реферат бесплатно, курсовые работы
 

Экономическое развитие стран за послдение 5 лет (на примере Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана)

Экономическое развитие стран за послдение 5 лет (на примере Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана)

1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Концептуально-теоретическая кафедра

Специализированная кафедра

кафедра мировой экономики кафедра статистики

Комплексная междисциплинарная курсовая работа

на тему: 5. Экономическое развитие стран за последние пять лет ( на примере Казахстана, Украины, Белоруссии и Узбекистана)

Проверили: Выполнили:

Москва 2007

Содержание

Введение

Часть 1. Экономическое развитие стран на примере Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана за последние 5 лет.

1.1. Общая характеристика экономического развития стран-участниц СНГ

1.2. Экономика Казахстана

1.2.1. Общая характеристика страны

1.2.2. Экономико-теоретический анализ развития страны за последние 5 лет

1.3. Экономика Украины

1.3.1. Общая характеристика страны

1.3.2. Экономико-теоретический анализ развития страны за последние 5 лет

1.4. Экономика Белоруссии

1.4.1. Общая характеристика страны

1.4.2. Экономико-теоретический анализ развития страны за последние 5 лет

1.5. Экономика Узбекистана

1.5.1. Общая характеристика страны

1.5.2. Экономико-теоретический анализ развития страны за последние 5 лет

Часть 2. Статистический анализ развития всех 4 стран за последние 5 лет.

2.1. Актуальность статистического анализа

2.2. Статистический анализ экономического развития Казахстана за последние 5 лет

2.3. Статистический анализ экономического развития Украины за последние 5 лет

2.4. Статистический анализ экономического развития Белоруссии за последние 5 лет

2.5. Статистический анализ экономического развития Узбекистана за последние 5 лет

2.6. Сравнительный статистический анализ экономики всех 4 стран

2.7. Выводы и заключение по полученным результатам статистического анализа

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Пятнадцать лет назад, 25 декабря 1991 года, на карте мира появилось 15 новых независимых государств и новое межгосударственное образование - Содружество Независимых Государств, куда вошли 12 бывших советских республик, за исключением трех стран Прибалтики.

Лишившись государственного и хозяйственного каркаса, части еще недавно единой страны начали стремительно обособляться - под флаги более или менее откровенного национализма, ища поддержку со стороны более могущественных государств.

В последние 5-8 лет жизнь бывших республик стала проясняться. Одни страны встали на активный путь экономического развития и стабильности, другие же - до сих пор не определили верную стратегию своего развития. Но перед всеми государствами стали актуальными одни и те же проблемы поиска союзников, дополнительных источников роста и масштабных инвестиций на постсоветском пространстве. В результате объективно возник вопрос на лидерство - как региональное, так и глобальное (евразийское). Некоторые страны в качестве достойного консенсусного лидера видят только Россию и только с ней связывают надежды на урегулирование застарелых конфликтов в Приднестровье и Закавказье, другие же очень четко нацелились на Европейский Союз и Ближний Восток. Однако следует отметить тот факт, что старая советская имперская идеология, основанная на глобальном противостоянии двух систем, разрушилась, а новая идейная основа реинтеграции евразийского пространства пока не выработана.

А так как кризисы, периодически обрушивающиеся на отдельные страны или в целом на мировое сообщество,- неизбежная плата за недостаток внутренней и внешней интеграции и интернационализация хозяйственной жизни, включая ее составную часть - регионализацию (степень участия любой страны или группы стран в международных интеграционных процессах), является тем фактором, который определит будущую судьбу страны, то в полной мере можно предположить, что сегодня Россия заинтересована в максимальном усилении своих соседей, в их отказе от иждивенчества на российские ресурсы, взятии на себя максимальной ответственности за свои страны и безопасность своих регионов.

По словам президента Российской Федерации В. В. Путина «экономические интеграционные процессы в рамках СНГ должны идти исключительно на добровольной основе в соответствии с принципом суверенитета и при понимании полной и абсолютной выгоды для себя принимаемых решений».

