реферат бесплатно, курсовые работы
 

Оперативно-розыскная деятельность

техническим каналам связи.

На основании судебного решения проводят ОВД или ФСБ.

Результаты оформляются справкой или рапортом (сотрудник ОВД, ФСБ, если

принимают участие другие лица – акт).

Информация с дискет – в виде приложения к рапорту (справке) или акту. Они

предоставляются следователю для использования в качестве доказательств,

если в них не содержится гос. тайны.

Оперативное внедрение – способ получения информации путем

легендированного ввода сотрудников ОВД и лиц, оказывающих оперативное

содействие, в криминальную среду в целях разведывательного сбора

информации, необходимой для решения задач ОРД.

Субъекты:

– штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность

которых зашифрована;

– штатные оперативные работники, исполняющие свои должностные обязанности

на гласной основе;

– лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим

ОРД.

Ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об ОРД" – оперативные работники могут использовать

документы, которые зашифровывают личность, ведомственную принадлежность,

используемые ТС.

Запрещается негласная работа в органах госвласти РФ, субъектов РФ и

органов МСУ + в деятельности зарегистрированных политических партий,

общественных организаций и религиозных объединений с целью оказания влияния

на характер их деятельности.

Внедренные лица могут имитировать характер преступной деятельности:

вынужденное причинение вреда охраняемым законом интересам + безлицензионное

использование НС и ПВ.

Сведения о штатных негласных сотрудниках составляют гос. тайну,

оглашаются на основе письменного согласия этих лиц.

Внедрение оформляется рапортом. Внедренные лица в случае необходимости

могут выступать в качестве свидетелей.

Контролируемая поставка – способ получения информации о признаках

преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой

и перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых

запрещена или оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или

орудиями преступных посягательств.

Правовая основа- Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом НС и ПВ

(1988 г.).

Использование этого ОРМ было закреплено в ст. 227 Таможенного кодекса

1993 г. (впервые) – возможность поставки НС и ПВ в целях пресечения их

международного оборота на основании Международного договора.

Ст. 228 ТК РФ – использование этого метода и в отношении других

предметов, например, орудий преступления, контрабанды товаров.

Ст. 49 ФЗ "О НС и ПВ" – допускается в пределах РФ ввоз, вывоз, транзит

при контроле.

Проводится на основании постановления органа, осуществляющего ОРД. Все

участники должны быть ознакомлены.

Предметы, ограниченные в обороте:

– имущество, добытое преступным путем;

– поддельные кредитные карты и расчетные документы;

– вооружение и военная техника, в отношении которых установлен

специальный экспортный контроль;

– драгоценные металлы, камни, жемчуг;

– радиоактивные материалы;

– оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества;

– НС и ПВ;

– сильнодействующие или ядовитые вещества;

– порнографическая продукция;

– поддельные документы, штампы, печати, бланки;

– официальные документы и гос. награды;

– оружие массового поражения.

Виды контролируемой поставки:

– внутренние (на территории РФ);

– транзитные (через территорию РФ) – в соответствии с МД-рами по

инициативе правоохранительных органов иностранных государств на основании

официальных запросов международного правоохранительного органа;

– внешние – в соответствии с МД-рами только с разрешения ГТК, МВД, ФСБ

(должны быть согласованы с правоохранительными органами иностранных

государств).

Проводится по плану, утверждаемому органами органом, инициировавшим

контрольную поставку. Должно быть указано основание, цели, задачи

мероприятия по документированию действий, какие силы будут задействованы,

меры безопасности, предполагаемые расходы.

Результаты оформляются различными документами (рапортом, справкой,

объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, приходно-расходными

документами).

Оперативный эксперимент – способ получения информации путем

воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления

противоправной деятельности лиц, их противоправных намерений, обоснованно

подозреваемых в подготовке совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

Проводится на основании постановления руководителя органа в целях

пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений.

Условия эксперимента:

1) не должны подталкивать к совершению противоправных действий;

2) не должны создавать опасность для жизни и здоровья участников;

3) могут проводиться для установления лиц путем применения ловушек.

