| |||||
МЕНЮ
| Афганистан и КазахстанАфганистан и Казахстан11 План
ВведениеБольшие геополитические изменения происходят на южных рубежах Содружества Независимых Государств, которые связаны с событиями в Афганистане Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализа-ции.- Алматы: АО «САК», НП ПИК «GAUHAR» 2000.- с.64.. Эти изменения заключаются в том, что получает завершение третья "Большая игра" между мировыми державами за доминирование в Центральной и Южной Азии. Как известно, первая "Большая игра" была в конце прошлого - начале нынеш-него веков; тогда происходило геополитическое столкновение Великобритании с Россией, в ходе которого они остановили друг друга в районе Центральной Азии и Афганистана. Вторая "игра" прошла в период с 1979 по 1989гг. - это была афганская кампания Советского Союза, в которую вмешались США, объявившие Ближ-ний Восток зоной своих жизненно важных интересов. К ны-нешней третьей "Большой игре", в которой главными игроками продолжают быть все те же державы - Россия и США, - присоединились новые участники: Пакистан, Иран, государства Цент-ральной Азии, Турция, Индия и Китай. При этом стратегические интересы США в регионе Централь-ной и Южной Азии включают следующее: прокладка нефте- и газопроводов, железных и автомобиль-ных дорог из региона Каспия и Центральной Азии через Афгани-стан в направлении Пакистана и Индии, строительство коммуни-кационных сетей; закрепление на стратегическом плацдарме вблизи азиатских ядерных держав; создание стратегического противовеса по отношению к Рос-сии и Ирану или к вероятному геостратегическому треугольнику Россия - Китай - Иран. В дни талибовского "блицкрига" осенью 1996г. странным выг-лядело молчание США. Французская "Фигаро", например, точ-но подметила: "На первый взгляд может удивить, что американцы относительно равнодушно следят за развитием событий в Афга-нистане. Ведь обычно США немедленно поднимают голос, услы-шав о том, что где-то у власти оказываются противники прогресса и проявляющие нетерпимость экстремисты разного рода. Однако удивление проходит, когда узнаешь, что афганских талибов уже принимали не только в Госдепартаменте США, но и в нефтяной компании ЮНОКАЛ, с нетерпением ждущей прекращения вой-ны в Афганистане, чтобы приступить к осуществлению своих пла-нов поставок в Индию каспийской нефти" "Figaro", 13.08.1998г.. О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе говорит и такой не-маловажный факт, как принятие министерством обороны страны "Плана объединенных командований", согласно которому терри-тория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры бое-вых действий, как считают авторы плана, - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998г. США делят мир - "Коммерсант-Daily", 1998г., №35. Таким образом, эта зона будет включать в себя простран-ство, где проходят основные транспортные магистрали и комму-никационные линии региона, а также расположено более 70% всего мирового запаса энергоресурсов. В этой "Большой игре" России был брошен серьезный вызов, так как она имеет в данном регионе неоспоримые интересы, ко-торые могут быть сформулированы так: сохранить стратегическое присутствие в Центральной и Юж-ной Азии для того, чтобы не допустить перехода Афганистана в сферу исключительного доминирования США; обеспечить свое участие в региональных экономических про-ектах; противостоять угрозе собственной безопасности в связи с проникновением в близлежащее к российской территории геопо-литическое пространство исламского фундаментализма, террориз-ма, контрабанды наркотиков; реабилитировать и восстановить авторитет российского госу-дарства в глазах стран-членов СНГ, проявив твердость и реши-мость в обеспечении неприкосновенности границ Содружества. Важным региональным игроком является Пакистан, чьи ин-тересы тоже очевидны: приобрести контроль над территорией Афганистана с тем, чтобы обеспечить реализацию проекта ЮНОКАЛ и тому подоб-ных; не допустить усиления влияния Ирана и России в Южной Азии; подготовить плацдарм и опору в лице верных талибов на случай возможного крупномасштабного конфликта с Индией; укрепить стратегическое партнерство с США. "Независимая газета", 1999г., 10 февраля. При этом Пакистан категорически отрицает свое прямое участие в войне и отвергает обвинения со стороны Ирана и Рос-сии в стратегической, военной, технической, экономической и моральной поддержке Исламского движения "Талибан" (ИДТ), включая поддержку личным составом. Факты свидетельствуют о том, что Пакистан прямо заинтере-сован в новом режиме талибов. Ни исламский характер этого ре-жима, ни формы и способы его насаждения не вызывают у Паки-стана особого беспокойства. Вместе с тем вовсе не исключено, что может возникнуть невыгодная для этого государства идея не-зависимого Пуштунистана, ведь в Пакистане проживает около 3 млн. пуштунов. В такой ситуации важно знать, насколько ИДТ управляемо, как долго способен сохраняться режим этого движе-ния и т.