Подтверждением этого стало формирование Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. 6 января 1995 г. Развернулась работа по созданию союза, предусматривающего полное снятие ограничений во взаимной торговле, единые торговый режим и таможенный тариф, а также согласованные меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Решением Межгосударственного Совета четырех стран (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) в феврале 1999 года Республика Таджикистан признана полноправным участником Таможенного Союза. В октябре 2000 года участники Таможенного Союза подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. 25 декабря 2005 года к этой организации присоединился Узбекистан. В сентябре 2003 года  четырьмя странами - Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной было подписано соглашение о формировании ЕЭП (Единого экономического пространства).

С точки зрения общепринятой международной методологии статистики участники СНГ являются группой стран, которая идентифицирована как страны Центральной и Восточной Европы и Азии, и обычно делящаяся на группы:

1. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан

2. Азербайджан, Грузия , Армения

3. Таджикистан, Туркменистан Киргизия, Молдавия

Мы рассмотрим первую группу, являющуюся ядром Содружества на примере четырех наиболее активных участников СНГ, активно участвующих в развитии стратегических отношений с Россией.

В связи с этим задачами данной курсовой работы являются:

· Дать общую характеристику 4 стран-участниц СНГ

· Рассмотреть экономическое состояние каждой из стран и ее положение на мировой арене.

· Проанализировать динамику экономического роста стран за последние пять лет и показать достигнутый уровень развития

· Рассмотреть тенденции дальнейшего развития стран.

Часть 1.

1.1. Общая характеристика экономического развития стран-участниц СНГ.

Первое десятилетие независимости исключительно тяжело далось практически всем бывшим советским странам - усилилось отставание от развитых стран по эффективности производства, замедлились темпы экономического роста, и катастрофически снизился уровень материального благосостояния населения всех стран. Однако уже в 2000-2005 гг. страны-члены СНГ добились лучших сначала переходного периода коллективных экономических результатов. Впервые за прошедшее десятилетие во всех странах-членах СНГ был зарегистрирован положительный рост, что объяснялось главным образом повышением цен на газ и нефть. Согласно данным ЕБРР, по итогам 2005 года 6 стран (Эстония, Узбекистан, Белоруссия, Казахстан, Армения и Латвия) полностью преодолели трансформационный спад 90х гг, т.е. превысили уровень ВВП предкризисного 1989 года.

Как говорится в докладе ООН под названием «Мировое экономическое положение и перспективы, 2007 год» СНГ является одним из самых быстроразвивающихся экономических регионов мира. Причем это обусловлено не только увеличением мировых цен на энергоносители, но и ростом российской экономики, увеличением спроса на внутренние и импортные товары в России, что, в свою очередь, привело к расширению межгосударственной торговли в регионе. Экономика Содружества Независимых Государств опережает по темпам роста Евросоюз и Североамериканскую зону свободной торговли. По подсчетам, в 2006 году СНГ стал международной региональной организацией с самыми высокими темпами экономического развития.

В последние годы в странах Содружества наблюдалось дальнейшее закрепление тенденции относительной стабилизации, наметившейся в 2000 году. Это нашло свое отражение в росте основных макроэкономических показателей в 2006 году: ВВП, агрегированный темп роста которого составил 7,5%, выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции примерно на 9%, розничного товарооборота - на 15%, инвестиций в основной капитал на 19%, оборота внешней торговли на 12%. В большинстве стран отличалось относительной стабильностью и финансовое положение. Государственные бюджеты сводились либо с профицитом, либо с небольшим дефицитом. Для ряда стран была характерна умеренная инфляция, поддержание достаточно устойчивых курсов национальных валют к доллару США, рост золотовалютных резервов. Макроэкономическая ситуация в государствах-участниках СНГ в настоящее время находится на довольно стабильном уровне, продолжается восстановительный рост.

1.2. Экономика Казахстана

1.2.1. Общая характеристика страны

Казахстан расположен на стыке двух континентов - Европы и Азии и является географическим центром европейско-азиатского субконтинента. Казахстан занимает площадь, равную 2 728 тыс. кв. км, и превышает по данному показателю Францию, Германию, Саудовскую Аравию и сопоставим с Аргентиной. На севере и западе граничит с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном; на юго-западе омывается водами Каспийского моря. Более четверти территории страны занимают степи, половину - пустыни и полупустыни, остальную четверть - горы, моря, озера и реки. Численность населения страны на 1 января 2007 г. составила 15 млн 395 тыс. человек. В республике проживают представители более 120 национальностей, из которых 58% составляют казахи, 30% - русских, до 3,7% - украинцев, немцев до 2,4%, узбеков - 2,5%. Столица республики - Астана (с 10 декабря 1997).

