| |||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные, тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них, которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал. Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах упражнений. ( Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам учебной деятельности), так и типы упражнений. Деление упражнений по типам производится на основе типологии, предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4 типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно- поисковые . В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В основном это тренировочные упражнения: - Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif; - Completez les phrases avec des comparatifs; - Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose; - Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles sont ". Трансформационные упражнения: - Transformez en interrogation indirecte; - Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la, les; - Dis-le a l`imperatif; - Mettez en valeure les mots en italique. Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения: - Completez le dialogue avec les verbes entre parentheses a l`imparfait ou au passe compose; - Terminez les phrases en utilisant ….. - Completez avec les verbes suivants a l`imparfait. Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения: - Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y; - Recrivez les phrases avec des articles indefinis; - Jouez ces scenes avec votre voisine. Продуктивные упражнения: - Faites un rapport; - Inventez votre avenir; - Cherchez des arguments pour et contre la ville et la campagne. Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий: - Mots crioses; - Chassez l`intrus! - Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant aux definitions suivantes. Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений, затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно- ответные, репродуктивные и продуктивные. Система упражнений обладает следующими характеристиками: 1. коммуникативная направленность; 2. взаимообусловленность упражнений; 3. повторяемость речевых действий и речевого материала; 4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего к частному"; 5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно для прямого метода обучения иностранным языкам. ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит упражнения на развитие навыков и умений всех видов деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, грамматических, лексических навыков. Система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения. Присутствие элемента поиска, который является наиболее эффективным способом учения объясняется тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода, при котором уделяется большое внимание именно мыслительным процессам субъекта при обучении иностранным языкам. 3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2". УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения. Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы последовательно закреплять основную базу владения французским языком при одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык учащихся. Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач: 1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную соотнесенность на расширенном языковом материале; 2. устанавливать причинно-следственные связи ; 3. научить высказывать собственное мнение ; 4. углубить знания в области грамматики . Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех же принципах, что и первый уровень учебника. В УМК входят: 1. книга для учащихся ; 2. тетрадь с упражнениями ; 3. книга для учителя ; 4. 4 аудиокассеты . Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике. Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ), каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части. 1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо, статья, художественный текст ). Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью- приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2 страницы. II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ). Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы (образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части. Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике" лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание лексики и грамматики. III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites). Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление грамматического материала и так далее). Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4 страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг, символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов, задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и коммуникативных навыков. Распределение языкового материала по урокам . Грамматический материал . |№ раздела |№ урока |Грамматический материал | | |1 |Conjugaison des verbes pronominale au present, | | | |expression de la cause . | |1 | | | | |2 |L`expression du passe : | | | |Le passe compose, L`imparfait | | | |L`interrogation . | | |3 |Les verbes du mouvement, | | | |L`expression du futur : | | | |Le futur proche, le futur dans le passe . | | | |L`expression de la cause, l`expression de la | | | |quantite . | | |4 |Les verbes construits avec la preposition "а", | | | |Les pronoms complements . | | |5 |Constructions negatives et interrogatives . | | |1 |Les propositions relatives, le passif, le pronom | | | |"en" . | |2 | | | | |2 |Le subjonctif . | | |3 |Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, | | | |possessif, expressions verbales avec "en". | | |4 |Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe . | | |5 |Le deroulement de l`action . | | |1 |Adjectifs et pronoms indefinis, la negation . | | | | | |3 | | | | |2 |L`expression de la duree . | | |3 |Construction avec l`infinitif . | | |4 |La concordance des temps . | | | |Le plus-que-parfait, le futur anterieure . | | |5 |Faire + verbe . | | |1 |Situer les verbes dans le temps . | | | | | | | | | |4 | | | | |2 |Le conditionnel present . | | |3 |L`accord du participe passe, rapporter un discours | | | |au passe . | | |4 |Le conditionnel passe . | | |5 |Les propositions relatives, l`expression de la | | | |probabilite . | | | |Le subjonctif dans l`expression de l`opinion . | Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен совпадают, но есть некоторые расхождения. В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres- 2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3". Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся, которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и, естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2" предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр. ), то есть "от частного к общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков. Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе при объяснении и закреплении грамматического материала. И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма. Распределение лексического материала по урокам . |№ |№ урока|Коммуникативные цели |Тема диалога. | |раздела| | |Тема сюжета. | | |1 |Exprimer les gouts et les |Une vedette de la television . | | | |preferences . |S . Le caractere d`un homme . | |1 | | | | | |2 |Exprimer un avis, une |Deux conceptions de l`information| | | |opinion. |. | | | | |S . L`information . | | |3 | ----------- |Reportage en Afrique . | | | | |S . | | | | |Pauverete-richesse-developement | | | | |d`un region . | | |4 |Exprimer le desire, la |Une promotion . | | | |volonte. |S . Les catastrophes . | | |5 |Juger –accuser –pardonner .|Rupture et reconcilation . | | | | |S . Le caractere d`un homme . | | |1 | --------------- |Agitation dans la ville . | | | | |S . Le sport . | |2 | | | | | |2 |Exprimer la cause et le but|Un pere autoritaire . | | | |. |S . Les taches de la vie | | | | |quotidienne . | | |3 |Rassurer, exprimer la |Des artistes en province . | | | |quantite reduite, le manque|S . Le theatre . La musique . | | | |. | | | |4 |Exprimer la confiance, la |Les lettres d`amour . | | | |mefiance . |S . Le bonheur et le malheur . | | | | |Le logement . La ville . | | |5 | ------------------- |S . Le chant, la chanson . | | | | |L`entreprise . Les manifestations| | | | |. | | |1 |Conseiller, exprimer |L`inconnu du sud-ouest . | | | |l`indiference . |S .Les voyages . | |3 | | | | | |2 | ------------------ |Rencontre . | | | | |S .La voiture . L`hotel . Le | | | | |telephone | | |3 |Exprimer la peure, |L`incident . | | | |l`inquietude . |S . L`architecture . | | |4 | ----------------- |Suspisions . | | | | |S . La montagne . La mer . | | |5 |Exprimer la possibilite, la|Le denouement . | | | |consequence . |S .La cuisine . | | |1 |Exprimer la frequence et |Jean Dugommier . | | | |l`habitude . |S . L`armee-la guerre-la paix . | |4 | | |Les liveres-la litterature . | | |2 |Reprimander . Raconter . |Reves de gloire . | | | | |S . L`histoire . | | |3 |Donner une explication . |Reves d`enfance . | | | |Rapporter un discour au |S . La description des personnes | | | |passe. |. L`ecole . | | |4 | ---------------- |Reve de revolte . | | | | |S . Le bubget familiale . La | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|