реферат бесплатно, курсовые работы
 

Мировая экономика

1. Европа

2. Америка

3. Азия

4. Африка.

1.1. Европейский

союз (ЕС)

2.1. ОАГ

3.1. АТЭС

4.1. ОАЕ

1.2. ЕАСТ

2.2. КАРИКОМ

3.2. АСЕАН

4.2. ЮДЕАК

1.3. ЕЭП

2.3. НАФТА

3.3. САЭЕ

4.3. ЭКОВАС

1.4. СНГ

2.4. МЕРКОСУР

3.4. ОЭС

4.4. САДК

1.5. ЧЭС

2.5. Андская

группа

4.5. КОМЕСА

4.6. УЭМОА

Рис. 2.1. Система межгосударственных интеграционных объединений

1.1. Европейский союз (ЕС) является самым развитым развитым интеграционным образованием в мире

и представляет собой высшую форму экономической интеграции. ЕС последовательно прошел все вышеназванные формы интеграции и в настоящее время находится на стадии политического объединения. Сейчас состояние этого объединения можно определить как промежуточное между самой высокой ступенью экономической и политической интеграции и начальной стадией образования единого конфедеративного государства.

История развития ЕС чрезвычайно поучительна, особенно для нашего СНГ. Вот ее краткая летопись.

1952 г. - образование Европейского объединения угля и стали с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Экономическая необходимость и экономические интересы подтолкнули недавних врагов (только 7 лет назад кончилась война) к объединению.

1957 г. - создание по Римскому договору Европейского экономического сообщества (ЕС), фактически зоны свободной торговли.

1968 г. - фактическое образование таможенного союза. За эти годы ЕС «обросло» множеством вспомогательных организаций, таких как аграрный фонд ЕС (ФЕОГА), призванный координировать аграрные политики стран Содружества.

1979 г. - создание Европейской валютной системы на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ.

1985 г. - окончание создания полностью интегрированного общего рынка. Вообще-то, ЕС с начала его образования называли Общим рынком, но окончательно он оформился после подписания Единого европейского акта в 1985 г.

1991 г. - подписание Маастрихтского договора об образовании Европейского союза, предусматривающего единое гражданство ЕС (параллельно с национальным гражданством), формирование валютного, экономического и политического союзов.

1999 г. - начало перехода к единой валюте - евро.

К настоящему времени уже создана система надгосударственных органов ЕС, включающих Европейский Совет, Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Европейскую комиссию и Европейский суд.

Европейский совет состоит из глав государств или правительств государств-членов. В него входят также председатель Европейской комиссии, министры иностранных дел и один из членов Комиссии. Он определяет основные стратегические направления деятельности Союза и принимает решения на сессиях, которые проводятся минимум дважды в год.

Европейский парламент избирается на 5-летний срок и состоит из 626 депутатов, число которых от каждой страны зависит от численности населения. Совет и Парламент принимают решения совместно по ряду наиболее важных направлений. Если Совет и Парламент не могут прийти к соглашению по какому-либо постановлению или директиве, предусматривается достижение компромисса путем создания согласительного комитета.

Совет Европейского Союза (Совет министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений Сообщества на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Совет министров обладает реальной властью - принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства ЕС.

Европейская комиссия является исполнительным органом и несет ответственность за соблюдение выполнения Договора. Ее полномочия заключаются в законодательной инициативе и контроле за правильностью применения положений Договора и решений институтов ЕС. Она может поставить вопрос о нарушении каким-либо государством-членом ЕС условий Договора и решений ЕС и передать дело в Европейский суд. Комиссия разрабатывает и проводит в жизнь политику ЕС.

Европейский суд призван обеспечивать, чтобы при интерпретации и применении Договора соблюдался закон. Он выступает в качестве высшего апелляционного суда ЕС.

Резюмируя вышесказанное, Европейская комиссия готовит предложения, Европейский парламент высказывает мнение о предложениях, Совет министров принимает окончательные решения, Европейская комиссия отвечает за осуществление принятых решений. Европейский парламент совместно с Советом и Европейская комиссия принимают постановления и решения, а также дают рекомендации и делают заключения.

