| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Международная валютная системаЕсли фирма 1 имеет потребность в валюте страны Б, а фирма 2 - в валюте страны А, тогда становится возможным своп. Фирма 1 берет кредит в валюте своей страны (А) и зачисляет его на счет фирмы 2, а фирма 2 берет кредит в валюте своей страны (Б) и зачисляет его на счет фирмы 1. В этом случае фирма 1 совершает платежи из рас-чета 11%, а фирма 2 - 9%.Фирма 1 имеет выгоду (12% -11%= 1%), а фирма 2 (10% - 9% = 1%), т. е. обмен обязательствами (оплата соответствующих процентов) оказался выгодным обеим сторонам.Однако совсем не обязательно, чтобы распределение выгод было одинаковым. Все зависит от условий конкретного соглашения своп.В последние десятилетия структура валютных операций пре-терпела существенные изменения. Удельный вес сделок с не-медленной поставкой валюты снизился, в то же время доля срочной торговли резко возросла. Это отражает, в частности, тот факт, что валютная спекуляция и стремление снизить валютный риск все более становятся основным движущим фактором разви-тия валютного рынка.4. Интеграция валютной системыОдним из сложнейших этапов западноевропейской интегра-ции является плавный переход от единого рынка через эконо-мический союз к экономическому и валютному союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту - евро. Намечен гра-фик создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс идет сложно, с большим разбросом подходов среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку мно-гие параметры ЭВС были намечены в Маастрихте лишь в общих чертах и требуют конкретизации.По единодушному мнению экспертов ЕР, а точнее ЭС, не может быть таковым до тех пор, пока он опирается на различ-ные денежные системы, остающиеся в национальном подчине-нии. Это сохраняет внутри него различия в организации креди-та, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной по-литике. Для дальнейшего продвижения к ЭВС возникает необ-ходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на надна-циональном уровне и с опорой на единую денежную единицу. Именно это осуществляется в ЕС.Преимущества такой «наднационализации» как для госу-дарств ЕС, так и, особенно, для экономических агентов сводят-ся, в числе прочего, к следующему:* на макроэкономическом уровне единая бюджетная дис-циплина и унификация денежных рынков стран ЕС под «зонтиком» и мониторингом наднациональных финансо-вых институтов позволяют надежнее бороться с инфляци-ей, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов;* для экономических агентов единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и ва-лютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение по сравнению с мультивалютной средой накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сро-ков переводов средств и, как следствие, заметное уменьше-ние потребностей этих операторов в оборотном капитале;* для физических лиц удешевятся ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах ку-пюр их первоначальная стоимость заметно снижается раз-ницей в курсах купли-продажи и уплатой комиссионных;* единая валюта (евро) способна гораздо устойчивее проти-востоять доллару и иене, чем нынешняя громоздкая «валютная змея»;* ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Евро-пы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением.По своей структуре ЭВС - двухуровневая система банков - центральных банков стран-членов, во главе которой стоит учре-жденный Европейский Центральный банк (ЕЦБ). Предшествен-ник его - Европейский валютный институт (ЕВИ), начавший работу с 1994 г., будет трансформирован в ЕЦБ на завершающем этапе ЭВС, который, согласно Маастрихтскому договору, начал-ся 1 января 1999 г.Первое заседание ЕЦБ состоялось во Франкфурте в июне 1998 г. Избран Председатель Совета ЕЦБ (голландец В. Дуйсенберг) сроком на 8 лет. Определен уставный капитал в 4 млрд евро. Доли рас-пределены между 15 странами: Бундесбанк - 24,4%, Банк де Франс - 16,9, Банко ди Италиа - 15, Бэнк оф Инглэнд - 14,7, и т.д., в том числе Люксембург - 0,15%.Продвижение к ЭВС запланировано в виде трех последова-тельных этапов (подготовительный - до 1 января 1996 г., орга-низационный - до 31 декабря 1998 г. и заключительный - до 2002 г.). причем последний этап разбивается на три конкретных ступени («А»,«В» и «С»).