Республика Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. Президент республики, являясь главой государства, избирается путем прямого, всеобщего, тайного голосования населения сроком на 7 лет. Высший законодательный орган страны - Парламент - состоит из двух палат - Сената (47 мест) и Мажилиса (77 мест, из которых 67 заполняются по мажоритарной системе и 10 - по партийным спискам). Выборы в нижнюю палату проводятся путем прямого, тайного и всеобщего голосования, а в Сенат - непрямого тайного голосования. Срок полномочий Сената - 6 лет, Мажилиса - 5 лет. Главой исполнительной власти в республике является Правительство. Важнейшие политические решения в государстве могут быть одобрены Президентом, Правительством и Парламентом республики. Основные принципы независимости и политического строя Казахстана были провозглашены в первой Конституции , принятой в январе 1993 г., и закреплены в новой Конституции, одобренной всенародным референдумом в августе 1995 г.В целях обеспечения неукоснительного выполнения Конституции Республики Казахстан создан Конституционный Совет. Верховный суд - высший юридический орган Республики по гражданским, уголовным и хозяйственным делам.

Официальный государственный язык - казахский, был провозглашен Конституцией 1993 года, однако русскому языку был придан статус языка межнационального общения. Это одна из единственных бывших советских республик, где все говорят на русском языке, но никто не посягает на казахское доминирование или суверенитет, где русским и другим нетитульным национальностям живется достаточно комфортно. Религия: Казахи традиционно являются приверженцами ханафитской школы суннитской ветви ислама, а русские исповедуют православие. Национальная валюта - тенге. Административно-территориальное деление: 14 областей и 3 города республиканского значение (Астана, Алма-Ата и Байконыр).

1.2.2. Экономико-теоретический анализ развития страны за последние 5 лет.

Во времена Советского Союза экономика Казахстана являлась индустриально-сырьевым придатком России, поэтому после распада СССР Казахстану досталась развитая промышленность (крупнейшая в России угольная ГРЭС-1, крупнейший медный комбинат, свинцово-цинковый комбинат, сталелитейный завод и т.д.), два десятка отстроенных крупных городов, транспортная инфраструктура, действующий космодромом Байконур и разведанные запасы меди, цинка, нефти и прочих полезных ископаемых. Но вся эта индустриально-инфраструктурная система совсем не была похожа на интегрированное хозяйство самостоятельной страны, т.к. потоки сырья и товаров шли главным образом в Россию, 80% предприятий были Союзного подчинения, а конечной обрабатывающей промышленности в Казахстане вообще было совсем мало. Резкое снижение спроса на традиционную продукцию тяжелой промышленности привели, начиная с 1991 г., к острому экономическому кризису, спад продолжался до 1994 г. Поэтому основной задачей Правительства в начале 90-х стало правильным образом распорядиться своим богатством. И у страны было несколько легких и весьма рискованных путей развития: стать средней руки нефтяным государством и в конечном итоге получить полную зависимость от транснациональных нефтяных компаний и США; либо путь экономики-сателлита, как сделали страны Прибалтики и Восточной Европы, но перспективных соседей у Казахстана не оказалось, учитывая собственный экономический потенциал. Итак, Казахстану удалось создать почти единственную на всем постсоветском пространстве внутренне непротиворечивую и целостную модель независимого экономического развития экономики - экономику сервисно-изотропного типа. Где изотропность означает, что в партнерских отношениях со своими соседями, особенно со странами, обладающими суверенными экономиками (Россией, Турцией и Китаем) никому не отдается предпочтение. Сырьевые ресурсы доступны всем - на правах конкуренции. Сервисность же такой экономики означает нацеленность не только на торговлю ресурсами, а на квалифицированное обслуживание крупных суверенных экономик. Сначала по линии тяжелой индустрии, потом, по мере накопления внутренних инвестиций, по линии более технологичных отраслей.