Постановления, имеющие общее применение, являются юридически обязывающими и имеют характер прямого действия для всех государств-членов, заменяя соответствующие элементы национального законодательства.

Директивы являются обязательными для определенных государств-членов и касаются цели, которая должна быть достигнута. Выбор форм и методов осуществления целей остается за национальными органами власти. Решения касаются конкретных вопросов и являются обязательными для государств-членов, которым они непосредственно адресованы.

Заключения и рекомендации относятся к тенденциям развития и направлениям политики и не имеют обязательной силы.

В настоящее время ЕС представляет собой мощнейший экономический блок, способный реально конкурировать с США и Японией. Его членами являются 15 государств: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Европейский союз - это крупнейший в мире экономический блок с населением 325 млн человек, ВНП в 8900 мрд долл. США (40% стран ОЭСР). На его долю приходится 21% мировой торговли (США - 20%).

1.2. СНГ - Содружество независимых государств создано в 1991 г. бывшими республиками Советского Союза за исключением стран Балтии. Первоначально СНГ воспринимался как некоторая новая более свободная конфедеративная форма СССР.

В 1993 г. государства-члены подписали Соглашение о создании Экономического Союза, которое предусматривает:

- свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- осуществление согласованной политики в таких областях, как денежно-кредитные отношения, бюджеты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошлины;

- поощрение свободного предпринимательства и инвестиций, поддержка производственной кооперации и создание прямых связей между предприятиями и отраслями;

- согласование хозяйственного законодательства.

Таким образом, фиксировалась организация общего рынка и ставилась цель перехода к более высоким ступеням интеграции - валютному и экономическому союзам.

Однако центробежные тенденции в СНГ превалировали, и общий рынок не состоялся. Тогда было сделано некоторое отступление, и в 1994 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли. В 1995 г. был образован таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, к которым позднее присоединились Киргизия и Таджикистан. В рамках этого союза был создан платежный союз на мультивалютной основе, который по идее организаторов должен постепенно перерасти в валютный союз.

Украина, Азербайджан, Грузия и некоторые другие страны заняли по отношению к интеграции весьма сдержанную позицию. Они участвуют в совещаниях СНГ, но фактически блокируют все решительные меры по развитию надгосударственных структур СНГ.

Объективно пробуксовка интеграции в рамках СНГ обусловлена глубокими расхождениями технико-экономических характеристик отдельных стран и различиями в их экономических приоритетах.

История СНГ - это постепенная дезинтеграция. Торговля между странами, особенно после кризиса 1998 г., стала сокращаться. Страны находят все новых партнеров вне содружества и ориентируют на них свою внешнеэкономическую политику.

С 1996 г. была провозглашена политика разноскоростной интеграции. Она заключается в том, что вместо общих соглашений по СНГ стали ориентироваться на систему частных договоров с теми странами, которые готовы к более решительной интеграции. В 1996 г. был подписан договор об углубленной интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В перспективе здесь планируется создание «сообщества интегрированных государств».

Самое быстрое, хотя зачастую больше декларативное продвижение по пути интеграции наблюдается между Россией и Белоруссией, уже подписавших Союзный договор и идущих на организацию конфедеративного государства.

1.3. ЧЭС - Черноморское экономическое сотрудничество включает 11 членов: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина. Официально ЧЭС учреждено в начале 1998 г. Фактически ЧЭС функционирует с 1992 г. Секретариат ЧЭС находится в Стамбуле.

В рамках ЧЭС осуществляется сотрудничество в сфере банков и финансов; по вопросам избежания двойного налогообложения, по защите инвестиций, по передаче статистических данных и экономической информации. В 1995 г. было принято решение о создании Черноморского банка торговли и развития. Учрежден Совет ЧЭС, состоящий из представителей предпринимательских объединений и торговых палат стран-членов.