В ходе первого этапа участники сняли все или почти все огра-ничения на взаимное движение капиталов и начали осуществле-ние программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показа-телей финансовой политики, соблюдение которых признано обя-зательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:* планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% к ВВП в рыночных ценах;* государственный долг не более 60% к ВВП в рыночных. ценах;* годовая инфляция в размере не выше чем 1,5% к усред-ненному уровню инфляции трех стран с наиболее низки-ми ее темпами;* средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% к усредненному уровню этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами ин-фляции;* участие в системе совместного колебания валютных кур-сов не менее 2-х лет (установленные пределы колебаний составляют ±2,25%).Индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей крайне различна. Наряду с сомнениями в целесооб-разности отказа от валютного суверенитета ЕС в итоге уже на первом этапе раскололся на «основные» страны, заинтересован-ные в создании Союза (Бельгия, Голландия, Люксембург, Фран-ция, ФРГ), и прочие, одни из которых присоединяются к ЭВС, а другие не смогут или не захотят войти в него на установлен-ных условиях.С 1 января 1999г. евро введена в 11 странах - Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Финляндии, Франции. Великобрита-ния и Дания не вошли в пространство евро, поскольку в специ-альной статье Масстрихтского договора (Протокол 11) указано, что они освобождаются от обязательств вступления в зону евро. Швеция не выполнила необходимых критериев для вступления в евро - шведская крона покинула ЕВС. Не вошла в зону евро и Греция, так как ее экономические показатели не позволяют по-ка этой стране использовать евро.Второй этап был посвящен завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институ-циональной базы Союза.Функционирующий теперь уже ЕЦБ осуществляет вместе с Европейской Комиссией соответствующие наработки. Однако «проходных» финансово-экономических критериев по состоя-нию на начало 1996 г. полностью достиг лишь Люксембург, что видно из табл. 1.Таблица 1 Составлено автором по источникам 10 (с. 313), 12 (с. 242), 15 (с. 209) списка использованной литературы..
В данной курсовой работе автором намеренно приводится таблица с данными на 1 января 1996 г. Это были первые, своего рода пристрелочные расчеты того, кто же сможет перейти к использованию единой валюты. Несколько выше уже перечислены страны, вошедшие в зону евро. Таким образом можно сравнить ситуацию на начало 1996 г. с той, что возникла на начало 1999 г. Как видим, в странах про-изошел качественный скачок, выразившийся в ускоренном (всего за один год) подъеме экономики до маастрихтских крите-риев. Речь идет прежде всего о Португалии, Испании, Италии, Финляндии. Данный феномен еще требует своего осмысления.Неоднозначен график третьего этапа, завершающего созда-ние ЭВС. Первоначально для него было выдвинуто три различ-ных временных сценария:* «взрывной» (шоковый) - быстрое и единовременное (на ступени «А») введение единой валюты, чтобы избежать двойной отчетности и спекуляций;* отсроченного «взрыва» - единовременное введение еди-ной валюты, но на ступени «В», чтобы дать хозяйствен-ным операторам, особенно мелким, провести необходи-мую подготовку к этому;* накопления «критической массы», т. е. постепенного на-ращивания объемов сделок в единой валюте при сохране-нии на определенный период параллельного хождения национальных валют в других секторах.В итоге консультаций Европейской Комиссии и ЕВИ (ЕЦБ) с официальными и финансовыми кругами Европы на нынешнем этапе возобладал сценарий «Нарастающей волны», близкий к третьему из перечисленных. В отличие от шоково-взрывных ва-риантов он предполагает разумно-длительный (1998-2002 гг.) переходный период и, как показывают опросы, пока в наиболь-шей степени удовлетворяет требованиям реалистичности, вы-полнимости, минимизации неопределенностей, приспособляе-мости для бизнеса, общественной поддержки и т.д., что позво-ляет считать движение по нему к ЭВС по крайней мере необра-тимым.По этому сценарию на ступени «А» принято решение о стра-нах, участвующих в ЭВС (первоначально планировалось конец1997 г. - начало 1998 г., поэтому мы и ссылаемся на таблицу 1996 г., но затем решение все-таки было принято в мае 1998 г.).Учреждается Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с ЕЦБ, определяются рамки их компетенции, позволяющие наднациональным органам Союза выполнить воз-ложенную на них миссию. ЕВИ, как известно, уже ликвидиро-ван. Отрабатывается организационно-правовой режим Союза.К числу «белых пятен» и проблем ступени «А» эксперты от-носят следующие:* не ясен до конца механизм сохранения в силе условий контрактов, деноминированных в национальных валютах, а также ряд аспектов взимания и взаимозачета налогов, в том числе на импортируемые товары;* нет уверенности, что компетентные органы стран-членов смогут вовремя перестроить свои структуры и работу применительно к новым условиям; в банковских кругах по-лагают, что такая перестройка может затянуться до «последнего звонка», т. е. до 2000 г.