реферат бесплатно, курсовые работы
 

Международная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы

2

Российский университет дружбы народов

Курсовая работа

на тему:

«Международная миграция рабочей силы»

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Понятие международного рынка рабочей силы 4

1.1. Сущность и причины возникновения мирового

рынка рабочей силы 4

1.2. Основные направления и центры трудовой

миграции 5

1.3. Виды международной трудовой миграции 7

2. Международно-правовые основы международной

миграции рабочей силы 8

3. Иммиграционная политика стран-импортеров

трудовых ресурсов 12

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров

трудовых ресурсов 14

5. Миграционная политика Российской Федерации 16

Заключение 19

Список использованной литературы 20

Введение

Одним из проявлений интернационализации и демократиза-ции хозяйственной и социально-культурной жизни человечест-ва, а также последствий острых межнациональных противоре-чий, прямых столкновений между народами и странами, чрез-вычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупно-масштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добро-вольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международны-ми рынками труда для выбора места жительства и работы, бе-женцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств Мировой рынок труда. - М.: Наука, 1994, гл. 1-3.. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные про-блемы. Их разрешение требует широкого международного со-трудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосред-ственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходи-мостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных пото-ков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), ре-гиональном (региональные экономические организации) и на-циональном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормали-зовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возни-кает при наличии значительного контраста в уровнях экономи-ческого и социального развития и темпах естественного демо-графического прироста стран, принимающих и отдающих рабо-чую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высо-кими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов ме-ждународной миграции населения, который характеризуется пе-ремещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

1. Понятие международного рынка рабочей силы

1.1. Сущность и причины возникновения мирового рынка

рабочей силы

Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудо-способную часть - условно в возрасте 15-60 лет - и не-трудоспособную часть - дети и старики. К первой катего-рии принадлежит примерно 70% населения, хотя величи-на этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки - пожилых людей.

В свою очередь трудоспособное население подразделя-ется на экономически активное и неактивное, причем пос-леднее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на со-держании государства, а также лиц без определенного ме-ста жительства. Нас будет интересовать прежде всего эконо-мически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная кате-гория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внут-ренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).

Международная миграция рабочей силы имеет длитель-ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно-го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

* интернационализацией хозяйственной жизни;

* невиданными социально-демографическими измене-ниями;

* революцией в науке, технике и сфере информации;

* развитием интеграционных процессов;

* деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижнос-ти трудоспособного населения, которое использует разви-тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми-ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со-ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы-вающий заметное влияние на уровень, характер и разме-щение производительных сил в рамках национальных хо-зяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла еже-годной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж-дународные организации, занимающиеся вопросами юри-дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

Говоря о процессах перемещения значительных масс населения, следует подчеркнуть, что в данной лекции рас-сматривается только трудовая миграция, т. е. вызванный социально-экономическими мотивами переезд людей из од-ной страны в другую. Среди факторов, заставляющих граж-дан искать работу за пределами родины, главными являют-ся стремление к улучшению качества жизни и эффектив-ному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безра-ботица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.

Важно отметить, что современные государства прила-гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право-вое выражение взаимной заинтересованности направляю-щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте-ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока-зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защи-той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс-кий Межправительственный комитет по вопросам миг-рации (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гаран-тий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.

Что касается политики Правительства РФ в этом воп-росе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплек-сной миграционной программы на основе Федерального за-кона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики зак-лючены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С. 251..

1.2. Основные направления и центры трудовой миграции

Трудовая миграция характерна практически для всех национальных экономик. Однако уровень ее интенсивности существенно различается в том или ином регионе мира. Наиболее интенсивные потоки трудящихся-мигрантов от-мечаются при наличии значительного контраста в уровнях социально-экономического развития и темпах естественно-го демографического прироста стран - экспортеров и им-портеров рабочей силы. Из четырех основных направлений миграции по объему совокупного миграционного оборота первое место занимает перемещение рабочей силы из раз-вивающихся в экономически развитые страны. Специали-сты выделяют миграционные "маршруты": между развиты-ми странами Западной Европы и Северной Америки, из быв-ших социалистических стран в рыночные экономики, из од-них развивающихся или переходных экономик в другие ана-логичные (например, в пределах Южной Америки, из Ук-раины в Россию).

На практике встречается еще один, пятый вариант тру-довой миграции: из развитых в развивающиеся или пере-ходные экономики. Однако количество мигрантов, выбира-ющих это направление, невелико и представлено в основ-ном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних ком-паниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантю-ристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабо-чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе - Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в За-падной Европе крупными принимающими государствами яв-ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции счи-тается Австралия, правительство которой крайне обеспо-коено низкой плотностью населения на подавляющем боль-шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен-ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе-ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо-собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз-вращению на историческую родину всех евреев с целью вы-живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Зем-лю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви-детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио-нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде-ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира-ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма-лайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про-странстве СНГ - Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (сред-негодовые темпы трудовой эмиграции - 10 тыс. чел.) и од-новременно ее импортером из государств Содружества - особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред-негодовые темпы трудовой иммиграции - 300-500 тыс. чел.).

1.3. Виды международной трудовой миграции

Чтобы разобраться в структуре международного миг-рационного оборота, необходимо установить виды трудо-вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан-ными из них являются следующие:

* по продолжительности - временная, возвратная (се-зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто-янное место жительства в другую страну);

* по социальному составу - неквалифицированные ра-бочие, средний технический и сервисный персонал, студен-ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль-туры и спорта, предприниматели);

* по характеру - прямая и косвенная (внутрифир-менная в рамках ТНК);

* по форме трудового соглашения - индивидуальная и коллективная);

* по типу статуса в принимающей стране - ассими-ляционная (с последующим предоставлением вида на жи-тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси-миляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоква-лифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает по-ток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачива-емых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каж-дым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.

С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляю-щих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему ми-рового рынка рабочей силы под этим углом зрения.

2. Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по-литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ-ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при-оритет норм международного права над национальным законо-дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля-ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не-совпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран-тов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми-грантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импор-теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право-вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини-мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Между-народный организации труда), организация набора рабочей си-лы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 197..

В настоящее время значительное число учреждений и орга-низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соот-ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди-рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого-воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране-ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче-ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Ме-ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международ-ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя-занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-грации (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному за-конодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифици-рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Мировой рынок труда. - М.: Наука, 1994, гл. 1-3. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру-дящихся-мигрантов обеспечивается:

* организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

* принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми-грации и эмиграции граждан (ст. 3);

* принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ-езд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

* организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

* разрешением переводить на родину заработок и сбереже-ния трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической дея-тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

* наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

* частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на кото-рой данные операции будут производиться, при соблюде-нии условий и в тех случаях, которые могут быть преду-смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами при-нимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга-низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со-ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ-ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со-блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж-данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара-ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь-ными законодательствами, - возможность участвовать в процеду-рах по установлению размера заработной платы. При этом огова-ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова-ние или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра-зования.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.