д. Победа ИДТ, влекущая за собой присутствие и закрепле-ние США в регионе Центральной и Южной Азии, совершенно не отвечает интересам Ирана, поскольку это наносит ущерб экономической и идеологической стратегии данной страны, а имен-но: реализации трубопроводных проектов на территории Ирана, которые теперь могут быть перенесены в Афганистан, распрост-ранению своей модели ислама в новых независимых государствах Центральной Азии, а также недопущению расширения влияния США в регионе. Кроме того, Иран стремится сохранить свое вли-яние в самом Афганистане, достигнутое благодаря тесным связям с шиитами-хазарейцами, роль которых на протяжении всей исто-рии войны была велика. Среди региональных игроков Индия также имеет свои интересы, несмотря на осторожные высказывания официального Дели по поводу событий в Афганистане. Если в центре замыс-ла под названием "Талибан" лежат сугубо экономические сооб-ражения, то скорейшее установление мира, даже "по-талибановски", служит интересам Индии, поскольку это будет означать для нее свежий приток нефти и газа, надежность комму-никаций и т.п. Однако не в интересах Индии усиление Пакиста-на, равно как не выгодно ей и установление воинствующего ис-лама как сущности политического режима в Афганистане. Индию также не устраивает закрепление позиций США в регионе, даже в "обмен" на нефть и газ, ибо США и Пакистан находятся в отно-шениях стратегического партнерства. Индийско-российские партнерские отношения служат еще одним фактором, не позволяющим Индии выйти за рамки сдер-жанного реагирования на афганские события. При этом не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что, несколько осложнив отноше-ния с Америкой из-за своих ядерных амбиций, Индия должна те-перь каким-то образом добиться от США долгожданного согла-сия на постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Не нужно также забывать, что в непосредственной близости от Афганистана расположен не потенциальный, а реальный посто-янный член Совета Безопасности, обладающий своими претензи-ями на участие в урегулировании конфликта - Китай. Последний всегда "играл на понижение" относительно попыток великих дер-жав усилить влияние в Афганистане, и если выяснится, что Со-единенные Штаты благоволят талибам, то ИДТ, скорее всего, по-лучит очень влиятельного недоброжелателя в лице Китая. Тем временем для центральноазиатских государств, непосред-ственно прилегающих к Афганистану, чрезвычайно важно активизировать процесс создания системы региональной безопаснос-ти и интеграции в рамках казахстанской инициативы по СВМДА, как постоянно действующего механизма по типу "Женевских мирных переговоров". Казахстан уже зарекомендовал себя как ак-тивный и последовательный борец с мировой проблемой терроризма, религиозного экстремизма, наркотиков. От имени государства и народа Казахстана, руководство страны, неоднократно выступало на крупнейших меж-дународных форумах с инициативами по достижению стабилизации наркоситуации в реги-оне Центральной Азии и мире в целом. «Так, относительно недавно в своем докла-де Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр. 2 сентября 2002 года в Йоханнесбурге на Всемирной конференции ООН по устойчиво-му развитию я уделил особое внимание тому факту, что Афганистан по-прежнему остается источником распространения экстремизма и наркотиков, и призвал ООН срочно разрабо-тать программу с целью системного противо-действия наркобизнесу в регионе.» Ведь совершенно очевидно, что война с международным терроризмом теряет всякий смысл, если корни этого явления продолжа-ют подпитываться извне. Во-вторых, у нас создана национальная антинаркотическая законодательная и иная нормативная правовая база, приняты и нача-ли реализовываться стратегические про-граммные документы, определившие комп-лекс приоритетных мер в этой