На ступени «В», (01.01.1999 - 01.01.2002гг.) фиксируются курсы между валютами стран ЭВС и по отношению к евро. Вступают в силу законодательные акты, касающиеся евро, опре-деляется и начинает осуществляться валютная политика в евро. После фиксации курсов национальные денежные единицы, хотя и сохраняются в обращении, становятся лишь знаками единой валюты и по сути отрываются от национальной почвы. Возни-кающие при этом валютные риски покрывают центральные бан-ки стран-членов.Все активы, пассивы и сделки (счета, контракты, записи и пр.) в экю пересчитываются в евро по курсу 1:1, «валютная корзина» для евро остается той же, что и для экю. Для быст-рейшего накопления критической массы евро в денежном обо-роте ЕСЦБ поощряет перевод на новую валюту безналичных сделок, в том числе через расчетный центр ЕЦБ «Таргет». Вво-дится двойная стоимостная маркировка цен и всех финансовых документов. Для тех же целей выпускаются государственные ценные бумаги в евро, котируемые на рынке. В первую очередь на евро побуждаются переходить крупные компании, имеющие опыт мультивалютных операций. Печатаются новые банкноты и чеканятся монеты в евро.Вместе с тем для данной ступени остаются пока неясными:* основные параметры европейской валютной политики, которым надлежит следовать;* способы содействия в приспособлении к новой ситуации мелким и средним фирмам;* допустимость и масштабы использования евро в рознич-ных финансовых операциях, механизм переоформления и пересчета в них ценных бумаг, особенно акций.* разумные потребности в эмиссии новых банкнот и монет, хотя, строго говоря, это вопросы технологии;* принцип (рыночный, расчетный, смешанный) определе-ния паритетов валют для фиксации взаимных курсов стран-членов Союза.Наконец, на ступени «С» (01.01.2002 - 01.07.2002 гг.) на евро переводятся все виды сделок и расчетов внутри Союза, происхо-дят обмен и изъятие из обращения национальных дензнаков, в евро пересчитываются внешнеторговые и иные контракты. Над-национальные институты Союза осуществляют свою деятель-ность в полном объеме. Проблемы, ожидаемые на этом этапе, видятся в следующем:* юридическое оформление евро как единственного закон-ного платежного средства в Союзе (the legal tender). На-циональное законодательство на эту тему противоречиво или отсутствует;* возможная трактовка нерезидентами Союза пересчета ва-люты контрактов в евро как нарушения платежных усло-вий контрактов;* неизвестно, нужно ли заменять все ценные бумаги, вы-полненные в материальной форме, в том числе акции, на новые, деноминированные в евро, уместна ли будет ко-миссия при обмене старых банкнот на новые и т.п.;* какие новые показатели бюджетной, ценовой и т.п. дис-циплины, в продолжение «переходных», будут установле-ны для стран ЭВС на период после 2002 г. и как будет осуществляться их мониторинг. Естественно, что перечисленными проблемами этот перечень не исчерпывается. Неясными остаются, например, такие фунда-ментальные вопросы, как психологическая подготовка населе-ния к жизни в условиях единой валюты, формы интервенции для поддержания ее курса на мировых рынках и борьбы с под-делкой и т.п.Вместе с тем есть все основания полагать, что ЭВС, как и в свое время Европейское экономическое сообщество, в итоге станет реальностью.ЗаключениеВ заключение работы суммируем основные выводы, сделанные нами в процессе анализа международной валютной системы.1. Национальная и иностранные валюты являются важнейши-ми элементами международной валютной системы, выступая в виде денежных единиц, используемых в расчетах по внешнеэкономическим операци-ям; мировая валютная система прошла в своем развитии ряд этапов и в настоящее время стоит на пороге новой глобальной реформы; осуществлению валютного регулирова-ния на межгосударственном уровне содействуют глобальные и региональные валютно-финансовые организации, наиболее влиятельной из которых является МВФ.2. Валютный курс наряду с процентной ставкой является свое-образной ценой актива; выступая в виде номинального и ре-ального курса продажи и покупки, через прямую, обратную или кросс-котировку, валютный курс играет центральную роль в сфере валютной политики, испытывая воздействие многочисленных экономических, политических и социально-психологических факторов; в свою очередь, валютный курс оказывает самое непосредственное влияние на эволюцию со-временных международных экономических отношений.3. Купля и продажа иностранной валюты осуществляется на валютных рынках. Международный валютный рынок пред-ставляет собой совокупность национальных, региональ-ных и мировых валютных рынков. В 80-х и первой полови-не 90-х годов объем операций международного валютного