| |||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)1. Учебника ; 2. Тетради для домашних заданий ; 3. Аудио кассеты: 1- для индивидуальных занятий учащихся; 1-для учителя; 2- для работы на уроке со всем классом. Языковой материал учебника . Распределение грамматического материала по урокам . |№ урока |ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | |1 |Le passe compose | |2 | | |3 |L`interrogation directe . | |4 | | |5 |L`interrogation indirecte . | |6 | | |7 |Le pronom en (de + nom) | |8 | | |9 |L`imparfait | |10 | | |11 |Les relatifs:qui, que | |12 | | |13 |Повторение времен прошедшего момента | |14 | | |15 |Le relatif ou | |16 | | |17 |Le futur | |18 | | |19 |Le pronom y | |20 | | |21 |Le comparatif | |22 | | |23 |Le superlatif | |24 | | |25 |Le conditionnel | |26 | | |27 |Les pronoms indefinis | |28 | | |29 |L`infinitif employe comme nom | |30 | | |31 |Les formes de la negations | |32 | | |33 |Les formes du subjonctif present | |34 | | |35 |Le subjonctuf irregulier | |36 | | |37 |Le passe | |38 | | |39 |Exprimer le but | |40 | | |41 |Exprimer la certitude et le doute | |42 | | |43 |Conjonctions suivies de l`ihdicatif | |44 | | |45 |Si + imparfait | Авторы учебника отобрали разнообразный грамматический материал, наиболее употребительный во французском языке. Новый грамматический материал изучается не на каждом уроке (урок, следующий за тем, который содержит в себе грамматический материал, отводится на закрепление и тренировку). Такое построение учебника позволяет больше времени уделять изучению грамматического материала. На первом уроке происходит введение и начальное закрепление НГМ. Знакомство с НГМ осуществляется после чтения основного текста при самостоятельном поиске неизвестных элементов и построении гипотез о смысле высказывания, образовании и цели, которую содержит то или иное грамматическое явление. Через определенный промежуток времени (через урок, включающий диалог, занятия, которое отводится на комикс) грамматический материал опять закрепляется и отрабатывается в речи уже на втором уроке. Это происходит с помощью различного рода упражнений: тренировочные, трансформационные, тренировочно-поисковые, репродуктивные и продуктивные (см.с.76). При сравнении учебников можно отметить некоторые сходства и различия в изучении грамматического материала. Грамматические страницы представлены в них в виде самостоятельного раздела. Учитывая это, формирование ГМ может происходить традиционно с использованием грамматического справочника, помещенного в конце учебников, где в доступной для учащихся форме объяснено образование и функционирование того или иного грамматического явления. Основной акцент в обоих учебниках, конечно, сделан на глагольную систему языка Le passe compose, L`imparfait, Le future, Le conditionnel, Le subjonctif, времена наиболее употребительные в речи. Большое внимание уделяется постановке вопросов, согласованию времен, неопределенным местоимениям, превосходной и сравнительной степеням прилагательных. Таким образом, в учебниках представлен очень широкий материал, некоторые моменты ( "Le passe compose") повторяют материал 1 года обучения. Критерием отбора, на мой взгляд, является обучение грамматическим явлениям, реально существующим в настоящее время и употребляемым в повседневной жизни. Отобранный грамматический материал изучается в определенной связи и последовательности, ранее изученное создает основу для последующего знания. Введение НГМ и формирование грамматического навыка может происходить традиционно в учебнике "Frequence jeunes-2": 1. " от общего - к частному " (объяснение правила и последующее выполнение упражнений) или дедуктивный путь. 2. " от частного – к общему " или индуктивный путь. Но, авторы придерживаются принципа концептуализации (см. стр. ). Таким образом, введение НГМ может осуществляться в такой последовательности: 1. нахождение новых грамматических элементов после чтения текста, диалога; 2. объяснение учителем употребления того или иного грамматического материала и способ образования ( зачем ? как ?) 3. актуализация явления в процессе повторного чтения диалога, текста; 4. активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических единиц (тренировка в упражнениях). Но авторы отечественного учебника "L`oiseau bleu-3" предпочитают дедуктивный путь введения НГМ: 1. Введение грамматического явления до чтения основного текста. 