реферат бесплатно, курсовые работы
 

Международная миграция рабочей силы

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра-вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж-данства в области социального обеспечения. Государства, при-нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно-шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза-висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя-зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси-онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна-родной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С. 1428-1446.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини-мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер-жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра-венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле-нов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Кон-венции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами междуна-родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

3. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов

Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибываю-щих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности исполь-зуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рас-считывается и утверждается в стране-импортере. При определе-нии квоты учитываются потребности страны в иностранной ра-бочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населе-ния (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков тру-да, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опреде-ленной пропорции между различными категориями иммигран-тов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее рас-пределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граж-дан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра-ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил разме-ры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их ка-чественным характеристикам Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996., с. 3..

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных мето-дов (в целях определения групп иммигрантов, для которых пре-дусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы полу-чить разрешение на въезд в страну выше у более молодых пре-тендентов.

Национальность иммигранта является качественным призна-ком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабо-чей силы, относят:

* требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

* дополнительные профессиональные требования, относя-щиеся к ряду специальностей или профессий (в США, на-пример, иностранный программист должен владеть приня-тыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

* ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна огра-ничен въезд для представителей любой из партий тотали-тарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отбо-ре иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профес-сиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются биз-несмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока ино-странной рабочей силы. Для осуществления этой цели государ-ства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение ино-странной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к неле-гальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находя-щихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграцион-ной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы при-няли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудо-вых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, ко-торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характери-зуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров ра-бочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

* методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на сво-бодное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвали-фицированных специалистов и при нехватке квалифицирован-ной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографиче-ской ситуации;

* методы использования эмиграции в целях обеспечения ре-сурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках откры-вают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих ва-лютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязатель-ных вкладов и страховок;

* методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая при-звана обеспечить определенные экономические и социальные га-рантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продоволь-ственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контро-ля за выполнением условий международных соглашений по тру-довой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за ру-бежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспе-чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разре-шение спорных вопросов при их размещении, ведение перего-воров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудя-щихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения ме-дицинского обслуживания, жилищного строительства, расшире-ния сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

* меры, способствующие как защите государственных инте-ресов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулиро-вания миграции, который позволял бы совмещать защиту госу-дарственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязатель-ного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наде-ление правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными зна-ниями, опытом работы, располагают надежными международ-ными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

* меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвра-щения мигрантов на родину).

5. Миграционная политика Российской Федерации

Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономиче-ские и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Рос-сии оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов бе-женцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граж-дан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудо-устраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов насе-ления в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конфе-ренции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигран-тов была признана безотлагательная необходимость международ-ной помощи. На территории России оказались сотни тысяч пере-мещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих ус-ловиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с други-ми странами на двусторонней и многосторонней основе по про-блемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает фор-мирование полноценной, обоснованной миграционной полити-ки. В России уже сложилась правовая база регулирования ми-грационных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Прави-тельство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализа-ции прав мигрантов Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г..

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских гра-ждан на трудоустройство за границей, способствуют заключен-ные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлени-ем трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми-грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Форми-рование правовой и организационной базы регулирования ми-грационных процессов в РФ продолжается.

Наиболее важные аспекты российской миграционной поли-тики:

* реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще-ния;

* гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

* обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является од-новременно принимающей и направляющей стороной, при раз-работке российской миграционной политики приходится ориен-тироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными за-дачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зару-бежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграци-онной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; при-влечению валютных поступлений в страну за счет денежных пе-реводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предприниматель-ского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приори-тетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирова-ния в сферу экономики. С этой целью намечено создать специ-альную структуру, занимающуюся консультированием, инфор-мационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказы-вающую им конкретную помощь. Возможно также предоставле-ние различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

* введение специальных депозитных счетов;

* продажа земельных участков под строительство;

* выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

* создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

* открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

* создание специального пенсионного фонда.

Заключение

Подвижность населения и трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ре-сурсов, международные организации по миграции совер-шенствуют законодательство, механизм регулирования ми-грационных процессов и потоков, руководствуясь принци-пами свободы и демократии с учетом национальных инте-ресов.

Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и пред-принимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обес-печивает несомненные преимущества как принимающим рабо-чую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна по-родить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сего-дня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополни-тельные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате тру-довой миграции, используют средства государственной полити-ки. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вы-зывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной ми-грации и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффек-тивность жестких, директивных мер и необходимость косвен-ных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиг-рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана фе-деральная миграционная программа, заключены двусто-ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова-ния России в мировое сообщество должна стать ратифика-ция международных конвенций, регламентирующих про-цессы трудовой миграции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдокушин Е. ф. Международные экономические отношения. М., 1998.

2. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные эконо-мические отношения М, 1998.

3. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. - М., 1998.

4. Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. - СПб., 1997.

5. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6. Мировой рынок труда. - М.: Наука, 1994.

7. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна-родной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988.

8. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.

9. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

10. Федеральная миграционная программа //«Российская газе-та», 20 августа 1996.

11. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г.

12. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. - М.: ЮНИТИ, 1997.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.