реферат бесплатно, курсовые работы
 

Афганистан и Казахстан

Первую битву в глобальной войне с терроризмом Вашингтон и его союзники выиграли. Выиграли на удивление легко. Талибы, несмотря на поддержку отрядов "Аль-Каиды", оказались неспособны, оказать серьезное сопротивление. Их режим рассыпался за считанные недели.

Но самое трудное для антитеррористической коалиции началось после победы - новый, постталибский Афганистан надо было умиротворить, обустроить, получить твердые гарантии того, что в этой стране никогда больше не придут к власти люди, готовые дать убежище Осаме бен Ладену. Сегодня, по прошествии года, пришло время подвести первые, промежуточные итоги.

Избавление от талибов отнюдь не принесло Афганистану долгожданного умиротворения. Закончилась одна большая война - между контролировавшими Кабул муллами и противостоявшим им Северным альянсом. Зато начались сразу несколько малых войн - в нескольких провинциях страны полевые командиры (представляющие, как правило, хотя и не всегда, разные этносы) продолжают силой оружия выяснять отношения. Нечто подобное в стране уже происходило - после свержения просоветского режима Наджибуллы и до появления талибов. Именно под лозунгами объединения Афганистана, прекращения междоусобных войн они тогда, кстати, и пришли к власти.

В Герате местные пуштуны во главе с Амануллой Ханом при поддержке соплеменников из Кандагара воюют с бойцами губернатора-таджика Исмаил Хана.

В провинции Хост не прекращаются столкновения между формированиями пуштунского полевого командира Бадшах Задран Хана и губернатора провинции Абдул Хакима Танивала. Хамид Карзай в начале года назначил Бадшах Задран Хана губернатором Хоста, однако местная джирга не приняла нового руководителя. Задран несколько раз тщетно пытался с отрядами своих сторонников силой захватить Хост. Тогда Карзай назначил губернатором Хакима Танивала, однако Задран не сдался, претендуя на власть не только в Хосте, но и в двух соседних провинциях - Пактии и Пактике.

На севере враждуют мини-армии сразу нескольких лидеров - узбекского генерала и заместителя министра обороны страны Абдул Рашида Дустума, таджика Мохаммада Атты и хазарейца Халили. Кровопролитные сражения между ними идут в провинциях Балх и Саманган.

Международные миротворческие силы пока предпочитают не вмешиваться в междоусобную войну. Американские генералы периодически встречаются с полевыми командирами, призывая их "договориться мирным путем". В результате на неделю пушки замолкают, но потом бои вспыхивают вновь.

Ситуацию усугубляют и серьезные противоречия внутри афганского правительства. Глава кабинета - пуштун Хамид Карзай и министр обороны - таджик Мохаммад Фахим, ставший после гибели Ахмада Шаха Масуда главнокомандующим Северного альянса, не скрывают взаимной неприязни. И при этом вынуждены работать вместе.

Когда мировое сообщество год назад объявило главой Афганистана Карзая, до той поры малоизвестного пуштунского командира, Фахим был явно разочарован. Ведь именно Северный альянс, объединявший узбеков, таджиков и хазарейцев, а вовсе не пуштуны, обеспечил "антитеррористической коалиции" победу над талибами и их союзниками из "Аль-Каиды".

В качестве "компенсации" Фахиму отдали Министерство обороны и пост одного из вице-президентов. Но в Афганистане военное ведомство до сих пор не играет серьезной роли. Единой армии в стране как не было, так и нет. И пара сотен гвардейцев, подготовленных с помощью западных инструкторов, не могут изменить общую тенденцию. Ведь у каждого уважающего себя полевого командира под ружьем находятся минимум пара тысяч моджахедов.

К тому же Фахим и Карзай так до сих пор и не пришли к единому мнению, какими должны стать национальные войска. Фахим, которому недавно присвоили звание маршала, расставил на ведущие посты в армии таджиков, Карзай пытается заменить их пуштунами. Карзай желает строить вооруженные силы с помощью Запада, Фахим рассчитывает в первую очередь на поддержку России.

