реферат бесплатно, курсовые работы
 

Экономическое развитие стран за послдение 5 лет (на примере Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана)

Президентские выборы, состоявшиеся в октябре -- декабре 2004 года на Украине, несмотря на наличие многочисленных кандидатов, в принципе стали политической битвой между действующим (на момент выборов) премьер-министром Виктором Януковичем и бывшим премьер-министром и лидером оппозиции Виктором Ющенко. Выборы проходили в крайне тяжелой обстановке, характеризовавшейся массовыми нарушениями избирательного законодательства, обвинениями в подлогах и фальсификациях, запугиванием избирателей, крайней предвзятостью СМИ и даже попыткой отравления одного из основных кандидатов -- Виктора Ющенко.

Согласно официальным данным второго тура, объявленным 23 ноября, выборы выиграл Янукович, однако Ющенко и его сторонники, как и многие западные наблюдатели, заявили о фальсификации результатов. Это привело к серьёзному политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим название «Оранжевая революция». В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты выборов и постановил провести повторно второй тур выборов в котором победил Виктор Ющенко. Янукович, занимавший пост премьер-министра Украины с 2002, пользовался поддержкой действующего президента Леонида Кучмы, а также Российской Федерации и её Президента Владимира Путина. Ющенко же считали прозападным кандидатом, которого поддерживали Евросоюз и США. Осень-зиму 2004 года связывают с политическим кризисом в Украине, в который были вовлечены не только ведущие политические и общественные деятели, политические партии и все ветви законодательной, исполнительной и судебной власти, но и также практически все население страны. Также в это время была проведена политическая реформа: внесение изменений в конституцию, которые ограничивали полномочия президента и передавали их парламенту с 1 января 2006 года. На протяжении всего 2005 года Украина испытала ряд шоков: помимо политического также имели место бензиновый, мясной, сахарный, реприватизационный. Вследствие этого в 2005 году отмечался спад в промышленности Украины, замедление темпов роста экономики, ухудшилась ситуация почти во всех отраслях промышленности. ВВП составил только 2.6% а промышленный рост только 3%. Ухудшилась ситуация с экспортом металлургической промышленности. Усилилась переориентация импорта с инвестиционных товаров на товары потребительского назначения. Но, несмотря на это, в 2006 году тенденции стали обратными. Усилился внешний спрос на мировых рынках, ускорился приток иностранных инвестиций. ВВП составил 7%, а промышленный рост 6%. Важно отметить, что с 1 февраля 2006 года, по решению США, Украина является страной с рыночной экономикой, что благоприятно повлияет на ее внешнеэкономические связи с другими странами. Черная металлургия - одна из стратегических отраслей для Украины, обеспечивающая наполнение торгового баланса. В последние годы черная металлургия демонстрирует рост, за последние 5 лет выручка в среднем на металлургических предприятиях увеличилась на 158%. На это в первую очередь повлиял рост цен на мировом рынке. Необходимо заметить, что в СНГ цены не всегда следуют за мировыми. Динамика цен в Украине не показательна и часто реагирует не на экономические, а на политические события в стране. В металлургическом секторе работают 14 металлургических комбинатов и заводов. Несмотря на огромное значение для страны, черная металлургия еще не раскрыла свой потенциал. В итоге в 2005 году металлургические предприятия заработали около 1 млрд. $ и эта цифра растет с каждым годом. Интересно также отметить, что Украина имеет огромный потенциал практически всех видов возобновляемых источников энергии. При желании в ближайшие 10 лет можно решить вопросы электроэнергии и теплоснабжения за счет энергии солнца, ветра, гидроэнергетических ресурсов и т. д.

В 2007 году за период с января по март реальный ВВП составил 8%, а номинальный ВВП - около 132252 млн. грн. ВВП на душу населения на конец 2006 года составил 6810$ США. Наибольший прирост валовой добавленной стоимости наблюдался в перерабатывающей промышленности - на 14.4%, строительстве - на 14.2%, торговле - на 14.1%. В первом квартале 2007 года прирост производства в промышленности составил 12.5%. Объем экспорта внешней торговли за январь-март составил 6618.2 млн. $ США . Среди главных торговых партнеров экспортные поставки больше всего выросли к Российской Федерации, Венгрии, Турции, Беларуси, Италии, Польше и Германии. Основу товарной структуры внешней торговли Украины составляют недрагоценные металлы и изделия из них, минеральные продукты, продукция химической отрасли, механическое и электрическое оборудование, транспортные средства и путевое оборудование. Объем импорта за январь-март 2007 года составил 7998.2 млн. $ США. К странам СНГ был экспортирован 34% всех товаров, к другим странам 66%, в том числе к странам ЕС - свыше 31%. Из стран СНГ импортирован 49% всех товаров, из других стран - 51%, в том числе из стран ЕС - почти треть. Российская Федерация остается наибольшим торговым партнером Украины. На 21 мая 2007 года курс официальный гривны к доллару США составляет 505.00 гривен за 100 долларов, к евро - 680.5885 гривен за 100 евро, к российскому рублю - 1.9536 гривен за 10 рублей.