С точки зрения структурных реформ, Казахстан выбрал сингапурский вариант развития: быстрые экономические реформы, но неспешные реформы политические. Осуществление в 1995-1997 гг. правительством страны ряда экономических реформ и ускорение приватизации позволило в основном стабилизировать экономическое положение. Таким образом ключевые промышленные активы были приватизированы, и появился мощный индустриальный каптал. Для поддержания стабильного конкурентоспособного государства был необходим консенсус элит. Был выстроен «жесткий треугольник»: сильные финансово-промышленные группы, сильный президент и сильное государство.

Таким образом уже в 1996 году темп роста ВВП стал положительным и к концу 90х гг экономическая ситуация стабилизировалась. Основная ставка была сделана на резкое увеличение добычи нефти и ее экспорта за рубеж. Для этого у страны были все условия - разведанные еще в советское время крупные нефтяные месторождения и подкрепленные гигантскими финансовыми ресурсами предложения со стороны грандов мирового нефтедобывающего бизнеса. При этом, Казахстан не стал делать ставку на представителей какой-то одной страны, наоборот сейчас на казахстанских месторождениях работают как американские, британские, французские, китайские специалисты, так и российские.

Таким образом, проведенные жесткие, но результативные реформы позволили придать экономике страны поступательный характер. Если в 1995 году ВВП на душу населения составлял 1 052 доллара США, то уже по итогам 2005 году этот показатель составил 3 620 долларов. Средний темп роста ВВП за 200-2004 гг составил 10,3%. По итогам 2005 года - 9,4%. Трансформационный спад казахстанской экономики после развала СССР составил, как и в России, примерно 40%. А в 2004 году ВВП Казахстана превысил уровень ВВП 1991 года. В рейтинге экономической свободы, опубликованном в январе 2006 г., страна занимает 113 место, опередив Россию (122 место). Тем не менее, в обозримом будущем экономика Казахстана сохранит зависимость от работы топливно-энергетического сектора. Если в 2001 году доля ТЭКа в ВВП составляла 25,4%, то уже в 2005 году она превысила 50%. Поэтому, еще в 2002 году была поставлена задача сменить приоритеты в экономической политике и принять активные меры по диверсификации экономики, развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Была разработана Стратегия индустриально-инновационного развития, которая выбрала 23 наиболее перспективных сектора экономики: нефтехимия, нефтегазовое машиностроение, переработка сельхозпродукции; планируется создание металлургические кластеров, центров переработки хлопка и других инновационных проектов.

Что же касается отношений Казахстана с Россией, то для России особенно важным оказывается вписаться в выбранную Казахстаном экономическую модель развития. Поэтому экономически оправданные инвестиции России в экономику Казахстана вполне оправданны. Тем более, что у России есть все шансы повлиять на развитие экономики Казахстана и изменить ее характер изотропного на анизотропный, в котором России будет отдано предпочтение. Первые шаги на встречу уже сделаны: Казахстан и Россия подписали учредительные документы о создании трёх совместных предприятий в области атомной энергии. Достигнуты договоренности об условиях закупки «Газпромом» казахстанского газа. Недавно в ходе официального визита Владимира Путина в Казахстан 9-10 мая 2007 года были обсуждены варианты транспортировки среднеазиатского газа в Европу. Москву не устраивает проект транскаспийского газопровода (импорт нефти и газа из юго-восточной зоны, в том числе из Казахстана и Азербайджана через Украину в Польшу и дальше в направлении Германии), который минует территорию России. Если Путин убедит коллег рассмотреть альтернативный вариант трубопровода, Москва существенно усилит геополитические позиции в регионе. В Астане также был подписан российско-казахстанский план действий на 2007-2008 гг., соглашения о создании международного ядерного центра и о создании в регионах торговых представительств двух стран. Были также обсуждены и вопросы, связанные с расширением казахской газотранспортной системы, совместные проекты по оптимизации маршрутов транспортировки природного газа. В РАО ЕЭС твердят о грядущем дефиците электроэнергии в России, компания анонсирует феноменальные инвестиционные планы по строительству новых станций. Но ведь у нас «под боком» - 2 ГВт свободной мощности экибастузской ГРЭС-1 и недостроенная ГРЭС-2 проектной мощностью в 4ГВт. Поэтому у России есть все мотивы и перспективы для развития стратегически партнерских отношений с Казахстаном.