2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения. 3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических компонентов. Я считаю, что индуктивный путь введения ГМ наиболее эффективен в учебнике "Frequence jeunes-2", так как учащимся сначала предлагается не какя-то схема образования какого-то грамматического явления, а самостоятельный поиск этого элемента в тексте,затем строятся гипотезы о цели его употребления в речи и образовании. Таким образом, я считаю, что такой вид работы повышает мотивацию учащихся при изучении ГМ и способствует более эффективному его усвоению. Но оба принципа, заложенные в УМК не исключают и коммуникативного подхода к обучению грамматики, когда каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма, что нашло отражение в методической организации учебников. Особое значение в учебниках придается развитию умений синтаксически организовать высказывания, связно построить свою речь, перейти к освоению литературных жанров , слов, умений пользоваться речью, так как грамматика – это организующий стержень речевого производства. Например, для самых частотных глаголов характерна многозначность, разрешаемая благодаря синтаксическим связям, выявляющим конкретное значение. Помимо глагольных конструкций(Je change de vetement,je me change; travailler le bois , travailler ferme etc) связность обеспечивается приглагольными местоимениями, предлогами, артиклями, союзами, наречиями. Поэтому при изучении ГМ, значительное место отводится и изучению этих явлений, без которых невозможно выразить свои мысли на французском языке. Необходимо заметить , что ГМ в зарубежном учебнике, по сравнению с отечественным учебником более расширен: здесь изучаются превосходная и сравнительная степени прилагательных, употребление L`infinitif, Le subjonctif,Le conditionnel passe, что не наблюдается в учебнике "L`oiseau bleu-3". Это объясняется тем , что зарубежный учебник представляет собой интенсивный курс изучения французского языка, поэтому он содержит более сложный материал. Я считаю, что при обучении грамматическому строю языка базовым учебником может быть как "L`oiseau bleu-3", так и "Frequence jeunes-2". Это зависит от уровня усвоения французского языка школьниками, при желании учителя ГМ отечественного учебника может быть дополнен заданиями из УМК "Frequence jeunes-2". Лексический материал . Распределение лексики по урокам . Главным принципом обучения по учебнику "Frequence jeunes-2" является принцип коммуникативности, таким образом можно выделить коммуникативные цели для каждого урока ("contenu fonctionnel"), то есть те навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся для общения в разных ситуациях. Лексический материал распределяется по темам, содержащимся в учебнике. |№ урока |Коммуникативные цели; |Тема уроков | | |Лексические единицы. | | |№ 1–4 |Decrire des caracteres ; |Ados,qui etes-vous? | | |Decrire des comportements et des etats | | | |d`esprit; | | | |Parler des rapports avec des autres; | | | |ЛЕ: по теме : "la correspondance". | | |№ 5–8 |Demander et indiquer le chemin a suivre; |Ma ville, ca me regarde!| | |Situer dans l`espace; | | | |Insister pour obtenir satisfaction; | | | |Exprimer son ennui; | | | |ЛЕ: по теме :"la place". | | |№ 9–12 |Repondre au telephone; |L`etat d`ame. | | |ЛЕ: по теме :"les comportements". | | |№ 13-16 |Exprimer le desaccord; |Bonjour le matin! | | |Demander des nouvelles de la sante de | | | |qu`un; | | | |Exprimer l`obligation; | | | |Exprimer une probabilite . | | | |ЛЕ: по теме :"la maison","la cuisine". | | |№ 17-20 |Parler d`un evenement futur; |Vaincre le stress. | | |Dire ou on a mal; | | | |Demander des nouvelles de la sante de | | | |qu`un; | | | |ЛЕ: по теме:"la maladie","le cours | | | |humain". | | |№ 21-24 |Comparer et evaluer une idee, |A la conquete des | | |Solliciter une opinion; |sommets! | | |ЛЕ: по теме :"la nature". | | |№ 25-28 |Faire des suggestions et des hypotheses; |Vos reves et vos peurs. | | |Faire des reproches; | | | |Protester; | | | |ЛЕ: по теме :"la vie professionnelle" | | |№ 29-32 |Exprimer des souhaits; |L`amitie, c`est | | |Exprimer des hypotheses; |important! | | |Demander et donner des conseils; | | | |ЛЕ: по теме :"les sentiments". | | |№ 33-36 |Exprimer la volonte; |Premier amour. | | |Exprimer le souhait; | | | |Exprimer le doute; | | | |ЛЕ: по теме:"l`amour" | | |№ 37-40 |Donner des directives; |Sac au dos. | | |Demander des directives; | | | |Exprimer un jugement; | | | |Exprimer un regret; | | | |ЛЕ: по теме :"les voyages". | | |№ 41-44 |Raconter des evenements; |Courir le monde. | | |Exprimer des obligations; | | | |Exprimer l`inquietude; | | | |Exprimer la surprise. | | | |ЛЕ: по теме :"la campagne" | | |№ 45-48 |Exprimer un souhait; |Vive