Существующая экономическая модель обеспечивала в течение последних 5 лет динамичный экономический рост, однако во многом была сориентирована на использование имеющихся резервов, прежде всего свободных производственных мощностей, ценовой конкурентоспособности, особенно на протяжении 2004 года, и мировой экономической конъюнктуры. Однако эти резервы в настоящее время уже в основном исчерпаны. На пути дальнейшей трансформации Украине необходимо преодолеть долговой характер экономики, как во внутренних, так и во внешних экономических отношениях. В особенности неблагоприятным фактором является большая долговая зависимость Украины от внешних кредиторов (по состоянию на 31 декабря 2006 года общий объем государственного долга составил 66,897 миллиарда гривен), проведение таких политических реформ, которые позволят достичь стабильных темпов экономического роста в среднесрочной перспективе. Основной стратегической задачей на 2006-2010 года является восстановление основных показателей человеческого развития путем повышения занятости, оплаты труда, увеличения затрат на образование, здравоохранение. Также на период 2010-2020 года общество должно обеспечить выравнивание показателей социально-экономического развития Украины и стран Европейского Союза, а по некоторым показателям, в том числе показателям научно-технического развития, вполне возможно и опережение, поскольку сегодня по некоторым из них Украина отстает почти незначительно. Основными целями внешнеэкономической политики Украины являются вступление в ближайшее время в ВТО, а затем и в ЕС.

В 1990-е годы Россия, по существу, оказалась в зависимости от Украины с точки зрения своего энергоэкспорта, поскольку именно через украинскую территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу. Компания «Нафтогаз Украины», осуществлявшая транзит российского газа через украинскую территорию, накопила гигантскую задолженность перед «Газпромом» и занималась несанкционированным отбором российского газа. Для того, чтобы избавиться от транзитной зависимости от Украины, был осуществлён проект строительства газопровода Ямал -- Европа в обход Украины -- через Белоруссию и Польшу. В конце 1999 он был открыт. Российско-Украинские отношения осложнились тем фактом, что В декабре 2005 разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 долларов за 1 тыс. куб. м до 160 долларов, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, -- до 230 долларов. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 долл.) было подписано лишь 4 января 2006. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой.

Недавно был согласован план действий межгосударственной комиссии Путин-Ющенко на 2007-2008 года, где стратегической задачей в отношениях дух стран было и остается обновление так называемого Большого Договора о сотрудничестве Украины и России, подписанный десять лет тому назад, в 1997 году. За истекший период накопились некоторые проблемы. В рамках комиссии Путин-Ющенко существует Экономический комитет, который, собственно, и должен заниматься подобными проблемами.

Также было обращено внимание на то, что российско-украинский товарооборот сегодня смотрится достаточно скромно на фоне общих для каждой страны показателей: 5,95% в 2005 году и 5,5% в 2006-м. Это связано с проблемой продажи мясомолочной продукции Украины в Россию, но несмотря на это Россия все равно остается главным торговым партнером Украины.

1.4. Экономика Белоруссии

1.4.1. Общая характеристика страны

Республика Беларусь расположена в центральной части Восточной Европы, в западной части Восточно-Европейской равнины. Граничит на северо-западе с Литвой, на северо-востоке - с Латвией, на северо-востоке и востоке - с Россией, на юге- с Украиной, на западе - с Польшей. Общая длина границ около 2969 км. Выхода к морю страна не имеет. Общая площадь Белоруссии составляет 207,6 тыс. кв. км. Столицей Белоруссии является Минск. Белоруссия--унитарное демократическое социальное правовое государство. Глава государства -- президент. избираемый на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании Государственная власть в стране осуществляется на основе разделёния её на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент -- Национальное собрание. Нижняя палата - Палата Представителей (110 депутатов), верхняя - Совет Республики (64 члена). Исполнительную власть осуществляет Правительство -- Совет министров Белоруссии. Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Конституция -- основной закон Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза, путем референдума. На 1 января 2007 года в стране проживало 9.714.200 человек. 81% жителей Белоруссии - белорусы, 19% населения представляют более 140 национальностей, в том числе: 11%-русские; 3,9%-поляки; 2.,45-украинцы; 0,3%-евреи. Окол 80% населения исповедуют православие, 14% - католики, 2% - протестанты. Административно- территориальное деление: Беларусь имеет 6 областей с центрами в Минске, Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве. Каждая область делится на районы, города и другие территориальные и административно-хозяйстве нные единицы.