1.3. Экономика Украины

1.3.1. Общая характеристика страны

Украина - государство Восточной Европы. Граничит с Россией, Белоруссией, Румынией, Молдовой, Польшей, Венгрией, Словакией. После принятия 24 августа Акта провозглашения независимости Украина стала самостоятельным государством. Государственный строй Украины - республика, с 28 июня 1996 года действует Конституция. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Единым органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная рада Украины, кабинет Министров Украины является высшим органом в системе исполнительной власти, высшим судебным органом является высший Конституционный Суд Украины. Территория Украины делится на отдельные части - административно-территориальные единицы. Такими единицами являются 24 области, Автономная Республика Крым и два города центрального подчинения Киев и Севастополь с численностью населения около 2.7 миллионов человек и 390.1 тысяч человек соответственно. Киев является столицей Украины. Государственный язык - украинский, национальная валюта - гривна. Общая численность населения Украины составляет около 46 миллионов 590.4 тысяч человек, территория Украины - 603.7 тыс. кв. км. 80% жителей Украины составляют украинцы, остальные - русские, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки и др. Основной религией является христианство, но исповедуются также иудаизм и мусульманство.

1.3.2. Экономико-теоретичекий анализ развития страны за последние 5 лет

Во времена существования Советского Союза Украина обладала мощным промышленным потенциалом, основу которого составляли хорошо развитые машиностроение, металлургия и металлообработка, а также ряд других отраслей. В период с 1992-1999 в украинской экономике наблюдалось падение производства во всех отраслях, а реальный ВВП страны сократился на 55.4%. И только в конце 1999 года был отмечен положительный рост экономики и с этого момента экономика Украины демонстрирует устойчивый рост. В 2000 году ВВП возрос на 5.9%, в 2001 году - на 9.2%, в 2002 году - на 5.2%. По мнению руководства Минэкономики Украины, динамика основных макроэкономических показателей в 2002 году замедлилась почти вдвое по сравнению с предшествующим годом. Это обусловлено в первую очередь неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой рынка и низкими темпами модернизации экономики. В Украине были проведены экономические реформы либерального характера, но они не дали ожидавшихся позитивных результатов. Либерализация, приватизация, финансовая стабилизация в части монетарных и бюджетных ограничений не привели к повышению украинской экономики, к появлению новых факторов эффективного роста. Прирост промышленного производства в 2002 году составил около 7.0% (в 2001 году - 14.2%). При этом около 60% общего роста промышленности обеспечили отрасли, ориентированные на внутренний рынок. Так, наибольший рост наблюдается на предприятиях по производству кокса и продуктов нефтепереработки, что обусловлено стабильной работой нефтезаводов после продажи пакетов акций инвесторов, в частности российским. Далее следует деревообрабатывающая промышленность и машиностроение. На последнем месте металлургическая и легкая промышленность. Начиная со второго полугодия 2002 года улучшилась ситуация на внешних рынках. Украинские экспортеры получили конкурентные преимущества на мировых рынках ввиду девальвации гривны в условиях дефляции в Украине при значительном росте цен в странах - торговых партнерах. Кроме того, продолжался процесс диверсификации внешней торговли Украины и переориентации рынков сбыта. В частности, доля США и России в украинском экспорте сократилась, в то время как страны Азии, Африки и ЕС увеличили свою часть в структуре экспорта. Прирост экспорта товаров составил 7.9%, данное увеличение осуществлялось за счет улучшения внешних условий на рынках металлов и увеличения экспорта зерновых. В 2002 году практически не поднимались тарифы на электроэнергию, газ и коммунальные услуги, что стало одной из причин дефляции, которая составила 0.6%, несмотря на то, что в 2001 году инфляция составила 6.1%. Одной из основных причин дефляции Минэкономики Украины считали снижение цен на продовольственные товары на 2.3%, что было вызвано административным влиянием в начале года на местные органы для контроля за динамикой цен и ростом цен на сельскохозяйственную продукцию на 10%.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.