Допускается вынужденное причинение вреда охраняемым законом интересам,

например, нелицензионное использование НС.

Регламентируется ведомственными актами.

Результаты оформляются рапортом или актом оперативного эксперимента (если

участвовали другие лица или если были выявлены лица, виновные в совершении

преступления).

К ним могут прилагаться документы, химические вещества, тех. Средства и

т.д., которые могут быть использованы в процессе доказывания (диктофоны,

видео-, фотокамера и т.д.).

Требования к тех. средствам: должны иметь сертификацию, подтверждающие их

безопасность.

Органы, осуществляющие ОРД

Ст. 13 ФЗ "Об ОРД" – оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Ст. 67 К РФ – территория РФ.

Не могут совершать правоохранительные органы и спецслужбы ИГ ( МД-ры и

Устав Интерпола.

1. (ОВД) В рамках своей компетенции:

подразделения уголовного розыска; ОБЭП; НОН; по борьбе с преступными

посягательствами на грузы ОВД на транспорте; обеспечения собственной

безопасности; оперативные подразделения национального бюро Интерпола,

оперативного поиска; оперативно-технические; по борьбе с преступлениями в

сфере новых технологий; оперативные подразделения милиции общественной

безопасности.

2. (ФСБ) – система – территориальные; подразделения в войсках. (ФЗ "Об

органах ФСБ РФ").

А – контрразведывательная и разведывательная деятельность:

– выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности

спецслужб ИГ, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Б – борьба с преступностью.

Взаимодействие с органами внешней разведки. Шпионаж, коррупция, НОН,

контрабанда, терроризм.

3. ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 г.; задачи:

– выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и

преступлений;

– обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых

инспекций, защита сотрудников от противоправных посягательств при

исполнении обязанностей;

– предупреждение, пресечение, выявление коррупции в налоговых органах.

Система органов налоговой полиции

1) Федеральная служба Налоговой полиции на правах гос. комитета;

2) Органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам РФ;

3) Межрайонные отделы ФСНП (местные органы).

4. ФЗ от 21.07.93 г. "О государственной тайне" от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ.

Задачи: обеспечение безопасности вышестоящих должностных лиц государства.

Государственная охрана – функция федеральных органов гос. власти в сфере

обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на

основе охранных, оперативно-технических мероприятий.

Объекты гос. охраны:

– Президент РФ, члены его семьи, проживающие совместно с ним или

сопровождающие их лица;

– Премьер-министр;

– Спикер ГД ФС;

– Председатель КС РФ;

– Председатель ВС РФ;

– Председатель ВАС РФ;

– Генпрокурор;

– Главы ИГ и правительств во время пребывания в РФ;

– иные лица, занимающие гос. должности (по решению Президента).

Президенту охрана предоставляется пожизненно, остальным – в течение срока

полномочий.

5. ФЗ "О государственной границе РФ" от 01.04.1993 г.

ФПС включает в себя:

– органы пограничного контроля;

– органы внешней разведки;

– органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, ОРД.

В интересах охраны государственной границы.

Задачи:

– обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности

Российской Федерации в сфере защиты государственной границы,

представление ее Президенту и Правительству Российской Федерации,

информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти

в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми

актами Президента РФ;

– обеспечение собственной безопасности системы ФПС;

– участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на

государственной границе в пределах приграничной территории.

6. Таможенный кодекс

ст. 224 ТК РФ – выявление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших

преступления, производство дознания по которым возложено на таможенные

органы + ОРМ, обеспечивающие собственную безопасность.

Структура:

– ГТК РФ;

– региональные таможенные управления РФ;

– таможни РФ;

– таможенные посты РФ.

В структуре ГТК выделяются спецподразделения по осуществлению ОРД.

7. ФЗ "О внешней разведке г. от 10.01.96 г.

внешняя разведка – безопасность личности, общества, государства от

внешней угрозы.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

– Службой внешней разведки РФ – в политической, экономической, военно-

стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в

сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами

территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории

Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей

деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

– органом внешней разведки Министерства обороны РФ – в военной, военно-

политической, военно-технической, военно-экономической и экологической

сферах;

– органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи

и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) – в политической, экономической,

военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных

средств;

– органом внешней разведки Федеральной пограничной службы РФ – в сфере

охраны государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российской Федерации.

