реферат бесплатно, курсовые работы
 

Определение наиболее эффективных форм и методов организованной преступности

группы и преступного

сообщества нуждаются в комментарии, данное в законе определение обоих

понятий позволяет следователю, прокурору и суду правильно квалифицировать

преступные структуры и действия их участников. Правоохранительные органы

получили новый правовой инструмент борьбы с организованной преступностью.

Значительное внимание в новом Уголовном кодексе уделяется

организатору, создавшему организованную группу или преступное сообщество. В

ст.33 УК РФ при определении видов соучастников преступления закрепляется,

что организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления

или руководившее его

исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное

сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Согласно ч.5

ст.35 УК РФ такое лицо (организатор) подлежит уголовной ответственности за

саму организацию преступных структур и руководство ими в случаях,

предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного

кодекса, а также за все

совершенные этими структурами преступления, если они охватывались его

умыслом.[3]

К ним относятся: организация незаконного вооруженного формирования

или участие в нем (ст.208), бандитизм (ст.209), организация преступного

сообщества (преступной организации) (ст.210), вооруженный мятеж (ст.279),

т.е. преступления, посягающие

на общественную безопасность и основы конституционного строя страны.

Организация данных видов деяний как самостоятельный состав преступления

влечет квалификацию действий виновных лиц соответственно по названным

статьям, а также применение предусмотренного ими наказания при условии

вынесения обвинительного приговора.

Законодатель, таким образом, предоставляет возможность

правоохранительным органам обезвреживать столь опасные преступные структуры

на первоначальной стадии их формирования.

Что касается организаторов преступных сообществ и организованных

групп, совершающих иные преступления, то они несут уголовную

ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения

которых создана преступная структура, по п.3, ст.30, ст.34 и

соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса.

В ч.7 ст.35 устанавливается, что совершение преступления

организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое

наказание, на основании и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом.

Кроме того, в п."в" ч.1 ст.63 закрепляется, что совершение преступления в

составе организованной группы

или преступного сообщества (преступной организации) признается

обстоятельством, отягчающим наказание. Следовательно, даже в тех случаях,

когда совершение преступления организованной группой не предусмотрено в

диспозиции конкретного состава преступления, суд обязан учесть это

обстоятельство как отягчающее ответственность.

Таково основное содержание и смысл новелл Общей части Уголовного

кодекса, касающихся проблем борьбы с организованной преступностью.

Большое место организованной преступности отводится и в Особенной

части Уголовного кодекса. По семидесяти видам преступлений, нормы

ответственности за которые содержатся в шестнадцати главах Уголовного

кодекса, устанавливается повышенная уголовная ответственность лиц,

совершивших эти преступления в составе организованной группы.

Квалифицирующий признак - "совершение преступления организованной

группой" - содержится в четырех видах преступлений против жизни и здоровья

(гл.16); двух - против свободы, чести и достоинства личности (гл.17); двух

- против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл.19); одном

- против семьи и несовершеннолетних (гл.20); девяти - против собственности

(гл.21);

тринадцати - в сфере экономической деятельности (гл.22); одном - против

интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл.23); двенадцати -

против общественной безопасности (гл.24); восьми -против здоровья населения

и общественной нравственности (гл.25); двух - экологических преступлений

(гл.26); одном - в сфере компьютерной информации (гл.28); трех - против

основ конституционного строя и безопасности государства (гл.29); двух -

против государственной власти, интересов государственной службы и службы в

органах местного самоуправления (гл.30); двух - против правосудия (гл.31);

трех - против порядка управления (гл.32) и пяти - против воинской службы

(гл.33).[4]

Устанавливая повышенную ответственность за совершение данных деяний

организованной группой, законодатель обеспечивает комплексный подход к

реализации задач в различных сферах проявления интересов личности,

общества и государства. При этом основной акцент сделан на борьбу с тяжкими

и особо тяжкими преступлениями, которые составляют 71,4% преступлений

с квалифицирующим признаком "совершение преступления организованной

группой".

Наибольший удельный вес среди тяжких и особо тяжких преступлений

этой категории составляют деяния, которые условно можно разделить на 4

основные группы:

преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства

личности;

преступления против собственности;

преступления в сфере экономической деятельности;

преступления против общественной безопасности, здоровья населения и

общественной нравственности.