Лекция 3. Система национальных счетов и ее показатели

Чтобы получить полную картину макроэкономических связей между хозяйствами стран, участвующих в международной торговле, необходимо овладеть двумя взаимосвязанными и важными инструментами. Первый из них - счет национального дохода, в который записываются все расходы, связанные с выпуском продукции и созданием дохода страны. Второй инструмент - счет платежного баланса, который помогает отслеживать как изменения в задолженности страны иностранным государствам, так и доходы ее отраслей, конкурирующих в области экспорта и импорта. Счета платежного баланса показывают также связь между сделками с зарубежными партнерами национальным предложением денег.

3.1. Счета национального дохода и национального продукта.

Центральным объектом макроэкономического анализа является валовой национальный продукт страны (ВНП) - стоимость всех конечных продуктов и услуг, производимых ее факторами производства и продаваемых на рынке в течение определенного периода. ВНП исчисляется сложением рыночной стоимости всех затрат на конечный выпуск. Поскольку продукция не может производиться без учета факторов производства, расходы, составляющие ВНП, тесно связаны с использованием труда, капитала и других факторов производства.

Чтобы провести различие между разными типами расходов, входящих в ВНП страны, экономисты и статистики государственных учреждений, составляющие счета национального дохода, подразделяют ВНП по четырем возможным целям использования, по которым покупается выпускаемая в стране продукция: 1) потребление - количество продукции, потребляемое жителями страны; 2) инвестиции - количество продукции, накапливаемое частными фирмами, чтобы построить новые заводы и создать (приобрести) оборудование для будущего производства; 3) государственные закупки - количество продукции, используемое Правительством и 4) баланс текущих операций - величина чистого экспорта товаров и услуг иностранным государствам. Для описания этой четырехзвенной классификационной системы используется термин «счета национального дохода», а не счета «национального выпуска», потому что доход страны фактически равен ее выпуску. Таким образом, счета национального дохода классифицируют каждую сделку, вносящую вклад в создание национального дохода, в соответствии с типом расходов, которые обеспечивают его рост.

Один из главных доводов деления ВНП на потребление, инвестиции, государственные закупки и баланс текущих операций состоит в том, что невозможно понять причину конкретного спада или бума, не зная, как изменились основные статьи расходов. А без такого понимания нельзя дать рекомендации в отношении разумной ответной политики. Кроме того, счета национального дохода предоставляют информацию, существенную для исследования причин того, почему одни страны богаты, то есть имеют высокий уровень ВНП по отношению к численности населения, в то время как другие - бедны.

Основанием утверждения, что ВНП,

созданный страной за определенный период, равен ее национальному доходу, является то, что каждый рубль, израсходованный на покупку товаров и услуг, в конечном счете автоматически попадает в чей-либо карман. Пример - визит в мастерскую по ремонту обуви. Те 200 рублей, которые вы платите мастеру, представляют рыночную стоимость предоставляемых вам услуг, поэтому наш визит в мастерскую увеличивает ВНП на 200 рублей. Но 200 рублей, уплаченные мастеру, увеличивают также его доход. Поэтому национальный доход возрастает на 200 рублей.

Принцип, согласно которому выпуск продукции и доход - это одно и то же, применим и к товарам, которые производятся с использованием многих факторов производства. Например, когда мы покупаем у издательства новую книгу, стоимость нашей покупки входит в ВНП. Но наш платеж включает доход от факторов производства, участвовавших в создании книги. Поэтому издательство должно посредством продаж оплатить услуги этих факторов. Во-первых, существуют авторы, редакторы, художники и наборщики, трудовые вклады которых необходимы для создания книги. Во-вторых, существуют акционеры издательской компании, получающие дивиденды за привлечение капитала, используемого в производстве. Наконец, существуют поставщики бумаги и типографской краски, обеспечивающие промежуточными материалами, применяемыми при выпуске книги.

