реферат бесплатно, курсовые работы
 

Методы и фотоматериалы, применяемые при съемки следов орудий взлома и инструментов

с общими требованиями фиксации судебных доказательств, а также с целями

криминалистического исследования являются, прежде всего, те, которые

эксперт использует для обоснования своего заключения. Кроме того, в

макроснимке должны быть запечатлены и те признаки, которые характеризуют

сам объект, его форму, структуру поверхности и другие свойства, что также

способствует лучшему обоснованию вывода.

Подготовка объектов.

Качество снимков зависит от размещения объекта относительно съемочной

камеры. Фотографируемые объекты размещаются на устойчивых предметных

столиках, дающих возможность использовать различные виды освещения и быстро

менять тональность фона. Последний должен быть однородным, нейтральным и

обязательно контрастным к объекту, чтобы наилучшим образом подчеркнуть его

форму. Объект располагают на чистом предметном стекле, что обеспечивает его

устойчивость и возможность перемещения при кадрировании. В качестве фонов

под стекло кладут лист белой, черной или серой бумаги. Рядом с объектом на

одном уровне располагается масштабная линейка. Линейку располагают со

стороны, противоположно к источнику света, чтобы тени от нее не маскировали

участки изображения.

Определение экспозиции также происходит методом проб.

Выдвижение объектива. Осуществляется с помощью различных приспособлений

(колец, тубусов) до тех пор, пока плоскость фокусирования не совместится с

фокальной плоскостью фотокамеры.

Объективы для макросъемки.

В макрофотографическом процессе применяются как обще фотографические, так и

специально разработанные объективы – микроанастигматы, выпускаемые с

фокусным расстоянием от 10 до 150 мм. Первые сориентированы для съемки

предметов, расположенных не ближе 10 – 15 фокусных расстояний. При

макросъемке это условие нарушается, следствие чего изображение недостаточно

качественно по всему полю кадра. Поэтому приходится использовать лишь

центральную часть объектива, диафрагмируя его до значений 5,8 – 11.

Микроанастигматы сконструированы для съемок при малых предметных

расстояниях, и при больших увеличениях они дают резкое изображение по всему

полю зрения.

Прежде, чем приступить к макросъемке, необходимо определить ее основные

параметры:

1) масштаб изображения (М): M = l/L

l -линейные размеры изображения, L -линейные размеры изображаемого объекта.

2) фокусное расстояние объектива;

3) растяжение меха фотокамеры;

4) предметное расстояние – фокусное расстояние отМакрофотоустановки.

Для съемки по методу макрофотографии используют специальные приборы

макрофотоустановки, имеющие различные конструкции.

Значительное распространение в экспертной практике получили

макрофотоустановки: «Беларусь» (СБ-2), «Уларус», «Уларус-2»,ФМН-2.

«Беларусь» (СБ-2).

Фотоустановка снабжена двумя фотокамерами: широкоформатной –9x12 и

малоформатной –24x36 мм. В её комплект входят объективы «Индустар-

55У»(4,5/140 мм) и «Индустар-58(3,5/75 мм), предназначенный для

малоформатной камеры, позволяющие фотографировать объекты в масштабе от

1/10 до7/1.

Конструкция. На столе крепятся основная и вспомогательная штанги, по

которым перемещается кронштейн с фотокамерой. Изменение положения

фотокамеры относительно стола достигается вращением штурвала для

перемещения кронштейна по штанге. Во время съемки кронштейн с фотокамерой

закрепляются неподвижно затяжным винтом.

Для фотографирования объектов установка снабжена софитами, установленными

попарно с двух сторон на штангах. Положение софитов изменяют горизонтальным

перемещением по кронштейнам, а также изменением угла их наклона к

поверхности стола. В нужном положении софиты крепятся с помощью фиксаторов

и зажимов. Фотокамера установки состоит из корпуса, меха, объективного

кронштейна и механизма растяжения меха. Корпус камеры в вертикальном

положении закреплен на подвижном кронштейне при помощи штифтового и

затяжного винта. Необходимое увеличение получают изменением растяжения меха

камеры и применением сменных объективов с разными фокусными расстояниями.

Грубое растяжение меха осуществляется за счет опускания или поднятия

штанги, связанной с объективным кронштейном при предварительном ослабленном

зажиме в верхней части корпуса фотокамеры; более плавное – вращением

рукояток фрукционного механизма. Изображение фокусируют изменением

положения камеры относительно поверхности стола при вращении штурвала.

Точность фокусировки контролируют по матовому стеклу. Сменные объективы

жестко закрепляют на специальной доске.

«Уларус-2».