Несколько попыток покушения на Карзая злые языки приписывают Фахиму и его сторонникам. Но и маршала тоже неоднократно пытались убить. И здесь подозрения таджиков падает уже на "команду Карзая".

В Кабуле идет беспощадная борьба за власть. И жертвами ее становятся в том числе и высшие чиновники государства. В феврале 2002 года в столичном аэропорту был убит министр авиации Афганистана Абдул Рахман. В июле 2002 года в самом центре Кабула расстреляли вице-президента страны Хаджи Абдула Кадыра.

За год администрация Карзая так и не сумела установить контроль над страной. Даже в столице относительный порядок удается поддерживать исключительно благодаря присутствию западных солдат. Но за пределами Кабула (если не считать несколько разбросанных по стране военных баз) миротворцы появляться, как правило, не рискуют. Этим-то и пользуются полевые командиры и губернаторы. И они настойчиво, порой ультимативно требуют от Карзая предоставить им широкую автономию. Сильнее других упорствует предводитель узбеков Дустум, который в свое время и армией личной обзавелся и даже собственной авиакомпанией владел.

В свое время Вашингтон потратил не одну сотню миллионов долларов на "покупку" афганских полевых командиров. Для победы над талибами этих "инвестиций" хватило. Но для умиротворения Афганистана, превращения его в полноценное, централизованное государство, потребуются совсем другие деньги. Не сотни миллионов, а многие миллиарды. Соединенные Штаты, занятые подготовкой войны с Саддамом Хусейном, пока, похоже, не готовы вкладывать в отвоеванную у талибов страну такие средства.

Главный международный итог минувшего года для Афганистана: эта страна перестала быть плацдармом апеллирующего к исламу международного терроризма. И хотя Осама бен Ладен продолжает делать грозные заявления, его положение сейчас явно не столь комфортно, как при талибах. Наступившая зима еще больше ухудшит условия жизни этого явно не очень здорового человека.

Вопреки ожиданиям в Афганистане до сих пор не возникло того "общенационального сопротивления" поддерживаемой США и Западом новой власти, которое имело место во времена войн с англичанами или советского военного присутствия. Тогда это происходило потому, что власть не только опиралась на иностранные войска, но и, прямо вмешиваясь во внутриафганские отношения, подрывала внутреннюю традиционную структуру. Сейчас же американцы озабочены исключительно стабильностью в стране. Кроме того, вместе с другими странами Запада они все время показывают афганцам большой экономический пряник.

Вашингтон уже нашел союзников внутри страны и продолжает действовать в этом направлении. Процесс идет достаточно медленно, но все же идет. Программа-максимум для США - воссоединить страну под единой властью, программа-минимум - не допустить ее фрагментации, как это было перед приходом к власти талибов. Талибы - единственная сила, которой после краха местного коммунистического режима удалось объединить почти всю страну.

После их свержения эту функцию пришлось взять на себя США и миротворческим силам ООН. Раскрытый над Афганистаном военный зонтик, безусловно, препятствует бесконтрольному развитию местных межклановых, межэтнических и межрегиональных противоречий. Серьезную сдерживающую роль играют и соседние государства, которые не заинтересованы в распаде Афганистана, что может вызвать и их собственную дестабилизацию.

Ожидать, что за год американцы решат в Афганистане все проблемы, было бы странно. Но определенные успехи налицо: в стране нет ярко выраженного сепаратизма, все афганцы хотят жить в едином Афганистане, но при этом каждая группа хотела бы занять лучшее место, что и приводит к столкновениям. Так, назначаемые новой властью губернаторы далеко не всегда принимаются местным населением, которое боится утратить свою фактическую автономию от центра. Поэтому вопрос о власти на местах до сих пор нередко решается силой оружия.