Определяя квалифицирующий признак "совершение преступления

организованной группой" по основным видам тяжких преступлений,

законодатель, следовательно, правовыми мерами защищает общественные

отношения от преступлений, наносящих

наибольший вред личности и государству. При этом следует обратить внимание

на введение в Кодекс новых составов преступлений, что свидетельствует о его

соответствии новым условиям и перспективам развития общественного и

государственного устройства России. Это прежде всего такие виды

преступлений, как незаконная банковская деятельность, легализация

(отмывание) денежных средств или иного

имущества, приобретенного недозволенным путем; монополистические действия и

ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или отказу от ее

совершения; организация преступного сообщества; хищение либо вымогательство

радиоактивных материалов; пиратство, и некоторые другие.

Наряду с этим в Уголовном кодексе уделяется внимание проявлению

организованной преступной деятельности при совершении отдельных категорий

преступлений небольшой и средней тяжести, за совершение которых

максимальное наказание не превышает соответственно двух и пяти лет лишения

свободы. В их числе такие преступления, как воспрепятствование

осуществлению избирательных

прав или работе избирательных комиссий (ст.141, ч.2, п."в"); нарушение

изобретательных и патентных прав (ст.147, ч.2); причинение имущесственного

ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст.165, ч.3, п."а");

незаконное предпринимательство (ст.171, ч.2, п."а"), и др.

Даже беглая оценка этой группы преступлений подтверждает вывод о

комплексном подходе законодателя к решению проблем борьбы с организованной

преступностью.

Криминализация и введение в Уголовный кодекс новых, неизвестных

прежнему уголовному законодательству составов преступных деяний, связаны с

формированием рыночных отношений в нашей стране и демократизацией общества.

С этой точки зрения, уголовно-правовые задачи пресечения организованной

преступной деятельности соответствуют процессу формирования новых

экономических и социально-политических отношений в России.

Следует обратить внимание и на новые подходы законодателя к

определению мер наказания за совершение преступлений в составе

организованных преступных групп. Закрепляя квалифицирующий признак

"совершение преступления организованной группой" по составам преступлений,

законодатель проявляет последовательность

и устанавливает соответственно повышенную ответственность. За совершение

умышленных деяний, повлекших лишение жизни человека, устанавливается

ответственность от 8 до 10 лет лишения свободы, смертная казнь либо

пожизненное заключение.

По 6 видам тяжких преступлений (терроризм, захват заложника,

бандитизм, организация преступного сообщества, вооруженный мятеж, диверсия)

предельная мера наказания установлена законодателем до 20 лет лишения

свободы; по 9 видам (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,

похищение человека, разбой, вымогательство, фальшивомонетничество, хищение

либо вымогательство оружия, пиратство, незаконное изготовление, хранение и

перевозка либо сбыт, а также хищение либо вымогательство наркотических или

психотропных веществ) - до 15 лет лишения свободы; по 5 видам (грабеж,

неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным

средством без цели хищения, контрабанда, получение взятки, дезорганизация

нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) -

до 12 лет лишения свободы; по 8 видам (кража, мошенничество, присвоение или

растрата, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,

приобретенного недозволенным путем, принуждение к совершению сделки или

отказу от ее совершения, незаконный оборот драгоценных металлов, природных

драгоценных камней или жемчуга, хищение либо вымогательство радиоактивных

материалов, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

при отсутствии между ними отношений подчиненности и дезертирство) - до 10

лет лишения свободы.

Таким образом, по 29 видам тяжких преступлений (41,4%) предусматривается

наказание до 10 лет лишения свободы и более тяжкое наказание. Кроме того,

из 70 преступлений этой категории 32 (45,7%) имеют нижний предел наказания

- 5 лет лишения свободы.

Следовательно, оценка высокой степени общественной опасности

организованной преступной деятельности со стороны законодателя проявляется

и в определении довольно строгих мер наказания виновным лицам, особенно за

совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этом подходе преследуются

не только цели кары,

но и успешно реализуется принцип превенции, пронизывающий весь Уголовный

кодекс Российской Федерации.

1.3.1 Общественная опасность, и прогноз развития организованной

преступности.

