реферат бесплатно, курсовые работы
 

Наркомания как медико-социальная проблема

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вмес-те с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению нар-котиков и оптимизировать их здоровые личностные и социаль-ные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребы-вание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнитель-ного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащий-ся нуждается в специальном комплексном обследовании, ле-чении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень пораже-ния личности и каков предполагаемый реабилитационный по-тенциал.

Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реа-билитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на макси-мально возможном уровне.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реаби-литации детей и молодежи в системе Министерства образова-ния Российской Федерации. Помимо специализированных цент-ров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль-ной помощи -- ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

© -- оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употреб-ляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную за-висимость;

© -- оказание консультативной помощи и правовой под-держки родителям по вопросам наркозависимости детей и мо-лодежи; организация общеобразовательного и профессиональ-ного обучения и с этой целью создание учебных классов, сту-дий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

© -- оказание организационно-методической и консульта-тивной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психо-активных веществ;

© -- взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных ве-ществ;

© -- разработка и апробирование реабилитационных про-грамм для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;

© -- разработка программ профилактики срывов и рециди-вов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и ре-абилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.

Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и об-разовательных (освоение основных приемов организации семей-ной профилактики) задач.

Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором мно-го созидательной деятельности.

Таким образом, внедрение основных направлений Концеп-ции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших нар-команией, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания».

В результате станет больше тех, кто понимает -- дальней-шее распространение наркомании может привести к краху че-ловечества.

Заключение

Вот он тащился чуть не умирая,

Через минуту ж - где достал, бог весть!

Радостях искуственного рая

Мир может на лице его прочесть! …

А сколько их сейчаз бредет по свету,

Чья участь то сладка, а то тяжка …

И видимо уже спасенья нету от

Этого простого порошка …

Е. Винокуров.

Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу ради-кального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступа-тельное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации.

Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки «спасение есть от этого простого порошка».

Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальней-шей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возла-гается на упреждающие меры.

Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массо-вых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболева-ющих и больных людей.

Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен.

ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков («группа риска»).

Третья мера -- обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Задачи массовой профилактики -- это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникно-вения и развития заболеваний путем воздействия на неблагопри-ятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к усло-виям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеле-ния заболевания; восстановление трудоспособности.

Используя силы только здравоохранения, массовую профилак-тику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слажен-ные, координированные усилия всех систем социальной инфра-структуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по це-левому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических со-стояний, лечения и медико-социальной реабилитации.

По данному исследованию мы можем сделать вывод, что роль социального работника в этой проблеме очень высока. Главным образом в том, чтобы помоч наркоману приодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему - задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно.

Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является - сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности.

Чем здоровие социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.

И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:

«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает про-стого терпения, чтобы понять: ра-дость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с по-мощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь -- она как дикий зверь -- не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».

Список литературы

1. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000 - с. 88-91.

2. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 - с. 58-74.

3. Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. - сост. В. И. Петров. - Мн.: современ. литератор, 1999 - с. 48-49.

4. Школа без наркотиков. Книга для педогогов и родителей // издание 2-е переработонное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001 с. - 5-19, 56-61, 151-156.

5. Ягодинский В. Н. Убереч от дурмана. Кн. для учителя. М.: 1989 с. - 68.

Приложение

Таблица 1

Признаки употребления различных групп наркотиков

Психоактивное вещество

Немедленное воздействие

Долгосрочное воздействие

1. Психодепрессанты

а) Препараты опия

б) Успокаивающие и снотворные пре-параты (транквили-заторы)

Все вещества этой группы оказывают воздей-ствие, сходное с воздействием алкоголя. Они замедляют мыслительные и двигательные про-цессы человека и понижают способность к концентрации внимания. Они вызывают состо-яние «похмелья» или невнятную речь, сонли-вость и проблемы координации после прекра-щения воздействия интоксикации. Небольшие дозы уменьшают чувство беспокойства, тогда как более сильные дозы вызывают сонливость. Алкоголь повышает их воздействие, а повтор-ные дозы вызывают отравление из-за того, что вещество быстро не преобразовалось в резуль-тате обмена веществ. Распространены несчаст-ные случаи и самоубийства.