области. Так, к примеру, приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, и мерах противодействия их незакон-ному обороту и злоупотреблению ими», «О медико-социальной реабилитации лиц, боль-ных наркоманией», Стратегия борьбы с нар-команией и наркобизнесом на 2001-2005 го-ды и Программа борьбы с этими явлениями. Добавлю, что последние документы, Стратегия и Программа борьбы с наркоманией, остаются уникальными доку-ментами такого рода в опыте стран Содруже-ства Независимых Государств. В-третьих, если говорить о практической стороне борьбы и противодействия, в рамках реализации Стратегии борьбы с наркомани-ей и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам, такие как Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркома-нии (г.Павлодар), кинологические центры Та-моженного комитета МГД и МВД Республики Казахстан (г. Алматы), Учебный центр по под-готовке, переподготовке и повышению квали-фикации специалистов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков при Академии МВД (г. Алматы), Национальный информационно-аналитический центр по изу-чению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г.Астана). Принятые меры являются необходимым, но недостаточным условием эффективной и, главное, успешной борьбы с наркобизнесом и наркопреступностью. Необходим системный подход к этой про-блеме, который бы включал в себя не только механизмы учета и анализа текущих событий в этой области, но и элементы превентивного характера, которые позволили бы заранее свести потенциальную проблему к состоянию минимальной угрозы и последствий. Что Вы думаете о проблеме Афганистана? «Я считаю, что это самое больное место нашей международной политики, и я надеюсь, что будут приняты более решительные меры и более кардинальные» Из ответов А. Д. Сахарова на вопросы корреспондентов после возвращения из Горького в Москву. // Известия. 20.12.89.. 1. История АфганистанаЕщё с глубокой древности через территорию Афганистана проходили торговые пути, связывающие Европу с Азией, Индией. В 516г. до н.э. с запада на восток, через Герат и Кабул в Индию прошли войска царя Персии Дария 1. В 334-327г.г. до н.э. через реки Балх и Кабул по Хайберскому проходу в Западную Индию прошли войска Искендера Зулькернейна (Александр Македонский). Со средины 3 в. до 1 в. до н.э. в северной части современного Афганистана располагалось государство Бактрия, которое вело оживленную торговлю с Бухарой, Индией и Китаем. Пуштуны в результате набегов завоевателей оттеснялись в горы. В начале 13 в. вторглись монгольские орды Чингис Хана и разрушили культуру афганских племен. В начале 16 в. узбеки, населявшие крайний север страны, расселились на значительной части северо-востока Афганистана и создали государство Балх - развили поливное земледелие. Иранцы захватили территорию Герата на западе страны и провинцию Кандагар. Район Сулеймановых гор - основное пристанище афганских племен сохранил свою независимость. В результате борьбы, покончив с властью персов, образовали 2 самостоятельных княжества с центрами в Кандагаре и Герате. Однако они враждовали, ослабли и вновь были завоеваны правителем Ирана Надир-Шахом. . В 1747г. афганцы, руководимые Ахмед Шахом, разбили персидские войска, и с этого времени образовалась империя Дурани. В результате успешных походов Ахмед Шаха под империей оказались районы Ирана, Южного Туркестана и Северной Индии. Начались восстания племён, и держава Дурани прекратила своё существование (1747-1819 г.г.). Усилились стремления англичан, завоевавших Индию включить Афганистан в колониальную систему Индии. Особенно усилилась экспансия с продвижением русских войск в Среднюю Азию. 1838-1842 г.г., 1878-1880 г.г. - в результате этих войн Афганистан подписал договор, по которому все внешние связи передавались в руки Англии. Был назначен пост - Индийский резидент. Афганистан стал аграрно-сырьевым придатком колониальной державы. В мае 1919 г. Англия объявила войну. Афганцев поддержали пуштуны Индии; поддержка Сов. России. 8 авг. 1919 г. - мир, 1921 г. - мирный договор. 