1.4.2. Экономико-теоретичекий анализ развития страны за последние 5 лет

Белорусская экономика со времен СССР зиждилась на крупных специализированных предприятиях, которые выпускали в основном конечную продукцию и тесно зависели от кооперационных связей с предприятиями , расположенными в других регионах Советского Союза. После распада СССР у них была чрезвычайно высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов, узость национального рынка, проблемы конверсии ВПК, занимающего высокую долю в промышленном производстве.

Но помимо проблем есть и факторы благоприятствующие динамичному развитию экономики страны. Это ее выгодное геоэкономическое положение, поскольку через Белоруссию проходят сухопутные транзитные пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказья с Европой. Кроме того, в республике сохранились относительно развитая коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила, достаточно высокий научный потенциал. Также у них развитый агропромышленный сектор. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

В 1993 году Белоруссия столкнулась с экономическим кризисом. После некоторых реформ и политических расчетов экономическое взаимодействие с Россией приносит свои первые плоды. В 1996-1997 гг. начался процесс стабилизации ситуации в белорусской промышленности, когда впервые после 1991 года был отмечен положительный прирост ВВП, что способствовало общему экономическому росту страны.

Особенно впечатляют результаты экономического развития Белоруссии в 1997 году. Помимо 10-процентного роста валового внутреннего продукта рост промышленного производства составил почти 18%, капитальных вложений - 19,5%, жилищного строительства - 26,6%. На треть снизилась безработица, госбюджет практически бездефицитен, обеспечена почти полная собираемость налогов, незначителен внутренний долг, а внешнего почти нет. В целом макроэкономические показатели Белоруссии в 1997 году оказались самыми благоприятными из всех стран СНГ. В результате объем промышленного производства в Белоруссии в 1997 году составил 76%.

Макроэкономическая политика страны после 2001 года оказалась более здоровой и благоприятной для устойчивого роста, чем когда-либо прежде. Этот период сопровождался более высоким уровнем инвестиций и чуть большим элементом реструктуризации предприятий. Однако изменение политики в области оплаты труда и доходов -- переход от сдерживания доходов и заработной платы к активному стимулированию внутреннего спроса, который стал существенным фактором экономического роста, -- имеет и негативную сторону. По словам старшего экономиста Всемирного Банка Льва Фрейнкмана, рост зарплаты и других затрат подрывает конкурентоспособность экономики.

По мнению известного белорусского экономиста Валерия Дашкевича, один из факторов экономического роста в Белоруссии заключается в том, что республика не спешила с реформами и смогла нарастить спрос на свои товары на крупных рынках России, Украины, Казахстана. По оценке ЕБРР, Белоруссия занимает последнее место среди 29 стран с переходной экономикой по глубине проведенных рыночных реформ.

Таким образом, уже в 2003 году по данным Международного Валютного Фонда ВВП на душу населения Белоруссии почти вдвое превышал показатели Украины и на 15--20% опережал Казахстан и Россию.

Благодаря экономической интеграции с Россией экономика Белоруссии в 2004 году выросла на 6,4%, а в 2005 году - на 7,8%. В настоящее время 12-18% ВВП Белоруссии обеспечивает Россия посредством низких цен на энергоносители, реэкспорта нефти, таможенного союза и т.п.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь за 2005 год, на Россию приходится более 80% экспорта товаров из Белоруссии и более 90% импорта среди стран СНГ и 36% экспорта и 61% импорта от внешней торговли со всеми странами.

На 2005 год рост промышленной продукции составил 11%. Однако прогнозируется снижение данного показателя из-за возникающих проблем со сбытом у белорусских предприятий. Причиной этому стала чрезмерная государственная поддержка, протекционизм, преференции российско-белорусского союза, которые не способствовали адекватной адаптации предприятий к условиям рыночной экономики. Ведь 80% экономики принадлежит госсектору.

Удвоив за 10 лет (1996--2005 гг.) свой ВВП, Белоруссия ставит задачу утроить его к 2010 году. 2005 год для Беларуси начался благоприятно. По сравнению с началом 2004 года валовой внутренний продукт увеличился на 8,9%; производство промышленной продукции на 10,5%; производство сельскохозяйственной продукции - на 10,1%; производство потребительских товаров на 10,2%; рост инвестиций в основной капитал составил 119,1%; объем внешней торговли товарами и услугами увеличился на 10,6%, в том числе экспорт товаров и услуг возрос на 19,5%. Впервые за последние годы Беларусь достигла положительного сальдо во внешней торговле товарами в размере 294,4 млн. долларов США.

