реферат бесплатно, курсовые работы
 

Определение наиболее эффективных форм и методов организованной преступности

Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,

она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного

выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано

личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого

руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в

том, что совершается нарушение служебного долга. И поэтому считается, что

подобного рода нарушения существуют в следующих формах:

1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,

действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это

вознаграждения;

2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей,

клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,

заключением контрактов и так далее, при этом не получая материального

вознаграждения;

3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве

условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления

документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных

придирок);

4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение

действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе

нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при

помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии

законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например,

принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное

рассмотрение);

5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащею

рассмотрения дела. Такая ситуация может сложится, если оно наделено

широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их

использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность

подсудимого на основании внутреннего убеждения и в соответствии с этой

оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует

меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено

недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в

противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не

является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным

образом учтены и будет назначено более суровое наказание;

6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения

в интересах взяткодателя;

7) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение

своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое

отношение к каким-либо нарушениям);

8) должностное лицо создаёт такие условия обеспечивающие результаты

голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;

9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки

интересам госслужбы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два

основополагающих момента:

лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного

лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного

характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим

лицам. В связи с этим мы считаем, что под коррупцией следует понимать

незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из

него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В

этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими.

Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный

показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это

допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы

правового регулирования этого опасного явления.

Особенно интересна способность коррупции к самовоспроизводству.

Подрывая авторитет государства коррупция избавляет людей вступающих в её

ряды от мук совести - человек столкнувшийся с несправедливостью со стороны

государства в свою очередь считает себя вправе обмануть государство.

Образуется замкнутый круг.

2.2 Бизнес организованной преступности.

Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация.

Однако организованная преступность (в современном смысле слова) родилась

гораздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновение

организованной преступности - это качественно новый этап развития

преступного мира. Если "неорганизованные" преступники являются аутсайдерами

общества, то деятельность современных мафиози строится в основном по

законам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественной

жизнедеятельности.

Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение

максимальной материальной выгоды. В связи с этим можно вспомнить концепцию

М.Вебера о двух принципиально различных типах "жажды наживы".[12]

Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства)

наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического

строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату

рациональной деятельности по производству потребительских благ.

Организованная преступность функционирует по законам именно рационального

капиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история

неотрывно связана с историей рыночного хозяйства.

Формулируя определение организованной преступности, отечественные и

зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики,

как:

а) устойчивость, систематичность и долговременность;

б) тщательное планирование преступной деятельности;

в) разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей -

специалистов разного профиля;

г) создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются

для нужд преступной организации.

Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копируют характерные

особенности легального капиталистического предпринимательства. Поэтому

организованную преступность следует рассматривать в первую очередь как

особую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности.

Этот подход уже нашел отражение в официальных определениях организованной

преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле над преступностью

характеризует организованную преступность как "противозаконную деятельность

членов высокоорганизованной и дисциплинированной ассоциации, занимающейся

поставкой [13]запрещенных законом товаров или предоставлением запрещенных

законом услуг".

Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности,

которым в отечественной научной литературе уделено пока недостаточно

внимания.*

1.Спрос на мафиозном рынке. "В основе деятельности организованной

преступности лежит социальный заказ", пишет американский криминолог

Р.Кларк. Мафиозная преступная деятельность это преступления особого рода,

"преступления, совершаемые по взаимному согласию, преступления, совершения

которых желает потребляющая публика". Это относится не только, например, к

наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь" продают товар, добровольно

делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда организованная преступность

берет на себя охрану предпринимателей от преступности неорганизованной.

Вообще можно сделать вывод, что организованная преступность

складывается только там и тогда, где и когда возникает устойчивый и высокий

спрос на запрещенные товары и услуги. Поэтому экономическая история

организованной преступности это поиск руководителями мафий свободных

рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций в конкурентной борьбе

с другими преступными организациями, а также периодическое

"перепрофилирование",вызванное с мнениями рыночной конъюнктуры. Мафия может

отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию (часто рэкетиры "защищают"

бизнесменов от самих себя), но в целом она лишь удовлетворяет объективно

сформировавшиеся общественные потребности. Например, широки размах рэкета в

России - порождение высокого спроса бизнесменов на правоохранительные

услуги в атмосфере слабой спецификации прав собственности, разгула

"обычной" преступности, низкой эффективности деятельности органов

внутренних дел.