8. УИК РФ

Задачи в исправительных учреждениях:

– личная безопасность осужденных, персонала учреждений;

– выявление, раскрытие, предупреждение преступлений в МЛС;

– розыск осужденных, совершивших набег и уклоняющихся от отбывания

наказания;

– содействие в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до их

прибытия в исправительные учреждения.

Система

– оперативные отделы;

– оперативно-технические подразделения;

– собственной безопасности;

– по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.

9. ФАПСИ обеспечивают специальными видами связи и информации, организуют

действия по обеспечению шифрованной вязи.

– организация и обеспечение эксплуатации правительственной связи и систем

информации;

– обеспечение сохранности гос. секретов;

– использование криптографической и инженерно-технической связи

учреждений за рубежом;

– внешняя разведка с использованием радиоэлектронных средств и методов;

– обеспечение информацией высших органов гос. власти.

10. Органы внешней разведки:

1) обеспечение обороны и безопасности;

2) обеспечение информации, связи;

3) организация в вооруженных силах комплексного решения задач

радиоэлектронной борьбы;

4) контроль за осуществлением деятельности органов иностранной разведки;

5) выработка мер по защите информации в вооруженных силах.

2 формы органов

1. Органы, выполняющие ОРД в полном объеме;

2. Органы, выполняющие отдельные ОРМ.

Обязанности:

– принимать все меры по защите прав и свобод личности, собственности,

безопасности государства;

– исполнять отдельные поручения следователя, указания прокурора, решения

суда;

– выполнять запросы международных организаций, правоохранительных органов

и спец. служб ИГ;

– информировать другие органы о фактах противоправного действия и

оказывать им помощь;

– соблюдать правила конспирации;

– содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих

сотрудников, участников уголовного судопроизводства + членов их семей.

Права:

– проводить гласно и негласно ОРМ;

– производить изъятие предметов, материалов;

– прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения угрозы

жизни лица + безопасности РФ;

– устанавливать отношения сотрудничества с лицами, согласными

содействовать на конфиденциальной основе;

– использовать служебные помещения, имущество предприятий, организаций,

воинских частей, ТС и иное имущество частных лиц;

– использовать документы, зашифровывающие личность данных лиц,

ведомственную принадлежность;

– создавать предприятия, организации, учреждения, необходимые для решения

задач ОРД.

Понятие и принципы ОРП

Сущность и принципы ОРП

ОРП – основанная на ФЗ и облегченная в форму правоотношений деятельность

уполномоченных на то субъектов, совершающих ОРД, использование спец.

средств и принятие в данной связи соответствующего решения, которая

осуществляется с целью защиты человека и общества от преступных

посягательств, а также способ решения задач уголовного с/производства.

Основные компоненты ОРП:

1. ОР отношения, которые выступают правовой формой деятельности

уполномоченных субъектов, решение задач, определенных законодателем, в

целях защиты человека и общества от преступных посягательств.

2. Принципы:

А) общие:

– законность, гуманизм, равенство человека и гражданина перед законом;

Б) специальные:

– публичность;

– подчинение д.л. только ФЗ;

– презумпция невиновности;

– всесторонность и полнота по делу оперативного учета;

– прокурорский надзор за деятельностью процесса;

– судебный контроль за соблюдением прав;

– свобода обжалования решений и действий д.л., осуществляющих ОРП;

– обеспечение подозреваемому права ознакомиться с материалами дела;

– оценка доказательств по внутреннему убеждению;

3. Функции ОРП (2 уровня)

а) как отраслевые, характерные для ОР права – это предусмотренные ФЗ

отдельные направления ОРД, которые различаются в зависимости от ее

правовых целей;

б) как функции правовых институтов.