Фотоустановка представляющая собой модульную систему приспособлений и

осветителей, позволяющих выполнить разнообразные работы. Она может

использоваться для съемки на 35 мм и 62,5 мм фотопленки, фотопластинки. В

комплект установки входят объективы «Индустар-55У»(4,5/140 мм), «Индустар-

58(3,5/75 мм), «Индустар-50-2» и «Индустар-104-У», позволяющие при съемке

на рулонные пленки изменять масштаб изображения от 1/18 до 20/1, а при

съемке на фотопластинки от 1/5 до 16/1. Софиты общего света, просветный

экран, осветители ДС, фотовспышки ФИЛ-107 позволяют получать нужное

освещение. Система модулей включает каркас фотоустановки и набор

принадлежностей для фотографирования различных следов в зависимости от их

свойств и задач исследования. К основанию прибора крепятся стол и штанга с

подвижной кареткой и фотокамерой Положение стола относительно штанги

регулируют с помощью 4 винтов у основания. На столе размещены блоки

питания и управления, выносной пульт и другие принадлежности. На краях

стола имеется 6 фланцев для крепления стоек с осветителями.

«ФМН-2».

В комплекте установки находиться 4 объектива – микроанастигмат

«Корректор»(6/150) и 3 микропланнара (4,5/100; 4,5/65; 4,5/40), дающих

увеличение от Ѕ до 20/1.

В микросъемке ФМН-2 применяется со специальными окулярами – гомалями,

позволяющими выравнивать кривизну поля изображения, компенсировать

хроматическую разность увеличений, т.е. улучшить качество изображения.

«ФМН-2» также укомплектована набором осветителей, одни из которых дают

рассеянное освещение, другие –направленное, третьи – исключающие появление

теней от объекта на фоне.

Конструкция.

На основании крепится кронштейн со штангой и осветительное

- 12 -

устройство, направляющее посредством линз и зеркал лучи в объектив

фотокамеры, что создает мощный поток проходящего света, Объекты размещаются

на 2 специальных осветительных столах – малом и большом на верхней плите

основания прибора. Нижнее и верхнее плато фотокамеры перемещают по штанге,

обеспечивая тем самым необходимое для макросъемки растяжение меха. Верхнее

плато фотокамеры имеет посадочное гнездо под кассету 9x12 см или зеркальную

приставку для фокусировки изображения. Внутри приставки размещено зеркало,

которое рукояткой устанавливают под углом 45є к оптической оси фотокамеры,

чтобы направить лучи света на матовое стекло. На объективной доске нижнего

плато смонтированы центральный затвор и раздвижной тубус объектива.

Для съемки по методу макрофотографии также используют зеркальные

фотоаппараты типа «Зенит», обеспечивающие удобное кадрирование и

фокусирование объекта, удлинительные кольца и макроприставки с мехом

(дополнительное выдвижение объектива), устанавливаемые между корпусом

фотокамеры и объективом и позволяющие плавно изменить масштаб изображения.

Глава III . Факторы, влияющие на качество изображения следов орудий взлома

и инструментов.

1) Освещение;

2) Масштаб;

3) Резкость изображения;

4) Выдержка;

5) Свойства фотоматериала.

3.1. Освещение.

Одним из наиболее существенных условий, влияющим на качество изображения

следов, являются приемы освещения, которые должны способствовать выявлению

формы, объема и индивидуальных особенностей орудия, отобразившихся в следах

за счет соответствующего расположения признаков, важных в

криминалистическом отношении и которые выбирают в зависимости от их вида и

свойств объекта, на котором они расположены.

3.1.1.Виды освещения:

1)проходящее;

2)отраженное;

3)комбинированное.

Наиболее часто при съемке следов орудий взлома применяют отраженное

освещение, т.е. съемка проводится в отраженном свете.

Отраженное освещение:

а) диффузное – создает на объекте невысокий интервал яркостей. Светотеневой

рисунок мягкий без плотных теней. Объемные предметы выглядят плоскими, а

мелкие детали равномерно освещенные со всех сторон, не воспроизводятся.

Такое освещение применяют при фотосъемки сложных по конфигурации предметов,

имеющих полированные бликующие поверхности.

б) направленное освещение – создает на объекте широкий интервал яркостей.

- 13 -

Элементы рельефа, расположенные перпендикулярно

направленного света, имеют с одной стороны максимальные яркости, а с

другой – глубокие тени. На изображении запечатлевается четкий светотеневой

рисунок. Если элементы рельефа расположены параллельно световому потоку, то

они оказываются освященными равномерно и на изображении имеют невысокий

светотеневой контраст.

1) лобовое освещение.

2)вертикальное освещение – освещение, применяемое для съемки глубоких

объектов, образующее световой поток под углом 90є к поверхности предмета.

