реферат бесплатно, курсовые работы
 

Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)

выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные,

тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана

на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты

языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно

существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается

в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них,

которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал.

Признаки таких действий существенны для упражнения, а существенные признаки

лежат в основе типологии упражнений. И если в классификации, основанной на

второстепенных признаках, выделяются роды и виды упражнений, то в

классификации, основанной на существенных признаках, можно говорить о типах

упражнений. ( Миньяр-Белоручев: 1990; 69). Я считаю, что здесь можно

выделить упражнения и из первой классификации (по способам учения или видам

учебной деятельности), так и типы упражнений.

Деление упражнений по типам производится на основе типологии,

предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки

действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к

которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс

игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4

типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно-

поисковые .

В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier

d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В

основном это тренировочные упражнения:

- Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif;

- Completez les phrases avec des comparatifs;

- Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose;

- Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles

sont ".

Трансформационные упражнения:

- Transformez en interrogation indirecte;

- Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la,

les;

- Dis-le a l`imperatif;

- Mettez en valeure les mots en italique.

Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения:

- Completez le dialogue avec les verbes entre

parentheses a l`imparfait ou au passe compose;

- Terminez les phrases en utilisant …..

- Completez avec les verbes suivants a l`imparfait.

Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения:

- Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;

- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;

- Jouez ces scenes avec votre voisine.

Продуктивные упражнения:

- Faites un rapport;

- Inventez votre avenir;

- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la

campagne.

Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:

- Mots crioses;

- Chassez l`intrus!

- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant

aux definitions suivantes.

Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений,

затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление

нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно-

ответные, репродуктивные и продуктивные.

Система упражнений обладает следующими характеристиками:

1. коммуникативная направленность;

2. взаимообусловленность упражнений;

3. повторяемость речевых действий и речевого материала;

4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего

к частному";

5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно

для прямого метода обучения иностранным языкам.

ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит

упражнения на развитие навыков и умений всех видов

деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда

входят упражнения для формирования фонетических,

грамматических, лексических навыков. Система упражнений

характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая

учащихся к поиску, который является наиболее эффективным

способом учения. Присутствие элемента поиска, который

является наиболее эффективным способом учения объясняется

тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода,

при котором уделяется большое внимание именно мыслительным

процессам субъекта при обучении иностранным языкам.

3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".

УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и

учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем

из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.

Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы

последовательно закреплять основную базу владения французским языком при

одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык

учащихся.

Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской

письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач:

1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную

соотнесенность на расширенном языковом материале;

2. устанавливать причинно-следственные связи ;

3. научить высказывать собственное мнение ;

4. углубить знания в области грамматики .

Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на

французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также

языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно

найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из

газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех

же принципах, что и первый уровень учебника.

В УМК входят:

1. книга для учащихся ;

2. тетрадь с упражнениями ;

3. книга для учителя ;

4. 4 аудиокассеты .

Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна

история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце

учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений

глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике.

Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ),

каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части.

1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо,

статья, художественный текст ).

Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где

находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью-

приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических

навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2

страницы.

II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ).

Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы

(образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика

посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части.

Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в

форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и

ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике"

лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание

лексики и грамматики.

III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites).

Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное

количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление

грамматического материала и так далее).

Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить

одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических

структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4

страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь

предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений

на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий

материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг,

символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о

провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую

очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического

материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов,

задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и

коммуникативных навыков.

Распределение языкового материала по урокам .

Грамматический материал .