Виды ОР функций:

1) основные;

а) предупреждение преступлений, по которым предварительное следствие

обязательно;

б) обнаружение преступлений, по которым предварительное следствие

необязательно;

в) розыск лица, совершившего преступления, по которым предварительное

следствие обязательно, розыск предметов, сохранивших на себе следы

преступлений, розыск похищенного имущества;

г) содействие уголовному с/производству;

д) содействие исполнению уголовного наказания.

2) дополнительные:

а) обеспечение прав, интересов, безопасности участников уголовного

с/производства;

б) оперативно-следственное руководство по делу оперативного учета;

в) обеспечение безопасности участников уголовного с/производства в

соответствии с ФЗ;

г) розыск лиц, пропавших без вести;

д) содействие международным правоохранительным органам и

правоохранительным органам ИГ в соответствии с национальным

законодательством и МД-рам РФ.

Стадии ОРП

Понятие стадий ОРП и их общая характеристика

Это объективный порядок, совокупность обязательных ОР процедур,

реализуемых соответствующими субъектами в ходе работы по предотвращению

совершения преступления и познания деяния как преступного + розыск лиц,

совершивших преступление.

Признаки стадий:

1) Наличие самостоятельной задачи, связанной с единой целью ОРП (защита

от преступных посягательств);

2) Сыскные процедуры и ОР отношения.

Система стадий:

1. Превентивно-поисковый этап (не требуется наличия конкретных сведений

о преступлении или лице, достаточно указания в ст. 1 ФЗ "Об ОРД" –

основание для начала ОР поиска информации – требование законодателя)

пресечь или предупредить преступление, гарантированность реального

исполнения принципа неотвратимости наказания. Окончание: получение

оперативно-значимой информации, требующей проверки;

2. стадия проверки полученной информации – проверка в установленном

законом порядке уже имеющейся информации о вероятно совершенном

преступлении. Форма концентрации – ДОП.

3. стадия разработки – разработка документов о преступлениях и о лице,

для их реализации в уголовном процессе. Форма концентрации

доказательств – ДОР.

4. стадия контроля – негласный контроль за изучаемым лицом в связи с его

прошлой преступной деятельностью. Форма концентрации – ДОК.

5. стадия розыска – розыск лица, предмета. Форма концентрации – ДОУ

(розыскной учет).

Сыскное доказывание и сыскные доказательства

Сыскное доказывание – исследование обстоятельств ДОУ или иных оперативных

случаев доказательств с помощью сыскных документов.

Процесс состоит из собирания и оценки доказательств.

1. Собирание – внешне выраженная предметная деятельность о/у или другого

лица, которое состоит в проведении ОРМ, включая поиск, обнаружение и

закрепление фактических данных в соответствующих оперативных документах.

Форма закрепления – отображение данных в материалах ДОУ.

2. Оценка – мыслительная интеллектуально-логическая деятельность о/у,

которая находит выражение в суждениях о значении рассматриваемого

доказательства для ДОУ – об относимости, достоверности, надежности,

достаточности.

Форма оценки:

– постановление о производстве ДОУ;

– постановление суда о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные

права.

Пределы доказывания – совокупность сыскных доказательств по конкретному

делу, необходимая и достаточная для выяснения всех обстоятельств, входящих

в предмет доказывания.

Пределы устанавливает руководитель оперативного подразделения, он дает

разрешение на производство ДОУ.

Предмет доказывания – обстоятельства, которые необходимо выяснить по

конкретному ДОУ:

– событие (время, место, способ) или его отсутствие;

– обстоятельства, характер и личность изучаемого лица (негативные и

позитивные свойства лица);

– характер и размер ущерба, причиненного преступлением;

– причины и условия, способствовавшие совершению преступления;

– факт обнаружения лица, находящегося в розыске или без вести пропавшего.

Сыскные доказательства – полученные в установленном ФЗ и ведомственными

актами порядке фактические данные, посредством которых о/у устанавливает

обстоятельства, имеющие значение для ДОУ.

Фактические данные- сведения о подготавливаемом, совершенном преступлении

+ о лицах, их совершивших, а также о лицах, уклоняющихся от следствия и

суда + о без вести пропавших.