Формально в стране есть общенациональное правительство, но фактически оно надежно контролирует лишь Кабул. Правда, некоторые входящие в него политические лидеры имеют собственные зоны влияния в разных районах Афганистана. Причем, что очень важно, правительство возглавляет пуштун Хамид Карзай. Именно пуштуны веками объединяли Афганистан. Когда же верховная власть переходила в руки афганских таджиков - второй по значению этнической группы, - страна фактически разваливалась. Именно так произошло после краха прокоммунистического режима, в основе также пуштунского. К власти в Кабуле тогда пришел президент Раббани, таджик по происхождению.

Сейчас появилась перспектива восстановления пуштунской монархии, время которой многие афганцы вспоминают как золотой век. Карзай сам по себе, конечно, не такая крупная фигура, как бывший король Захир Шах. Однако он - выходец из того же пуштунского племени, к которому принадлежит и последний монарх, и лично с ним связан.

Сам Захир Шах пока держится в тени, как, впрочем, и представляющий прежде всего афганских таджиков бывший президент Афганистана Раббани. Но и тот, и другой явно выжидают, когда благоприятные условия позволят им выйти на общенациональную сцену. Оба политика представляют самые крупные и важные этнические группы страны, поэтому именно им, возможно, и предстоит сыграть ключевую роль в будущей судьбе Афганистана.

4. Предоставление помощи в реконструкции Афганистана

21 января с.г. в г. Токио О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)

открылась международная конференция по предоставлению помощи в реконструкции Афганистана под председательством Японии, США, Европейского Союза и Королевства Саудовской Аравии. В работе конференции принимают участие представители 60-ти стран и 20-ти международных организаций. Казахстанскую делегацию возглавляет Вице-министр иностранных дел Кайрат Абусеитов.

Конференцию открыл Премьер-Министр Японии Дзюнитиро Коидзуми, который подчеркнул важность содействия в реабилитации Афганистана со стороны международного сообщества. В рамках утренней сессии выступили Генеральный секретарь ООН - Кофи Аннан, Государственный секретарь США - Коллин Пауэлл, Министр финансов США - Полл Онилл, Комиссар по внешним связям Европейской комиссии - Мигель Надал, Министр финансов и национальной экономики Саудовской Аравии - Ибрагим бин Абдул Азиз, Министр иностранных дел Японии - Макико Танака. Министр финансов Японии - Масадзиро Сиокава и др.

Своё видение по дальнейшему развитию Афганистана на конференции изложил глава переходной администрации этой страны - Хамит Карзай.

По предварительным итогам первого дня конференции страны-участники процесса по восстановлению Афганистана выразили готовность оказать финансовую помощь в размере более 2 млрд. долл. США.

Глава казахстанской делегации К.Абусеитов в своем выступлении отметил, что Казахстан, приветствуя усилия международного сообщества по рассмотрению вопросов о реконструкции Афганистана готов внести свой практический вклад в дело восстановления этой страны. Отмечено, что на сегодняшний день Казахстан заключил со Всемирной продовольственной программой контракты на поставку в Афганистан около 70 тыс. тонн казахстанской пшеницы, из который порядка 25 тыс. тонн уже получены этой страной. Экспортный потенциал страны составляет 8 млн. тонн зерна и в этом контексте было предложено рассматривать Казахстан как потенциального экспортера, готового поставить в Афганистан уже сегодня на коммерческой основе до 850 тыс. тонн зерна, а также других видов продовольствия (полуфабрикаты, консервы, и т.д.).

В качестве безвозмездной гуманитарной помощи наша страна намерена поставить в Афганистан 3 тыс. тонн пшеницы.

Казахстан также готов поставлять цемент, шифер, трубы, рубероид, окна, двери, необходимые для возведения объектов жилья и инфраструктуры.

Среди участников конференции распространен официальный документ делегации Республики Казахстан с указанием объемов возможных поставок и списком казахстанских специалистов, которые могут быть задействованы в восстановительном процессе Афганистана.

