| |||||
МЕНЮ
| Криминалистика 2проверяемого события и заявил об отказе от ранее данных показаний. Для фиксации хода и результатов проверки показаний на месте используются протокол, фото- или киносъемка, звуко- или видеозапись и графический способ фиксации. Протокол проверки показаний на месте в своей вводной части должны содержать сведения о месте, времени и участниках данного следственного действия, понятых, указания о разъяснении им прав и обязанностей, о применении научно-технических средств и согласии допрошенного лица участвовать в проверке его показаний на месте. В описательной части протокола необходимо подробно и последовательно изложить весь процесс и результаты проверки показаний, описать путь движения ее участников, обстановку, предметы и другие обстоятельства на месте проверки, зафиксировать действия и пояснения допрошенного лица и заданные ему вопросы. Все пояснения нужно записать по возможности дословно, а связанные с проверкой показаний действия - последовательно и полно, при этом пояснения изложить в первом лице, действия - в третьем. Подробное изложение в протоколе должны найти и пояснения допрошенного лица о происшедших изменениях в обстановке на месте. Это позволит произвести детальное сопоставление их с первоначальной обстановкой, нашедшей отражение в других материалах уголовного дела, и более правильно оценить результаты проверки показаний на месте. В этой же части протокола фиксируется применение фото- или киносъемки, звуко- или видеозаписи с указанием конкретных объектов съемки, количества дублей и порядок номеров фотокадров, а также времени начала и окончания каждого из сеансов съемки и записи. В заключительной части протокола приводятся основные сведения о примененных научно-технических средствах фиксации, оставленных планах и схемах и других приложениях к протоколу (экспонированная фотопленка, кинолента, видеолента и др.). Никаких выводов и оценочных суждений следователя в протоколе не должно быть. При проверке показаний на месте, как уже отмечалось, широкое распространение получили технические средства фиксации, особенно фотографирование и звукозапись. С помощью ориентирующей, обзорной, измерительной, панорамной, а иногда и детальной фотосъемки фиксируется маршрут движения к месту проверки показаний на фоне наиболее заметных ориентиров, делаются обзорные снимки места проверки и его отдельных участков, указанных допрошенным лицом, фотографируются предметы и сохранившиеся следы на месте, а также отдельные действия лица, чьи показания проверяются. Для обозначения направления движения, расположения предметов и участков местности в качестве ориентиров при фотосъемке рекомендуется использовать флажки, трафареты, вешки и другие указатели. Желательно, чтобы фотосъемка (и киносъемка) выполнялись с тех же точек, с которых производилось фотографирование при осмотре (если это соответствует пояснениям допрошенного) с применением однотипных фотообъективов и фотоматериалов, а также одинаковых условий съемки и масштаба изображения. Тем самым усиливается наглядность при сопоставлении фотоснимков, полученных при проверке показаний на месте и при ранее проведенном осмотре места происшествия. Данную рекомендацию следует использовать и в случаях проверки показаний, осуществляемой на одном и том же месте поочередно с участием нескольких допрошенных лиц. Значительные преимущества по сравнению с другими техническими способами фиксации проверки показаний на месте имеет видеозапись, позволяющая синхронно фиксировать обстановку на месте, действия и пояснения допрошенного лица и более полно запечатлевать весь процесс проверки показаний. Несомненны преимущества видеомагнитофона и при демонстрации видеоленты в процессе предварительного и судебного следствия. Графический способ фиксации (составление планов-схем местности) применяется практически в каждом случае проверки показаний на месте и позволяет наглядно сопоставить ее результаты с результатами ранее проведенного осмотра. Важно, чтобы в планах-схемах в соответствии с реальной обстановкой и пояснениями лица, чьи показания проверяются, нашли точное отражение маршрут движения участников следственного действия, расположение предметов, ориентиров, "опорных пунктов" и других объектов, а также наиболее важные в криминалистическом отношении места, указанные допрошенным лицом. 2. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. 2.1. Понятие и задачи осмотра места происшествия. ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ - неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события. Осмотр места происшествия как следственное действие является важным средством получения информации о расследуемом преступлении. От его качества во многих случаях зависит успех расследования, поскольку информация, полученная при осмотре места происшествия, может носить доказательственный характер. При этом нередко фактические данные, полученные в результате осмотра, невозможно получить из других источников. Участок местности или помещение, в пределах которого обнаружены следы совершенного преступления, называется МЕСТОМ ПРОИСШЕСТВИЯ. При этом подразумевается, что преступление могло быть совершено как в месте его обнаружения, так и в другом месте. В отличие от места происшествия МЕСТОМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ считается район совершения преступления или наступления преступного результата, следы которого могли быть обнаружены и вне этого района. ЦЕЛИ осмотра заключаются в обнаружении следов преступления и других вещественных доказательств, в выяснении обстановки и иных обстоятельств, имеющих значение для дела (ст.178 УПК РСФСР). Определяя в целом ЗАДАЧИ осмотра можно сказать, что они состоят в собирании и исследовании доказательств. ОБЩЕЙ ЗАДАЧЕЙ осмотра места происшествия является установление механизма происшествия во всех деталях, то есть ответить на вопрос о том, что именно и каким образом произошло на месте происшествия. Общая задача осмотра места происшествия разбивается на ряд ЧАСТНЫХ задач: - изучение и фиксация обстановки осмотра места происшествия; - установление характера воздействия преступника на окружающую среду; - обнаружение, фиксация и изъятие следов преступления и преступника; - выявление преступника и мотивов преступления; - установление причин и условий, способствующих совершению преступлений; - получение необходимых данных для осуществления последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Осмотр места происшествия рекомендуется производить по возможности незамедлительно после получения данных, позволяющих предположить совершение преступления, вызвавшего какие-либо изменения в определенной материальной обстановке. Лучшее время его проведения — дневное. Осмотр в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Однако после окончания осмотра, при наличии к тому оснований, уголовное дело должно быть немедленно возбуждено (ст. 178 УПК). Осмотр места происшествия может быть проведен следователем, прокурором, сотрудником органа дознания. При обнаружении преступления, по которому предварительное следствие обязательно, о начале осмотра места происшествия сотрудники органа дознания немедленно уведомляют прокурора (ст. 119 УПК). Осмотр производится с обязательным участием не менее двух понятых (ст. 135 УПК) —любых совершеннолетних, не заинтересованных в исходе дела граждан, не имеющих физических или психических недостатков, препятствующих им наблюдать и понимать совершаемые следователем действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.). В качестве понятых не рекомендуется приглашать сотрудников правоохранительных органов и лиц, постоянно не проживающих в данной местности, так как это затруднит их последующий вызов к следователю или в суд. Следователь должен разъяснить понятым их обязанность удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствуют, и право делать замечания по поводу производимых действий, подлежащие занесению в протокол соответствующего следственного действия. В ходе осмотра понятые лично наблюдают за всем происходящим и своей подписью удостоверяют правильность фиксации данных осмотра в его протоколе. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно. В случае необходимости для участия в осмотре места происшествия следует пригласить компетентного специалиста, не заинтересованного в исходе дела (ст. 179 УПК). При наличии на месте происшествия трупа его осмотр должен производиться с участием специалиста в области судебной медицины, а при отсутствии такового — с участием иного врача (ст. 180 УПК)[1]. Специалист содействует следователю в обнаружении, фиксации и изъятии следов и предметов, могущих стать вещественными доказательствами, обращает внимание следователя на иные выявленные при осмотре обстоятельства, имеющие отношение к делу, и дает необходимые консультации. Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, фиксацией и изъятием доказательств. Консультации специалиста в протокол не заносятся и используются следователем как справочный материал. При необходимости получения соответствующих пояснений на месте происшествия следователь вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля. Понятые, специалист, потерпевший и свидетели могут быть предупреждены об уголовной ответственности по ст. 310 УК за разглашение данных, ставших им известными при осмотре места происшествия. Такими предпосылками являются: 1) наличие в данном районе (городе, области) четкой системы оповещения следователя о происшествиях, установленного порядка его связи с руководством следственного отдела (управления) и прокурором, а также порядка оповещения и сбора участников осмотра; 2) надлежащая профессиональная подготовленность оперативных сотрудников, специалиста-криминалиста и судебного медика, участвующих в осмотрах; 3) наличие списка (с адресами и телефонами) специалистов, помощь которых может понадобиться при проведении некоторых сложных осмотров (например, по делам об авариях, крушениях, пожарах, нарушениях правил техники безопасности с тяжкими последствиями), а также лиц, которых можно пригласить в качестве понятых при выезде в отдаленную местность, где их найти затруднительно; 4) хорошее состояние научно-технических средств, особенно фотоаппаратуру, средств фиксации следов и осветительной техники, имеющихся у следователя, прокурора-криминалиста, в экспертно-криминалистическом подразделении органа внутренних дел; 5) наличие упаковочных средств для объектов, изымаемых с мест происшествий, а также спецодежды для работы в загрязненных условиях; 6) наличие транспорта для выездов на места происшествий, а также крупномасштабной карты обслуживаемой территории. При получении сообщения о происшествии необходимо: 1) по возможности детально выяснить (у заявителя или в дежурной части милиции, куда поступило сообщение): а) характер происшествия, кто о нем сообщает, где место происшествия расположено; б) имеются ли потерпевшие, что сделано для оказания им помощи; в) находятся ли на месте происшествия сотрудники милиции (в том числе участковый инспектор милиции) и иные должностные лица, приняты ли ими меры к его охране; 2) вызвать заранее намеченных участников осмотра места происшествия, решив также вопрос о необходимости взять с собой понятых, проводника со служебно-розыскной собакой; 3) сообщить о выезде на место происшествия руководству следственного отдела (управления), а при вероятной подследственности преступления следственному органу прокуратуры — и прокурору; 4) по возможности пригласить для участия в осмотре следователя, которым, в случае возбуждения уголовного дела, оно будет принято к производству; 5) вне зависимости от выезда на место происшествия специалиста- криминалиста взять с собой следственный чемодан и фотокомплект. По прибытии на место происшествия следователю рекомендуется: 1) отметить время своего прибытия; 2) убедиться в том, что потерпевшим оказана необходимая помощь и принимаются меры по ликвидации последствий происшествия, а если это не сделано, принять соответствующие меры; 3) при необходимости принять дополнительные меры к охране места происшествия, в том числе удалить с него всех лиц, не являющихся участниками предстоящего осмотра, а также меры к сохранению следов; 4) пригласить понятых, если они не прибыли вместе с остальными участниками осмотра, и убедиться в том, что понятые отвечают предъявляемым к ним требованиям; разъяснить понятым их права и обязанности и при необходимости предупредить о недопустимости разглашения сведений, полученных в ходе осмотра места происшествия; 5) на основании краткого опроса очевидцев, сообщений ранее прибывших сотрудников милиции получить информацию о происшествии, в том числе какие меры приняты для задержания подозреваемого, установить, кем и какие изменения внесены в обстановку места происшествия; 6) в случае предстоящего осмотра территории и помещений предприятия или организации пригласить их полномочного представителя. 2.2. Порядок и приемы осмотра места происшествия Осмотр места происшествия следует начинать с общего ознакомления с ним. При этом целесообразно: 1) определить границы и характер территории, подлежащей осмотру[2]; 2) определить исходный пункт осмотра и его примерную последовательность; 3) решить вопрос о числе оперативных сотрудников, необходимых для участия в осмотре, а также о приглашении специалистов и технических помощников; 4) в случае прибытия на место происшествия кинолога со служебно- розыскной собакой определить целесообразность и порядок ее применения[3]; 5) решить вопрос о необходимости проведения неотложных оперативно- розыскных мероприятий и даче соответствующих поручений и указаний сотрудникам органов дознания (ст. 127 УПК). В ходе общего ознакомления с местом происшествия проводятся ориентирующая и обзорная фотосъемки. Задачами, решаемыми посредством поручений органам дознания в связи с осмотром, обычно являются: 1) оказание помощи потерпевшим и ликвидация последствий происшествия; 2) выявление и опрос очевидцев происшествия и установление связанных с ним обстоятельств[4]; 3) охрана места происшествия и оказание помощи при его осмотре; 4) розыск и задержание преступника по горячим следам; 5) установление личности неопознанного трупа и его транспортировка в морг. При возможности определить "узловой" пункт места происшествия (труп, место столкновения транспортных средств либо взлома преграды при краже и т.