реферат бесплатно, курсовые работы
 

Наркомания как медико-социальная проблема

К этой группе относятся синтетические вещества, содержа-щие соединения амфетамина (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Употребляющие эти вещества чаще всего получают их из лекарств, содержащих эфедрин.

Психостимуляторы -- довольно разнородная группа веществ с одним общим признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, вследствие чего суждения стано-вятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными. Часть препаратов этой группы имеет также способность иска-жать восприятие окружающего, а потому сходна с галлюцино-генами. Существуют психостимуляторы растительного проис-хождения (кока, эфедра, кола), у нас они встречаются в ос-новном в виде порошков или таблеток.

Из симптомов следует отметить бессонницу, снижение аппе-тита, понос, подъем температуры тела, учащенное сердцебие-ние, нарушение ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления, затруднение дыхания, мелкие крово-излияния, посинение и дрожание конечностей, нарушение ко-ординации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потен-ция сменяется половым бессилием. При регулярном исполь-зовании стимуляторов серьезно страдает сердечно-сосудистая система. В первую очередь возникают тяжелые аритмии, воз-можны смерть от остановки сердца и инфаркт миокарда в мо-лодом возрасте.

Очень велика опасность передо-зировки, чреватая тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.

Наиболее употребляем эфедрин -- химический медицин-ский стимулятор широкого спектра действия.

Псевдоэфедрин, меткатинон и эфедрон -- производные эфед-рина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготав-ливаются самими наркоманами

Фенамин (отечественное название) или амфетамин (между-народное название) -- препарат, который встречается в виде таблеток, порошка, а может быть и расфасован в капсулы.

Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав «чудодейственных препаратов для похудания» -- будьте очень осторожны!

Кокаин -- белый легкий кристаллический порошок, похо-жий на снег, горького вкуса.

Крэк -- обычно желтоватое или бесцветное вещество, не-редко запаянное в стеклянные ампулы.

«Экстази» -- это собирательное название таблеток, произ-водных амфетамина был синтезирован как мощный стимулятор, исполь-зовался в ходе Первой мировой войны, когда его давали сол-датам; позднее обрел свою новую жизнь как средство для по-худения и как антидепрессант. В большинстве цивилизованных стран официально запрещен.

Последствия. «Экстази» подавляет чувство жажды, отчего после нескольких часов потогонных плясок человек может уме-реть от перегревания и обезвоживания. Этот наркотик нарушает обмен веществ и баланс серотина в мозгу, в результате у нар-комана нарушаются иммунная, пищеварительная и нервная системы. Может развиться почечная недостаточность, произой-ти разрушение печени. Обычно у жертв «экстази» возникают множественные отметины на лице -- это лопаются капилляры, и исправление таких дефектов требует серьезных косметических процедур, включая хирургическую помощь. Кроме того, неред-ки случаи повреждения мозга.

Самый распространенный у нас наркотик группы амфетами-нов -- эфедрой, именуемый в обиходе «мулька», а иногда как-нибудь иначе. Второй вариант того же амфетамина -- первитин, иначе говоря, «винт».

Первитин, резко активизируя психическую деятельность, вы-зывает совершенно неадекватные поступки или весьма неком-фортные ощущения. Возможна агрессия, неудержимые вспышки гнева, бурные истерики, неконтролируемые припадки разруши-тельных действий, направленных на людей, на вещи или на себя. Одни в такие моменты тихо сходят с ума, дру-гие этим не ограничиваются и набрасываются на людей, начинают крушить все вокруг себя. Бывает, что вскрывают себе вены, раз-бивают головы (в буквальном смысле бросаясь на стенку), выбра-сываются в окно.

Чем дольше продолжается потребление первитина, тем опас-нее прием каждой новой дозы.

По своему прямому воздействию на здоровье (если не гово-рить о формировании и последствиях зависимости) первитин, вероятно, один из самых убийственных препаратов. Даже при не-продолжительном потреблении он успевает нанести удары, следы которых могут оказаться неизгладимыми. Главные из них -- пси-хозы, нарушения работы головного мозга, разрегулирование сер-дечно-сосудистой системы, кровяного давления, крайнее исто--щение нервной системы и всего организма.