Расслабление, снижение тревоги, замедление психической и физической активности, депрес-сия, спутанность мыслей. Притупление воспри-ятия удовольствия и боли. Обильный пот, паде-ние артериального давления, судороги.

Необычная сонливость в самое раз-ное время, замедленная, «растяну-тая» речь, частое «отставание» от те-мы разговора. Добродушное поведе-ние, покладистость, впечатление по-стоянной задумчивости. Стремление к уединению в тишине и темноте. Психоактивные вещества этой груп-пы могут привести к зависимости. Продолжительное и значительное употребление может вызвать пробле-мы с памятью, неспособность к обу-чению, проблемы с координацией и после вывода вещества могут вы-звать конвульсии.

2. Психостимуляторы

Человек обычно испытывает краткое ин-тенсивное чувство интоксикации и преуве-личенное чувство уверенности в себе. Затем настроение быстро изменяется к худшему и может стимулировать человека к повторению дозы. Передозировка отме-чается чаще при «крэке», чем при других формах кокаина. Кофеин в кофе и чае быстро распространяется по организму и оказывает на человека возбуждающее действие. Слишком большое количество может вызвать усиление сердцебиения, чувство беспокойства и расстройство желудка.

Гиперактивность, болтливость, раздра-жительность, проблемы психического здоровья, чувство подозрительности и недоверия к окружающим. Отсутствует чувство голода. Нарушается режим сна и бодрствования. Появляется сильное сексуальное раскрепощение. Деятель-ность носит непродуктивный, однооб-разный характер. Зависимость является распространенной.

3. Галлюциногены

а) Препараты коноп-ли

б) Другие галлюци-ногены (ЛСД, пси-лоцибин и др.)

Эйфория,тревога,подозрительность, смех, расслабление, ощущение пустоты в голове, речевое возбуждение, жестикуляция, лег-кость тела, искажение восприятия про-странства.

Галлюцинации, иллюзии, деперсонализа-ция, бред, паника, депрессия, суицидаль-ные намерения, провалы в прошлое, сту-пор, расширение зрачков, учащенное

серд-цебиение, потливость, дрожание. Возмо-жен психоз.

Словоохотливость, колебания настро-ения, налитые кровью глаза, повышен-ный аппетит. Тревога, депрессия, без-различие, бездеятельность.

Воздействие вещества продолжается несколько дней или даже месяцев после его принятия. Это явление часто называется «флэшбэк». Регулярное

употребление галлюциногенов может ухудшить память и способность к концентрации внимания, что создает проблемы психического здоровья, ве-дет к непредсказуемому поведению.

4. Ингалянты

Эйфория, ощущение пустоты в голове, спутанность сознания, галлюцинации, по-теря аппетита, вспыльчивость, смазанная речь. Легко происходит передозировка, приводящая к повреждению внутренних органов, мозга и смерти от асфиксии. Наибольшей опасностью является внезап-ная смерть при вдохе ингалянта.

Изменение поведения и личности. Расширенные или суженные зрачки, налитые кровью глаза, отек вокруг глаз, носовые кровотечения, высыпа-ния на коже вокруг рта и носа, потеря аппетита и отсутствие мотивации. Не-которые растворители токсичны для печени, почек или сердца, а другие могут вызвать нарушения мозга.

Лексика (сленг) наркоманов

Баш -- доза гашиша, около 1 г.

Банка (салют, белое) -- солутан, эфедриносодержащее ле-карство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики.

Винт (айс) -- первитин (метамфетамин).

Гера -- героин.

Глюки -- галлюцинации, вызванные использованием нарко-тических или токсических веществ.

Грибы -- один из видов поганок, содержит сильнейшие гал-люциногены.

Джсф (мулька, космос, эфенди) -- эфедрой.

Дима -- димедрол.

Дороги -- цепочки из «дыр», .то есть следов от уколов, по ходу вен на руках (или ногах).