ВВП на душу населения в 2006 году составил 7 903 доллара США и, согласно официальным данным, на 2007 год планируется рост ВВП на 9% при инфляции 6-8%.

Главными задачами развития являются повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, выравнивание показателей человеческого развития со странами ЕС.

В 1996 году был создан Договора о Сообществе Беларуси и России. А уже через год, в 1997 году был подписан всеми известный Договор о Союзе Беларуси и России. для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. С 8 декабря 1999 официальное название Союза -- Союзное Государство России и Белоруссии.

Среди основных программ сотрудничества России и Белоруссии можно выделить следующие направления:

· Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года;

· Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники;

· Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды (второй этап) на 2003-2006 годы;

· Развитие швейного машиностроения

· Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации;

· Развитие дизельного автомобилестроения;

· Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание программно-прикладных комплексов на их основе;

· Наукоёмкие компоненты общемашиностроительного применения;

· Организация серийного производства оборудования для выпуска химических волокон;

1.5. Экономика Узбекистана

1.5.1. Общая характеристика страны.

Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии, граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на северо-востоке, на северо-западе омывается Аральским морем. Узбекистан занимает площадь, равную 448,900 кв. км. На конец 2006 г, население Узбекистана составило 26,4 млн. человек. Валюта: узбекский сом (UKS). Узбекистан - многонациональная страна, 74,5% населения составляют узбеки, на долю русских приходится менее 6,5%, казахи - 4,1%, таджики - 4,8 и другие национальности. Почти все узбеки и другие среднеазиатские народы - мусульмане-сунниты. Русские и другие славянские группы населения принадлежат к православию. Имеются также небольшие еврейские общины.

В качестве основных административных единиц в границах Узбекистана выделены 12 областей, город Ташкент и Каракалпакская автономная республика (Каракалпакстан). Во главе администрации каждой из этих единиц стоит губернатор (хаким), которого назначает президент страны. Самый крупный город Узбекистана - Ташкент, столица страны, с населением 2,3 млн. человек.

В соответствии с Конституцией, принятой 8 декабря 1992 года, Узбекистан - суверенная демократическая республика. После провозглашения независимости началась перестройка государственного аппарата и формирование новой государственной системы. Высший государственный представительный орган - Олий Мажлис (Верховный Совет)-, осуществляющий законодательную власть, включающий 250 членов, избираемых по одномандатным округам. Олий Мажлис состоит из двух палат - Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса- пять лет.

Исполнительная власть сосредоточена в руках главы государства- президента, избираемого всеобщим голосованием на семь лет, глава правительства - премьер-министр.Законодательная власть: однопалатное Верховное Собрание (250 мест; члены избираются всеобщим голосованием на пять лет).Судебная власть: Верховный суд, судьи назначаются президентом и утверждаются парламентом.

1.5.2. Экономико-теоретичекий анализ развития страны за последние 5 лет

На момент обретения независимости экономика республики обладала рядом благоприятных факторов и условий. Помимо высоколиквидного на мировом рынке хлопка (чье производство было хорошо развито в годы СССР), страна занимала четырнадцатое место в мире по запасам природного газа, занимала седьмое место в мире по запасам урана (разведанные запасы - 55-80 тыс. тонн, прогнозные ресурсы, по данным МАГАТЭ, - 230 тыс тонн), имела значительные запасы золота, месторождения серебра, меди, свинца, цинка, вольфрама, угля и нефти. Поэтому вопреки ожиданиям., результаты экономического роста в Узбекистане в 1992-2001 гг., несмотря на проводимую в стране политику поэтапных преобразований, были лучшими по сравнению с результатами реформ в странах бывшего Советского Союза. В частности, первоначальный спад в экономике Узбекистана был наименьшим среди стран бывшего Советского Союза (18% к уровню предреформенного 1991 года), который закончился довольно рано, а, начиная с 1996 г., рост ВВП составлял в среднем 4% в год.

После распада Советского Союза стало очевидным стремление Узбекистана критически осмыслить мировой опыт и общепринятые рекомендации международных финансовых институтов в экономической политике для стран с переходной экономикой, Рассматривая их в контексте внутренних условий и потребностей, правительство Узбекистана избрало политику постепенных преобразований экономики. Несмотря на то, что приватизация жилья и малых предприятий была завершена в короткие сроки, а либерализация цен произошла в течение нескольких лет, государство все еще сохраняло контроль за распределением основных видов ресурсов в экономике и внешнеэкономическими связями. Приватизация крупных предприятий проводилась поэтапно, причем государство зачастую продолжало играть активную роль в регулировании деятельности крупных предприятий даже после их формальной приватизации.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.