В заключении К.Абусеитов отметил, что настоящая конференция, состав ее участников является позитивным примером реализации новых подходов в мировой политике, концептуально основанных на необходимости развития диалога цивилизаций.

После пленарных заседаний делегация Казахстана планирует принять участие в работе специальной сессии, связанной с вопросами военных сил и полиции.

5. Внешнеполитические связи Афганистана и Казахстана

12-15 января с.г. состоялся официальный визит делегации Казахстана в Кабул. Делегацию, в которую входили представители внешнеполитического ведомства и министерства обороны, возглавил Вице-Министр иностранных дел К.Абусеитов.

Основная цель визита заключалась в установлении политических контактов с новым руководством страны и налаживании двусторонних отношений. Важно подчеркнуть беспристрастный подход Республики Казахстан к урегулированию в Афганистане и чистые намерения нашего государства способствовать продолжению межафганского диалога по государственному строительству, достижению мира и согласия в стране.

В ходе визита состоялись переговоры казахстанской делегации с главой Временного правительства Афганистана Х.Карзай, руководителями министерств иностранных дел, обороны, внутренних дел, планирования, восстановительных работ. Также проведены встречи с главами дипломатических миссий США, России, Ирана, Турции, Китая, Великобритании и специальным представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану - главой специальной миссии ООН в Афганистане Л.Брахими.

В ходе переговоров и встреч афганское руководство было ознакомлено с ходом политических и социально-экономических преобразований в Казахстане, подходами Республики Казахстан к урегулированию ситуации в Афганистане, изложенными в «Позиции Казахстана в урегулировании ситуации в Афганистане» от 24.12.2001 и распространенном в качестве официального документа в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН. Отмечалась важность для Казахстана вопроса борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграции. Состоялся заинтересованный обмен мнениями о дальнейшем развитии афганского общества, планах и намерениях руководства Временного правительства Афганистана, в том числе относительно перспектив взаимоотношений с международными миротворческими силами и международного сотрудничества в постконфликтный период. В этой связи отмечалась возможность участия казахстанского миротворческого батальона «Казбат» в рамках международных сил содействия безопасности в Афганистане. Предположительно в состав Казбата войдут инженерно-саперный, медицинский взвода и взвод связи.

Также в ходе встреч обсуждался вопрос об открытии дипломатического представительства Республики Казахстан в Кабуле.

Одной из главных тем состоявшихся переговоров и встреч являлось участие Казахстана в оказании гуманитарной помощи Афганистану.

Как известно, Республика Казахстан приглашена для участия в Токийском форуме, посвященном вопросам будущего государственного обустройства страны и оказанию гуманитарной помощи Афганистану международным сообществом.

Республика Казахстан исходит из того, что Афганистан стоит на грани гуманитарной катастрофы и мировому сообществу, наряду с завершением антитеррористической операции, необходимо приложить максимум усилий для решения этого аспекта афганской проблемы. При этом акцентировалось внимание на территориальной близости к Афганистану и потенциальных возможностях нашей республики. В частности, практическим вкладом Казахстана в действие коалиции в Афганистане, особенно в их экономической и гуманитарной фазах, могут быть поставки продовольствия, топлива, стройматериалов, отечественной промышленной продукции и товаров, направление гражданских специалистов, подготовка кадров для Афганистана.

На сегодняшний день Казахстан заключил контракты с ООН на поставку в Афганистан 70 тысячи тонн пшеницы, из которых уже поставлено 25 тыс.тонн. В качестве безвозмездной продовольственной гуманитарной помощи Казахстан поставит в Афганистан 3 тысячи тонн пшеницы. В перспективе возможно, и это отмечалось в ходе переговоров, участие Афганистана в специальной программе ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), нацеленной на укрепление экономических связей между центральноазиатскими государствами и экономическую интеграцию стран региона с Европой и Азией, с выделением сельского хозяйства в качестве приоритетного направления афганской экономики.