Дунуть -- покурить коноплю в компании наркоманов.

Дурь (опилки, зимник, план) -- гашиш.

Дыры -- следы от уколов.

Кайф (волокуша, таска, нирвана) -- основная фаза нарко-тического опьянения, состояние, ради которого и употребля-ются наркотики.

Кода (катюха, пурь) -- кодеин.

Кокнар (кукнар) -- маковая соломка.

Колеса (сидней, атом, цикла) -- любые таблетки, способные воздействовать на сознание, в том числе «сиднокарб» (сидней), «этаминал натрия» (атом), «циклодол» (цикла).

Контроль -- кровь в шприце, закачанная из вены для того, чтобы предотвратить попадание в нее воздуха из шприца.

Костыль -- раскатанная пластина гашиша диаметром 1--3 см и толщиной 1--2 мм из расчета на 1--2 папиросы (может пере-сылаться в почтовом конверте).

Косяк -- сигарета с гашишем («забить косяк» -- пригото-вить папиросу с гашишем).

Кропаль -- продукт для приготовления гашиша (пластинка наркотика, как правило, в виде круга).

Литература (книжки, травка) -- марихуана, конопля, кан-набис. («Крутая тема» -- трава с повышенным содержанием каннабиолов.)

Лошадка -- метадон.

Ломка -- крайне болезненное состояние, возникающее у нар-команов после продолжительного периода воздержания от упо-требления наркотика.

Мара -- ткань, используемая в процессе приготовления га-шиша.

Мария -- опий.

Марафет (кока, кокс, крэк) -- кокаин.

Мойка -- лезвие для снятия наркотического вещества с ка-кой-либо поверхности (стенки или дна посуды).

Метро -- вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть «чистыми».

Мулька (коктейль, джеф, космос, эфенди) -- эфедрон.

Мультики -- галлюцинации, возникающие при действии ин-галянтов (возникающие видения напоминают мультипликацион-ный фильм).

Опилки (зимник, чернушка, план, дурь) -- гашиш (анаша, каннабис, чаре).

Определяться -- иметь внешние признаки наркотического опьянения.

Отход, отходняк -- конечная фаза воздействия наркотика на организм.

Париться -- вдыхать пары ингалянтов.

Пласт -- плантация конопли.

Пласт валит -- период массового сбора конопли (август-сентябрь).

Пластилин (пласт) -- разновидность гашиша высшего ка-чества, приготовляемая из пыльцы, снятой с макушек конопли.

Приход -- эйфорическое состояние, возникающее сразу после приема наркотика (обычно внутривенно).

Пяточка -- окурок папиросы с наркотиком.

Передок -- слишком большая доза наркотика.

ПСП -- продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздейст-вием. Употребляется как заменитель ЛСД.

Сидеть на игле -- постоянная потребность в наркотиках, вводимых внутривенно с помощью шприца.

Симпляк (терьяк, опиюха, химканка, карахан) -- опий и экстракт маковой соломы.

Смотреть стриптиз -- галлюцинации, связанные с сексуаль-ным содержанием, возникающие у подростков при использо-вании ингалянтов.

Султыга -- ацетилированный опий.

Торчать -- испытывать эйфорию.

Травка (дурь, план, клевер, сено, божья травка, Мэри Джейн, нот, грае, хей, виид) -- марихуана.

Флет -- квартира, в которой можно собираться в отсутствие взрослых.

Химка -- гашишное масло.

Химпласт -- конечный продукт переработки гашишного мас-ла, приготовленного из пыльцы конопли.

Центряк -- вена на локтевом сгибе.

Чифирь -- крепкий чай (экстракт чайного листа).

Ширка -- самодельный препарат, содержащий первитин.

Ширяться (шмыгаться) -- вводить что-нибудь внутривенно.

Употребление сленга наркоманов, изменения во внешности и в поведении не всегда служат верным доказательством упо-требления ребенком наркотиков. Очень часто эти перемены могут иметь другое объяснение.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.