| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| География внешнеэкономической деятельности Ставропольского краяТаблица 2. Доля Юга России во внешней торговле России (1995- 2005 г.), %
С другой стороны, Юг России представляет собой важнейшую часть внешне-экономического комплекса страны. Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ) - одно из крупнейших в РФ. Протяженность внешних границ со странами СНГ составляет 2 258 км, в том числе с Украиной - 660, Грузией - 898, Казахста-ном 700 км. В структуре СКТУ находятся 53 пункта пропуска, из них 16 междуна-родных аэропортов, 10 морских и 1 речной (международный) порт. Географичес-кое расположение региона отводит ему роль пограничного с соответствующей процедурой таможенного оформления грузов, экспортируемых в Россию. Значение региона для транспортировки и таможенного оформле-ния внешнеторговых грузов исключительно (табл. 3). С финансовой точки зрения Юг России не рассматри-вался и практически никогда не имел статуса региона, существенно влияющего на поступления в бюджет РФ доходов от экспортно-импортных опера-ций. Институционально-инфраструктурный подход к анализу экспортно-им-портных операций позволяет констатировать исключительное стратегическое положение и значение данного региона для включения России в междуна-родное разделение труда и дальнейшее развитие ВЭД РФ. Анализ показывает, что наибольший удельный вес во внешнеторговом обо-роте региона занимают Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области. Доля республик Северного Кавказа не-велика и составляет не более 8% - 10 % по экспорту, 10%- 15% по импорту. В 2004 г., по данным Южного таможенного управления, внеш-неторговый оборот ЮФО составил свыше 8 млрд. дол., что на 45 % больше, чем в 2000 г. Сальдо торгового баланса в целом по округу Ведущим экспортером Юга России на протяжении 1997 2004 гг. остается Волгоградская область. Краснодарский край и Ростовская область занимают вторую и третью позиции. Таблица 3. Показатели внешней торговли регионов ЮФО в 2004 г.
Внешнеторговое сальдо ЮФО положительное и составило около 1,2 млрд. дол. Важно подчеркнуть, что свыше 90 % товарооборота приходится на страны дальнего за-рубежья. Кроме того, положительное сальдо внешнеторгового оборота в 2004 г. имели 6 регионов (в 2000 г. их было 8), в основном тех, чья доля во внешней торговле округа значительная. Это Волгоградская и Астраханская области, Ставропольский край. В структуре экспорта по-прежнему значительное место занимали энергоносители, металлы и металлоизделия. Это в основном трубы, алюминий, металлический лом, продукция химической промыш-ленности, машиностроения, сельскохозяйственное сырье. В последние годы возросли объемы импорта. Что ввозят регио-ны округа? Около 25 % импорта приходится на продовольственные товары: сахар-сырец, табачное сырье, овощи и фрукты. Около 20 % в импорте составляет оборудование. Что касается внутренней торговли, то её объемы за последние годы значительно возросли. В 2004 г. оборот розничной торговли состав-лял в Адыгее 8,6 млрд. руб.; Дагестане -- 45,8; Ингушетии -- 2,2; Кабардино-Балкарии -- 18,7; Карачаево-Черкесии -- 9,6; Калмыкии -- 3,0; Северной Осетии-Алании -- 12,7; Краснодарском крае -- 156,9: Ставропольском крае -- 79,9; Астраханской области -- 26,0; Вол-гоградской области -- 80,0; Ростовской области -- свыше 152 млрд. руб. В 2004 г. оборот розничной торговли в целом по ЮФО вырос на 14,2% к уровню 2003 г. (табл. 3) Известно, что в усло-виях становления рыночных отношений на всех уровнях хозяй-ствования: от отдельных предприятий, низовых муниципальных и региональных структур до единого экономического (рыночного) пространства России -- на первые позиции выдвигается вопрос о взаимовыгодных эквивалентных финансовых отношениях, как по горизонтали, так и по вертикали. Практика показывает, что наибо-лее сложными (далеко не отрегулированными) являются бюджет-но-налоговые отношения между федеральным Центром и региона-ми -- субъектами Федерации. Финансовой базой региональных структур власти являются ре-гиональные бюджеты, экономическая сущность которых проявля-ется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение этих фондов между отраслями хозяйства, предприятий, организаций и учреждений и их использование. Доходы бюджетов регионов ЮФО, как и других территорий, формируются за счет закрепленных регу-лирующих источников доходов. В число этих доходов входят: про-центные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящего бюджета в про-цессе исполнения бюджета (Биржевые ведомости, 2003). В 2004 г. из 13 регионов в 8 (Волгоградская и Астраханская обла-сти, оба края, республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкесия) наблюдался бюджетный дефицит. Наиболее значительным был дефицит в Ростовской области, в республиках Калмыкия, Чеченской (табл. 4). Таблица 4. Исполнение консолидированных бюджетов субъектов ЮФО в 2004 г., млн. руб.
Наибольший вклад в бюджет России вносят Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области. Решающую роль в развитии многих отраслей экономики и со-циальной сферы ЮФО играют отечественные и иностранные ин-вестиции, т. е. капиталовложения, которые дают возможность осу-ществлять техническое перевооружение производства, повышать конкурентоспособность продукции, способствовать созданию но-вых рабочих мест и росту благосостояния населения. Региональный инвестиционный климат представляет собой си-стему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на ма-кро-, микро- и собственно региональном уровнях управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестицион-ных мотиваций (Беликов, 2002). Различия в глубине спада инвестиций по регионам, качествен-ные изменения в инвестиционной сфере предопределяются сово-купностью факторов, последствия которых рассматриваются как рыночная реакция регионов на реформы. Положительная рыночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздо-ровления инвестиционного климата. Слабая рыночная реакция яв-ляется причиной подавленности инвестиционных мотиваций в до-статочно длительной перспективе. Наиболее привлекательными для отечественных и иностранных инвестиций являются Краснодарский край, Ростовская и Волго-градская области (табл. 5). Таблица 5. Инвестиции в регионы Юга России в 2004 г.
Успешное исполнение вышеуказанных типов инвестиционных проектов определяется их участием в «инвестиционнопроводящей» системе. Формами поддержки будут совместные усилия государ-ственных финансовых и экономических структур по минимизации некоммерческих рисков инвестиций. Важную роль в развитии социально-экономического комплекса ЮФО, повышении эффективности производства и качества и кон-курентоспособности выпускаемой продукции, что, несомненно, способствует росту инвестиционной привлекательности, играет инновационная деятельность. (Основные показатели социально-экономического положения … 2004) Известно, что инновационная деятельность как процесс, на-правленный на воплощение законченных научных исследований в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, а также технологический процесс зависит не только от финансовых ресурсов, но и от наличия научно-технического потенциала, науч-ных кадров, высококвалифицированных специалистов. Данные табл. 6 показывают, что ЮФО располагает значитель-ным научным потенциалом, несмотря на заметное сокращение Таблица 6. Число организаций, выполнявших научные исследования, и численность персонала, занятого исследованиями в 2003 г.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|