Следует подчеркнуть, что несмотря на представительство во Временном правительстве Афганистана различных фракций и группировок и существующие между ними противоречия, их лидеры едины в необходимости установления мира и спокойствия в стране, консолидации всех сил афганского общества. Первостепенной задачей Афганистана в настоящее время является обеспечение безопасности, что включает в себя послевоенное восстановление и искоренение угроз для мирного развития.

Для Казахстана мир в Афганистане означает мир вне Афганистана, то есть в этом заключен основной фактор устойчивого мира и стабильности в региональном и глобальном контекстах. Именно поэтому Казахстан будет продолжать активное содействие в благополучном разрешении афганской проблемы. В целом визит казахстанской делегации - первой официальной делегации из стран региона - вновь подтвердил неизменность позиций РК по вопросам региональной безопасности и нашу готовность оказать всемерное содействие становлению мирного и процветающего Афганистана.

Заключение

Со времени вторжения советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. интерес международного сообщества к проблемам Афганистана и Средней Азии неизменно возрастал. После беспрецедентных террористических актов в ряде городов США 11 сентября 2001 г. отношение мирового сообщества к этой отдаленной части азиатского континента в корне изменилось. Напомню вкратце основные события, благодаря которым возросло значение как Афганистана, так и пяти среднеазиатских республик.

Взятие Кабула крупным контингентом советских воздушно-десантных войск возвестило захват Советским Союзом этого со всех сторон окруженного сушей азиатского государства, зажатого между Ираном, среднеазиатской частью СССР, Китаем и Пакистаном Территория Афганистана составляет 647,500 кв. с общей протяженностью границ 5,529 км. - с Пакистаном (2,430 км.), Ираном (936 км.), Туркменистаном (744 км.), Узбекистаном (137 км.), Таджикистаном (1,206 км.) и Китаем (76 км.). См. “UN Non-Paper: A Review of the Options on Embargo of Military Supplies to the Warring Factions in Afghanistan”, цитируемый в: Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.. Мир воспринял советскую наступательную операцию в Афганистане как уверенный шаг для достижения давно вынашиваемых Москвой имперских планов расширения своих границ в сторону Юго-Восточной Азии для получения выхода к Индийскому океану. Поэтому не только ближайшие соседи Афганистана, такие, как Пакистан и Иран, но и более или менее отдаленные участники событий в регионе, например, Саудовская Аравия и США, закачивали в Афганистан огромные суммы денег, оружия и опыта для противодействия советскому продвижению.

14 апреля 1988 г., почти десятилетие спустя со времени своего неудачного, но чрезвычайно дорогостоящего, кровавого и разрушительного вторжения, начался вывод советских войск из Афганистана. Он знаменовал крупнейшее международное поражение советской военной машины. В то же время, это военное поражение также было и важнейшим политическим провалом колониального владычества Москвы над многими национальными республиками СССР и странами Варшавского договора. Таким образом, афганская авантюра ускорила распад Советского Союза и крах коммунистических режимов в находившихся под пятой Москвы странах Восточной Европы.

Хотя многие республики Советского Союза провозгласили независимость в 1991 г., официальное объявление о прекращении существования Советского Союза относится к 25 декабря 1991 25 декабря в Кремле был спущен Советский флаг и поднят трехцветный российский. Произошедшая в тот же день отставка Михаила Горбачева означала официальный распад Советского Союза. Российский парламент проголосовал за изменение названия республики с РСФСР на Российскую Федерацию. Россия заняла место СССР в Совете Безопасности ООН. См. Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.. В марте 1992 г. пять республик Средней Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), наряду с другими бывшими советскими республиками, стали членами ООН. Огромные энергетические ресурсы (нефти и природного газа) государств Центральной Азии привлекли внимание многих стран, в том числе США, стран ЕС, Японии, Китая, России, Ирана и Турции. Такие крупнейшие нефтяные компании США, как "Шеврон" и "Юнокал", приобрели значительные доли акций нефтяных месторождений, соответственно, Казахстана и Туркменистана. Несмотря на появление на международной политической арене новых независимых государств Центральной Азии, Афганистан глубоко увяз в гражданской войне между различными этническими вооруженными группировками, в основном выступавшими под знаменами Ислама. В эти затяжные внутренние афганские раздоры в той или иной степени были вовлечены Пакистан (поддерживаемый США и Саудовской Аравией), Иран, Россия, Китай, Индия и Турция.