Виды сыскных доказательств:

1) в зависимости от юридической природы:

– прямые – фактические данные, отображающие в существенных чертах предмет

сыскного доказывания (запись телефонного разговора, сообщение очевидца);

– косвенные – фактические данные, содержащие фактическую информацию о

сыскных доказательственных фактах, которые напрямую не свидетельствуют о

совершении преступления, но могут подтвердить или опровергнуть прямое

доказательство.

2) по отношению к предмету:

– подтверждающие информацию негативного характера (устанавливают факт

совершения + лицо);

– опровергающие (устанавливают факт отсутствия основания или факт

непричастности лица);

3) по форме источника:

– в знаковой форме (словами, цифрами);

– материальные объекты (образцы для сравнительного исследования);

– промежуточные доказательства (документы с пояснительными надписями,

кино-, видеозапись).

4) по характеру связи с устанавливаемым фактом:

– первичные (непосредственная связь с фактом);

– производные (сведения получены из промежуточных источников).

Сыскные доказательственные факты – обстоятельства, которые по своей сути

не имеют юр. значения для конкретного дела, но используются для

установления предмета доказывания в силу определенных связей и отношений

(причинно-следственная связь, отношения несовместимости, т.е. алиби).

Разработка в ОРП

1. Понятие оперативной разработки – позволяет концентрированно

использовать весь арсенал средств и конспирировать процесс раскрытия

преступлений и изобличения виновных.

Достижение конечной цели оперативной разработки обеспечивается задачами:

– выявление всех сообщников и др. лиц, представляющих оперативный

интерес;

– установление конкретных фактов эпизодов преступной деятельности;

– документирование действий, фактов и обстоятельств, представляющих

оперативный интерес;

– недопущение продолжения преступных действий разрабатываемых лиц в

период осуществления ОРМ по разработке;

– создание условий обеспечения возмещения ущерба, нанесенного конкретным

лицам, государству, общественным организациям;

– обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, могущих

оказать содействие в решении задач разработки и изобличения преступников

+ участников уголовного с/производства + самих оперативных работников,

которые осуществляют разработку, а также членов их семей и близких.

2. Получение информации о вероятных объектах оперативной разработки.

Ее получают, как правило, задолго до заведения этих дел.

Причины неполноты информации: несовершенство полученной информации;

привычка о/у делать выводы не на основании объективных данных, а на

интуитивных оценках.

Цели преступников: поиск сообщников, лиц, которые могут стать партнерами

по проведению досуга (проститутки, наркотики, азартные игры).

Оперативные комбинации выполняют регулятивную функцию для получения

интересующей информации. Строятся на элементах психологии.

Информация о лицах, освободившихся из МЛС, намеренных продолжать

преступную деятельность.

На первом этапе расследования сведения о лицах в поисково-информационных

системах.

В последующем составляется запрос в поисково-информационную систему по

признакам внешности, способу, преступным кличкам и т.д. Затем проверка

причастности найденных в системе лиц к преступлению.

Может устанавливаться наблюдение по фиксированию связей, передаче вещей,

денег.

Одна из целей поиска лиц, находящихся по оперативно-профилактическим

наблюдением – установление осведомленности.

3. Получение информации разработки

может использоваться информация оперативной профилактики. Она

используется в целях:

– выявления источников информации;

– проведения операций целей разработки (главная роль, детальная

осведомленность о составе микросреды и связях, отношениях и звеньях).

4. Особенности информационных процессов при оперативной разработке

Существуют особенности информационных процессов:

– непрерывность;

– цикличность.

Объективные данные + субъективное восприятие ( искажение(пропуск,

недооценка фактов, ошибочное восприятие, потеря информации, специфика

преобразования поступившей информации).

5. Особенности оперативной разработки организованных преступных сообществ

– особый вид преступной деятельность (законодатель).