Опасность этого криминально-социального феномена не всегда реально

оценивается даже теми, кто призван с ним бороться. Опасность измеряется не

количеством краж, грабежей или вымогательств, а угрозами, исходящими от

организованной преступности. Прежде всего она посягает на органы управления

и власти, разъедая их, как ржа, с помощью коррупции. Она ведет к духовному

обнищанию нации, особенно воздействуя на молодежь, устанавливая стереотип

«красивой» жизни без ответственности перед обществом, культивируя насилие,

анархию, наркоманию. Организованная преступность угрожает экологии, так

как участвует в контрабанде ядерных и химических отходов для их захоронения

на территории России.

Она подрывает экономику, так как происходит незаконное изъятие из

государственного оборота материальных фондов, укрепление позиций

криминальной части теневой экономики.

Совершенно очевидна угроза нормальному функционированию кредитно-

банковской системы. Большая часть коммерческих банков в той или иной мере

попадает под влияние мафии. Мафия уже осуществляет так называемый

коммерческий террор, что в условиях перестройки хозяйственного механизма в

сторону рынка особенно опасно. Действие организованной преступности в

экономике не исключает, а даже предполагает возможность проникновения ее в

сферу политики. Отмечались попытки протаскивания лидерами организованной

преступности своих людей в парламент, финансирование некоторых партий и

движений для создания своего лобби.[5]

Наконец, организованная преступность может посягать как

непосредственно, так и опосредственно на конституционный строй.

Опасность организованной преступности заключается еще в том, что она

стимулирует, активизирует уголовные элементы, объединяя и контролируя их,

заставляя с большей энергией вести преступную деятельность, а это означает

рост корыстной преступности.

В целом перспективу развития организованной преступности можно оценить

как неблагоприятную для нашего общества на ближайшие десять лет.

Прежде всего, ожидается дальнейшая интеграция преступных объединений.

Использование их для отмывания денег коммерческих банков, кооперативов и

совместных предприятий. В значительной мере это связано с распространением

рэкета, который катализирует организованную преступность, меняет ее

структуру.

Количественные показатели организованной преступности в России можно

представить следующими цифрами: В 1990 году (по данным МВД России) в

стране действовало 785 организованных преступных групп, в 1993 их

количество возросло до 5,7 тыс., в 1994 году - 6,1 тыс. криминальных

группировок различной степени организованности. В данный период в стране

действует около 100 тысяч организованных преступных групп. Они объединяли

более 40 тысяч активных участников, руководство которыми осуществляли 4,7

тысяч лидеров уголовной среды. Свыше 900 организованных преступных групп

имели межрегиональные, более 300 - транснациональные связи. Среди них

свыше 600 преступных групп сформированы по этническому признаку и на

основе землячества.

По экспертным оценкам, эта цифра увеличивается более чем в два раза.

Происходит криминализация экономики, которая будет усугубляться в ближайшие

годы.

Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает

дальнейшее проникновение организованной преступности в сферу

государственной экономики и политики.

Крайне опасная тенденция-наращивание транснациональных связей, чему в

значительной мере будут способствовать объективные предпосылки: это

открытость границ, расширение экономических отношений между государствами,

слабое правовое регулирование этих процессов.

Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы в целом ряде стран-

Германии, Польше, США и других.[6]

Преступники контрабандным путем вывозят антиквариат, лекарственное и

стратегическое сырье, обратно тем же путем идет компьютерная и множительная

техника, оружие валюта.

Международная наркомафия постановила избрать для отмывания грязных

денег страны СНГ и особенно Россию. Появились уже и первые результаты. В

последние годы разоблачены группы международных мошенников, действовавших

на территории России. Как правило, они представляли несуществующие фирмы.

Утвердился международный институт наемных убийц.

Помимо преступных сообществ существуют и преступные организации,

представляющие собой высший уровень преступного объединения, создаваемые,

как правило, с целью ведения политической, национальной, классовой,

религиозной, расовой борьбы. Примерами таких организаций могут служить

незаконные вооруженные формирования в Чечне, различные национально-

террористические организации (Ирландская республиканская Армия, турецкие

"серые волки", реакционное крыло "таджикской оппозиции" и пр.). Эти

преступные организации выделяются в самостоятельный вид преступности -

политическую.