Вооруженная группировка талибов, на которую ранее мало кто обращал внимание, 5 ноября 1994 г. взяла город Кандагар на юге Афганистана и с удивительной быстротой захватила многие другие города, а затем 27 сентября 1996 г. взяла столицу - Кабул. Позднее стало известно, что за созданием движения "Талибан" и его приходом к власти в Афганистане стоял Пакистан. Устав от затяжной борьбы группировок в Афганистане, США взяли курс на поощрение пакистанского плана предоставления широкой военной поддержки талибам и прихода к власти в Кабуле зависимого от Пакистана режима. В то время считалось, что талибы - единственная сила, которая может обеспечить единство Афганистана. Американская нефтяная компания "Юнокал" активно спонсировала режим талибов в надежде провести безопасный нефтепровод от месторождений в Туркменистане через территорию Афганистана и Пакистана к Индийскому океану.

Явным поворотным моментом в политике США в Афганистане стали взрывы, прогремевшие 7 августа 1998 г. в посольствах США в столице Танзании Дар-Эс-Саламе и в столице Кении Найроби, предполагаемый организатор которых - Осама бин Ладен. С этого дня США отмежевались от пакистанского плана поддержки режима талибов, но не смогли добиться от пакистанского руководства эту поддержку прекратить. 26 февраля 2001 верховный глава Мулла Мухаммед Омар объявил о планирующемся уничтожении всех скульптур до-исламского периода на территории контролируемых талибами районов Афганистана.

Среди подлежавших уничтожению скульптур находились две огромные статуи стоячего Будды, высеченные в скале у Бамийана, которые были взорваны 2 марта 2001 г. после пятничных молитв. Ни взрывы американских дипломатических учреждений в Африке, ни уничтожение гигантских буддийских статуй в Афганистане не смогли открыть международному сообществу глаза на опасность, которую представляли для всего мира режим талибов и его главный защитник Осама бин Ладен.

Лишь после потрясших весь мир нападений террористов на башни нью-йоркского Международно-торгового центра и Пентагона в г. Вашингтоне США резко изменили свой курс в отношении Афганистана, приняв смелое решение покончить с режимом талибов и схватить Осаму бин Ладена. Массированное вторжение США в регион обернулось развертыванием американских войск в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане, а также отправкой вооруженных частей либо военных советников США в Таджикистан и Грузию. Таким образом, после российского (Таджикистан) и китайского (Синцзянь-Уйгурская автономная область) военного присутствия США превратились в третью военную державу в Центральной Азии.

Если мировое сообщество прислушается к предупреждениям этих и множества других мудрых ученых, то поймет, что афганская дилемма - дело рук как внутренних, так и внешних сил, превративших эту прекрасную землю (джаннат) в ад (джаханнам) Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.

. Поэтому для мирного решения этого затянувшегося конфликта требуется подлинная добрая воля со стороны всех сторон по трем нижеследующим пунктам:

1. Признание Афганистана многоэтнической страной, которое не приведет к ее фрагментации по этническому признаку, но сохранит ее единство, обеспечив всем национальным группам равное участие в государственных делах на всех уровнях. Говоря о национальных группах Афганистана, один немецкий ученый указывает на то, что "они ведут борьбу за сохранение своей культурной и религиозной автономии на местном уровне, а не за дезинтеграцию" страны.

2. Переход к федеративной структуре управления, основанной на демократических принципах, который способен предоставить всем национальным группам полное самоуправление, тем самым сохранив единство страны и способствовав уменьшению раздоров между этими группами.