Первитин вызывает и специфические «судорожные эффекты»: сводит скулы, сдавливает виски (иногда до жуткой головной боли), сводит икроножные мышцы (иногда до сильных судорог), воз-никают различные спазмы

Галлюциногены

Более точный термин -- «препараты, изменяющие созна-ние», так как они зачастую не вызывают галлюцинаций, но искажают самоощущение наркомана. Он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. В группу галлюцино-генов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них -- натурального происхождения. У наркома-нов большинство галлюциногенов носит объединяющее назва-ние «кислота».

Наиболее распространенными на территории России явля-ются препараты, кустарно приготовленные из конопли.

Препараты индийской конопли (марихуана, гашиш, маконха, дагга, анаша, ганджа). Конопля индийская - из этого растения получают смолу (содержащуюся в завязях, несозревших плодах, соцветиях и листьях), обладающую опьяняющим действием и являющуюся источником изготовляемых из нее наркотиков.

Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли -- «марихуана». Это -- похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название «анаша» или «план».

Самым сильнодействующим является тетрагидроканнабиол (гашиш). Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измель-ченных верхушек конопли (жаргонные названия -- «наша», «гашиш», «план», «хэш»).

Гашишное масло -- наркотическое средство, получаемое из конопли с помощью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой группы. В нем наркогенных веществ в 30--40 раз больше, чем в конопле.

Первитин (метамфетамт) -- кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая

Пер-воначальное действие этих веществ на центральную нервную систему возбуждающее, а затем сильно угнетающее, завершающееся сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, ме-няется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертель-ный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением артериального давле-ния, мышечным расслаблением, изменением сухожильных реф-лексов и т. п.

Действие каннабиса не поддается четкой классификации. Наркотик вызывает галлюцинации, определенное стимулирую-щее действие, проявляющееся, в частности, в учащении пульса и дыхания. В некоторых случаях анаша или гашиш усиливают агрес-сивность и сексуальную активность, но в принципе ни то, ни другое не является типичным.

Со стороны заметнее всего красные глаза и (не всегда) безу-держный смех без причины - включается сам собой некий ме-ханизм, который вызывает неконтролируемые взрывы хохота.

Действие каннабиса длится несколько часов, не более вось-ми -- десяти. В ощущениях свои спады и подъемы, случаются некоторые провалы. После начального возбуждения постепенно впечатления бледнеют, человек успокаивается и впадает в некий транс.

Содержащиеся в каннабисе психоактивные компоненты вызы-вают резкое нарушение функций головного мозга, что влечет за собой возможные отрицательные последствия даже при одно-кратном потреблении препарата. Это ведет к сни-жению работоспособности, плохому качеству работы, у учащих-ся -- к ухудшению усвоения материала и плохой успеваемости.

Содержание некоторых канцерогенных элементов, вдыхаемых при курении марихуаны, на 70% выше, чем в табачном дыме, и при длительном ежедневном курении нарушается нормальная работа легких.

Суммируя сказанное, отметим, что препараты конопли -- опасные наркотики. Они называются «легкими», но это или заблуждение, или ложь.

Кроме препаратов конопли к галлюциногенам относятся пси-хоактивные вещества, которые даже в очень малых дозах вызы-вают галлюцинации или кратковременные психозы. Сюда относятся ЛСД -- синтетический препарат грибков-паразитов ржи и других злаковых; ве-щества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин); лекарства: астматол, циклодол, димедрол. Среди наи-более распространенных можно назвать ЛСД и псилоцибин.

ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) -- «эталонный» галлюциноген.

Воз-никают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Примерно через 1 час после приема ЛСД развивается острый психоз, продолжитель-ность которого около 12 часов.

Тяга к наркотическим средствам -- нечто значительно более сложное и значительно более фундаментальное, чем просто стремление получить удовольствие, «словить кайф» или испытать какое-то определенное ощущение. Потребление наркотиков свя-зано с общим жизненным контекстом, с общей структурой лич-ности, содержанием важнейших ее потребностей, интересов, цен-ностей, запросов. Кстати, амфетамины не вызывают физической зависимости и такого тяжелого синдрома лишения, как опиаты или барбитураты, но избавиться от пристрастия к ним совсем не просто. И это тоже подтверждает, что наркомания не сводится к совокупности тех или иных реакций и непосредственных мотивов (получить удовольствие, уйти от ломки и т. д ) таблица 1.