д.) и отсутствии опасности повреждения периферийных следов осмотр начинается с детального исследования этого "узла", что обычно позволяет сразу же получить основной массив информации. При наличии нескольких "узлов" осмотр осуществляется в последовательности "от узла к узлу". Осмотр начинается с периферии: а) при невозможности четкого определения "узла"; б) при наличии опасности повреждения, быстрого исчезновения находящихся там следов и предметов, имеющих значение для дела. Достаточно полный осмотр определенной территории обеспечивается: а) при движении по спирали — от центра к периферии или наоборот; б) при разделении места происшествия на отдельные участки (полосы, секторы). Как правило, вначале все объекты на месте происшествия осматриваются без изменения их положения, в неподвижном состоянии (статическая стадия), а затем с изменением их положения, всесторонним исследованием отдельных частей (динамическая стадия). На этой стадии осуществляется детальная фотосъемка и проводится фиксация следов. В зависимости от условий осмотра стадийность осуществляется по отношению как ко всему месту происшествия, так и к определенным его участкам или отдельным объектам. На всех стадиях осмотра должна проявляться осторожность, исключающая повреждение следов преступления. При необходимости временно приостановить осмотр (для отдыха его участников, проведения каких-либо неотложных следственных действий или по иной причине) надо принять меры к сохранению обстановки места происшествия и изготовить соответствующую часть протокола, в которой указать время и причину приостановления. Эта часть протокола подписывается всеми участниками осмотра. После выдвижения версии о происшедшем событии и причастных к нему лицах в ходе осмотра, в том числе на основе информации оперативных сотрудников милиции и очевидцев, продолжение осмотра становится более целенаправленным, ориентированным на поиск определенных следов и предметов, подтверждающих или опровергающих версию. Это не должно влиять на объективность и полноту осмотра, исключать другие версии. Необходимо уделять внимание негативным обстоятельствам, т.е. обстоятельствам, противоречащим выдвинутой версии, отражая их в протоколе осмотра. В ходе осмотра могут быть произведены простейшие опытные действия, не вызывающие необратимых изменений обстановки. Таким действиям соответствующие объекты подвергаются лишь после их осмотра. Результаты опытных действий отмечаются в протоколе осмотра[5]. 2.3. Повторный осмотр места происшествия К причинам относятся: 1) нарушение уголовно-процессуального закона при первоначальном осмотре (осмотр без понятых; изъятие вещественных доказательств без отражения в протоколе осмотра и др.); 2) неполнота, недоброкачественность первоначального осмотра (не все объекты осмотрены; не применены необходимые средства криминалистической техники и т.д.); 3) необходимость уточнения данных, установленных при первоначальном осмотре (например, об относительном положении предметов обстановки) или полученных иным путем; 4) необходимость личного восприятия обстановки места происшествия следователем, который не участвовал в первоначальном осмотре. Повторный осмотр может быть произведен по инициативе следователя, органа дознания, руководителя следственного подразделения, которое производило первоначальный осмотр, так и другим следователем, работником органа дознания, руководителем следственного подразделения, прокурором. Он проводится с участием тех же или других понятых, специалистов, представителей администрации предприятия, организации, учреждения, по мере надобности в присутствии потерпевших или их представителей; на всей ранее осмотренной территории или на каком-либо ее участке; в отношении всех ранее осмотренных объектов или только их определенной части либо в отношении объектов, которые ранее не осматривались. При подготовке к повторному осмотру следует: а) изучить протокол первоначального осмотра и все приложения к нему; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|