3. Региональное сотрудничество вместо регионального соперничества: вражда между Ираном и Пакистаном, Ираном и США, Пакистаном и Индией вокруг Афганистана и республик Центральной Азии неизменно оборачивается бедой - как в прошлом, так и в настоящем. Афганистан мог бы стать опытным полигоном сотрудничества между США, Пакистаном, Ираном, Туркменистаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, Турцией, Россией, а, возможно, и другими странами в восстановлении страны.

После того, как афганские авантюры Советского Союза и Пакистана на тяжком опыте доказали, что вмешательство на стороне лишь одной из сил в долгосрочном плане не способно никому принести выгоды, сегодня у стран, причастных к афганской трагедии, имеется реальная возможность направить ход истории по пути долгожданного регионального сотрудничества и безопасности на азиатском континенте. Будем надеяться, что прозвучавшая в словах афгано-таджикского лидера Ахмада шаха Масуда убежденность впервые станет реальностью: "Мы не будем пешками в чужой игре, мы всегда будем Афганистаном!" Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today” .

События прошлого могут помочь в решении сегодняшних проблем, если мы извлечем уроки из истории. Центральноазиатский регион связан с Афганистаном географически, этнически, исторически, политически и экономически. На протяжении последней четверти века после советского вторжения в Афганистан политические судьбы Центральноазиатских республик и Афганистана были в определенной степени взаимосвязаны.

Последние два года продемонстрировали угрозы для безопасности республик Центральной Азии исламских повстанцев, базирующихся на афганской земле и поддерживаемых талибами. Сотрудничество между государствами Центральной Азии и Афганистаном жизненно необходимо для обеспечения обоюдной безопасности и развития в различных сферах, включая политическую, экономическую и культурную.

Во-первых, обе стороны на протяжении древней и средневековой истории были связаны знаменитым Шелковым путем. Земли Афганистана и Центральной Азии породили множество царств и империй - Белых гуннов, Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Бабура. Сегодня имеющиеся у государств Центральной Азии гигантские запасы нефти и природного газа требуют наличия многочисленных путей, включая афганский. Экономическое сотрудничество - назревшая необходимость для обеих сторон.

Второй жизненно важный аспект национального вопроса в Афганистане заключается в том, что у многих национальных групп этой страны есть собратья в Центральной Азии: ближайшие родичи афганцев - таджики, узбеки и туркмены - проживают в трех независимых государствах Центральной Азии, граничащих на севере с Афганистаном (Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан). В силу этого северные районы Афганистана веками в культурном и языковом отношении тесно связаны с южными районами Центральной Азии. Этот факт чрезвычайно важен для установления сотрудничества между двумя регионами в различных областях.

Политически, государства Центральной Азии на ранней стадии советской власти были созданы как многонациональные республики. Затяжная гражданская война в Афганистане, развернувшаяся во время и после советского вторжения, в политическом плане способствовала обострению этнического самосознания всех населяющих страну групп. Поэтому государства Центральной Азии могли бы послужить для сегодняшнего Афганистана очень хорошим образцом достижения равновесия этнических сил в многоэтническом контексте.

В то время как в государствах Центральной Азии процесс национального строительства продолжается со времени распада бывшего Советского Союза, в пост-талибском Афганистане он только начинается. Развитие этих процессов в ближайшем будущем зависит от соотношения двух "наборов" игроков. К первому из них, разумеется, относятся народы Центральной Азии и Афганистана, которые должны сами распорядиться своей судьбой. Ко второму - внешние силы, действующие как в самих Афганистане и Центральной Азии, так и вокруг них, которые будут стремиться к реализации собственных интересов в обоих регионах. На самом деле оба они нуждаются друг в друге. Однако, Афганистан и государства Центральной Азии испытывают потребность в значительно более тесном взаимодействии. Но необходимое сотрудничество между Афганистаном и Центральной Азией может строиться лишь на взаимном доверии и уважении, а также на основе демократии и прав человека.

Список использованной литературы

Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.

Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализа-ции.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- 584 с.