Получаемый светотеневой контраст невысок. На изображении заметны наиболее

крупные детали. Получают его с помощью опак – иллюминаторов (параллельная

стеклянная пластинка, установленная под углом 45є к освещаемой поверхности)

при направлении пучка света параллельно предмету со стороны острого угла.

Источник света размещают как можно ближе к объекту, а пучок света

фокусируют почти до размеров площади фотографируемого участка;

3) боковое освещение – освещение, при котором лучи света направляют под

углом от 30є до 60є . Используется при съемке объемных предметов.

4) косо направленное освещение - световой поток, идущий под углом от 3є до

15є .Чем меньше рельеф, тем под более острым углом освещают объект. Тогда

даже от небольших выступов и впадин на поверхности предмета образуются

четкие тени, а изображение выглядит очень контрастным. Лучи света

необходимо направлять перпендикулярно поверхности объекта.

5) контровое освещение.

5) фоновое освещение.

3.1.2.Источники света.

Источники света для съемки следов выбирают в зависимости от их вида и

свойств объекта, на котором они расположены.

Виды источников света:

1) на месте происшествия:

а) импульсная лампа вспышка;

б) карманный фонарик;

1) в лабораторных условиях:

Микроосветители (типа «ОИ-19» и «ОИ-21») - в зависимости от следа один

или два.

Они укомплектованы нейтрально-серыми светофильтрами, матовыми стеклами,

охладителями и теплофильтрами. Первые ослабляют интенсивность светового

потока, вторые создают равномерный рассеянный свет, третьи предохраняют

объекты от воздействия теплового излучения.

«ОИ-19» ,«ОИ-21»- цилиндрические фонари, перемещаемые вверх и вниз по

колонке штатива.

«ОИ-19» состоит из:1) оправы для светофильтра;2) рукоятки диафрагмы;4)

штатива;5) корпуса;6)патрона с лампой.

- 14 -

«ОИ-21» состоит из:1) патрона с электролампой;2) барашек для центрирования

лампы;3) рукоятки полевой диафрагмы;4) пластинки с диафрагмой темного

поля;5) тубуса фотонасадки;6) эпиообъектива;7)рукоятки отражательной

пластинки.

3.1.3. Особенности освещения при съемке следов давления.

Следы давления имеют довольно сложный рельеф:

макродетали сочетаются с большим числом мелких, которые могут быть

расположены самым различным образом, отличаться друг от друга, как высотой,

так и ориентацией относительно направления падающего света. Для выявления

особенностей рельефа используют направленное освещение.

Одностороннее освещение создает на объекте высокий светотеневой контраст.

Одна часть поверхности следа имеет высокую освещенность, другая находится в

тени. Чтобы выявить характерные особенности рельефа по всей поверхности

следа, необходимо оптимальное в каждом конкретном случае освещение,

создаваемое различными по назначению видами света от 2-3 источников.

Основной светотеневой рисунок на объекте получают с помощью рисующего

(основного направленного) света. Источник света устанавливают исходя из

следующих условий: освещение должно способствовать воспроизведению

объемности следа, его формы, рельефа поверхности.

Передача этих особенностей, их контраст зависит от положения источника

света по отношению к следу и угла, который поток света составляет с

поверхностью предмета.

Угол, составляемый потоком света с поверхностью предмета, зависит от

глубины и величины деталей. Чем больше глубина следа, тем под большим углом

направляют свет (от 15 до 60є).

При подборе освещения следует помнить, что с увеличением угла, под которым

свет падает на объект, снижается светотеневой контраст небольших по

величине следов. Поэтому чаще изображение с оптимальным контрастом получают

при меньших углах освещения.

Орудия взлома, состоящие из двух частей, оставляют следы в виде двух

углублений, расположенных на некотором расстоянии и под углом друг к другу.

При фотографировании таких следов используют 2 источника света, каждая из

которых освещает только одну половину следа, причем свет направляют вдоль

оси каждой части следа. Положение источника света по отношению к объекту

подбирают исходя из предварительной оценки формы следа, расположение

следов. Если эти особенности хорошо различимы, расположены в определенном

направлении, то свет устанавливают под углом к большему числу из них, чтобы

за счет светотени подчеркнуть и контуры следа, и отдельные детали. Во время

фотографирования небольших по размерам следов светотеневой контраст его

детали оценивают по изображению на матовом стекле визира при достаточном

увеличении. Перемещая источник света вокруг следа и наблюдая за изменением

светотеневого рисунка, находят направление светового потока, которое

обеспечивает выявления максимального числа деталей.

