| |||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Наркомания как медико-социальная проблемаПедагоги, школьные психологи, социальные работники вмес-те с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению нар-котиков и оптимизировать их здоровые личностные и социаль-ные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребы-вание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнитель-ного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму. В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащий-ся нуждается в специальном комплексном обследовании, ле-чении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень пораже-ния личности и каков предполагаемый реабилитационный по-тенциал. Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реа-билитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на макси-мально возможном уровне. Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реаби-литации детей и молодежи в системе Министерства образова-ния Российской Федерации. Помимо специализированных цент-ров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль-ной помощи -- ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным: © -- оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употреб-ляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную за-висимость; © -- оказание консультативной помощи и правовой под-держки родителям по вопросам наркозависимости детей и мо-лодежи; организация общеобразовательного и профессиональ-ного обучения и с этой целью создание учебных классов, сту-дий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых; © -- оказание организационно-методической и консульта-тивной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психо-активных веществ; © -- взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных ве-ществ; © -- разработка и апробирование реабилитационных про-грамм для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ; © -- разработка программ профилактики срывов и рециди-вов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и ре-абилитацию и интегрированных в образовательное учреждение. Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и об-разовательных (освоение основных приемов организации семей-ной профилактики) задач. Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором мно-го созидательной деятельности. Таким образом, внедрение основных направлений Концеп-ции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших нар-команией, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания». В результате станет больше тех, кто понимает -- дальней-шее распространение наркомании может привести к краху че-ловечества. Заключение Вот он тащился чуть не умирая, Через минуту ж - где достал, бог весть! Радостях искуственного рая Мир может на лице его прочесть! … А сколько их сейчаз бредет по свету, Чья участь то сладка, а то тяжка … И видимо уже спасенья нету от Этого простого порошка … Е. Винокуров. Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу ради-кального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступа-тельное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации. Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки «спасение есть от этого простого порошка». Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальней-шей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возла-гается на упреждающие меры. Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массо-вых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболева-ющих и больных людей. Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен. ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков («группа риска»). Третья мера -- обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества. Задачи массовой профилактики -- это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникно-вения и развития заболеваний путем воздействия на неблагопри-ятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к усло-виям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеле-ния заболевания; восстановление трудоспособности. Используя силы только здравоохранения, массовую профилак-тику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слажен-ные, координированные усилия всех систем социальной инфра-структуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по це-левому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических со-стояний, лечения и медико-социальной реабилитации. По данному исследованию мы можем сделать вывод, что роль социального работника в этой проблеме очень высока. Главным образом в том, чтобы помоч наркоману приодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему - задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно. Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является - сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности. Чем здоровие социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране. И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика: «Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает про-стого терпения, чтобы понять: ра-дость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с по-мощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь -- она как дикий зверь -- не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении». Список литературы 1. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000 - с. 88-91. 2. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 - с. 58-74. 3. Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. - сост. В. И. Петров. - Мн.: современ. литератор, 1999 - с. 48-49. 4. Школа без наркотиков. Книга для педогогов и родителей // издание 2-е переработонное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001 с. - 5-19, 56-61, 151-156. 5. Ягодинский В. Н. Убереч от дурмана. Кн. для учителя. М.: 1989 с. - 68. Приложение Таблица 1 Признаки употребления различных групп наркотиков
Лексика (сленг) наркоманов Баш -- доза гашиша, около 1 г. Банка (салют, белое) -- солутан, эфедриносодержащее ле-карство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики. Винт (айс) -- первитин (метамфетамин). Гера -- героин. Глюки -- галлюцинации, вызванные использованием нарко-тических или токсических веществ. Грибы -- один из видов поганок, содержит сильнейшие гал-люциногены. Джсф (мулька, космос, эфенди) -- эфедрой. Дима -- димедрол. Дороги -- цепочки из «дыр», .то есть следов от уколов, по ходу вен на руках (или ногах). Дунуть -- покурить коноплю в компании наркоманов. Дурь (опилки, зимник, план) -- гашиш. Дыры -- следы от уколов. Кайф (волокуша, таска, нирвана) -- основная фаза нарко-тического опьянения, состояние, ради которого и употребля-ются наркотики. Кода (катюха, пурь) -- кодеин. Кокнар (кукнар) -- маковая соломка. Колеса (сидней, атом, цикла) -- любые таблетки, способные воздействовать на сознание, в том числе «сиднокарб» (сидней), «этаминал натрия» (атом), «циклодол» (цикла). Контроль -- кровь в шприце, закачанная из вены для того, чтобы предотвратить попадание в нее воздуха из шприца. Костыль -- раскатанная пластина гашиша диаметром 1--3 см и толщиной 1--2 мм из расчета на 1--2 папиросы (может пере-сылаться в почтовом конверте). Косяк -- сигарета с гашишем («забить косяк» -- пригото-вить папиросу с гашишем). Кропаль -- продукт для приготовления гашиша (пластинка наркотика, как правило, в виде круга). Литература (книжки, травка) -- марихуана, конопля, кан-набис. («Крутая тема» -- трава с повышенным содержанием каннабиолов.) Лошадка -- метадон. Ломка -- крайне болезненное состояние, возникающее у нар-команов после продолжительного периода воздержания от упо-требления наркотика. Мара -- ткань, используемая в процессе приготовления га-шиша. Мария -- опий. Марафет (кока, кокс, крэк) -- кокаин. Мойка -- лезвие для снятия наркотического вещества с ка-кой-либо поверхности (стенки или дна посуды). Метро -- вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть «чистыми». Мулька (коктейль, джеф, космос, эфенди) -- эфедрон. Мультики -- галлюцинации, возникающие при действии ин-галянтов (возникающие видения напоминают мультипликацион-ный фильм). Опилки (зимник, чернушка, план, дурь) -- гашиш (анаша, каннабис, чаре). Определяться -- иметь внешние признаки наркотического опьянения. Отход, отходняк -- конечная фаза воздействия наркотика на организм. Париться -- вдыхать пары ингалянтов. Пласт -- плантация конопли. Пласт валит -- период массового сбора конопли (август-сентябрь). Пластилин (пласт) -- разновидность гашиша высшего ка-чества, приготовляемая из пыльцы, снятой с макушек конопли. Приход -- эйфорическое состояние, возникающее сразу после приема наркотика (обычно внутривенно). Пяточка -- окурок папиросы с наркотиком. Передок -- слишком большая доза наркотика. ПСП -- продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздейст-вием. Употребляется как заменитель ЛСД. Сидеть на игле -- постоянная потребность в наркотиках, вводимых внутривенно с помощью шприца. Симпляк (терьяк, опиюха, химканка, карахан) -- опий и экстракт маковой соломы. Смотреть стриптиз -- галлюцинации, связанные с сексуаль-ным содержанием, возникающие у подростков при использо-вании ингалянтов. Султыга -- ацетилированный опий. Торчать -- испытывать эйфорию. Травка (дурь, план, клевер, сено, божья травка, Мэри Джейн, нот, грае, хей, виид) -- марихуана. Флет -- квартира, в которой можно собираться в отсутствие взрослых. Химка -- гашишное масло. Химпласт -- конечный продукт переработки гашишного мас-ла, приготовленного из пыльцы конопли. Центряк -- вена на локтевом сгибе. Чифирь -- крепкий чай (экстракт чайного листа). Ширка -- самодельный препарат, содержащий первитин. Ширяться (шмыгаться) -- вводить что-нибудь внутривенно. Употребление сленга наркоманов, изменения во внешности и в поведении не всегда служат верным доказательством упо-требления ребенком наркотиков. Очень часто эти перемены могут иметь другое объяснение. Array |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||
|