2. Профиль преступного производства. Экономика организованной преступности

- диверсифицированная экономика, основанная на сочетании разных видов

бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы) старается

"не класть все яйца в одну корзину",

хотя есть преобладающее производство, дающее основную массу прибыли,

мафиози не забрасывают окончательно старых промыслов и одновременно

осваивают "плацдармы" для новых. Например, в эпоху "сухого закона"

американские гангстеры получали основные доходы от подпольной торговли

спиртным, но одновременно продолжали контролировать проституцию и начинали

осваивать наркобизнес (основным преступным промыслом наркобизнес стал

только в 60-70-е годы). Изменение ведущей специализации объясняется при

этом не столько противодействием органов правопорядка, сколько изменениями

спроса, деятельностью легального "большого бизнеса" и вытеснением старого

малоприбыльного бизнеса новым высоко прибыльным. Кроме того, мафия обычно

сочетает два направления экономической деятельности: нелегальное

производство, где "зарабатываются" большие деньги, и легальное

производство, где эти деньги "отмываются". В результате экономика

организованной преступности выглядит как айсберг: на виду - легальный,

относительно малодоходный сам по себе бизнес (например, переработка

вторсырья), "под водой" - высокодоходный нелегальный бизнес (например,

наркобизнес). Такую форму мафиозная экономика приобретает на той стадии

своего развития, когда мафия институционализируется, стремиться прочно

"врасти" в официальную систему, не порывая при этом с преступными

промыслами.

3. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. Нелегальный

мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма

гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы на несколько

порядков. В легальном бизнесе десяти процентов годовых считаются очень

высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в

одной торговой сделке превышает 1000%.

Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самой

высокоприбыльной корпорацией США. То же самое можно сказать о Якудзе в

Японии, о мафии в Италии и т.д. Однако часто забывают, что оборотной

стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. Чисто

производственные издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, в

наркобизнесе производители первичного сырья получают менее тысячной доли от

конечных розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики и

достаточно специфичны.[14]

В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских

рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков

правоохранительные органы перехватывают примерно десять процентов всех

грузов).

Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции

и политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до

2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов.

Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный

бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу

всех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а

ее легальное использование сильно затруднено.

4. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика организованной преступности

олигополистична по форме и монополистична по существу. В стране, как

правило, действуют несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся

схожими промыслами. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной

борьбы территория делится на районы, закрепленные за отдельными мафиозными

группами. Центральное руководство гангстерского сообщества (типа "купола" у

сицилийской мафии), если оно есть, выполняет координирующие функции

аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях.

Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно

самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем "участке" каждая

мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит

передел территорий "по силе" (как правило, в ходе мафиозных "разборок").

Изучение закономерностей экономики организованной преступности

позволяет правильно выбирать стратегию сдерживания мафиозной деятельности,

минимизации ее негативных последствий.

Глава III. Борьба с организованной преступностью.

3.1 Социально-правовой контроль- направление борьбы с коррупцией.

Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией

чаще всего препятствуют:

1) значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях

известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды юстиции;

2) определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в

части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных

форм их совершения;

3) трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании

фактов коррупции:

4) недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной

ответственности и наказания.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или

иной мере способствовать использование криминологических форм и методов

борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-

правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной

деятельностью) лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контроль

выражается в том, что определенные государственные органы, общественные

организации, должностные лица законодательно наделяются властными

полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных

граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать

об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность,

продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к

ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в

период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным

органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные

на предупреждение и пресечение правонарушений, например, временно

отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и

запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию

средств, добытых преступным путем и т.п.