Для оценки светотеневого контраста изображения поворачивают сам

- 15 -

объект относительно центра следа. Наблюдая за воспроизведением деталей

рельефа на изображении, устанавливают положение, наилучшим образом

выявляются особенности строения следа, а затем возвращают объект в

исходное состояние.

Глубокие тени создаваемые односторонним рисующим светом ослабляют

выравнивающим светом. Источник выравнивающего света устанавливают с

противоположной стороны по отношению к рисующему свету.

Необходимый световой баланс между освещенными и теневыми участками следа

подбирают визуально. Изменением накала лампы микро осветителей на

установке СБ-2, удалением источника света от объекта, на установке Уларус

подбирают световой поток такой интенсивности, при которой плотные тени

лишь ослабляются, позволяя выявить детали на этих участках и не ухудшать

общего контраста изображения. Чтобы подчеркнуть форму следа или отдельную

его деталь используют моделирующий свет. В этих случаях освещается только

деталь, а свет направляют под небольшими к этой поверхности углами.

Применение перечисленных видов освещения во время съемки следов зависит

их сложности. Следы давления незначительной глубины (на металле и других

материалах с малой пластичностью) могут фотографировать с одним источником

света, если он позволяет выявить необходимые для исследования элементы

рельефа. Следы с более сложным строением фотографируют 2-3 источниками.

3.1.4.Особенности съемки следов скольжения, резания, разруба, сверления.

Следы скольжения, резания, разруба характеризуются наличием различных по

величине деталей, но расположенных в определенном направлении. Особенности

рельефа данных следов выявляют с помощью одностороннего освещения,

направляемого под небольшими углами (5-15є) к поверхности объекта и

перпендикулярно трассам. Угол, составляемый пучком света с поверхностью

предмета, зависит от глубины рельефа и подбирается в каждом конкретном

случае: чем круче выступающие детали, которые чередуются с более мелкими,

тем под большим углом должен падать свет, чтобы не терять детали в теневых

участках. При съемке следов скольжения на волокнистых материалах следует

учитывать и направление волокон данного материала. Свет устанавливают таким

образом, чтобы он распространялся вдоль волокон древесины и одновременно

составлял с трассами угол не менее 30-35є.Таким образом, ослабляют помехи

от разорванных волокон, получают более четкое изображение деталей следа.

Следы резания на изделиях из пластмассы (пробках, пломбах) представляют

собой более сложный для съемки объект. Они расположены на полупрозрачных

для света материалах, которые не задерживают полностью лучи света,

вследствие чего полная тень на неосвещенной стороне детали не образуется.

Свет может распространяться и в среде предмета, попадая в нее через

фронтальную по отношению к источнику света плоскость и создавая равномерную

подсветку всех участков следа.

- 16 -

Это приводит к тому, что изображение микрорельефа оказывается нечетким,

большая часть особенностей теряется. Для съемки следов на такого рода

объектах используется направленное освещение: от близкого к вертикальному

до косонаправленного. Направление света подбирают с таким условием ,чтобы

оно способствовало выявлению деталей микрорельефа в каждом конкретном

случае. Если во время съемки применено косо направленное освещение, то

фронтальную (по отношению к осветителю), плоскость предмета закрывает

полоской черной непрозрачной бумаги, чтобы предотвратить попадание света в

среду предмета. Важно, чтобы ее верхний край совпадал с плоскостью, на

которой расположен след.

Следы сверления на несквозных отверстиях представляют собой ряд

концентрических окружностей на конусообразной поверхности, которая может

находиться на достаточно большой глубине. Особенности рельефа данных

следов выявляют с помощью вертикального (опакового) освещения. Отклонение

светового потока от вертикали или не горизонтальное положение поверхности

объекта приводят к появлению бликов, к потерям информации. Перед съемкой

над следом устанавливают опак-иллюминатор, а источник света устанавливают в

непосредственной близости от объекта со стороны острого угла опак

–иллюминатора. Пучок света от осветителя направляют вдоль поверхности

предмета и фокусируют до размеров, немного превышающих диаметр следа.

При съемке небольших по размерам следов масштаб изображения может

достигать 5-10x и более. Небольшие предметные расстояния в этом случае не

позволяют использовать для съемки опак-иллюминатор, входящий в комплект

криминалистических фотоустановок. В качестве опак-иллюминатора в данном

случае используют предметное стекло или полоску стеклянной пластинки

(фотопластинки), размером 30x90ммІ. Стекло должно быть плоскопараллельным

и тонким, чтобы обеспечить лучшую резкость изображения. Пластинку

устанавливают под углом 45є к поверхности предмета с помощью штатива, если

объект имеет достаточно большие размеры. Изменяя в небольших пределах

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.