Необходимо изучить:

– совокупность участников;

– наличие общих целей и групповых установок;

– характер групповых норм поведения и личностное поведение членов ОПС;

– мотивы участников вступления в ОПС;

– распределение ролей между участниками ОПС;

– механизм неформальной координации действий участников ОПС;

– лидерство и макролидерство в ОПС;

– методы управления в сообществе;

– цели организованного сообщества, виды, размеры деятельности,

технологические характеристики процесса преступной деятельности;

– организационная структура и специфика деятельности;

– технология преступных операций применительно к видам готовящихся и

совершаемых операций;

– механизм контроля и санкции в ОПС, степень участия;

– личностные характеристики и характеристики межличностных отношений

внутри групп и сообщества в целом;

– профиль деятельности;

– характеристика мест совершения преступлений;

– характер взаимодействия с другими ОПС;

– характеристика фактического лидерства.

Задачи оперативных подразделений

– недопущение или отграничение трансформации уголовно-преступных групп в

ОПС различных видов;

– исключение, снижение негативного воздействия ОПС на общественно-

политическую, экономическую и социальную жизнь общества и государства;

– недопущение или пресечение планируемых преступлений;

– раскрытие преступлений (зарегистрированных, латентных), обеспечение по

ним доказательственной базы;

– осуществление в ходе проведения ОРМ сбора доказательств о роли каждого

из участников;

– организация и осуществление оперативного сопровождения у/д, которые

возбуждаются на участников ОПС;

– пресечения давления на следственные, судебные органы и свидетелей;

– обеспечение оперативного контроля за лидерами в МЛС;

– проникновение в ОПС, обеспечение ориентировки, создание системы

оперативного слежения за участниками ОПС с целью предупреждения

совершения преступлений.

Для оперативной разработки сообществ необходимо обеспечить нейтрализацию

факторов, способствующих…

Для поиска информации необходимо выделить комплекс взаимоотношений в этой

системе, источник информации проверить.

Источники вторичной информации:

– отчеты о производственно-хозяйственной деятельности;

– отчеты о конкурентных явлениях;

– справочные издания о конъюнктуре рынка, о тенденциях развития;

– данные о регистрации лицензий, патентов, исключительных прав;

– информация о торгах, участниках, конкурентах;

– материалы арбитражной практики, антимонопольного комитета,

специализированных рекламных агентств;

– сведения о маркетинговой связи, о перспективных отраслях экономики;

– публикуемые в СМИ версии о направлении развития рыночной системы.

Результаты ОРД – полученные данные при проведении ОРД о готовящихся,

совершаемых и совершенных преступлениях + о лицах + о событиях, угрожающих

общественное безопасности + о лицах, пропавших без вести + о лицах,

уклоняющихся от следствия и суда.

2 форма реализации данных ОРД:

1. Не имеет уголовно-процессуального значения, т.е. данные используются

для ориентирования органов дознания, следствия и суда в целях быстрого и

полного расследования + для решения вспомогательных оперативно-служебных

задач (составление плана проведения мероприятий по проверке информации,

привлечение граждан к осуществлению ОРМ).

Порядок взаимодействия органов обеспечивается ведомственными актами.

2. Уголовно-процессуальные данные – они прямо указаны в ФЗ "Об ОРД":

– мероприятия по розыску лиц (пропавших без вести, уклоняющихся от

следствия и суда) + лиц, подготавливающих и совершающих преступления.

Результаты ОРД используются в качестве поводов и основания для

возбуждения у/д + могут представляться дознавателю, следователю или судье,

в производстве которых находится данные у/д + могут использоваться в

качестве доказательств по у/д + для принятия решений:

а) о допуске к сведениям, составляющим гос. тайну;

б) о допуске к объектам, представляющим опасность для жизни, здоровья

человека и для окружающей среды;

в) о допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате

ОРД;

г) об обеспечении собственной безопасности субъекта, осуществляющего ОРД.

Для возбуждения у/д – поводы и основания должны отвечать:

Требования результатов ОРД:

– относимость к конкретному у/д;

– доказанности;

– должны отвечать положениям законодательства (исчерпывающий перечень в

ст. 6 ФЗ "Об ОРД");

– обеспечение режима секретности (2 требования):

а) должны иметь значение для у/д;

б) должны обеспечить сохранность данных по у/д (сведения о внедренных

лицах; о результатах ОРД; о внештатных сотрудниках).

Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в ОРП

Результаты ОРД могут стать доказательствами (ст. 89 УПК РФ) после их

проверки + в случае соответствия их требованиям, предъявляемым к

доказательствам.

Необходимо принимать меры к обеспечению сохранности доказательств.

– добывание информации по всем элементам;

– создание ситуации, когда фактические данные собирались и закреплялись

способами, предусмотренными УПК.

Справки, рапорты – непроцессуальные способы фиксации обстоятельств (

гарантия объективности сообщаемых сведений.

Требования к обеспечению уголовно-процессуальных доказательств

1) Предпринимаемые меры не должны побуждать к формирования умысла на

совершение ОО деяний;

2) Восприятие фактических данных должно происходить в таких условиях,

чтобы обеспечить возможность собирания и проверки информации в

соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

3) Должны быть достоверные данные, имеющие отношение к предмету

доказывания по конкретному у/д;

4) Должна исключаться возможность необеспечения нарушения прав, свобод,

интересов граждан, организаций, учреждений;

5) Не должна допускаться утечка сведений об организации и тактике

проведения ОРМ, так как это гос. тайна;

6) Проводимые ОРМ должны основываться на принципе сочетания гласного и

негласного методов.

Представление результатов ОРД должно сопровождаться сведениями о

проведении ОРМ (кем, когда, с использованием каких средств собиралась

информация). Следователь должен ознакомиться и вынести постановление о

приобщении к материалам у/д.

Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД,

органу дознания, следствию или в суд

Нормативно-правовое обоснование: К РФ, УПК, ФЗ "Об ОРД", ведомственные

акты.

Результаты ОРД:

– могут быть поводами, основаниями для возбуждения у/д;

– могут использоваться в доказывании;

– могут использоваться в качестве вспомогательной информации.

Данные должны содержать сведения: когда, где обнаружены признаки

преступления, об очевидцах преступления, о местах нахождения следов и т.д.

(о наличии события преступления, о безвестном отсутствии лица, об уклонении

от следствия и суда), об источниках доказательств, о сведениях о месте

нахождения орудий преступления, денежных средств и др..

Данные могут представляться по результатам отдельных поручений

следователя, указаний прокурора, определению суда + по инициативе органа,

осуществляющего ОРД (должно быть основание необходимости представления этих

данных) – в сопроводительном документа.

Инструкция "О порядке представления данных органу дознания, следствия и

суда".

1. вынесение руководителем органа ОРД постановления о представлении

результатов ОРД дознавателю, следствию, в суд;

2. вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-

служебных документов, содержащих гос. тайну;

3. составление сопроводительных материалов и их фактическая

передача.

Постановление состоит из частей (в 1 экземпляре):

V вводная часть – наименование документа (место, время вынесения, ФИО и

звание руководителя, основания вынесения данного постановления);

V описательная часть – в итоге какого ОРМ и какие результаты получены (с

указанием конкретных статей УК) ссылка на ст.ст. 11, 12 ФЗ "Об ОРД");

V резолютивная часть – решение руководителя о представлении оперативно-

служебных документов, отражающих результаты ОРД (какие документы,

предметы).

Право выносить постановление имеют те должностные лица, которые вправе

санкционировать проведение ОРМ.

Должны быть приняты защитные меры, обеспечивающие сохранность

представляемых материалов.

Если следователь направляет отдельное поручение, в течение 3 дней после

получения должно быть направлено мотивированное письмо с объяснением,

почему ОРМ не может быть проведено.

Список условных сокращений

НС и ПВ – наркотические средства и психотропные вещества.

ПТП – прослушивание телефонных переговоров.

ТС – транспортные средства.

ТК – Таможенный кодекс.

ИГ – иностранные государства.

ФПС – федеральная пограничная служба.

ОРП – оперативно-розыскной процесс.

Д.Л. – должностное лицо.

ДОП – дело оперативной проверки.

ДОР – дело оперативной разработки.

ДОК – дело оперативного контроля.

ДОУ – дело оперативного учета.

ОПС – организованное преступное сообществ.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.