Следующая тенденция связана с вовлечением в преступную деятельность

неформальных группировок молодежи отрицательной направленности.

Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров организованной

преступности с экстремистскими элементами, выступающими против существующих

национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов

России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при

содействии лидеров преступных организаций.

Что касается перспективы противоправного бизнеса, то получат свое

дальнейшее развитие: торговля наркотиками и оружием; спекуляции

недвижимостью-землей, зданиями и так далее; рэкет банковской системы и

производственных предприятий; профсоюзный рэкет и предоставление услуг в

борьбе с ним; контрабанда радиоактивного сырья и компонентов; наемное

убийство; организация бизнеса в сфере трансплантации человеческих органов;

детская проституция и ее контроль; предоставление услуг по отмыванию денег,

«защиты» от налоговых служб и некоторые другие.

1.3.2 Факторы появления и развития организованной преступности.

Если подходить к явлению организованной преступности через понятия

устойчивых групп (шаек, банд) преступников со свойственной им иерархией,

планированием преступлений, внутригрупповых норм межличностных отношений,

то можно сделать вывод о том, что данный вид преступности существовал с

незапамятных времен.

В царской России, например, были группы конокрадов, которые

насчитывали до трехсот человек. Они имели свои деревни, где перекрашивали

лошадей, связь с полицией. Но это- единичные случаи, не система. Может

быть, для полиции тех времен они и являли собой нечто вроде организованной

преступности. Так же можно относиться и к тридцатым, сороковым, пятидесятым

годам, когда действовала группировка «воров в законе». Однако в лучшем

случае можно было говорить о профессиональной преступности и некоторых

элементах проявления организованной, ведь не было главного-экономической

базы преступников, накопления капитала путем противозаконных прибылей, не

было влияния преступных шаек на государственную политику, органы власти и

управления.

К тому же нельзя не учитывать, что в жестких условиях сталинского

тоталитарного государства не могли появиться, а главное длительное время

действовать, уголовные организации, а тем более оказывать какое-то влияние

на политику. Тоталитарные режимы не терпят никаких организаций, угрожающих

им.

Тем не менее распространена точка зрения, согласно которой

организованная преступность в СССР была всегда. Согласиться с ней трудно,

поскольку это явление имеет специфические причины и присущие ей

признаки.[7]

В каждой стране, где сегодня существует организованная преступность,

процесс ее появления и развития имел свои особенности, но связан он и с

общими социально-экономическими условиями.

В условиях СССР развитие преступных кланов происходило под воздействием

целого ряда социальных, экономических и правовых факторов. Но прежде чем

они начали действовать, для них была создана прочная криминогенная база. С

начала принятия нового уголовного законодательства (1996 г.) в стране

осуждено двадцать четыре миллиона человек, треть из которых встала на путь

рецидива. Преступность росла, опережая темпы прироста населения, создавая

устойчивый и большой контингент профессиональных преступников (воры,

мошенники, грабители, валютчики), живущих за счет преступной деятельности.

Они не составили основу организованной преступности, а лишь стали

катализаторами криминогенных процессов.

Процессы эти заключались в следующем. В середине шестидесятых годов

явно обозначились сбои в экономике. Стали нормой показуха,

безответственность, перестал действовать контроль за мерой труда и

потребления. Следствием этого явились крупные, сверхкрупные хищения

государственного имущества. Появились лица и группы, незаконно

сосредоточившие в своих руках огромные суммы денег и ценностей, которые

стали вкладываться ими в нелегальное производство. Так начинала укрепляться

криминальная часть теневой экономики. Появившиеся мультимиллионеры

окружали себя боевиками, боролись за рынки сбыта, подкупая должностных лиц,

проникали в государственный аппарат.

Вовлекая в сферу преступных сделок все больший контингент служащих,

они превращали отдельные отрасли народного хозяйства в свою вотчину, в

постоянный и неиссякаемый источник средств существования. Это особенно

проявилось в торговле, в коммунально-бытовой сфере, в хлопковой

промышленности и так далее. Началось как бы стихийное и уголовно-

организованное перераспределение национального дохода.

С этого периода в уголовном мире прочно утверждается новая категория

преступников под названием цеховики. С целью расширения своего нелегального

бизнеса и в связи с возникшей конкуренцией они по объективным законам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.