les vacances! | | |Exprimer des regrets; | | | |Faire des suggestions; | | | |ЛЕ: по теме :"le depart en vacances". | | Коммуникативные цели урока разнообразных, они направлены как на овладение учащимися коммуникативными навыками, так и на усвоение новых лексических едениц, следовательно, на расширение словарного запаса. Словарь содержит около 700 ЛЕ: слов и устойчивых словосочетаний. Отбор лексики производиться по таким критериям как частотность употребления и соответствие теме урока, коммуникативным задачам. В конце учебника находится словарь, где слова переведены на 5 языков. Речевой материал включается в диалоги, тексты, различные аутентичные материалы. Каждый блок уроков завершается контрольно-повторительным уроком, в котором уделено большое внимание повторению ЛЕ. Этому отводится специальная страница "Jeux des mots", где содержатся различные задания (кроссворды, ребусы, тесты и так далее), и краткий разговорник "Boite a mots", где даны дополнительные выражения по теме урока. ВЫВОД: В плане содержания учебник "Frequence jeunes-2" представляет интересный и доступный курс обучения французскому языку для подростков. УМК ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности на языке, опираясь на необходимые и достаточные языковые знания. Я считаю, что УМК может быть использован как основной, так и в качестве учебника для факультативного курса. 3.2. Схема учебника и структура различных уроков в учебнике "Frequence jeunes-2". Основными задачами урока при обучении по УМК "Frequence jeunes-2" являются следующие: o привлекать внимание учащихся, давая им возможность самим понять содержание диалогов и текстов; o научить их наблюдать, а также определять основные понятия для разработки гипотез и решения проблемных заданий ; o подвести учащихся к пониманию (пусть даже скромному) того, как функционирует язык . Определить количество учебных часов, необходимых для изучения материала, предложенного в учебнике, довольно сложно, так как это зависит от таких факторов: как продолжительность урока (от 40 до 55 минут), количество учеников, материальное обеспечение школы, мотивация и способности учащихся. В среднем на изучение темы отводится 7 занятий по 50 минут: по 2 занятия на урок, включающий диалог, 2 занятия на урок чтения и письма, и 1 занятие отводится на комикс и повторительно –обобщающий урок. Нужно добавить также несколько часов на контрольные работы и повторение в конце четверти. В учебник входят 12 блоков, каждый из которых состоит из 4- х уроков: 2 урока содержат диалог и различные сведения из грамматики и фонетики; 1 урок (Magazine) содержит аутентичные материалы и направлен на развитие навыков чтения и письма, и, наконец, последний урок является повторительно-обобщающим, он содержит комикс и задания на повторение ранее изученного . Таким образом, учебник рассчитан на 84 занятия по 50 минут, кроме этого нужно добавить несколько часов на контрольные работы и повторение . Но авторы учебника не настаивают на неукоснительном соблюдении всех рекомендаций, педагоги могут планировать учебный процесс в зависимости от требований программы или методики, а также способностей и уровня подготовленности учащихся. УМК "Frequence jeunes-2" предполагает наличие у учащихся : 1. учебника ; 2. тетради для домашних заданий ; 3. аудиокассеты для индивидуальных занятий . Ход урока . Deroulement d`une unite pedagogique . I. Урок развития диалогической речи, изучение грамматики и фонетики. Учащимся представлена история в форме диалогов "незнакомец в доме". Подросток, обладающий сверхъестественными силами, появляется в семье, где живут 2 школьника, его ровесники. Он делает для себя новые открытия и оказывается замешенным в одной истории. Здесь показан образ жизни, мысли и чувства подростков так, что ученики могут проанализировать, передать, и сравнить со своими. Работа с диалогом рассчитана на 24 урока, цель которой – развитие лексических, грамматических и фонетических навыков, и в первую очередь – навыков разговорной речи. Работу с диалогом можно разделить на следующие этапы: 1. Введение . Этот этап урока длится несколько минут и служит для того, чтобы восстановить в памяти события, которые произошли ранее с героями диалогов, а также чтобы проверить домашнее задание. Если в знаниях учеников обнаруживаются пробелы, необходимо вернуться к этому материалу еще раз в ходе урока. 2. Первичное прослушивание диалога (sensibilation a la situation du dialogue de presentation). Диалоги являются основным источником нового материала, поэтому Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|