы
 

Мировая экономика и международные экономические отношения

Современная структура мирового хозяйства может также быть передана через понятия “центр”, “полупериферия” и “периферия”.

Центр МХ включает в себя развитые страны Запада.

К полупериферии можно отнести большинство стран с переходной экономикой. В нее входят и наиболее “продвинутые” развивающиеся государства - “новые индустриальные страны” (НИС).

В перспективе зона полупериферии будет и дальше расширяться - в нее может вписаться едва ли не преобладающая часть Латинской Америки, ряд стран Азии. В ближайшее время ряд стран полупериферии может войти в состав центра мирового хозяйства (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, а также часть стран с переходными экономиками, прежде всего Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония).

По мере усиления в мировом хозяйстве интеграционных процессов страны полупериферии и периферии будут, по-видимому, группироваться вокруг тесно взаимодействующих центров мирового хозяйства (США - Канады, Объединенной Европы, Японии). Возможно и перерастание троецентрия в двоецентрие - Запад (Единая Европа) - Азиатско-Тихоокеанский регион (включая США). В любом случае эти центры не останутся замкнутыми группировками. Они будут сотрудничать и взаимодействовать, оказывая влияние на полупериферию и периферию и способствуя их модернизации.

Периферия мирового хозяйства включает в себя развивающиеся страны (кроме НИС).

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя нацио-нальные хозяйства нескольких государств и отличаю-щиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тес-ным переплетением капиталов, проведением согласованной меж-государственной экономической политики. Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли.

Существует несколько основных видов интеграционных объеди-нений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) пред-ставляет собой группу из двух и более стран, в которых отме-нены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной тор-говле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В от-ношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государст-во-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза прово-дят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли.

Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не толь-ко во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей си-лы и капитала.

Экономический союз предполагает в допол-нение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участни-цами единой экономической полити-ки, создание системы межгосударственного регулирования соци-ально-экономических процессов.

На практике границы между указанными типами интеграцион-ных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей - от ЗСТ к экономическому союзу.

Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было созда-но Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С
1967 г. ЕЭС имеет общие руководя-щие органы и единый бюджет с двумя другими европейскими ин-теграционными объединениями - Европейским объединением угля и стали (ЕОУС) и Европейским сообществом по атомной энергии (Евратом). Межгосударственное интеграционное объединение ста-ло официально именоваться Европейскими сообществами - ЕС (часто использовался неофициальный синоним: Европейское со-общество). При этом договоры об учреждении ЕЭС (или “Общего рынка”), ЕОУС и Евратома остались в силе. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция. С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтского договора, Европейское сообщество стало официально именоваться Европейским союзом (ЕС). Сейчас в ЕС входят 15 государств Западной Европы с населением более 370 млн. человек. На ЕС приходится более 20% мирового ВВП и более 40% мирового экспорта. Эта региональная группировка стоит к экономическому, политическому и валют-ному союзу гораздо ближе, чем какое-либо межгосударственное объединение современного мира.

ЕС имеет специальные торгово-экономические соглашения со многими странами мира. Например, согласно так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была подписана в 1975 г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие соглашения есть и с 12 странами Средиземноморского бассейна Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Палестинская автономия, Сирия, Турция. Кипр и Мальта. К 2010 г. между этими государствами и ЕС планируется создать зону свободной торговли.. Кроме того, существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В 1991-1995 гг. было подписано девять так называемых Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией) уже действуют Таким образом, указанные страны являются ассоциированными членами ЕС., три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации. Готовится десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения охватывают как политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января 1995 г. были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из подписавших их стран Центральной и Восточной Европы (за исключением текстиля, для которого это было сделано к концу 1997 г.).

24 июня 1994 г. на острове Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996 г.).

В Римском договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство “четырех свобод” - свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.

Первым шагом в формировании ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968 г.), отмена таможенных пошлин в торговле между “шестеркой” стран ЕС и создание таможенного союза. По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми участниками.

Таможенный союз активизировал взаимную торговлю государств-членов ЕС, на которую сейчас приходится в среднем более 60% объема их совокупной внешней торговли (у Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии, Португалии - более 70%). Однако после устра-нения взаимных таможенных пошлин на границах между странами Сообщества все еще имели место случаи проведения та-моженного досмотра и контроля, другие дорогостоящие формаль-ности. Свободной торговле продолжали препятствовать различия стандартов и технических норм в разных госу-дарствах (в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.п.).

Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была введена в действие в 1964 г. и по сей день остается важней-шей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС.

Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейско-го союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хо-зяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (замороз-ки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модер-низацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров - экспортеры полу-чают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС.

Субсидии, система единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление продовольствия - только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной продукции. В некоторых странах ВС производи-тельность труда в сельском хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник сельского хозяйства “кормит” 100 человек, в Великобритании 95 - против 80 человек в США и 13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС вдвое выше, чем в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии - почти втрое (от 65 до 70 ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к перепроизводству сельскохозяй-ственной продукции и к возникновению противоречий с другими мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (преж-де всего США), которые возражают против ограничения в досту-пе на рынок ЕС и практики субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70% расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992 г. ЕС принял решение о радикальном пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры.

Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29%, для говядины - 15%).

Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства.

В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар.

Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.

В рамках ЕС также проводится региональная политика, наце-ленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в ко-торых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Се-верная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г. статус слаборазвитых офи-циально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Велико-британии, Фран-ции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика - вторая по значимос-ти статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления - координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фон-да регионального развития.

В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-техни-ческой области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994-1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспе-чение конкурентоспособности Западной Европы в области информа-ционных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уде-ляется вопросам охраны окружающей среды.

ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомас-штабной кооперации в области новейшей технологии (осуществля-ется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА - Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них - промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок - информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт.

Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и со-здание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых орга-низаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная систе-ма (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирую-щаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.

К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. По-стоянно нарушались положения Римского договора в части сво-бодного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. - иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолк-лендская война - показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности уре-гулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.

Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Пер-вая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вто-рая - образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедера-тивную супердержаву.

Первая задача - создание ЕВР - решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта за-дача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила ско-рее символическое значение, так что отладка механизмов функциониро-вания ЕВР продолжается. С 1 января 1993 г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили воз-можность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банков-ские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать про-дукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов.

Переход Сообщества в новое качество - Европейский союз - основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихт-ский договор предусматривает, в частности, постепенный пе-реход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых облас-тей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Ма-астрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ра-тификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое офици-альное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора.

Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС.

В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей.

Среди участников ЭВС в ЕС - две группы государств - участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.

На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония О своем желании присоединиться к ЕС в одной из следующих волн расширения заявили также Албания, Македония и Хорватия. Турция, состоящая в таможенном союзе с ЕС, признана не соответствующей критериям обеспечения демократии и пока оставлена за бортом группы претендентов. Мальта в 1996 г. отказалась от прежнего намерения вступить в ЕС. Раздаются голоса за присоединение к ЕС в Норвегии и Швейцарии.. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы - начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония К этой группе причислен также и Кипр, но при условии направления на переговоры с ЕС межобщинной делегации, представляющей как греков-киприотов, так и турок-кпириотов. ) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003-2004 гг.

Европейский союз - не единственная интеграционная группи-ровка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобрита-нии и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.

В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую груп-пировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право изда-вать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами про-мышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отно-шениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможен-ные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Марокко, Израиль и Палестинская автономия..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.