Социально-правовой контроль как средство борьбы с коррупцией получил

наибольшее развитие в Японии и США. В Японии осуществляется

регламентированная законом регистрация лиц, против которых выдвинуты

обвинения в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт

такой регистрации обычно доводится до сведения общественности через

средства массовой информации, является правовым основанием для установления

контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и может

повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению

правонарушению, легализации и расходованию средств, добытых преступным

путем, в том числе полученных в виде взяток. В США с 1991 года действует

федеральный закон о контроле за организованной преступностью

(Государственный закон №91-452). В качестве базового операционного понятия

в нем использован термин "рэкетирская деятельность", охватывающий, помимо

дачи и получения взяток, довольно широкий круг правонарушений, имеющих

связь с организованной преступностью (вымогательство, некоторые виды

мошенничества, занятие азартными играми, незаконные операции с наркотиками

и др.). Борьбу с рэкетирской деятельностью, помимо судов, призваны

осуществлять специальные органы Большие жюри, которые создаются в масштабах

отдельного штата или круга и рассматривают на своих заседаниях материалы о

занятии отдельных лиц указанной деятельностью. Если Большое жюри находит

основания для возбуждения уголовного преследования, то дело передается в

суд. До принятия судом решения за поведением обвиняемого устанавливается

контроль, на него возлагается ряд запретов и обязанностей, предусмотренных

указанным законом.

В соответствии с §1962 данного закона запрещено любому лицу, которое

получает какой-либо доход, извлекаемый прямо или косвенно из какого-либо

вида рэкетирской деятельности, использовать или вкладывать прямо или

косвенно любую часть такого дохода для приобретения какого-либо предприятия

или создания и развертывания работы какого-либо предприятия, которое

участвует во внешней торговле или в торговле между штатами или деятельность

которого влияет на эти виды торговли. Этим же лицам запрещено приобретать

прямо или косвенно участие в прибылях или контроль над каким-либо

предприятием, вести или участвовать прямо или косвенно в ведении дел этого

предприятия с помощью какого-либо вида рэкетирской деятельности или путем

взимания незаконных долгов. За нарушение указанных запретов предусмотрено

уголовное наказание до двадцати пяти тысяч долларов или до двадцати лет

тюремного заключения, или и то и другое одновременно.

Помимо этого, лицо должно добровольно передать в пользу США всю

незаконно полученную прибыль или долю имущества. В противном случае на его

имущество накладывается арест и оно подлежит конфискации на условиях,

которые суд сочтет должными.

Согласно §1964 закона окружные суды США имеют право предотвращать или

ограничивать нарушения ранее указанных запретов путем издания

соответствующих постановлений, включая (но не ограничиваясь такими мерами)

приказание какому-либо лицу отказаться от любого, прямого или косвенного

участия в прибылях какого-либо предприятия, распустить или реорганизовывать

какое-либо предприятие, не заниматься тем же самым видом деятельности, как

и предприятие, в котором он участвует.[15]

Действующее законодательство Российской Федерации, Указы Президента РФ,

нормативные акты министерств и ведомств также предусматривают различные

меры контроля, которые, помимо прочего, могут использоваться в борьбе с

коррупцией. Учитывая довольно значительное количество и разнообразие этих

мер, представляется целесообразным рассмотреть их в рамках определенных

классификаций.

Так, в зависимости от правовой природы и характера существующие меры

контроля можно разделить на две основные группы. Меры финансового контроля.

В наибольшей степени они используются государственными органами, специально

уполномоченными на осуществление такого контроля: органами Министерства

финансов, Государственной налоговой службы. Федерального казначейства.

Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

Центрального Банка России, ревизионными, бухгалтерскими подразделениями

министерств и ведомств и др. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 21

марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР" и указом

Президента РФ от 31 декабря 1991 года «О Государственной налоговой службе

Российской Федерации» налоговые инспекции имеют право: получать от

юридических лиц и граждан необходимые справки и объяснения, обследовать

помещения юридических лиц с целью определения налогооблагаемого дохода,

приостанавливать операции проверяемых лиц по расчетам.

Меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального,

административно-правового характера, применяемые правоохранительными

органами.

Например, Федеральный Закон РФ от 5 июля1995 года "06 оперативно-

розыскной деятельности" предусматривает право этих органов и определенных

случаях осуществлять опрос граждан, наведение справок, наблюдение, контроль

почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др. В

зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля,

используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы.

1.Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.