Решение от 22 января 1993 года «О мерах по стабилизации обстановки на участке государственной границы Республики Таджикистан с Афганистаном»

Соглашение о совместной деятельности по розыску и освобождению граждан бывшего Союза ССР, попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане и военных конфликтов в других странах (Минск, 28 апреля 1993 г.)

Соглашение о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия (г. Москва, 24 сентября 1993 года)

Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 28 февраля 1995 года № 315-XIII «О ратификации Соглашения о государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия»

Протокол рабочей встречи Председателя Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан М. Нукенова с Поверенным в делах Исламского государства Афганистан в г. Алматы г-ном Азизуллой (г. Астана, 28 июня 2000 г.)

Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №855 «Об открытии Дипломатической миссии Республики Казахстан в Афганистане»

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года № 1353 «О создании Межведомственной комиссии по выработке предложений по оказанию помощи Афганистану»

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2003 года № 261 «О заключении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве»

Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Переходного Исламского Государства Афганистан о торгово-экономическом сотрудничестве (18 марта 2003 года)

Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002

Верстяков В. «Афганский дневник» - Москва, Воениздат. 1993 г.

Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. / Новая и новейшая история, № 2, 1994 г.

Виноградов Б., «Афганистан после нас» // Известия 1995. 11.11.

Высказывание Ахмада Шаха Масуда // “Quotes from Afghan Personalities of Yesterday and Today”

Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» - Москва СП «ИКПА» 1991;

Гареев «Моя последняя война» - Москва, ИНСАН, 1996. 432 стр.

Давыдов А. Талибы стремятся к власти. / Азия и Африка сегодня, № 7, 1996 г.

Документы советского руководства о положении в Афганистане. / Новая и новейшая история, № 3, 1996 г.

Г. Егорова, Ю. Филатов. «Афганистан в нашей судьбе» - Москва, Издательство Агенства печати Новости, 1989 г.

Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. - М., 1989

Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.

История Афганистана с древнейших времен до наших дней. / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. - М., 1982

Коргун В. «Страна, уставшая от войн» // Азия и Африка сегодня - 1995 г. № 10.

Корниенко Г. М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе. / Новая и новейшая история, № 3, 1993 г.

Кузьмин О. Не столь таинственные талибы. / Азия и Африка сегодня, № 2, 1996 г.

Международная жизнь" 1992 г. №2

Международные экономика и международные отношения" 1988 г. №7

Меримский В. А. Война в Афганистане. Записки участника. / Новая и новейшая история, № 3, 1995 г.

На земле Афганистана. Сост. И.М. Дырин, - Москва, Воениздат 1988.

"Независимая газета", 1999г., 10 февраля.

О международной конференции в Токио. // Казахстанская правда, (21.01.02)

В. Островский, А. Уткин «История России 20 век» - Москва «Дрофа» 1999;

Пивоваров С. Талибский орнамент на исламском ковре. / Итоги, 8 октября 1996 г.

Пономарев В. А. Ислам в Узбекистане, 1989-1995. / Полис, № 2, 1996 г.

США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35.

"США и региональные конфликты." - М.:Наука, 1990 г.

Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - Спб, 1996

Умнов А. «Больше, чем ошибка» // Независимая газета 25.04.1998 г. 4. 09.1998 г.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / Полис, № 1, 1994 г.

"Figaro", 13.08.1998г.

Foreign Affairs 1979 №3

Ian Bremmer and Ray Taras, New States New Politics: Building the Post-Soviet Nations. Cambridge: Cambridge University Press, 1997, p. 82.

Sreedhar & Mahendra Ved, Afghan Buzkashi: Power Games and Gamesmen, Vol. 1. Delhi: Wordsmiths, 2000, p. 116.

Timur Kocaoglu, “Could Afghanistan Be A Key For Asian Cooperation And Security?” Perceptions (Journal of International Affairs), Volume V, Number 4 (Dec. 2000-Feb. 2001), pp. 106-115.

Array

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.