Бумага и краска, купленные издательством для выпуска книги, не учитываются в ВНП отдельно, так как их вклад в стоимость национальной продукции уже включен в цену книги. Именно во избежание подобного повторного счета мы включаем в определение ВНП только продажу конечных товаров и услуг. Заметим также, что продажа учебника, бывшего в употреблении, в ВНП не учитывается, поскольку он уже был учтен, когда был продан впервые.

Однако прежде чем категории ВНП и национального дохода стали тождеством в определение ВНП необходимо внести некоторые уточнения.

1. Категория ВНП не учитывает экономических потерь, связанных с тенденцией машин, зданий и сооружений подвергаться по мере использования износу. Эти потери, именуемые амортизацией, уменьшают доход владельцев капитала. Чтобы исчислить национальный доход за заданный период, следует из ВНП вычесть амортизацию основного капитала за этот период. ВНП за вычетом амортизации именуется чистым национальным продуктом.

2. Доход страны может включать дары от нерезидентов, именуемые односторонними переводами. Примерами односторонних переводов являются выплаты пенсий гражданам, работавшим за рубежом, репарационные платежи и иностранная помощь. Чистые односторонние трансферты являются частью дохода страны, но не частью ее продукта и при исчислении национального дохода должны прибавляться к ЧНП.

3. Национальный доход зависит от цен, получаемых производителями за свои товары, ВНП - от цен, уплачиваемых покупателями. Эти два набора цен необязательно должны совпадать. Например, налоги с продаж вынуждают покупателей платить больше, чем получают продавцы, что ведет к завышению оценки национального дохода при подсчетах ВНП. Поэтому при подсчете истинной величины национального дохода сумма этого налогового «клина», именуемого косвенными налогами на предпринимательскую деятельность, должна вычитаться из ВНП.

Национальный доход равен ВНП за вычетом амортизации основного капитала плюс чистые односторонние переводы, минус косвенные налоги на предпринимателей. Разность между ВНП и национальным доходом ни в коей мере не является величиной незначительной, но макроэкономическая теория мало что может о ней сказать, поскольку она мало значила для макроэкономического анализа. Поэтому в рамках целей, поставленных в нашем курсе лекций, мы будем использовать понятия «ВНП» и «национальный доход» как взаимозаменяемые, подчеркивая различия между ними только тогда, когда это существенно.

Прежде чем обсуждать счета национального дохода

для открытой экономики, то есть для такой, которая осуществляет торговлю с другими экономиками, обсудим гипотетический случай закрытой экономики, не вступающей в торговлю с внешним миром. Поскольку резиденты закрытой экономики не могут покупать продукцию за рубежом или продавать свою продукцию иностранцам, в экономике, закрытой для международной торговли, существует только три типа расходов, создающих национальный доход:

- потребление;

- инвестиции;

- государственные закупки.

Четвертая составляющая затрат на выпуск продукции в открытой экономике - баланс текущих операций - не вносит вклада в национальный доход в закрытой экономике, так как в ней экспорт и импорт должны равняться нулю.

Дадим определения вышеперечисленным счетам национального дохода.

Потребление. Доля ВНП, покупаемая частными лицами для удовлетворения текущих нужд, называется потреблением. Покупка билетов в кино, продовольствия, услуг зубного врача, стиральной машины, пылесоса, холодильника и т.д. - все это попадает в указанную категорию. Расходы на потребление - крупнейшая составляющая ВНП в экономике большинства стран. В США доля ВНП, идущая на потребление, колеблется в диапазоне 62-66%, в России - 60-65%.

Инвестиции. Доля продукции, используемая частными и государственными предприятиями для будущего производства, называется инвестициями. Расходы на инвестиции могут рассматриваться как доля ВНП, используемая для увеличения основного производственного капитала нации. В составе инвестиционных расходов учитываются также закупки фирмами запасов, так как создание и поддержание запасов - лишь иной способ для фирм переключиться с текущего на будущее использование продукции. Инвестиции обычно подвержены большим изменениям, чем потребление.

В США в последние годы инвестиции (валовые) варьировали в диапазоне от 12 до 19%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.