2. История войныВ декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе войск в Афганистан, при этом имелось в виду, что соединения и части разместятся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. Но уже с первых дней наши войска понесли потери… Что мы знаем о той войне, которая длилась 110 месяцев, и ее участниках, погибших в период с 1979 по 1989 годы. Но что же это за страна? Кто начал войну, как она проходила и каковы наши потери? Если мы обратимся к истории Афганистана, то узнаем, что территория его составляет 655 тысяч кв. км, Население -- 5,5 млн. человек (по переписи 1979 года), Афганское государство -- Дурранийская держава, образовалось в середине XVIII века. Английские колонизаторы, пытаясь подчинить себе эту страну, трижды развязывали захватнические войны: 1838-1842, 1878-1880 гг. и в 1919 году, но каждый раз встречали мужественное сопротивление народа. 19 августа 1919 года афганским правительством был ратифицирован мирный договор, по которому Англия признавала независимость афганского государства. Афганистан -- это первая страна, с которой молодая Советская республика в мае 1919 года установила дипломатические отношения. Вот как описывает один из очевидцев события тех лет в своей книге „Гриф секретности снят. Потери ВС СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах". В декабре 1978 г. между СССР и Демократической Республикой Афганистан был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Статья 4 этого договора гласила: Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: Управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий -- 4, отдельных бригад -- 5, отдельных полков -- 4, полков боевой авиации -- 4, вертолетных полкой -- 3, трубопроводная бригада -- 1, бригада материального обеспечения -- 1 и некоторые другие части и учреждения. Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск и должностные лица КГБ и МВД СССР. Советские войска в Афганистане охраняли автомобильные дороги, многие объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в Мазари-Шариф и др.). Охраняли и обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА. Совместно с афганскими частями и подразделениями вели боевые действия различного масштаба по разгрому вооруженных отрядов и групп оппозиции, а также борьбу с караванами, доставлявшими оружие и боеприпасы в ДРА из Пакистана и Ирана. Ввод советских войск в Афганистан не привел к спаду вооружённого сопротивления оппозиции. Наоборот, с весны 1980 г. оно начало разрастаться. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и разгрому наиболее агрессивных групп противника. Это еще больше обострило обстановку. Количество беженцев в Пакистан и Иран стало возрастать, и соответственно стало возрастать количество забрасываемых оттуда в Афганистан обученных и хорошо вооруженных отрядов оппозиции, Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на следующие этапы: 1-й этап: декабрь 1979 г. -- февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов. 2-й этап: март 1980 г. -- апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА. 3-й этап: май 1985 г. -- декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Вывод шести советских полков на родину. 4-й этап: январь 1987 г. -- февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода. Численность личного состава войск и их потери Всего, таким образом, за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории РА, прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии -- 525 тыс. чел., в пограничных и других подразделениях КГБ СССР -- 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР -- 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях рабочих и служащих в советских войсках находились на этот период 2 1 тыс. чел. Ежегодная списочная численность войск Советской Армии составляла 80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. рабочих и служащих. За этот же период пропало без вести и попало в плен 417 военнослужащих, из которых 119 чел. были освобождены из плена (97 чел. возвращены на Родину, а 22 чел. находятся в других странах). Таким образом, 22 тысячи человек наших земляков прошла через Афганистан. 761 человек погибли и похоронены на казахстанской земле. 21 человек пропали без вести. 3. Проблемы Афганистана после свержения режима талибов.В начале декабря 2001-го - в Кабуле после свержения режима талибов установилась новая власть Американцы и не могли за год решить все проблемы Афганистана // Известия, 2 декабря 2002. Именно тогда стало ясно, что страну возглавит Хамид Карзай - бывший политэмигрант и полевой командир, открыто ориентировавшийся на Запад и в первую очередь на Соединенные Штаты. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|