|№ раздела |№ урока |Грамматический материал |

| |1 |Conjugaison des verbes pronominale au present, |

| | |expression de la cause . |

|1 | | |

| |2 |L`expression du passe : |

| | |Le passe compose, L`imparfait |

| | |L`interrogation . |

| |3 |Les verbes du mouvement, |

| | |L`expression du futur : |

| | |Le futur proche, le futur dans le passe . |

| | |L`expression de la cause, l`expression de la |

| | |quantite . |

| |4 |Les verbes construits avec la preposition "а", |

| | |Les pronoms complements . |

| |5 |Constructions negatives et interrogatives . |

| |1 |Les propositions relatives, le passif, le pronom |

| | |"en" . |

|2 | | |

| |2 |Le subjonctif . |

| |3 |Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, |

| | |possessif, expressions verbales avec "en". |

| |4 |Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe . |

| |5 |Le deroulement de l`action . |

| |1 |Adjectifs et pronoms indefinis, la negation . |

| | | |

|3 | | |

| |2 |L`expression de la duree . |

| |3 |Construction avec l`infinitif . |

| |4 |La concordance des temps . |

| | |Le plus-que-parfait, le futur anterieure . |

| |5 |Faire + verbe . |

| |1 |Situer les verbes dans le temps . |

| | | |

| | | |

|4 | | |

| |2 |Le conditionnel present . |

| |3 |L`accord du participe passe, rapporter un discours |

| | |au passe . |

| |4 |Le conditionnel passe . |

| |5 |Les propositions relatives, l`expression de la |

| | |probabilite . |

| | |Le subjonctif dans l`expression de l`opinion . |

Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент

сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого

рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет

сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans

frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен

совпадают, но есть некоторые расхождения.

В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам

прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le

passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-

2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le

Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future

anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года

обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les

formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3".

Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более

обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся,

которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского

издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и,

естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau

sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в

виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с

лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в

тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2"

предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр. ), то есть "от частного к

общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков.

Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее

употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть

выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе

при объяснении и закреплении грамматического материала.

И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного

подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на

обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть

умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям

общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус

говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит

диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом,

лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление

рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается

смысл высказывания, а не его форма.

Распределение лексического материала по урокам .

|№ |№ урока|Коммуникативные цели |Тема диалога. |

|раздела| | |Тема сюжета. |

| |1 |Exprimer les gouts et les |Une vedette de la television . |

| | |preferences . |S . Le caractere d`un homme . |

|1 | | | |

| |2 |Exprimer un avis, une |Deux conceptions de l`information|

| | |opinion. |. |

| | | |S . L`information . |

| |3 | ----------- |Reportage en Afrique . |

| | | |S . |

| | | |Pauverete-richesse-developement |

| | | |d`un region . |

| |4 |Exprimer le desire, la |Une promotion . |

| | |volonte. |S . Les catastrophes . |

| |5 |Juger –accuser –pardonner .|Rupture et reconcilation . |

| | | |S . Le caractere d`un homme . |

| |1 | --------------- |Agitation dans la ville . |

| | | |S . Le sport . |

|2 | | | |

| |2 |Exprimer la cause et le but|Un pere autoritaire . |

| | |. |S . Les taches de la vie |

| | | |quotidienne . |

| |3 |Rassurer, exprimer la |Des artistes en province . |

| | |quantite reduite, le manque|S . Le theatre . La musique . |

| | |. | |

| |4 |Exprimer la confiance, la |Les lettres d`amour . |

| | |mefiance . |S . Le bonheur et le malheur . |

| | | |Le logement . La ville . |

| |5 | ------------------- |S . Le chant, la chanson . |

| | | |L`entreprise . Les manifestations|

| | | |. |

| |1 |Conseiller, exprimer |L`inconnu du sud-ouest . |

| | |l`indiference . |S .Les voyages . |

|3 | | | |

| |2 | ------------------ |Rencontre . |

| | | |S .La voiture . L`hotel . Le |

| | | |telephone |

| |3 |Exprimer la peure, |L`incident . |

| | |l`inquietude . |S . L`architecture . |

| |4 | ----------------- |Suspisions . |

| | | |S . La montagne . La mer . |

| |5 |Exprimer la possibilite, la|Le denouement . |

| | |consequence . |S .La cuisine . |

| |1 |Exprimer la frequence et |Jean Dugommier . |

| | |l`habitude . |S . L`armee-la guerre-la paix . |

|4 | | |Les liveres-la litterature . |

| |2 |Reprimander . Raconter . |Reves de gloire . |

| | | |S . L`histoire . |

| |3 |Donner une explication . |Reves d`enfance . |

| | |Rapporter un discour au |S . La description des personnes |

| | |passe. |. L`ecole . |

| |4 | ---------------- |Reve de revolte . |

| | | |S . Le bubget familiale . La |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.