Социально-опосредованные осложнения зависимости от опиатов

Социально-опосредованные осложнения в большей или меньшей мере присущи зависимости от лю-бого типа наркотиков, но в случае опиатной нар-комании они проявляются наиболее ярко.

Одиночество -- результат погруженности нарко-мана в свои переживания и поиск наркотиков, раздражительности и эгоистичности. Одиночество для наркомана означает потерю друзей и семьи, невозможность поделиться своими проблемами ни с кем. Чувство одиночества и отгороженности от людей часто провоцирует на увеличение дозы нар-котиков и на самоубийство.

Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозда-ний и редкостной неисполнительности. Те боль-ные, которые стали наркоманами в юном возрас-те, не могут работать из-за отсутствия необходи-мого образования.

Преступления обычно являются результатом без-работицы и безденежья, а вовсе не агрессивнос-ти. На опиатные наркотики нужно довольно мно-го средств, а взять денег негде. Поэтому нарко-маны вынуждены воровать, мошенничать, зани-маться проституцией или торговать наркотика-ми.

Самоубийства. Любой, кто знаком с общими ос-ложнениями наркомании, не удивится высокой час-тоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотика-ми и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.

1.5 Профилактика наркоманий

Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму бо-лезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осущест-вления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.

Запретительный этап относится к 1950--1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала траге-дией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, вы-работке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты -- вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффектив-ность такой политики.

Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика -- в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, ста-тистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что зна-ние беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.

Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отноше-ние к ним должны быть подкреплены опытом отказа от нар-котического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.

Воспитывающая, обучающая технология может быть эффек-тивной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.

Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной соци-альной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.

Многие факторы риска в развитии наркомании несовершен-нолетних носят внутриличностный характер, где внешние об-стоятельства выступают как «запускающий» их механизм. Сле-довательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания -- осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает вза-имосвязь трех основных педагогических процессов: социализа-ции, самовоспитания и специального образовательного педаго-гического воздействия на личность ребенка -- антинаркотиче-ского воспитания.

К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов -- те, кто еще «не пробовал», и те, кто уже систематически ис-пользует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учи-телей.

На современном этапе развития российского общества назрела острая необходи-мость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях стра-ны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготов-ки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных об-щественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родите-лей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район». Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консуль-тативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.

В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобра-зовательных программах основам здорового образа жизни, фор-мированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.

В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социаль-ную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабили-тационные центры, комиссии по защите прав несовершенно-летних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике нарко-мании.

В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образователь-ной среде». В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.

Первичная профилактика направлена на формирование обще-ственного неприятия употребления наркотиков, на предупреж-дение приобщения детей и подростков к наркотикам. Сущест-венную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.

Первичная профилактика разрабатывается с учетом необхо-димости влияния на три основные сферы самореализации ре-бенка -- семью, образовательное учреждение и место проведе-ния досуга (включающего микросоциальное окружение). Стра-тегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен-ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактив-ных веществ;

формирование ресурсов семьи, помогающих воспита-нию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспе-чивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять нарко-тики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекра-щении приема наркотиков;

внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

развитие социально-профилактической инфраструкту-ры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска» наркотизации и ребенка, заболевшего нарко-манией.

Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для совре-менного состояния развития общества является стратегия сдер-живания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избав-ления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что про-блема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традицион-ный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.

Именно поэтому в качестве стратегического приоритета пер-вичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патоло-гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от воз-никновения проблем потенциал здоровья -- освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Оче-видная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственны-ми психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже ис-пытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает про-явления болезни. Цель профилактики -- максимально сокра-тить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму -- друзьям, одноклассникам,

семье, то есть предотвратить возникновение хронического и !«заразного» заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей нарко-тизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследова-ния и оказание квалифицированной психологической, меди-цинской, педагогической и социальной помощи.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.