рынка возрастал быстрыми темпами. На валютных рынках совершаются валютные операции с немедленной постав-кой валюты, а также различные виды срочных операций. При совершении сделок с валютой кредитные учреждения внимательно следят за валютной позицией по каждой ино-странной валюте, поскольку открытая позиция связана с риском. Международный валютный рынок тесно связан с международными кредитным и финансовым рынками. Важнейшей частью международных кредитного и финансо-вого рынков является еврорынок (валют, кредитов и фи-нансовых инструментов). Правовая и организационная структура мирового хозяйства включает ряд валютно-кредитных и финансовых институтов, деятельность кото-рых охватывает различные стороны международных эко-номических отношений.4. Переход к интеграционному этапу мирохозяйственных свя-зей осуществляется через ряд стадий, обусловленных количественными и качественными показателями их раз-вития. В современной теории экономической интеграции различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов: зона свободной торговли; таможенный союз; единый или общий рынок; экономический союз; экономи-ческий и валютный союз.Одним из сложнейших этапов западноевропейской инте-грации является плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро. На-мечен график создания ЭВС и его наднациональных инсти-тутов. Процесс идет сложно, поскольку многие параметры ЭВС были намечены в Маастрихте лишь в общих чертах и требуют конкретизации.Продвижение к ЭВС планировалось в виде трех последо-вательных этапов (подготовительный - до 1 января 1996 г., организационный - до 31 декабря 1998 г. и заклю-чительный-до 2002 г.).С 1 января 1999 г. введена единая европейская валюта ев-ро 11 странами - Австрией, Бельгией, Германией, Ирланди-ей, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Финляндией, Францией. Подводя окончательный итог проведенному исследованию, необходимо сделать основные выводы. Итак, международные валютные отношения - одна из наиболее динамично развивающихся форм международных экономи-ческих отношений. Денежные единицы стран становятся ва-лютой, когда используются в международных экономиче-ских отношениях. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную различаются свобод-но конвертируемые (свободно используемые), частично кон-вертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Со-отношение между двумя валютами, цена одной валюты, вы-раженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воз-действие многочисленных факторов. Формирование устой-чивых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные системы (национальные, региональные и мировую). Валют-ная система состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В мировом хозяйстве действовали по-следовательно три мировые валютные системы (Парижская, Генуэзская и Бреттон-Вудсская). В настоящее время дейст-вует Ямайская валютная система, в которой закреплено из-менение роли и места основных промышленно развитых стран в мировой экономике во второй половине XX в. Ва-лютная система России находится в стадии становления. Российский рубль является частично конвертируемой валю-той. Экономические, политические, культурные связи между странами порождают денежные требования и обязательст-ва, платежи по которым подлежат регулированию. Список использованной литературы 1. Авдокушин Е. ф. Международные экономические отношения. М., 1998. 2. Анализ экономики. Учебн./Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: МО, 1999. 3. Борхардт КД. Европейская интеграция. - Москва-Брюссель: АЕИ, 1996. 4. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные эконо-мические отношения М, 1998. 5. Европейский Союз - ваш сосед. - Брюссель: Изд-во КЕС, 1997. 6. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. - М., 1998. 7. Королев И.П. Международная экономическая интеграция. // Мировая экономика. - №3. - 1997. 8. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996. 9. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. - М.: ЮНИТИ, 1997. 10. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. И. Красавиной. М., 1998. 11. Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. - СПб., 1997. 12. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 13. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. - М., 1997. 14. Самойлова Е.С. Внешнеэкономические связи России. // МЭМО. - № 9. - 1998. 15. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. 16. Финансовая организация и деятельность Международного валютного фонда. - Вашингтон, 1994. 17. Фомичев В. И. Международная торговля. - М 1998. 18. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. - М.: ЮНИТИ.1997. Array |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|